Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инверсия как средство художественной выразительности.

 

Инверсия (от лат. inversio – «переворачивание») – стилистический прием, изменение прямого порядка слов или словосочетаний. Автор обращает внимание на слово, ставя его в непривычное место. Имеет грамматическую нагрузку (вопросы в русском, английском, французском).

1) порядок главных членов

2) синтаксические нормы национальных языков (в русском - дополнения и обстоятельства перед управляемыми ими словами, эпитет после определяемого).

3) слова, которые стоят рядом, разъединяются

 

Актуальное членение предложения – членение, способствующее выражению предложением конкретного смысла. Выделяется то, что известно и понятно (тема) и элементы перехода. Противопоставляется членению на грамматические элементы. Тема-рема – объективный порядок, рема-тема – субъективный. Выражается порядком слов, интонацией и пр.

Пример: он (тема) оказался (переход) прекрасным учителем (рема).

 

18. Образы-символы и образы-аллегории.

Символ - самостоятельный художественный образ, имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни. Появляется из-за песенной традиции (жизнь природы = жизнь человека, иносказание).

Первоначально – изображения природы соответствуют человеческой жизни, появляется иносказание, затем – изображения людей, действий, процессов их жизни стали сомволичными.

 

Аллегория – распространенная метафора; иносказание на основе сходства явлений. Имеет важное, иногда главное место в произведении. В метафоре переносное значение заключается в одном слове, в аллегории – целая мысль или их ряд. Некоторые произведения (басни, притчи, стихотворения) имеют заведомо аллегоричный характер.

Отличие: символ - явление в прямом значении, иносказательность проясняется потом, при возникновении ассоциаций. Аллегория – предвзятое, нарочитое иносказание, изображение явления сразу обнаруживает служебное значение.

 

19. Функции гиперболы в литературе, понятие о гротеске.

Гипербола – художественный прием, преувеличение свойств. Один из самых древних приемов в устном народном творчестве наряду с олицетворением. Преувеличивались силы природы, божественные явления (мифы, некоторые христианские книги). Появляется психологический аспект (боги семирукие и т.п.), устрашение. С эпохи Возрождения – средство художественного содержания; комический, сатирический прием. В русской литературе – Гоголь.

 

 

Сатирическая гипербола превращается в гротеск – сочетание контрастов, реального и фантастического, трагического и комического и т.п. для обобщения и заострения жизненного отношения. Особый гротескный мир, расшифровывается как аллегория.

 

20. Гипербола и литота как виды образности.

Гипербола – художественный прием, преувеличение свойств. Один из самых древних приемов в устном народном творчестве наряду с олицетворением. Преувеличивались силы природы, божественные явления (мифы, некоторые христианские книги). Появляется психологический аспект (боги семирукие и т.п.), устрашение. С эпохи Возрождения – средство художественного содержания; комический, сатирический прием. В русской литературе – Гоголь.

Сатирическая гипербола превращается в гротеск – сочетание контрастов, реального и фантастического, трагического и комического и т.п. для обобщения и заострения жизненного отношения. Особый гротескный мир, расшифровывается как аллегория.

 

Литота - чрезмерное преуменьшение, нарочитое смягчение (обратная гипербола). Сопоставление двух явлений по общему признаку, который в средстве проявляется в меньшей степени, чем в объекте. Многие литоты - устойчивые обороты, фразеологизмы и идиомы. Есть в народных и литературных сказках (Мальчик-с-пальчик).

 

Художественный эпитет.

 

Эпитет - художественное определение, отмечающее существенную черту явления. В отличие от логического определения, не содержит разделительного значения признаков, а дает целостное представление о предмете. Чаще всего – прилагательное, но и наречие, существительное, деепричастие.

По содержанию:

Изобразительные (без оценки)

Лирические (прямое отношение писателя к предмету)

Украшающие эпитеты – способствуют живому изображению самых характерных внутренних и внешних признаков.

Постоянныеэпитеты - в народных произведениях известные слова постоянно сопровождаются одними и теми же определениями.

 

22. Ирония и юмор, их роль в литературе.

Ирония (от греч. «притворство») — троп, в котором истинный смысл скрыт или противопоставляется явному, создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется; отрицание, осмеяние, облекаемые в форму согласия и одобрения, основанное на иносказании.

Берет начало в античной культуре (риторика), откуда появляется европейская ироническая традиция с последней трети XIX века.

Формы:

Прямая – способ принизить, предать отрицательный характер.

Самоирония (антиирония)-отрицательные высказывания подразумевают обратный, положительный подтекст ("Где уж нам, дуракам, чай пить").

Сократова – самоирония, при которой её объект сам приходит к логическим выводам и находит иронию.

Ироническое мировоззрение – состояние души, когда человек не верит в общие суждения и стереотипы.

Сарказм – злая, очень пренебрежительная ирония, гнев.

 

Сатира (от лат. satira – «смесь») — проявление комического в искусстве, поэтическое унизительное обличение пороков комическими средствами (сарказм, ирония, гипербола, гротеск, аллегория, пародия и др.). Несоответствие содержания и формы.

Юмор — деятельность человека, направленная на вызывание смеха у окружающих; любые жизненные явления, ситуации, мысли, фантазии, идеи, способные вызвать эти эмоции. Как и сатира, рождается в процессе осмысления внутренней противоречивости.

 

Различия.

Ирония – смешное как серьезное; высмеивает пороки общества и коллектива; Салтыков-Щедрин (политика, социальные пороки).

Юмор – серьезное как смешное; смех над безобидным комическим противоречием; Гоголь (нравственные идеалы); передает авторское отношение.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...