Составления психологического портрета на класс
1. Общие сведения о группе:
- количество учащихся (из них мальчиков и девочек)
- возрастной состав
- время возникновения группы
- были ли слияния с другими группами
- краткие сведения о классном руководителе, смена классных руководителей
- наличие или отсутствие актива группы.
2. Особенности межличностных отношений внутри группы:
- степень сплоченности в группе
- наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа
- социометрический статус каждого члена группы (методика 1).
3. Общие выводы:
- уровень развития группы
- определение основных недостатков в организации группы и конфликтов его членов (если таковы имеются), пути их преодоления
определение основных задач и путей дальнейшего формирования группы.
Микропрактикум «Мой класс»
Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса (см. рис.): «Ребята! На этом рисунке схематично изображен наш класс. За столом сидит учитель, заняты своим делом ученики. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свое имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию».
Учителю важно знать: - с кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый? - какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу (рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)? - Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?
На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.
Анализ результатов: 1. Позиция «один, вдали от учителя» - эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе. 2. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, - доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка. 3. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем. 4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.
Изучение взаимоотношений в коллективе
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
1. Что, по твоему мнению, является чаще всего поводом для конфликта между учеником и учителем? - поведение; - учеба; - личная неприязнь; - нежелание понимать друг друга.
2. Могут ли конфликты с учителем повлечь неприязнь с его стороны? - да; - нет; - иногда.
3. Может ли на твое поведение повлиять коллектив класса? - да; - нет; - иногда.
4. Что может послужить причиной, по которой ты смог бы бросить школу? - неуспеваемость; - конфликт с учителем; - конфликт с одноклассниками; - я не брошу школу ни при каких обстоятельствах.
Анкета «Вот я какой!»
Цель: Знакомство детей, установление благоприятного психологического микроклимата в классе.
1. Меня зовут ________________ 2. Мне ____ лет 3. У меня ________ глаза 4. У меня ________ волосы 5. Улица, на которой я живу, называется _______________ 6. Моя любимая еда - ________________ 7. Мой любимый цвет - ________________ 8. Мое любимое животное - _________________ 9. Моя любимая книга - ________________ 10. Моя любимая телепередача - __________________ 11. Самый прекрасный фильм, который я видел - ______________________ 12. Я люблю в себе _____________________ 13. Моя любимая игра - _________________ 14. Моего лучшего друга зовут _________________ 15. Страна, в которую я хотел бы съездить - __________________ 16. Лучше всего я умею ________________ 17. Моих братьев и сестер зовут ________________________________ 18. Самая главная моя цель - _____________________
Инструкция:Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем впишите в нее недостающие слова (10 мин). А теперь разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей.
Анализ: - С кем из детей у тебя больше всего общего? - Чьи ответы показались тебе самыми интересными? - На какой вопрос тебе труднее всего ответить?
Анкета «Мое мнение о классе»
Цель: выявление удовлетворенности учащихся своим классом. Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале: - 4 – совершенно согласен; - 3 – согласен; - 2 – трудно сказать; - 1 – не согласен; - 0 – совершенно не согласен.
1. Я иду в школу с радостью. 2. В классе у меня обычно хорошее настроение, мне комфортно. 3. Мне нравится наш классный руководитель. 4. К нашим учителям можно обратиться за помощью и советом. 5. У меня есть любимый учитель. 6. У меня есть любимый предмет. 7. В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение. 8. Я считаю, что в нашем классе и школе созданы условия для развития моих способностей. 9. Я считаю, что школа готовит меня для самостоятельной жизни. 10. На летних каникулах я скучал по одноклассникам.
Обработка полученных данных. В качестве показателя удовлетворенности учащихся классной жизнью может рассматриваться частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если этот показатель больше 3, то можно сделать вывод о высокой степени удовлетворенности, если показатель больше 2, но меньше 3 – о средней удовлетворенности, если показатель меньше 2 – это свидетельствует о низкой удовлетворенности учащихся классной жизнью.
Примерная схема качественного анализа психической деятельности при проведении диагностики
Контакт
- Легко установившийся, полноценный (способствует совместной деятельности), стабильный на протяжении всего исследования.
- Постепенно установившейся , в последующем полноценный, стабильный.
- Относительно полноценный в начале работы, но ухудшающийся по мере столкновения с трудностями, замечаниями экспериментатора либо в связи с появлением пресыщения деятельностью.
- Легко и постепенно установившейся , но неполноценный (общение есть, но затруднена совместная деятельность, недооценивается значение информации, исходящей от взрослого; ориентация на собственную программу деятельности).
- Недостаточно стойкий, «хрупкий» на протяжении всего исследования из-за негативного отношения к ситуации исследования, не вызывающей у ребенка интереса, либо из-за чрезмерной скованности, неуверенности в своих действиях, боязни допустить ошибку.
Интерес
- Выраженный, стойкий по отношению к большинству заданий, стимулирует деятельность (ребенок работает увлеченно, с азартом).
- Достаточно выраженный, но избирательный или угасающий по мере столкновения с трудностями либо после коррекции ошибочных решений экспериментатором.
- Поверхностный, слабо стимулирует деятельность, но частично компенсируется старанием заслужить положительную оценку взрослого ( или просто подчинением взрослому).
- Выявляется в незначительной степени в силу угнетенности ситуацией эксперимента или стойкой боязнью допустить ошибку.
- Слабый, поверхностный, ничем не компенсируемый, деятельность возможна лишь при наличии массивной и разнообразной стимуляции.
|