Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рабочая программа учебно-исследовательской практики

Рабочая программа учебно-исследовательской практики

наименование практики

Направление подготовки 050700.62 «Педагогика»

 

Профиль: Практическая психология образования

 

 

Курс 3

Форма обучения ОФО

Общая трудоемкость дисциплины по ГОС ВПО: 4 недели (с отрывом от теоретического обучения)

 


1. Программа учебно-исследовательской практики составлена в соответствии с ФГОС ВПО (ФГОС СПО) по направлению 050700.62. «Педагогика» профиль: Практическая психология в образовании

Утвержденного 09.06.2009

 

2. Разработчик (и) программы учебно-исследовательской практики

Ст. преподаватель кафедры ПР Верещагина Е.А.__________

(должность) (кафедра) (подпись)

 

___________________________ _____________________ _______________ ________________________

(должность) (кафедра, ПЦК) (подпись) (ФИО)

 

3. ПРИНЯТА на заседании кафедры Психологии развития от 08.12.2011 протокол № 3

 

 

Зав. кафедрой __________________ ____Калягина Е.А.

(подпись) (ФИО)

4. Программа учебно-исследовательской практики СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами; СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.

 

Зав. выпускающей кафедрой (председатель ПЦК) ______________ _____________________

(подпись) (ФИО)

 

5. В программу учебно-исследовательской практики внесены изменения и дополнения на заседании кафедры (____________________________ протокол № ____ дата _______________ )

 

Зав. кафедрой (председатель ПЦК) ___________________ _________________________

(подпись) (ФИО)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебно-исследовательской практики предназначена для бакалавров 3 курса, обучающихся по направлению 050700.62. «Педагогика» профиль: Практическая психология в образовании.

Цель учебно-исследовательской практики – знакомство с формами психолого - педагогического сопровождения детей школьного возраста в общем образовании, приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности, формирование и интереса к профессии.

Программа соответствует требованиям ГОС. В ходе практики у студентов должны быть сформированы:

Цели учебно-исследовательской практики бакалавров по направлению подготовки 050700.62 «Педагогика» профиль: Практическая психология в образовании:

· расширение, конкретизация и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин предметной подготовки;

· изучение организационной структуры школьной ступени общего и образования;

· ознакомление с содержанием основных видов деятельности педагогов, психологов в системе общего образования, с особенностями коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, коррекционно-воспитательной, психокоррекционной деятельности в школьных учреждениях, с формами и методами взаимодействия специалистов разных профилей;

· ознакомление с нормативно-правовой документацией профессиональной деятельности психолога в системе общего образования;

· приобретение умений и навыков самостоятельной обработки результатов сбора эмпирических данных

Задачи:

Знать:

· об основных видах деятельности педагога, психолога с детьми школьного возраста с условной нормой развития;

· о содержании нормативной документации в образовании;

· о содержании нормативной, организационно-методической, специальная документации педагога-психолога;

· о специфике работы учреждения как базы практики;

· о роли и месте психодиагностических методов в системе психологического обследования детей и взрослых;

· о полидетерминированности и системности психической реальности, учитывать их в своей практической деятельности;

· о способах оформления результатов научного исследования;

Место учебно-исследовательской практики в структуре ООП ВПО:

Учебно-исследовательскойпрактике предшествует изучение следующих дисциплин и блоков дисциплин и вариативного компонента ФГОС ВПО: Педагогика, Психология человека, Социальная психология, Психологическое консультирование, Введение в педагогическую деятельность, Теория обучения и воспитания, Введение в психолого-педагогическую деятельность, Психология развития, а также курсов по выбору студентов, раскрывающих практикоориентированные аспекты перечисленных профильных дисциплин, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия.

Требования к отчетной документации

По окончании практики студенты всех курсов предоставляют на кафедру отчет о прохождении практики, оформленный в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам практик для каждого курса.

Аттестация студентов проводится в форме зачета с аттестационными оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Примечание: студенту, по каким-либо причинам не прошедшему практику или получившему за нее неудовлетворительную оценку, с разрешения кафедры назначается повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий в университете.

Отчетная документация

1. Дневник практики

2. Схема нормативно-правовой документации О.У.

3. Протокол наблюдения.

4. Протокол проведения диагностики межличностных отношений.

5. Протокол проведения диагностики интересов учащегося.

6. Программа внеклассного мероприятия

7. Конспект психолого-педагогического посвящения; буклеты, видео-презентация.

8. Отчёт.

 

Приложение 1

Паспорт образовательного учреждения

  1. Название образовательного учреждения.
  2. С какого периода функционирует образовательное учреждение.
  3. Адрес, телефон.
  4. Руководитель образовательного учреждения (заведующая детским садом / директор).
  5. Заместитель по учебно-воспитательной работе.
  6. Специальный психолог (педагог- психолог).
  7. Программа образовательная (воспитания и обучения)
  8. Контингент воспитанников (учащихся): общее количество, возраст, количество класс-комплектов (групп), заболевание.
  9. Педагогический коллектив и медицинский персонал (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, воспитатели, учителя, педагог-психолог, медсестра общего лечения, инструктор по лечебной физкультуре, и т.д.).
  10. Режим работы.

 

Приложение 1

Таблица

Тип документации Содержание Примечания
       
       
       

 

Приложение 2

СХЕМА

Микропрактикум «Мой класс»

Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса (см. рис.): «Ребята! На этом рисунке схематично изображен наш класс. За столом сидит учитель, заняты своим делом ученики. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свое имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию».

Учителю важно знать:
- с кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?
- какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу (рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)?
- Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?

На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.

Анализ результатов:
1. Позиция «один, вдали от учителя» - эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.
2. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, - доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.
3. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.
4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.

Анкета «Мое мнение о классе»

Цель: выявление удовлетворенности учащихся своим классом.
Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
- 4 – совершенно согласен;
- 3 – согласен;
- 2 – трудно сказать;
- 1 – не согласен;
- 0 – совершенно не согласен.

1. Я иду в школу с радостью.
2. В классе у меня обычно хорошее настроение, мне комфортно.
3. Мне нравится наш классный руководитель.
4. К нашим учителям можно обратиться за помощью и советом.
5. У меня есть любимый учитель.
6. У меня есть любимый предмет.
7. В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение.
8. Я считаю, что в нашем классе и школе созданы условия для развития моих способностей.
9. Я считаю, что школа готовит меня для самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучал по одноклассникам.

Обработка полученных данных.
В качестве показателя удовлетворенности учащихся классной жизнью может рассматриваться частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если этот показатель больше 3, то можно сделать вывод о высокой степени удовлетворенности, если показатель больше 2, но меньше 3 – о средней удовлетворенности, если показатель меньше 2 – это свидетельствует о низкой удовлетворенности учащихся классной жизнью.

Примерная схема качественного анализа психической деятельности при проведении диагностики

Контакт

  • Легко установившийся, полноценный (способствует совместной деятельности), стабильный на протяжении всего исследования.
  • Постепенно установившейся , в последующем полноценный, стабильный.
  • Относительно полноценный в начале работы, но ухудшающийся по мере столкновения с трудностями, замечаниями экспериментатора либо в связи с появлением пресыщения деятельностью.
  • Легко и постепенно установившейся , но неполноценный (общение есть, но затруднена совместная деятельность, недооценивается значение информации, исходящей от взрослого; ориентация на собственную программу деятельности).
  • Недостаточно стойкий, «хрупкий» на протяжении всего исследования из-за негативного отношения к ситуации исследования, не вызывающей у ребенка интереса, либо из-за чрезмерной скованности, неуверенности в своих действиях, боязни допустить ошибку.

Интерес

  • Выраженный, стойкий по отношению к большинству заданий, стимулирует деятельность (ребенок работает увлеченно, с азартом).
  • Достаточно выраженный, но избирательный или угасающий по мере столкновения с трудностями либо после коррекции ошибочных решений экспериментатором.
  • Поверхностный, слабо стимулирует деятельность, но частично компенсируется старанием заслужить положительную оценку взрослого ( или просто подчинением взрослому).
  • Выявляется в незначительной степени в силу угнетенности ситуацией эксперимента или стойкой боязнью допустить ошибку.
  • Слабый, поверхностный, ничем не компенсируемый, деятельность возможна лишь при наличии массивной и разнообразной стимуляции.

Активность

  • Работает сам или с незначительной стимуляцией при нерешительных действиях в отдельных заданиях (во всех случаях – положительный эффект от стимуляции).
  • Нуждается в незначительной стимуляции по тем же причинам, но в большинстве заданий (эффект тот же).
  • Необходима незначительная, но постоянная стимуляция при невысоком интересе к работе или легкая стимуляция при наступлении пресыщения в отдельных заданиях.
  • Незначительная стимуляция в большинстве заданий, но в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при нерешительных действиях.
  • Наличие незначительной стимуляции в большинстве заданий, но в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при невысокм интересе к работе либо в связи с наступающим пресыщением в отдельных заданиях.
  • Необходима массивная, разнообразная стимуляция в большинстве заданий из-за отсутствия интереса к работе, быстрого и грубого пресыщения или крайней, постоянной нерешительности.

5/ Оценка собственных достижений (критика)

  • Адекватная, самостоятельная, аргументированная.
  • Снижение первоначально завышенной оценки после уточняющих вопросов (все ли хорошо сделал? Разве не трудно было?).
  • То же, но после прямых указаний на допущенные ошибки и имеющиеся трудности.
  • Аффективное, неадекватное снижение оценки после указаний на допущенные ошибки.
  • Отказ от оценки.
  • Неадекватно завышенная оценка.

Истощаемость

  • Относительно равномерный темп, целенаправленность, продуктивность в целом ( возможные нарушения этих качеств не связаны с утомлением, а обусловлены действие других факторов; пресыщаемостью, нерешительностью,, колебаниями внимания).
  • Выявляется к концу исследования (ухудшение осмысления, ослабление ориентировочной деятельности, нарастание количества ошибок внимания, замедление темпа, снижение качественного уровня решений) в негрубо выраженной форме.
  • Те же явления, в той же степени, но примерно с середины исследования.
  • То же , но с приобретением грубой выраженности к концу исследования.

Понимание обращенной речи

  • Понимает большинство инструкций сразу (критерий – выполнение действий в русле инструкций и ответы в плане вопросов).
  • Некоторые вопросы и инструкции понимает после дополнительного уточнения.
  • Большинство вопросов и инструкций требует уточнения, иногда упролщения формулировки или демонстрации нужных действий.

 

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТЧЁТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ СТУДЕНТА

Итоговая оценка за производственную практику выставляется на основе учета следующих данных:

1) качества выполнения всех видов задания;

2) наличие и оформление документации (ее качества);

3) отношения к практике;

«Зачтено» - если студент выполнил все программные требования по практике, при этом проявлял самостоятельность, инициативность, творческий подход, при этом в основном был самостоятелен, инициативен.

«Не зачтено»- если студент не выполнил программу практики по неуважительным причинам.

 

 

Рабочая программа учебно-исследовательской практики

наименование практики

Направление подготовки 050700.62 «Педагогика»

 

Профиль: Практическая психология образования

 

 

Курс 3

Форма обучения ОФО

Общая трудоемкость дисциплины по ГОС ВПО: 4 недели (с отрывом от теоретического обучения)

 


1. Программа учебно-исследовательской практики составлена в соответствии с ФГОС ВПО (ФГОС СПО) по направлению 050700.62. «Педагогика» профиль: Практическая психология в образовании

Утвержденного 09.06.2009

 

2. Разработчик (и) программы учебно-исследовательской практики

Ст. преподаватель кафедры ПР Верещагина Е.А.__________

(должность) (кафедра) (подпись)

 

___________________________ _____________________ _______________ ________________________

(должность) (кафедра, ПЦК) (подпись) (ФИО)

 

3. ПРИНЯТА на заседании кафедры Психологии развития от 08.12.2011 протокол № 3

 

 

Зав. кафедрой __________________ ____Калягина Е.А.

(подпись) (ФИО)

4. Программа учебно-исследовательской практики СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами; СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.

 

Зав. выпускающей кафедрой (председатель ПЦК) ______________ _____________________

(подпись) (ФИО)

 

5. В программу учебно-исследовательской практики внесены изменения и дополнения на заседании кафедры (____________________________ протокол № ____ дата _______________ )

 

Зав. кафедрой (председатель ПЦК) ___________________ _________________________

(подпись) (ФИО)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебно-исследовательской практики предназначена для бакалавров 3 курса, обучающихся по направлению 050700.62. «Педагогика» профиль: Практическая психология в образовании.

Цель учебно-исследовательской практики – знакомство с формами психолого - педагогического сопровождения детей школьного возраста в общем образовании, приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности, формирование и интереса к профессии.

Программа соответствует требованиям ГОС. В ходе практики у студентов должны быть сформированы:

Цели учебно-исследовательской практики бакалавров по направлению подготовки 050700.62 «Педагогика» профиль: Практическая психология в образовании:

· расширение, конкретизация и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин предметной подготовки;

· изучение организационной структуры школьной ступени общего и образования;

· ознакомление с содержанием основных видов деятельности педагогов, психологов в системе общего образования, с особенностями коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, коррекционно-воспитательной, психокоррекционной деятельности в школьных учреждениях, с формами и методами взаимодействия специалистов разных профилей;

· ознакомление с нормативно-правовой документацией профессиональной деятельности психолога в системе общего образования;

· приобретение умений и навыков самостоятельной обработки результатов сбора эмпирических данных

Задачи:

Знать:

· об основных видах деятельности педагога, психолога с детьми школьного возраста с условной нормой развития;

· о содержании нормативной документации в образовании;

· о содержании нормативной, организационно-методической, специальная документации педагога-психолога;

· о специфике работы учреждения как базы практики;

· о роли и месте психодиагностических методов в системе психологического обследования детей и взрослых;

· о полидетерминированности и системности психической реальности, учитывать их в своей практической деятельности;

· о способах оформления результатов научного исследования;

Место учебно-исследовательской практики в структуре ООП ВПО:

Учебно-исследовательскойпрактике предшествует изучение следующих дисциплин и блоков дисциплин и вариативного компонента ФГОС ВПО: Педагогика, Психология человека, Социальная психология, Психологическое консультирование, Введение в педагогическую деятельность, Теория обучения и воспитания, Введение в психолого-педагогическую деятельность, Психология развития, а также курсов по выбору студентов, раскрывающих практикоориентированные аспекты перечисленных профильных дисциплин, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...