Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СОВР-Е ЗАПАДНЫЕ НАПРАВ-ИЯ В ПСИХ.

Психоанализ — одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале XX в. Оно основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Психоанализ восходит к идеям 3. Фрейда и его последователей (фрейдизм, неофрейдизм) и предполагает особую методологию исследования психики. Основными методами психоанализа являются: метод анализа свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и объяснение различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

• человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

• эти влечения преимущественно бессознательны;

• попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

• помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

• конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;

• освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке[2]).

 

Бихевиоризм — направление в зарубежной психологии, возникшее в начале XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды. Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциация) между стимулом и реакцией. Простота схемы S-R (а при необходимости она может быть и усложнена) дает возможность легко использовать количественное описание психологического явления и применять математические методы для обработки результатов его исследования.

Представители Бихевиоризма: Эдуард Торндайк, Павлов Иван Петрович, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер

Бихевиористы утверждали, что наука должна изучать свой предмет исключительно объективными (направленными на познание внешних объектов и явлений, а не внутренних субъективных переживаний) методами, как единственно научными, т. е. с помощью объективного наблюдения и объективного эксперимента. Но в таком случае предметом психологии не могут быть психические процессы, поскольку их нельзя наблюдать объективно, с помощью внешних органов чувств.

По учению бихевиористов, поведение человека в своей основе определяется не внутренними психическими процессами, а механическими воздействиями внешней среды по принципу «стимул — реакция».

Гештальтпсихология - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и предусматривающее программу изучения психики с помощью целостных структур - гешталътов, первичных по отношению к своим компонентам. Восприятие как психический познавательный процесс, например, у гештальтпсихологов не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства ее частей. По их мнению, внутренняя системная организация восприятия определяет и свойства ощущений, в него входящих. Понятия фигуры и фона — важнейшие в гештальтпсихологии.

Принципы гештальта:

• близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),

• схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),

• замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),

• смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),

• общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

Гуманистическая психология - одно из ведущих направлений со-временной зарубежной психологии, возникшее в 60-е гг.XX в. и про-тивопоставляющее себя психоанализу и бихевиоризму. Индивидуальность в нем рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Исследование животных считается непригодным для понимания психики и поведения человека. В отличие от классического психоанализа гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален, а его агрессия, насилие и т. п. возникают как результат воздействия окружающей среды.

Основные положения:

1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).

2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).

3. Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

5. Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

Трансперсональная психология - новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими пе-реживаниями», «космическим сознанием», т. е. формами особого духовного опыта, требующими взгляда на психику человеках нетрадиционных позиций.

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человек.

Лидеры: Г. Оллпорт, Г. Меррей, Ш. Бюлер, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй.

Истоки:

• Идеи интенциональности сознания (Брентано);

• Принцип целостности и инсайта (работы гештальтпсихологов);

• Метод понимания в психологии Дильтея;

• Психоанализ и неофрейдизм: Адлер, Хорни, Эриксон;

• Философия жизни в целом;

• Экзистенциализм в философии.

Причины. В 1960-х годах в американском обществе, особенно среди молодежи, начало нарастать недовольство жестким порядком, механистичностью и серостью культуры, ее безжизненностью и косностью. Возникли хиппи, а позже панки, исповедовавшие следующие ценности:

• Ориентация на реализацию личности

• Опора на настоящий момент, жизнь сегодняшним днем

• Гедонизм

Презрение к рационалистическому способу решения проблем в пользу эмпатии и интуиции

Обесценивание всех ценностей (видимо всех, кроме своих J).

цели гуманистической психологии: 1. Убрать перекосы бихевиоризма и психоанализа; 2. Приблизить психологию к жизни.

Проблематика:

• Душевное здоровье vs. патология

• Позитивные душевные качества личности vs. личностные расстройства

• Любовь vs. сексуальные влечения

• Счастье vs. невроз

• Смысл vs. конфликт.

Единство теории и практики – психотерапия направляет теоретические разработки.

А. Маслоу. В основе его теории лежит понятие самоактуализации. Направления исследований:

1) Исследования самоактуализирующихся личностей.

2) Исследования т.н. «пиковых» переживаний.

3) Исследования собственно самоактуализации как процесса развития личности.

Основные черты самоактуализирующийся личности:

o Принятие себя таким, какой есть

o Спонтанность

o Деловая направленность

o Склонность к пиковым переживаниям

o Стремление к самоанализу

o Опора на себя.

ОРГАНИЗМ И ПСИХИКА

Психика людей – это все то, благодаря чему он чувствует, думает, ощущает, воспринимает, вспоминает, действует и помнит. Именно поэтому, между психи-кой, психическими процессами и орга-низмом людей существует неразрывная связь.

Психические процессы и, соответ-ственно, организм, с возрастом, меня-ются. Об этом говорил еще Леонтьев Алексей Николаевич, рассматривая одну периодизацию, связанную с воз-растом и типом деятельности, являю-щуюся ведущей:

 

1. Младенчество – эмоциональное общение.

2. Раннее детство – предметная дея-тельность.

3. Школьный возраст – учение.

4. Возраст подростка – общение со сверстниками и участие в деятельности, носящей общественно – полезный характер.

5. Юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность

Теперь поговорим о характеристиках, которые связаны с психикой и с орга-низмом, конечно же:Психические свой-ства. К ним относятся черты характера, темперамент, способности, личностные качества.

Психика – связующее звено организма человека с окружающей средой. Сле-довательно, под влиянием среды инди-вид (человек) и формирует-ся.«Переплетение» организма, психики и внешнего мира дает нам уникальную возможность увидеть, как «создает» себя человек, как он развивается, на что он способен, чем дышит и живет что умеет.Благодаря миру, человек общается с себе подобными, обмени-вается опытом, учит и учится.

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГИНЕЗЕ

Развитие психики в филогенезе - каче-ственные изменения психики, происхо-дящие в рамках эволюционного разви-тия живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Существуют раз-ные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

1. Антропопсихизм (Р. Декарт): психика свойственна только человеку.

2. Панпсихизм (французские материа-листы): всеобщая одухотворенность природы, т. е. всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе).

3. Биопсихизм: психика — это свойство живой природы (имеется и у растений).

4. Нейропсихизм (Ч. Дарвин): она ха-рактеризует только организмы, у кото-рых есть нервная система.

5. Мозгопсихизм (К. К. Платонов): пси-хика присутствует только у организмов с трубчатой нервной системой, имею-щих головной мозг (соответственно у насекомых ее нет, так как у них узелко-вая нервная система, без выраженного головного мозга).

6. Леонтьев- если есть чувствитель-ность, то есть психика.

Формы поведения появились вместе с первыми одноклеточными существами. Это-таксисы,кот проявляются в общей мех реакции организма на тот или иной источник раздражения. С развитием нервной системы появились рефлексы, опред-ые как более точные реакции на раздражение тех или иных рецепторов или органов чувств. Инстинктивное поведение гораздо сложнее и специ-фично для каждого вида;структура же и цели всякой его формы закреплены генетически для каждого вида. Инстинкт – врождённые, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей того или иного ви-да;врождённаяпоследовательность,алгоритм реакций в ответ на строго опр раздражители. Импиринг-особое явле-ние,присущее некоторым видам живот-ных. Оно состоит в том,что первая информация,с кот особь сталкивается после рождения, запечетлевается неизгладимым образом. Стадии разви-тия психики у животных: 1стадия эле-ментарной чувствительности они реа-гируют только на отдельные свойства предметов внешмира,и их действия опред-сяврожд. Инстинктами. 2на ста-дии предметного восприятия отражения дейст0ти осуществляется в виде це-лостных образов предметов. 3стадия интеллектуальной психики хар-ся спо-собностью животных особей отражать межпредметныесвязи,ситуацию в це-лом.

Возникновение сознания – это каче-ственно новый этап в развитии психики. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание носит всегда целенаправленный характер. Основной предпосылкой и условием возникнове-ния сознания человека явилось разви-тие человеческого мозга. Становление сознания – процесс очень длительный, связанный с общественно-трудовой Деятельностью.В процессе трудовой Деятельности развивались и закрепля-лись функции руки, которые все совер-шенствовалась и изменялась, превра-тившись в орган познания. Сознание является высшим уровнем психического отражения.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ПСИХИКА

НЕРВНАЯ СИСТЕМА, сложная сеть структур, пронизывающая весь орга-низм и обеспечивающая саморегуляцию его жизнедеятельности благодаря способность реагировать на внешние и внутренние воздействия. Основные функции нервной системы – получение, хранение и переработка информации из внешней и внутренней среды, регуляция и координация деятельности всех органов и органных систем. У человека, как и у всех млекопитающих, нервная система включает три основных компонента: 1) нервные клетки (нейроны); 2) связанные с ними клетки глии; 3) соединительная ткань.

Нервную систему человека подразде-ляют на центральную нервную систе-му(включает головной и спинной мозг), и периферическую нервную систему (обеспечивает связь ЦНС с различными частями тела, – черепно-мозговые и спинномозговые нервы, а также нерв-ные узлы (ганглии) и нервные сплете-ния). Функции левого полушария: хро-нологический порядок, чтение карт, схем, запоминание имён,слов,символов, речевая активность,чувствительность к смыслу, видение мира весёлым, лёгким, детальное восприятие. Функции правого полушария: текущее время, конкретное пр-во, запоминание образов, конкр событий, узнавание лиц людей, вос-приятие эмоционального состояния, видение мира мрачным, целостное, образное восприятие. Индивидуаль-ность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...