Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Составления психологического портрета на класс

1. Общие сведения о группе:

- количество учащихся (из них мальчиков и девочек)

- возрастной состав

- время возникновения группы

- были ли слияния с другими группами

- краткие сведения о классном руководителе, смена классных руководителей

- наличие или отсутствие актива группы.

2. Особенности межличностных отношений внутри группы:

- степень сплоченности в группе

- наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа

- социометрический статус каждого члена группы (методика 1).

3. Общие выводы:

- уровень развития группы

- определение основных недостатков в организации группы и конфликтов его членов (если таковы имеются), пути их преодоления

определение основных задач и путей дальнейшего формирования группы.

Микропрактикум «Мой класс»

Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса (см. рис.): «Ребята! На этом рисунке схематично изображен наш класс. За столом сидит учитель, заняты своим делом ученики. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свое имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию».

Учителю важно знать:
- с кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?
- какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу (рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)?
- Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?

На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.

Анализ результатов:
1. Позиция «один, вдали от учителя» - эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.
2. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, - доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.
3. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.
4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.

Изучение взаимоотношений в коллективе

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

1. Что, по твоему мнению, является чаще всего поводом для конфликта между учеником и учителем?
- поведение;
- учеба;
- личная неприязнь;
- нежелание понимать друг друга.

2. Могут ли конфликты с учителем повлечь неприязнь с его стороны?
- да;
- нет;
- иногда.

3. Может ли на твое поведение повлиять коллектив класса?
- да;
- нет;
- иногда.

4. Что может послужить причиной, по которой ты смог бы бросить школу?
- неуспеваемость;
- конфликт с учителем;
- конфликт с одноклассниками;
- я не брошу школу ни при каких обстоятельствах.

Анкета «Вот я какой!»

Цель: Знакомство детей, установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

1. Меня зовут ________________
2. Мне ____ лет
3. У меня ________ глаза
4. У меня ________ волосы
5. Улица, на которой я живу, называется _______________
6. Моя любимая еда - ________________
7. Мой любимый цвет - ________________
8. Мое любимое животное - _________________
9. Моя любимая книга - ________________
10. Моя любимая телепередача - __________________
11. Самый прекрасный фильм, который я видел - ______________________
12. Я люблю в себе _____________________
13. Моя любимая игра - _________________
14. Моего лучшего друга зовут _________________
15. Страна, в которую я хотел бы съездить - __________________
16. Лучше всего я умею ________________
17. Моих братьев и сестер зовут ________________________________
18. Самая главная моя цель - _____________________

Инструкция:Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем впишите в нее недостающие слова (10 мин). А теперь разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей.

Анализ:
- С кем из детей у тебя больше всего общего?
- Чьи ответы показались тебе самыми интересными?
- На какой вопрос тебе труднее всего ответить?

Анкета «Мое мнение о классе»

Цель: выявление удовлетворенности учащихся своим классом.
Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
- 4 – совершенно согласен;
- 3 – согласен;
- 2 – трудно сказать;
- 1 – не согласен;
- 0 – совершенно не согласен.

1. Я иду в школу с радостью.
2. В классе у меня обычно хорошее настроение, мне комфортно.
3. Мне нравится наш классный руководитель.
4. К нашим учителям можно обратиться за помощью и советом.
5. У меня есть любимый учитель.
6. У меня есть любимый предмет.
7. В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение.
8. Я считаю, что в нашем классе и школе созданы условия для развития моих способностей.
9. Я считаю, что школа готовит меня для самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучал по одноклассникам.

Обработка полученных данных.
В качестве показателя удовлетворенности учащихся классной жизнью может рассматриваться частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если этот показатель больше 3, то можно сделать вывод о высокой степени удовлетворенности, если показатель больше 2, но меньше 3 – о средней удовлетворенности, если показатель меньше 2 – это свидетельствует о низкой удовлетворенности учащихся классной жизнью.

Примерная схема качественного анализа психической деятельности при проведении диагностики

Контакт

  • Легко установившийся, полноценный (способствует совместной деятельности), стабильный на протяжении всего исследования.
  • Постепенно установившейся , в последующем полноценный, стабильный.
  • Относительно полноценный в начале работы, но ухудшающийся по мере столкновения с трудностями, замечаниями экспериментатора либо в связи с появлением пресыщения деятельностью.
  • Легко и постепенно установившейся , но неполноценный (общение есть, но затруднена совместная деятельность, недооценивается значение информации, исходящей от взрослого; ориентация на собственную программу деятельности).
  • Недостаточно стойкий, «хрупкий» на протяжении всего исследования из-за негативного отношения к ситуации исследования, не вызывающей у ребенка интереса, либо из-за чрезмерной скованности, неуверенности в своих действиях, боязни допустить ошибку.

Интерес

  • Выраженный, стойкий по отношению к большинству заданий, стимулирует деятельность (ребенок работает увлеченно, с азартом).
  • Достаточно выраженный, но избирательный или угасающий по мере столкновения с трудностями либо после коррекции ошибочных решений экспериментатором.
  • Поверхностный, слабо стимулирует деятельность, но частично компенсируется старанием заслужить положительную оценку взрослого ( или просто подчинением взрослому).
  • Выявляется в незначительной степени в силу угнетенности ситуацией эксперимента или стойкой боязнью допустить ошибку.
  • Слабый, поверхностный, ничем не компенсируемый, деятельность возможна лишь при наличии массивной и разнообразной стимуляции.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...