Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПСИХ-ИЯ В РОС.

На формирование отечественной науки влияло течение зарубежных ученых и своеобразие социального пути развития России. Наши ученые не назывались психологами, они пытались понять российский менталитет, понять особый склад русского народа; определить национальный характер; основные ценности, установки, общие для страны. 60-80 г 19 века - истоки Российской психологии:

Чернышевский, Соловьев, Юрневич.

Чернышевский: признавал единство телесных явлений и предлагал изучать их с помощью психологии.

Юрневич: рассматривал образ челове-ка.

Соловьев: основатель нехристианских концепций. Был основателем гуманизма. Считал, что мертвая материя пройдя через человеческую среду одухо-творяется, становится живой. Челове-ческий дух прогрессирует. На этом пути необходима свободная воля, с посто-янным усилием. Лопатин поддержал эту идею, свободу духа, человека.

Начало 20 века в первой лабораторией была лаборатория Н.Н. Ланге в Одессе в стенах новороссийского университете. В 1914 г выпустил книгу «Психология», где он изучал внимание и стал автором моторной теории внимания. Он считал человеческую душу на 99% продуктом исторического развития, а язык - сознанием человека.

В 1914 г на деньги мецената Щукина Г.И. Челпановым был создан институт экспериментальной психологии, выхо-дит «Психологическое обозрение» 1917г.

В Петербурге в начале 60 г работают Павлов и Сеченов над статьей «Ре-флексы головного мозга». К этому времени было признано, что рефлекс состоит:

1) внешний толчок - раздражение центра строения нерва

2) головной мозг

3) отражение мышцами

Сеченов обратился к первому звену. Внешнее раздражение - это не просто толчок, а сигнал. Орган получает сигнал из внешней среды, а мышца является механизмом, который выполняет не просто выполняющие задания, а орган познания. Существуют сенсорные окончания, которые сигнализируют о том, в каких внешних условиях совер-шаются действия.

Сеченов предлагает подумать о свое-образном рефлекторном кольце. На базе этого кольца возникли психологические процессы. Еще одно открытие: центральное торможение. До того знали лишь один процесс - возбуждающий. Сеченов доказал, что раздражение нервных центров может вызывать не только ответные действия организма - рефлексы, но и задерживать их. Благо-даря этому Сеченов объясняет форми-рование волевой личности, которая не только приспособлена в внешней среде, но и обладает внутренней силой сопротивления действием раздражения.

И. Павлов создал международную школу исследования, которая занима-лась изучением высшей деятельности.

1903 г - Павлов впервые изложил свою теорию на международном медицинском конгрессе. Он назвал свою теорию «Экспериментальная психология жи-вотных». Оно привело его к выводу, что следует разграничить два разряда сигналов, управляющих человеческим поведением: элемент речевой деятель-ности.

Именно благодаря словам в резком синтезе чувственных образов у челове-ка возникают умственные образы. Если сигнал не подкреплен хорошим резуль-татом, то прежние условные рефлексы тормозятся. Павлов создал законы высшей нервной деятельности.

В начале 20 в Бехтерев создает психо-неврологический институт в Петербурге. Был заложен опыт объективного исследования психологии ребенка; разрабатывались рефлексологические методы изучения ребенка; выделяли принцип агрессии у ребенка. Глобаль-ная проблема: проблема развития личности. Большое внимание уделяется структуре личности. Он вводит понятие группового давления.

Появляются новые советские психологи - Выготский, Леонтьев, Лурия, Галь-перин. Работали в рамках институтской экспериментальной психологии.

Выготский вывел понятие о высшей психологической функции, как о без-повл. формах психики.

БИХЕВИОРИЗМ И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста“. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные „эмоции“) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. В частности, в исследованиях Уотсона показано, что, если сочетать безусловные стимулы, вызывающие у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другими, первоначально нейтральными (например, показ белого кролика), то через некоторое время реакция страха может вызваться уже одним только показом кролика. Но в дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S – R появились „промежуточные переменные“ (образ, цель, потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30–х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.

Необихевиоризм (от греч. neоs – новый и англ. behaviour – поведение) — психологическое направление. Берет свое начало в бихевиоризме. Основан на допущении, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты. Для объяснения устанавливаемых связей используются определенные гипотетические конструкты — в схеме S — R появились „промежуточные переменные“. Активно используются такие понятия, как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех — неуспех, которые являются феноменами поля сознания. К необихевиоризму относятся: Б. Скиннер, К. Халл, Э. Толмена.

Социобихеивиоризм – учение, основателем которого стал Бандура. Он считает, что приобретение определённого образа поведения происходит не только через опыт, но и через наблюдение за другими, т.е. поведение включает познавательный элемент (когнитивный, связанный с мышлением). Этот процесс является важнейшим в со-циализации личности.

ГЕШТАЛЬТ ПСИХОЛОГИЯ

Гештальтпсихология — психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10–х и просуществовавшее до середины 30–х гг. ХХ в. (до прихода к власти гитлеровцев, когда большинство ее представителей эмигрировали) и продолжившее разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. К этому направлению принадлежат прежде всего М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи „критического реализма“ и положения, развивавшиеся Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма.

В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, „поле“, в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными.

Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико–геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и „экономной“ конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как „фактор близости“, „фактор сходства“, „фактор хорошего продолжения“, „фактор общей судьбы“.

В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления — метод „рассуждения вслух“ и внесли такие понятия, как проблемная ситуация, инcaйт (М. Вертгеймер, К. Дункер). При этом возникновение того или иного решения в „продуктивном мышлении“ животных и человека трактовалось как результат образования „хороших гештальтов“ в психологическом поле. В 20–х гг. ХХ в. К.Левин расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения „личностного измерения“. Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиормзм, когнитивную психологию, школу „New Look“.

 

 

ФРЕЙДИЗМ И НЕОФРЕЙДИЗМ

Фрейдизм или психоанализ.

Был основан Зигмундом Фрейдом (1856-1940). Его теория объясняла поведение человека, особенно дивиантное (отклоняющееся) поведение. Кроме того, Фрейд разработал философское учение.

Поведение человека объясняется бессознательным влечением и желаниями, в которых человек сам себе не может признаться.

Поэтому они либо вытеснены из сознания, либо они остаются в подсознании. Бессознательное и появляется потому, что эти влечения противоречат мнению окружающих – референтов. Например, референтами для детей являются родители. Но эти влечения стремятся выявится, проявляясь часто через них, фантазии, творчество и влияют на восприятие окружающей действительности.

Основной подход психоанализа – «докопаться» до этого влечения, понять это побуждение и «пережить» его на социальном уровне.

Катарсис – очищающее душу переживание, в результате которого происходит переоценка жизненных ценностей.

По Фрейду: природа страданий происходит от влечения, эротического (к любви) и от влечения к саморазрушению (смерти).

Считает, что в детстве ребёнок переживает кризисы – комплексы: Эдипа – ревность к родителю другого пола (у мальчиков), Электры (у девочек). Этот кризис становится причиной нервных расстройств уже у взрослых людей.

Фрейд представляет структуру сознания следующим образом:

-ОНО (ИО) – сумма желаний, удовольствий, влечений, подсознательной структуры.

-Я (ЭГО) – сознательная структура, связанная с реальностью, ищущей пути удовлетворения желаний ОНО.

-Сверх-Я (СуперЭГО) – продукт социализации, совесть, подавляющая и ограничивающая влечения.

С возраста четырёх лет возникает конфликт между ОНО и Сверх-Я на почве Я. При этом Я не является пассивной структурой. Оно вырабатывает методы психологической защиты, например:

-регрессия (возврат во время, когда было комфортно, когда была защита): плач (возвращение в детство);

-отрицание (неприятие нежелательной информации);

-рационализация информации (восприятие только той части информации, которая полезна);

-подавление (блокирование информации);

-проекция (перенос собственных переживаний, чувств на другого человека);

-идентификация (вид проекции) (отождествление себя с другими);

-отчуждение (обособление внутри сознания зон, связанных с психологической травмой);

-замещение (перенос действий с недосягаемых объектов на досягаемые);

-сновидение;

-катарсис;

-сублимация (переориентация сексуального или агрессивного потенциала в фор-мы творческой активности, т.е. на деятельность, поощряемую обществом).

Заслуга Фрейда, бывшего атеистам, состоит в превращении понятия «сознание» в живую, наблюдаемую систему.

Благодаря Фрейду сексуальные проблемы стали исследоваться в психологической науке. Также, Фрейд занимался детской психологией и психологией семьи.

Неофрейдизм – учение, созданное учениками Фрейда (Юнг, Адлер).

Адлер утвреждал, что человек стремится к самосовершенствованию, так как в детст-ве формируется комплекс неполноценности. Комплекс неполноценности усиливает-ся, если семья ведёт себя неправильно, и тогда самосовершенствование пойдёт дру-гим путём. Если комплекс неполноценности слишком выражен, то личность самоут-верждается.:

-конструктивно (кооперация с людьми и для людей);

-деструктивно (эгоизм, для унижения и эксплуатации людей).

Если человека унижать в детстве, то он будет мстить всему человечеству. Если че-ловек слишком избалован в детстве, то он будет требовать благ ни за что.

Юнг (религиозен) – был сторонником мистических, изотерических учений. Он изу-чал и лечил шизофреников (у которых расщепляется личность). Основанием учения Юнга является учение о коллективной бессознательности (опыт человечества). Это формирует архетипы: Мать, Земля, Дитя, Бог, Жизнь, Смерть. Поведение человека может определяться взаимодействием сознания и личного, и коллективного бессоз-нательного.

Дума, по Юнгу, не физическое, а реальное. Она переполняется противоречиями: экстраверсия – интроверсия, мужское-женское и др.

Душевная жизнь по Юнгу – это блуждание между противоположностями, форми-рующими истинного себя, саморазвитие.

Райх – утверждал свободную реализацию любви в человеке.

Её можно освободить через физические упражнения, массаж и др. Для естественно-го выражения этой любви нужна сексуальная революция.

Карен Хорни – открыла явление нервного круга, куда попадают слабые личности.

Эрик Эриксон – специалист в возрастном развитии. Наиболее важным периодом вы-делял подростковый возраст.

Эрик Фромм – создатель концепции гуманистического психоанализа.

 

9. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Когнитивная психология - Одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг., как альтернативная бихевиоризму. Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект.

Представители: Жан Пиаже Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.

Предмет изучения: Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.

Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.

Основные теоретические положения.

Человек – это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.

Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится познать.

Внешние поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными.

Практика: Разработка обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта и научная экспертиза свидетельских показаний.

Работа, анализ, создание прикладной теории.

Вклад: Введение понятий кратковременной и долговременной памяти.

Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.

 

10. ТРАНЗАКТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Транзактная психология:

Э. Берн.

Развитие личности происходит в контактах с другими людьми-(взрослая и ведущая позиции).

Ego - совместимость эмоций, установок и схем поведения, которые могут измениться и проявляться по разному в различных ситуациях.

Родитель- Собственный родитель, кто влияет в детстве

Взрослый- Повеление человека в реальном действии

Ребенок- Я сама в детстве, в подобных ситуациях

Для человека важнее любые впечатления, чем никакие. 2 детства в коре головного мозга хранится информация, которая в любой момент может стать актуальной:

Родительская позиция: рациональная, бездоказанная.

Детская позиция: бездоказанная, эмоциональная (хочу),

Часто взрослый человек ведет себя с детской позиции, если она доминирует - он может оказаться загнанным в угол (new поведение - новая жизнь), с родительской позиции - скучная жизнь.

Взрослая позиция: рациональная, доказанная.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...