Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ.

РАЗВ. ПСИХОЛ. В РАМКАХ ФИЛ-ИХ ВОЗЗРЕНИЙ

Основные Исторические этапы развития психологии:

1. Психология как наука о душе (с 2000 д.н.э.)

2. Психология как наука о сознании (с 17 века)

3. Психология как наука о поведении (с 19 века)

4. Психология как наука, изучающая закономерности и проявления психики (сейчас)

Психологические знания в Античности

Анимизм (anima - душа). Душа присуща всему живому. Душа – независимая от тела сущьность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Платон(407-348 г. д.н.э.). Аристотель (387-322 г. д.н.э.).

По Платону душа первична.

Три оставляющих – Разум - голова, Мужество(Воля) - грудь, Вожделение – живот.

Чувства: Гнев, страх, Желание, Печаль, Любовь, Зависть, Ревность.

По Аристотелю душа бестелесна, занимает форму живого тела. Душа – цель всех жизненных функций. Движущаяся сила поведения человека – стремление, сопряжённое с чувством удовольствия и неудовольствия.

Познание, Память (сохранение и воспроизведение ощущений), мышление (составление понятий, суждений и умозаключений). Разум (особая форма интеллектуальной активности, приносится из вне)

Конфуций, Сократ.

Средневековье

Христианское понимание сущности человека и его души

Душа – божественное сверхъестественное начало. Изучаться может только внешняя сторона души.

Накапливается конкретный материал об конкретных физиологических строениях человека.

Авиценна и Аверроэс.

В 1590 году немцы Р. Гокнелиус и О’Кассман ввели современное понятие «психология».

Умозрительная психология 17 в.

(Попытка осмыслить душевный мир с общефилософских позиций)

Р. Декарт (1596-1550) разделил душу и тело. Тело делимо, а душа нет

Дуалистическое учение (душа способна двигаться внутри тела).

Заложил основы детерминистической (причинной) концепции поведения.

Рефлекс – закономерный ответ организма на внешнее физическое раздражение.

Схема «Стимул – Рефлекс» - Бихевиоризм.

Декарт стал основателем интроспективной психологии.

Спиноза – Голландский философ (1632-1717 г.), который попытался соединить тело и душу.

Душа – одно из проявлений материи.

Г.Лейбниц (1646-1716 г.) – немецкий философ, отверг установленное Декартом равенство психики и сознания. Он ввёл понятие о бессознательной психике. Желания и страсти порождают работу психических сил.

Связь между физическим и психическим является божественной мудростью.

Зарождение эмпирической психологии

Основной принцип – наблюдение, классификация, установка связей психологических явлений.

Джон Локк (1632-1704). Душа – пассивная, но способная к восприятию среда. Под воздействием чувственных побуждений душа начинает формироваться, мыслить. Понятие Ассоциации – связь между психическими явлениями, при которых актуализация одного из них влечёт появление другого.

В. Гартли (1705-1757) Основатель ассоциативной психологии. Психологический мир человека складывается постепенно, по средствам ассоциации элементов.

УЧЕНИЕ ДЕКАРТА О РЕФЛЕКСЕ

Рефлекс (от лат. reflexus – обращенный, отраженный) – ответная реакция живого организма, обусловленная воздействием какого–либо определенного фактора внешней или внутренней среды на анализатор, проявляющаяся в сокращении мышц, выделении секреции. Обычно выделяются условные и безусловные рефлексы.

Понятие о рефлексе возникло в физике Декарта. Оно было призвано завершить общую механическую картину мира, включив в нее поведение живых существ. Концепция Декарта сложилась в эпоху, когда рассмотрение под новым углом зрения организма и его функций произвело настоящий переворот в анатомо-физиологических исследованиях.

Декарт исходил из того, что взаимодействие организмов с окружающими телами опосредовано нервной машиной, состоящей из мозга как центра и нервных "трубок", расходящихся радиусами от него. Декарт представлял его по образцу процесса кровообращения. Предполагалось, что наиболее легкие и подвижные частицы крови, отфильтровываясь от остальных, поднимаются согласно общим правилам механики к мозгу. Потоки этих частиц Декарт обозначил старинным термином "животные духи", вложив в него содержание, вполне соответствовавшее механистической трактовке функций организма. То, что он называет "духами" являются тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро. Хотя термин "рефлекс" у Декарта отсутствует, основные контуры этого понятия намечены достаточно отчетливо. Рефлекс означает отражение. Под ним Декарт понимал отражение "животных духов" от мозга к мышцам по типу отражения светового луча. В этой связи напомним, что понимание нервного процесса как родственного тепловым и световым явлениям имеет древнюю и разветвленную генеалогию.

Таким образом, появление понятия о рефлексе - результат внедрения в психофизиологию моделей, сложившихся под влиянием принципов оптики и механики. Распространение на активность организма физических категорий позволило понять ее детерминистски, вывести ее из-под причинного воздействия души как особой сущности.

Согласно Декартовой схеме, внешние предметы действуют на периферическое окончание расположенных внутри нервных "трубок" нервных "нитей", последние, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, по каналам которых "животные духи" устремляются в соответствующие мышцы, которые в результате "надуваются". Тем самым утверждалось, что первая причина двигательного акта лежит вне его.

 

БИХЕВИОРИЗМ И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста“. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные „эмоции“) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. В частности, в исследованиях Уотсона показано, что, если сочетать безусловные стимулы, вызывающие у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другими, первоначально нейтральными (например, показ белого кролика), то через некоторое время реакция страха может вызваться уже одним только показом кролика. Но в дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S – R появились „промежуточные переменные“ (образ, цель, потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30–х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.

Необихевиоризм (от греч. neоs – новый и англ. behaviour – поведение) — психологическое направление. Берет свое начало в бихевиоризме. Основан на допущении, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты. Для объяснения устанавливаемых связей используются определенные гипотетические конструкты — в схеме S — R появились „промежуточные переменные“. Активно используются такие понятия, как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех — неуспех, которые являются феноменами поля сознания. К необихевиоризму относятся: Б. Скиннер, К. Халл, Э. Толмена.

Социобихеивиоризм – учение, основателем которого стал Бандура. Он считает, что приобретение определённого образа поведения происходит не только через опыт, но и через наблюдение за другими, т.е. поведение включает познавательный элемент (когнитивный, связанный с мышлением). Этот процесс является важнейшим в со-циализации личности.

ГЕШТАЛЬТ ПСИХОЛОГИЯ

Гештальтпсихология — психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10–х и просуществовавшее до середины 30–х гг. ХХ в. (до прихода к власти гитлеровцев, когда большинство ее представителей эмигрировали) и продолжившее разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. К этому направлению принадлежат прежде всего М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи „критического реализма“ и положения, развивавшиеся Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма.

В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, „поле“, в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными.

Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико–геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и „экономной“ конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как „фактор близости“, „фактор сходства“, „фактор хорошего продолжения“, „фактор общей судьбы“.

В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления — метод „рассуждения вслух“ и внесли такие понятия, как проблемная ситуация, инcaйт (М. Вертгеймер, К. Дункер). При этом возникновение того или иного решения в „продуктивном мышлении“ животных и человека трактовалось как результат образования „хороших гештальтов“ в психологическом поле. В 20–х гг. ХХ в. К.Левин расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения „личностного измерения“. Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиормзм, когнитивную психологию, школу „New Look“.

 

 

ФРЕЙДИЗМ И НЕОФРЕЙДИЗМ

Фрейдизм или психоанализ.

Был основан Зигмундом Фрейдом (1856-1940). Его теория объясняла поведение человека, особенно дивиантное (отклоняющееся) поведение. Кроме того, Фрейд разработал философское учение.

Поведение человека объясняется бессознательным влечением и желаниями, в которых человек сам себе не может признаться.

Поэтому они либо вытеснены из сознания, либо они остаются в подсознании. Бессознательное и появляется потому, что эти влечения противоречат мнению окружающих – референтов. Например, референтами для детей являются родители. Но эти влечения стремятся выявится, проявляясь часто через них, фантазии, творчество и влияют на восприятие окружающей действительности.

Основной подход психоанализа – «докопаться» до этого влечения, понять это побуждение и «пережить» его на социальном уровне.

Катарсис – очищающее душу переживание, в результате которого происходит переоценка жизненных ценностей.

По Фрейду: природа страданий происходит от влечения, эротического (к любви) и от влечения к саморазрушению (смерти).

Считает, что в детстве ребёнок переживает кризисы – комплексы: Эдипа – ревность к родителю другого пола (у мальчиков), Электры (у девочек). Этот кризис становится причиной нервных расстройств уже у взрослых людей.

Фрейд представляет структуру сознания следующим образом:

-ОНО (ИО) – сумма желаний, удовольствий, влечений, подсознательной структуры.

-Я (ЭГО) – сознательная структура, связанная с реальностью, ищущей пути удовлетворения желаний ОНО.

-Сверх-Я (СуперЭГО) – продукт социализации, совесть, подавляющая и ограничивающая влечения.

С возраста четырёх лет возникает конфликт между ОНО и Сверх-Я на почве Я. При этом Я не является пассивной структурой. Оно вырабатывает методы психологической защиты, например:

-регрессия (возврат во время, когда было комфортно, когда была защита): плач (возвращение в детство);

-отрицание (неприятие нежелательной информации);

-рационализация информации (восприятие только той части информации, которая полезна);

-подавление (блокирование информации);

-проекция (перенос собственных переживаний, чувств на другого человека);

-идентификация (вид проекции) (отождествление себя с другими);

-отчуждение (обособление внутри сознания зон, связанных с психологической травмой);

-замещение (перенос действий с недосягаемых объектов на досягаемые);

-сновидение;

-катарсис;

-сублимация (переориентация сексуального или агрессивного потенциала в фор-мы творческой активности, т.е. на деятельность, поощряемую обществом).

Заслуга Фрейда, бывшего атеистам, состоит в превращении понятия «сознание» в живую, наблюдаемую систему.

Благодаря Фрейду сексуальные проблемы стали исследоваться в психологической науке. Также, Фрейд занимался детской психологией и психологией семьи.

Неофрейдизм – учение, созданное учениками Фрейда (Юнг, Адлер).

Адлер утвреждал, что человек стремится к самосовершенствованию, так как в детст-ве формируется комплекс неполноценности. Комплекс неполноценности усиливает-ся, если семья ведёт себя неправильно, и тогда самосовершенствование пойдёт дру-гим путём. Если комплекс неполноценности слишком выражен, то личность самоут-верждается.:

-конструктивно (кооперация с людьми и для людей);

-деструктивно (эгоизм, для унижения и эксплуатации людей).

Если человека унижать в детстве, то он будет мстить всему человечеству. Если че-ловек слишком избалован в детстве, то он будет требовать благ ни за что.

Юнг (религиозен) – был сторонником мистических, изотерических учений. Он изу-чал и лечил шизофреников (у которых расщепляется личность). Основанием учения Юнга является учение о коллективной бессознательности (опыт человечества). Это формирует архетипы: Мать, Земля, Дитя, Бог, Жизнь, Смерть. Поведение человека может определяться взаимодействием сознания и личного, и коллективного бессоз-нательного.

Дума, по Юнгу, не физическое, а реальное. Она переполняется противоречиями: экстраверсия – интроверсия, мужское-женское и др.

Душевная жизнь по Юнгу – это блуждание между противоположностями, форми-рующими истинного себя, саморазвитие.

Райх – утверждал свободную реализацию любви в человеке.

Её можно освободить через физические упражнения, массаж и др. Для естественно-го выражения этой любви нужна сексуальная революция.

Карен Хорни – открыла явление нервного круга, куда попадают слабые личности.

Эрик Эриксон – специалист в возрастном развитии. Наиболее важным периодом вы-делял подростковый возраст.

Эрик Фромм – создатель концепции гуманистического психоанализа.

 

9. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Когнитивная психология - Одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг., как альтернативная бихевиоризму. Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект.

Представители: Жан Пиаже Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.

Предмет изучения: Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.

Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.

Основные теоретические положения.

Человек – это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.

Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится познать.

Внешние поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными.

Практика: Разработка обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта и научная экспертиза свидетельских показаний.

Работа, анализ, создание прикладной теории.

Вклад: Введение понятий кратковременной и долговременной памяти.

Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.

 

10. ТРАНЗАКТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Транзактная психология:

Э. Берн.

Развитие личности происходит в контактах с другими людьми-(взрослая и ведущая позиции).

Ego - совместимость эмоций, установок и схем поведения, которые могут измениться и проявляться по разному в различных ситуациях.

Родитель- Собственный родитель, кто влияет в детстве

Взрослый- Повеление человека в реальном действии

Ребенок- Я сама в детстве, в подобных ситуациях

Для человека важнее любые впечатления, чем никакие. 2 детства в коре головного мозга хранится информация, которая в любой момент может стать актуальной:

Родительская позиция: рациональная, бездоказанная.

Детская позиция: бездоказанная, эмоциональная (хочу),

Часто взрослый человек ведет себя с детской позиции, если она доминирует - он может оказаться загнанным в угол (new поведение - новая жизнь), с родительской позиции - скучная жизнь.

Взрослая позиция: рациональная, доказанная.

 

 

ОРГАНИЗМ И ПСИХИКА

Психика людей – это все то, благодаря чему он чувствует, думает, ощущает, воспринимает, вспоминает, действует и помнит. Именно поэтому, между психи-кой, психическими процессами и орга-низмом людей существует неразрывная связь.

Психические процессы и, соответ-ственно, организм, с возрастом, меня-ются. Об этом говорил еще Леонтьев Алексей Николаевич, рассматривая одну периодизацию, связанную с воз-растом и типом деятельности, являю-щуюся ведущей:

 

1. Младенчество – эмоциональное общение.

2. Раннее детство – предметная дея-тельность.

3. Школьный возраст – учение.

4. Возраст подростка – общение со сверстниками и участие в деятельности, носящей общественно – полезный характер.

5. Юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность

Теперь поговорим о характеристиках, которые связаны с психикой и с орга-низмом, конечно же:Психические свой-ства. К ним относятся черты характера, темперамент, способности, личностные качества.

Психика – связующее звено организма человека с окружающей средой. Сле-довательно, под влиянием среды инди-вид (человек) и формирует-ся.«Переплетение» организма, психики и внешнего мира дает нам уникальную возможность увидеть, как «создает» себя человек, как он развивается, на что он способен, чем дышит и живет что умеет.Благодаря миру, человек общается с себе подобными, обмени-вается опытом, учит и учится.

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГИНЕЗЕ

Развитие психики в филогенезе - каче-ственные изменения психики, происхо-дящие в рамках эволюционного разви-тия живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Существуют раз-ные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

1. Антропопсихизм (Р. Декарт): психика свойственна только человеку.

2. Панпсихизм (французские материа-листы): всеобщая одухотворенность природы, т. е. всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе).

3. Биопсихизм: психика — это свойство живой природы (имеется и у растений).

4. Нейропсихизм (Ч. Дарвин): она ха-рактеризует только организмы, у кото-рых есть нервная система.

5. Мозгопсихизм (К. К. Платонов): пси-хика присутствует только у организмов с трубчатой нервной системой, имею-щих головной мозг (соответственно у насекомых ее нет, так как у них узелко-вая нервная система, без выраженного головного мозга).

6. Леонтьев- если есть чувствитель-ность, то есть психика.

Формы поведения появились вместе с первыми одноклеточными существами. Это-таксисы,кот проявляются в общей мех реакции организма на тот или иной источник раздражения. С развитием нервной системы появились рефлексы, опред-ые как более точные реакции на раздражение тех или иных рецепторов или органов чувств. Инстинктивное поведение гораздо сложнее и специ-фично для каждого вида;структура же и цели всякой его формы закреплены генетически для каждого вида. Инстинкт – врождённые, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей того или иного ви-да;врождённаяпоследовательность,алгоритм реакций в ответ на строго опр раздражители. Импиринг-особое явле-ние,присущее некоторым видам живот-ных. Оно состоит в том,что первая информация,с кот особь сталкивается после рождения, запечетлевается неизгладимым образом. Стадии разви-тия психики у животных: 1стадия эле-ментарной чувствительности они реа-гируют только на отдельные свойства предметов внешмира,и их действия опред-сяврожд. Инстинктами. 2на ста-дии предметного восприятия отражения дейст0ти осуществляется в виде це-лостных образов предметов. 3стадия интеллектуальной психики хар-ся спо-собностью животных особей отражать межпредметныесвязи,ситуацию в це-лом.

Возникновение сознания – это каче-ственно новый этап в развитии психики. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание носит всегда целенаправленный характер. Основной предпосылкой и условием возникнове-ния сознания человека явилось разви-тие человеческого мозга. Становление сознания – процесс очень длительный, связанный с общественно-трудовой Деятельностью.В процессе трудовой Деятельности развивались и закрепля-лись функции руки, которые все совер-шенствовалась и изменялась, превра-тившись в орган познания. Сознание является высшим уровнем психического отражения.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ПСИХИКА

НЕРВНАЯ СИСТЕМА, сложная сеть структур, пронизывающая весь орга-низм и обеспечивающая саморегуляцию его жизнедеятельности благодаря способность реагировать на внешние и внутренние воздействия. Основные функции нервной системы – получение, хранение и переработка информации из внешней и внутренней среды, регуляция и координация деятельности всех органов и органных систем. У человека, как и у всех млекопитающих, нервная система включает три основных компонента: 1) нервные клетки (нейроны); 2) связанные с ними клетки глии; 3) соединительная ткань.

Нервную систему человека подразде-ляют на центральную нервную систе-му(включает головной и спинной мозг), и периферическую нервную систему (обеспечивает связь ЦНС с различными частями тела, – черепно-мозговые и спинномозговые нервы, а также нерв-ные узлы (ганглии) и нервные сплете-ния). Функции левого полушария: хро-нологический порядок, чтение карт, схем, запоминание имён,слов,символов, речевая активность,чувствительность к смыслу, видение мира весёлым, лёгким, детальное восприятие. Функции правого полушария: текущее время, конкретное пр-во, запоминание образов, конкр событий, узнавание лиц людей, вос-приятие эмоционального состояния, видение мира мрачным, целостное, образное восприятие. Индивидуаль-ность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга

ПОЛ И ПСИХ-ИЕ ХАР-КИ ЛИЧНОСТИ

Принадлежность к полу еще одно врожденное качество. Биологические науки уже давно не представляют себе пол как нечто однозначное. Психофизические различия показывают более высокую частоту сердечного ритма и снижен основной обмен у женщин, более легкую выработку «+» условного рефлекса, чем у мужчин. Более высокую реактивность мужчин на чувствительные стимулы; женщины больше сил тратят на адаптацию к окружающему миру. Мужчины скорее способны к активным внешним действиям, они интересуются исполнением своих идей, схем, склонны нарушать баланс, равновесие. Среди женщин больше тех, кто погружен в свой внут-ренний мир. Женщина генетически является более состоятельным носителем, чем мужчины. Как правило женщины - эмоциональные. мужчины - рациональный тип.

Когда человек включается в социальные связи, он формируется в обществе себе подобных как личность. Общение осуществляется не только посредством внешнего мира, но и мира внутреннего. Таким образом проявляются некоторые свойства личности-

Психологическая характеристика личности:

1) Устойчивость свойств личности. При всей тактичности, изменчивости психологических проявлений личности отчетливо проступает по постоянство ее психологического склада.

2) Единство личности, как тесная взаимосвязь психологических процессов и свойств, состояний. Каждая черта неразрывно связана с другими.

3) Активность личности отражается многообразием деятельности.

Личность - активный субъект деятельности, общения и самосознания; обладает свободой выбора; имеет в жизни активную позицию, умеет отстаивать ее, принимает важные жизненные решения, оценивает их последствие и отвечает за них, т.е. ответственный человек

ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в об-щении реализуются социальные отно-шения людей.

В общении выделяют три взаимосвя-занные стороны:

♦ коммуникативная: состоит в обмене информацией между людьми;

♦ интерактивная: заключается в орга-низации взаимодействия между людьми, например нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

♦ перцептивная: включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой осно-ве взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для об-щения. Слова и правила их употребле-ние едины для всех говорящих на дан-ном языке, это и делает возможным общение при помощи языка.

2. Интонация, эмоциональная вырази-тельность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опро-вергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Общение можно классифицировать по типу межсубъективных связей: субъект-объектное общение-предполакает отсутствие или недостаток ответной реакции,отношения соподчине-ния,только цели субъекта; субъект-субыект-общение на рав-ных,эмоциональность, возможно удовл-ие целей обоих. Взаимодействие-высший уровень общения. Речь-прочесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Развивается в про-цессе и под влиянием труда. Содержа-тельность речи определяется кол-омвыраженных в ней мыслей, чувств, стремлений,их значительностью и соответствием действ-ти. Понятность речи достигается синтаксически пра-вильным построением предложений. Выразительность связана с эмоцио-нальной насыщенностью. Воздействен-ность заключается в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Функции речи : выражение-человек может полнее передавать свои чувства,переживания, отношения, а также её эмоциональность значительно расширяет возможности общения; воздействие – побуждение людей к действию; обозначение- даёт предметам и явлениям окружающей дейст-ти присущие только им названия; сообщения- обмен мыслями. Виды речи: устная, монологическая, диалогическая, письменная.

СОЗНАНИЕ

Сознание человека — это сформиро-ванная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

К неотъемлемым признакам сознания относятся речь, мышление и способ-ность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

Эпицентром сознания является со-знание собственного "Я".

Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания.

1. Познавательные процес-сы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объек-та (противопоставление себя окружа-ющему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, само-познание и самооценка.

3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмо-ции, переживания).

4. Креативная (творческая) состав-ляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели буду-щего).

6. Формирование целей деятельно-сти (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их до-стижение).

Можно выделить 3 пункта:1)отношение к себе; 2)отношение к другим людям; 3)отношение других людей к себе.

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Личность: индивид, занимающий опре-делённое положение в обществе, вы-полняющий определённую общую полезную деят-ость и отличающийся присущими только ему индивидуально и социально- психическими особенно-стями. Личность - активный субъект дея-тельности, общения и самосознания; обладает свободой выбора; имеет в жизни активную позицию, умеет отстаивать ее, принимает важные жизненные решения, оценивает их последствие и отвечает за них, т.е. ответственный человек

Активность личности - активная жиз-ненная позиция человека, выражающа-яся в его принципиальности, последо-вательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. В А. л. воплощаются присущие человеку нравств. ценности, которые определяют характер его поведения. Активные действия могут преследовать гумани-стич. и антигуманистич. цели, иметь общественно полезную и асоциальную направленность. Возможность актлвно-сти зависит от степени гражд. свободы человека, наличия в обществе право-вых гарантий для инициативы и само-деятельности.

В психологии Активность личности обусловленная внутр. побуждениями человека, рассматривается в противо-поставлении реактивности - поведению, зависящему обработке от внешних воздействий и "подстраивающемуся" под заданные условия. В практике обучения и воспитания нередко встре-чается недооценка А. л.: послушный, исполнительный ребёнок оценивается родителями и педагогами выше, чем ищущий, заинтересованный, "нестан-дартный".

ТЕМПЕРАМЕНТ

Темперамент – врожденные индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов, динамичные характеристики скорости реагирования, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к среде и поведение.

Динамика – интенсивность, продолжительность психических процессов, внешние особенности поведения.

Темперамент характеризует динамичность, не характеризует позицию, взгляды, интересы, убеждения, не может определить ценности, не определяет возможности.

Компоненты, определяющие темперамент:

1) Общая активность психической деятельности и поведения человека.

2) Двигательная или моторная активность. Состояние активности двигательного и речевого аппарата. Выражается в резкости, быстроте, силе, интенсивности мышечного движения, говорливости.

3) Эмоциональная активность, впечатлительность, подвижность, импульсивность

Чистого темперамента не существует, есть только предположения. Нет хорошего и плохого темперамента. Существует прямая зависимость между типом темперамента и деловыми качествами. Предрасположенность к типу темперамента – генетическая предрасположенность.

Типы темперамента (Гиппократ определял по содержанию жидкости в организме):

1) Кровь (сангвиники) – жизнерадостный, подвижный, быстрый, общительный, энергичный.

2) Желчь (холерик) – желчный, раздражительный, возбудимый, не сдержанный, подвижный, с большой сменой настроения, активный, общительный.

3)Слизь (флегматик) – спокойный, уравновешенный, медлительный, медленно переключается от одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливается к новым условиям

4)Черная желчь (меланхолик) – болезненный, застенчивый, впечатлительный, полный грусти, замкнутый, быстро утомляется, чувствительный к невзгодам.

И.В. Павлов: физиологическая особенность темперамента – сочетание основных свойств нервной системы, определяющихся типом высшей нервной деятельностью (ВНД). Разделяют 2 основных процесса нервной системы: возбуждение и торможение. Различают 3 свойства этих процессов:

-Сила процессов возбуждения и торможения. Выражается в способности нервных клеток переносить сильные, продолжительные, либо кратковременные, но концентрированные. Определяет работоспособность, выносливость нервных клеток, слабость нервных процессов характеризуются неспособностью. При действии сильных раздражителей нервные клетки переходят в состояние охранительного торможения. Определяют низкую работоспособность, энергия нервных клеток быстро истощается, зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью и даже на очень слабый раздражитель может дать реакцию.

-Уравновешенность. Пропорциональное соотношение процессов возбуждения и торможения. У некоторых уравновешены эти процессы, а у некоторых нет.

-Подвижность, сменяемость. Быстрота сменяемости процессов возбуждения и торможения.

Выделил 4 типа ВНД:

1)Слабый, болезненный, меланхолик. Не могут выдерживать концентрированные, сильные раздражители. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Отличаются высокой чувствительностью на действие раздражителей.

2)Сильный, уравновешенный, тип живой, сангвиник. Н.с. сильная, процессы возбуждения и торможения сильные, подвижные.

3)Сильный, неуравновешенный, безудержный (холерик). Возбуждение сильное, торможение замедленное, быстрые, подвижные, быстрая сменяемость, неустойчивость нервных связей.

4)Сильный, уравновешенный, инертный, малоподвижны, процессы возбуждения и торможения уравновешены.

Тип нервной деятельности врожденный, это природный данные.

Выделил 3 «чисточеловеческих» видов Н.Д.:

-мыслительная (склонность к детальному анализу, рассудительность, абстракто-логическое мышление)

-художественная (образная, большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость в восприятии действительности)

-средний (до 80% всех людей, уравновешивается рациональное и эмоциональное).

Карл Юнг подразделяет людей на:

-экстравертов (обращенные вовне, общительные, активные, оптимистичные, подвижные – сангвиники, холерики.) Правое п<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...