Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПОНЯТИЕ О СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ В СОВЕТСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХ-ИИ

Структура личности в зарубежной пси-хологии(Зигмунд Фрейд):

1) «ОНО»- образ бессознательного, место локализации первичных процессов, инстинкты, биологические побуждения, либидо(сексуальное влечение).

2) «Я»- образ сознательного. Часть психики, ответственная за принятие решения.

3) «СВЕРХ- Я»- образ общественных норм.

Человек находится в состоянии посто-янного кризиса: либо он слишком при-давлен культурой и его бессознательная выражается минимально(ситуация возникновения невроза), либо когда его бессознательная слишком широко открыта(возникновение психоза).

Структура личности в советской психо-логии(Платонов). Этот психолог пред-ставлял структуру личности в виде своеобразной пирамиды:

Первая подструктура — это биологический фундамент личности, который определяется полом, возрастом и особенностями протекания биохимических и нервных процессов.

Вторая структура — формы отраже-ния, которые зависят от особенностей познавательных процессов человека — его внимания, памяти, мышления, вос-приятия и ощущений.

Третья подструктура — жизненный опыт, основу которого составляют зна-ния, умения, навыки и привычки.

Четвертый уровень личности — ее направленность, которая определя-ется убеждениями человека, его ценно-стями, мировоззрением, желаниями, влечениями, стремлениями и идеалами.

Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраи-вался над предыдущим. При этом выс-шие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой — активно влияли на них.

 

 

ТЕМПЕРАМЕНТ

Темперамент – врожденные индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов, динамичные характеристики скорости реагирования, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к среде и поведение.

Динамика – интенсивность, продолжительность психических процессов, внешние особенности поведения.

Темперамент характеризует динамичность, не характеризует позицию, взгляды, интересы, убеждения, не может определить ценности, не определяет возможности.

Компоненты, определяющие темперамент:

1) Общая активность психической деятельности и поведения человека.

2) Двигательная или моторная активность. Состояние активности двигательного и речевого аппарата. Выражается в резкости, быстроте, силе, интенсивности мышечного движения, говорливости.

3) Эмоциональная активность, впечатлительность, подвижность, импульсивность

Чистого темперамента не существует, есть только предположения. Нет хорошего и плохого темперамента. Существует прямая зависимость между типом темперамента и деловыми качествами. Предрасположенность к типу темперамента – генетическая предрасположенность.

Типы темперамента (Гиппократ определял по содержанию жидкости в организме):

1) Кровь (сангвиники) – жизнерадостный, подвижный, быстрый, общительный, энергичный.

2) Желчь (холерик) – желчный, раздражительный, возбудимый, не сдержанный, подвижный, с большой сменой настроения, активный, общительный.

3)Слизь (флегматик) – спокойный, уравновешенный, медлительный, медленно переключается от одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливается к новым условиям

4)Черная желчь (меланхолик) – болезненный, застенчивый, впечатлительный, полный грусти, замкнутый, быстро утомляется, чувствительный к невзгодам.

И.В. Павлов: физиологическая особенность темперамента – сочетание основных свойств нервной системы, определяющихся типом высшей нервной деятельностью (ВНД). Разделяют 2 основных процесса нервной системы: возбуждение и торможение. Различают 3 свойства этих процессов:

-Сила процессов возбуждения и торможения. Выражается в способности нервных клеток переносить сильные, продолжительные, либо кратковременные, но концентрированные. Определяет работоспособность, выносливость нервных клеток, слабость нервных процессов характеризуются неспособностью. При действии сильных раздражителей нервные клетки переходят в состояние охранительного торможения. Определяют низкую работоспособность, энергия нервных клеток быстро истощается, зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью и даже на очень слабый раздражитель может дать реакцию.

-Уравновешенность. Пропорциональное соотношение процессов возбуждения и торможения. У некоторых уравновешены эти процессы, а у некоторых нет.

-Подвижность, сменяемость. Быстрота сменяемости процессов возбуждения и торможения.

Выделил 4 типа ВНД:

1)Слабый, болезненный, меланхолик. Не могут выдерживать концентрированные, сильные раздражители. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Отличаются высокой чувствительностью на действие раздражителей.

2)Сильный, уравновешенный, тип живой, сангвиник. Н.с. сильная, процессы возбуждения и торможения сильные, подвижные.

3)Сильный, неуравновешенный, безудержный (холерик). Возбуждение сильное, торможение замедленное, быстрые, подвижные, быстрая сменяемость, неустойчивость нервных связей.

4)Сильный, уравновешенный, инертный, малоподвижны, процессы возбуждения и торможения уравновешены.

Тип нервной деятельности врожденный, это природный данные.

Выделил 3 «чисточеловеческих» видов Н.Д.:

-мыслительная (склонность к детальному анализу, рассудительность, абстракто-логическое мышление)

-художественная (образная, большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость в восприятии действительности)

-средний (до 80% всех людей, уравновешивается рациональное и эмоциональное).

Карл Юнг подразделяет людей на:

-экстравертов (обращенные вовне, общительные, активные, оптимистичные, подвижные – сангвиники, холерики.) Правое полушарие.

-интроверты (обращенные внутрь себя, малообщительные, сдержанные, отделены ото всех, серьезные в приятии решения, контролируют эмоции – флегматики, меланхолики.) Левое полушарие.

Х. Азейнк: разработал теорию «Черт личностей». Под чертой понимает некие предрасположенности реагировать так или иначе в той или иной ситуции. Личность организована иерархически – состоит из 4 уровней. Низший, простейший уровень называется уровень конкретных реакции. Потом уровень привычных реакции. Потом уровень черт (1+2). При совместимом действии черт - уровень суперфакторов.

ХАРАКТЕР И ТИПОЛОГИЯ

Характер – результат взаимодействия человека с окружающей средой. Совокупность относительно устойчивых приобретенных качеств, проявляющихся в устойчивых привычных формах поведения. Темперамент при рождении, характер нужно формировать. Нужно: определенные условия, идеал, средства формирования (внешние – воспитание, внутренний). Характер формируется в течение всей жизни, основа формирования – образ жизни. Х. определяет общую направленность личности. Направление определенной цели, жизненный план, степень его жизненной активности. Основная характеристика – черта. Черта – это некоторый устойчивый стереотип поведения. Наиболее общие черты располагаются по 4 осям: сила-слабость, твердость-мягкость, цельность-противоречивость, широта-узость. Все черты можно разделить на главные и второстепенные. Проявляется в системе отношений, в отношении к другим людям: общительность, замкнутость, правдивость, лживость, тактичность, грубость. В отношении к делу: трудолюбие, леность, ответственность, недобросовестность. В отношении к себе: склонность к самовлюбленности, самокритичность, неуверенность в себе. В отношении к собственности: щедрость, жадность, бережливость, расточительность.

Стержнем являются волевые черты характера. Выделяют: сила воли (положительные черты- целеустремленность, настойчивость, инициативность, самостоятельность, самообладание, выдержка), слабоволие (внушаемость, недоброжелательность, упрямство, безответственность, несдержанность)

Выразительные признаки характера: 1)Поступки и действия, 2) Особенности речи, 3) Внешний облик.

Характер нельзя отождествлять с темпераментом. Темперамент окрашивает по своему черты характера. Характер может глубоко воздействовать на темперамент.

I. Конституционные теории.

1) Теория Шелдона. Выделяет:

- желудочный тип (полные люди): практичность, добродушие, общительность;

- мускульный тип (выносливый): любят физическую деятельность, подвижность;

- мозговой тип: скрытен, необщителен, сдержан.

2) Теория Кречмера.

3) Теория Ламброзо.

II. По Юнгу: связывает типологию характера с типологией темперамента: экстраверты и интроверты. Судьба экстраверта обусловлена внешними условиями, интроверта - внутренними.

Выделяются ведущие психологические функции:

1) рациональный тип: мыслительная и эмоциональная;

2) иррациональный тип: сенсорная и интуитивная.

III. Акцентуальные теории: связывают характер с его акцентуацией - чрезмерная выраженность отдельных черт): крайний вариант психической нормы.

Акцентуация бывает явной и скрытой.

IV. По Фромму: основа характера – отношение человека к жизни, к обществу и к морали.

По К. Леонгарду у 20-50% людей некоторые черты заострены и это может привести к некоторого рода конфликтам. Акцентуация – преувеличенное развитие одних черт характера во вред другим. Результат ухудшение взаимодействия. Выраженность: легкое незаметное до крайних вариантов – психопатии (болезненное уродство характера).

Характеристика типов акцентуаций

Гипертимический тип: частое пребывание в приподнятом на­строении, высокая активность, общительность, словоохотли­вость; большой оптимист.

Застревающий тип: склонность к длительным эмоциональным переживаниям, злопамятность, мстительность, болезненная обидчивость.

Педантичный тип: тяга к порядку, нерешительность, осторож­ность, неспособность к быстрым переменам, добросовестность в быту.

Эмотивный тип: высокая чувствительность, мягкосердечие, доб­рота, отзывчивость, повышенная слезливость. Тревожный тип: повышенная тревожность за себя и близких, ро­бость с элементами покорности, неуверенность в собственных силах.

Циклотимический тип: частые и резкие перепады настроения, ра­дость сочетается с активностью, печаль - с подавленностью. Возбудимый тип: импульсивность поведения, неконтролируе­мость побуждений, низкая терпимость к окружающим. Дистимический тип: пессимизм, сконцентриированность на мрач­ных сторонах жизни, серьезность.

Демонстративный тип: потребность быть в центре внимания, тщеславие, склонность к фантазиям.

Экзальтированный тип: склонность к бурным реакциям, впечатли­тельность.

ЭКСТРАВЕРСИЯ И ИНРОВЕРСИЯ

Экстраверт - личность чрезвычайно коммуникабельная, разговорчивая, жизнерадостная, эмоциональная, мобильная, открытая внешним влияниям. Но при сложившихся обстоятельствах ориентация на внешний мир экстравертов может быть настолько сильной, что он не будет принимать в расчет некоторые важные субъективные факты, например, его здоровье. "Опасность экстравертированного заключается в том, что он втягивается в объекты и сам в них совершенно теряется" - Юнг. Необходим какой-либо защитный механизм, который принуждал экстраверта к самоограничению. Истерия - невроз экстравертированного типа. Экстраверты подвержены алкоголизму. Истерические боли в сердце и печени, истерическая глухота и забывчивость, навязчивая икота. Однако не следует думать, что экстравертированный человек совершенно не мог ориентирован на внутренний мир, обе ориентации сосуществует в человеке, но одна из них становиться доминантной. Если одна ведущая, то другая вспомогательная.

Интраверт - человек обращенный внутрь себя, созерцательный, замкнутый, верит немногим приобретенным друзьям, эмпатичен, любит читать, играть на музыкальных инструментах, рукодельничать, ведёт дневник, который никому не показывает. Его связь с внутренним миром так тесна, что для внешнего не находиться места.

Как правило у интраветров истощаемость организма, постепенный уход ещё глубже в свой внутренний мир.

Вопрос о том, считать экстра-интровертированность врожденной или приобретённой характеристикой ещё не решён. Теория Юнга привлекла к себе внимание. Кроме главной установки действовать в определённом направлении, Юнг выделил ещё четыре типические функции. "Если какая-нибудь функция преобладает, то из этого и вытекает основная установка". Он предлагает следующие функции Человека мыслящего, ощущающего, чувствующего и интуитивного.

На основе теории Юнга Российские психологи создали особый раздел психологии: Соционика. Соционика изучает продуктивность человеческой деятельности и человеческого общения на базе установок и функций, открытых Юнгом. Они предлагают определённые схемы психологической совместимости в группах. Соционики делят всех людей сначала на интровертов и экстравертов. Затем их делят на рациональные и иррациональные. Затем на этиков и логиков, потом на интуитов и сенсориков. Кроме психологических типов Юнг открыл ещё и социальные типы, то есть те, на которых лежит печать какого-либо коллективного представления. Эта идея Юнга основана на существовании более глубокого слоя в структуре личности.

Стабильность- способность преодолевать препятствия

Нейротизм- пластичность

ЗАДАТКИ И СПОСОБНОСТИ

Способности

'Это индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

От способностей зависят скорость, глубина, легкость, прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками. Но сами они к ним не сводятся.

Способности - прижизненные образования. Их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, среда и воспитание активно их формируют.

Способности - это понятие динамическое, их формирование происходит в процессе организованной деятельности-

Основные положения относительно способностей

1. под способностями понимают индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2. способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности;

3. понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам пли умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Задатки — некоторые генетически особенности нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой формирования и развития способностей. Сами по себе задатки еще ни на что не направлены.

Различают: общие способности и специальные способности. Теоретические и практические способности различаются тем, что первые предполагают склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиях.

По степени развития одна и та же способность может быть разной. Талант - высокий уровень развития способности. обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности Гениальность - высший уровень развития способностей,

делающий человека выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности.

ОЩУЩЕНИЕ

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий этот огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма.

Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы:

экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела;

интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов;

проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках и дающие информацию о движении и положении нашего тела. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецепторы – кинестетическими.

Экстероцепторы можно подразделить на две группы: контактные и дистантные рецепторы. Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами. К ним относятся: осязательный и вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта. К ним относятся зрительный, слуховой и обонятельный. Мною названы всего пять рецепторов, соответствующих видам ощущений, но в действительности их гораздо больше.

В состав осязания, наряду с тактильными ощущениями (ощущениями прикосновения), входит вполне самостоятельный вид ощущений – температурных. Температурные ощущения не только входят в состав осязания, но имеют и самостоятельное, более общее значение для всего процесса терморегуляции и теплообмена между организмом и окружающей средой. Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения. Большую роль в общем процессе ориентировки человека в окружающей среде играют ощущения равновесия и ускорения. Сложный системный механизм этих ощущений охватывает вестибулярный аппарат, вестибулярные нервы и различные отделы коры, подкорки и мозжечка.

С точки зрения данных современной науки принятое разделение ощущений на внешние и внутренние недостаточно. Некоторые виды ощущений можно считать внешне-внутренними. К ним относятся температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические.

Ощущения – это форма отражения адекватных раздражителей.

-Адекватным возбудителем зрительного ощущения является электромагнитное излучение, которые трансформируются в зрительном анализаторе в нервный процесс, порождающий зрительное ощущение.

-Слуховые ощущения – результат воздействия на рецепторы звуковых волн. ---

- Тактильные ощущения вызываются действием механических раздражителей на поверхность кожи.

-Вибрационные, приобретающие особое значение для глухих, вызываются вибрацией предметов. Свои специфические раздражителя имеют и другие ощущения (температурные, обонятельные, вкусовые). Однако различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида. Слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные – по насыщенности, цветовому тону и т.п. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия.

ВОСПРИЯТИЕ

Исследованию восприятия психологами всегда придавалось особое значение. Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. При этом формируются образы, которые являются центральной категорией психологии познавательных процессов с которыми в дальнейшем оперируют память, внимание, мышление. Образ выступает исходным пунктом одновременным результатом любого познавательного акта. В широком смысле под образом понимается всякая (в том числе, абстрактно-логическая) субъективная форма отражения реальности. В более узком смысле слова «образ» используется для обозначения чувственных форм отражения, т.е. таких, которые имеют сенсорную (образы ощущения, восприятия, последовательные образы и др.) или квазисенсорную (образы памяти, воображение, галлюцинации, сновидения и др.) природу.

Деятельностный подход к психическим явлениям, господствовавший и господствующий в настоящее время в отечественной психологии предполагает активную природу любого психического образа и понимает психические процессы как особую форму предметной деятельности. Согласно такому пониманию, восприятие является своеобразным действием, направленным на обслуживание воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. Собственным компонентом восприятия являются моторные процессы.

В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезии, обоняние, вкус.

К основным свойствам восприятия относят константность, предметность, целостность, осмысленность.

Константность - это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности:

форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, получаемые от этих предметов органами чувств, непрерывно изменяются. Например, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расстояния между предметом и глазом, а также от угла зрения. Но в определенных пределах предметы кажутся нам неизменными вне зависимости от этого расстояния.

Нарушение принципа целостности воспринимаемого образа составляет механизм так называемых «газетных уток». Недосказанное, пропущенное, создающее незавершенность в представлении о чем-то целом неизбежно дополняется собственными представлениями воспринимающего в соответствии с его культурным уровнем, общей эрудицией и т.п.

Свойство предметности восприятия, выражающееся в стремлении к определенности, ясности, отнесенности образа к какому-то ранее известному классу предметов. Если такая отнесенность при восприятии учебного материала затруднительна, может возникнуть так называемый эффект двойственности, при котором фигура и фон (центральный образ и контекст) могут в сознании учащегося поменяться местами. С этим эффектом связано, в частности, непонимание юмора, если положенный в его основу конфликт (случай, явление), не будут выделены слушателем из фона и отнесены к классу явлений, которые имел в виду рассказчик.

И, наконец, осмысленность восприятия выражается в том, что образы всегда имеют для человека смысловое значение, поскольку, воспринимая предмет, человек может определить, к какому классу предметов он относится, и выразить это в словах.

Психологи, исследовавшие восприятие, всегда подчеркивали значение апперцепции - зависимости восприятия от содержания сознания, прошлого опыта и особенностей личности воспринимающего. Сформированная в течение жизни человека картина мира имеет столь сильное слияние на восприятие какой-либо информации в данный момент, что может разрушить ее адекватность. Формируемая в течение многих лет картина мира с большим трудом поддается коррекции.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Представление- это процесс мысленно-го воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств челове-ка.

Виды представления: 1. По видам ве-дущего анализатора(зрительные, слу-ховые, тактильные и т.д.)

2. Пот степени обобщенности(общие, единичные, схематизированные)

3. По происхождению(возникающие на основе ощущений, восприятий, вооб-ражения и мышления)

4. По степени волевых уси-лий(произвольные и непризвольные)

5. По продолжительности

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной «пластичности» центральной нервной системы.

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми о" раньше не встречался. Процесс воображения свойствен только человеку и является необхо-димым условием его трудовой дея-тельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом слу-чае источник воображения – объек-тивная реальность.

В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе Целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефериро-ванной поисковой доминанты, второе – в сновидениях, так называемых неиз-менных состояниях сознания и т.д.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желае-мого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Можно выделить несколько видов во-ображения, среди которых основные – пассивное и активное. Пассивное подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осу-ществленными. делится на произ-вольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое со-стояние, сновидовая фантазия). Ак-тивное всегда направлено на решение творческой или личностной задачи, определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Вклю-чает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антици-пирующее... Близко к этим видам вооб-ражения находится эмпатия – способ-ность понимать другого человека, про-никаться его мыслями и чувствами, сострадать, порадоваться, сопережи-вать.

ВНИМАНИЕ

Внимание- процесс сознательного или бессознательного отбора информации одной или игнорирование второй. Сквозной психический процесс.

Виды внимания:

-непроизвольное (сосредоточение внимания на чём-то ярком, новом и т.д.);

-произвольное (сознательное регулирование сосредоточенности на объекте, свя-занное с постановкой цели и волевым усилием);

-постпроизвольное (возникает на основе интереса, подвластно психической на-правленности, установке человека; возникает, потому что человек знает о необ-ходимости той или иной информации и вследствие этого проявляет к ней инте-рес.

Классификация внимания:

I. 1)внешнее внимание: включено во внешнюю деятельность человека, направлено на внешний мир; 2)внутренне внимание: направлено на внутренний мир человека (чувства, воспо-минания и т.д.).

II. 1)коллективное внимание; 2)групповое; 3)индивидуальное.

Свойства внимания:

1) объём (обычно человек может одновременно удерживать в зоне своего внимания 4-6 объектов); 2)распределение: поддаётся тренировке; 3)концентрация (интенсивность); 4)устойчивость (как правило, человек может обращать на что-то внимание не более 15-18 минут); 5)переключение.

Особую роль внимания играет обучение. Концентрированнее, устойчивее, с пере-ключениями и распределением. Концентрация внимания - степень сосредоточенности на определённом объекте.

Переключение внимания - намеренно осознанный перенос внимания с одного объекта на другой в связи с изменением деятельности. Персеверация - невозможность переключения с одного объекта на другой.

Распределение внимания - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности.

ПАМЯТЬ И ЕЕ МЕХАНИЗМЫ

Память относится к одной из основ психической жизни личности. Без памяти невозможно мышление.

Память – это система, включающая в себя процессы запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации.

Внутри понятия память выделяют отдельные процессы, обеспечивающие целостность памяти: Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

Запоминание бывает 3 форм:

-запечатление - прочное и точное сохранение в памяти в результате одноразового представления материала, связано с сильными эмоциями (стресс, аффект). Образ, который запечатлевается, называется эйдетическим (одновременно и в деталях и общий);

-произвольное запоминание – ведущая форма запоминания. Связано с формированием навыков, умений. Разновидностью произвольного запоминания является заучивание – специально организованное мнемоническое действие.

-непроизвольное запоминание (сохранение информации в памяти в результате многократного повторения).

Формы памяти по характеру психической активности в деятельности: двигательная, эмоциональная, словесно-логическая, образная.

По продолжительности сохранения и запечатления материала: сенсорная, кратковременная, долговременная, оперативная.

Генетически-первичная – двигательная память (пианист, программист); Эмоциональная (память на чувства +или-); Образная (представление картин природы, звуки); Логическая- содержание слов

С помощью неё обрабатывает данные база человеческого интеллекта, а далее дифференцирует по продолжительности сохранения материала

1. сенсорная -1й уровень структурной памяти длительн сохр -0,1-0,5 сек

2. кратковрем –очень краткое сохр после однократн восприятия 29сек

3. долговременная – объём безграничен, помогает найти необходимое решение. В ней существует оперативн, кот. предполагает информац, обслуживающ операционн деят чел-ка

4. промежуточная память сохр информац дня , а ночью стирается и переводит в долговр память

Память зависит от след факторов: 1.Особенности мозга и центр. системы человека. 2.Условия окружающей среды. 3.Характер деят-ти человека. 4.Личностные особ-ти.

Немецкий психолог Эббингауз определил единую систему закономерностей механического запоминания:

1.Сильнее всего, а иногда навсегда запоминаются относительные элементарные, но сильно действующие внеш. воздействия, кот-е чел воспринимает впервые. 2.Сложная инф-ция, не вызывающая сильных эмоц. реакций долго в памяти не задерживается. 3.Чем выше концентрация на данных, тем быстрее произойдёт её запоминание. 4.Точность воспроизводимой инф-ции плохо поддаётся субъективной оценке. 5.При запоминании длинного ряда данных лучше всего запоминается их начало и конец. 6.Повторение - единственная относительная гарантия надёжности запоминания. 7.Логически связанные данные легче запомнить, т.к. начинает работать ассоциативная связь. 8.Память каждого человека отличается избирательностью.

Забывание – это либо безвозвратная утрата инф-ции, либо невозможность её извлечения. При обычных условиях инф-ция в здоровом мозге хранится очень долго. Забывание может быть временным, ситуационным, внезапным, …, частичным или избирательным.

Факторы забывания:

1.Время. Меньше часа требуется половину механически заученного материала. Чем больше времени инф-ция находится в психике, тем глубже забывание. Но парадокс: пожилые люди могут помнить давние события, но не помнить о только что произошедших. Это закон Пито – закон обратного хода памяти.

2.Активное использование имеющейся инф-ции. Забывается то, в чём нет постоянной потребности.

3.Работа защитных механизмов психики. Защ. механизмы вытесняют из сознания в подсознание травмирующие впечатления, то что нарушает психич. равновесие.

МЫШЛЕНИЕ

Мышление- это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе се анализа и деятельности. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного восприятия и выходит далеко за границы ее деятельности. Первые попытки объяснить мышление принадлежат психологам ассоциативного подхода. Они понимали мышление как цепь ассоциативных представлений. Эти представления- производные от ощущений. Таким образом, мышление получает материал для обработки из внешнего мира через ощущения и восприятия. В тоже время ощущения и восприятия дают нам чувственное познание мира, но этого недостаточно. В процессе же мышления человек получает свойства и отношения явлений внешнего мира, которые недоступны восприятию, поэтому не могут быть увидены. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятии и представлений, далеко выходя за их пределы.

Джон Уотс 3 главных типа мышления:

1. Простое развертывание речевых навыков, т.е. человек просто разговаривает. 2.Решение задач, требующих припоминания.

3.Решение новых задач.

Психолог Пиаже выделял следующие стадии мышления:

1. Наглядно-действенное мышление (до 4 лет). 2.Наглядп-образное мышление (после 4 лет, но мышление все еще подчинено восприятию). 3.Абстрактное (отвлеченное) мышление (т.е. не нужно конкретных предметов, чтобы решать задачи).

Мышление непрерывно развивается и никогда не может быть завершенным. Часто мышление осуществляется автоматически, на уровне подсознания.

Виды мышления: 1.абстрактное (решение с помощью логики и имеющ данных) 2.образно-теоретическое (поэты, художники) 3.наглядно-действенное(механик) 4.наглядно-образное(вор-карманник)

Все 4 вида мышления не просто сосуществуют, но обычно необходимы для большинства видов деятельности. Но в узкоспециализированных сферах отчётливо доминирует один из них.

Воображение- его часто называют инструментом интеллекта: с помощью него мы можем придумывать новую действительность и оно не имеет предела.

Формами логического мышления являются:

1. Понятия- это мысль, в которой отражаются общие, существенные и специфические признаки предметов и явлений. Содержание понятий раскрывается в суждениях,, которые выражаются в словесной форме, устной или письменной.

2. Суждение- это отражение связей между предметами и явлениями действительности, а также между их свойствами и признаками. Суждения утверждают или отрицают эти связи. Суждения могут быть: Общие.Частные.Единичные.

Суждения образуются двумя способами: непосредственно (в них выражается то, что воспринимается) и опосредованно (путем умозаключений или рассуждений).

3. Умозаключение- это такая связь между суждениями, в результате которой мы получаем другое суждение, извлекаемое из содержания исходных понятий. Простейшая форма умозаключения- это силлогизм, т.е. выводы частного из общих посылок. В силлогизмах заключены готовые продукты мышления. Умозаключения о принадлежности данному предмету определенного признака на основе его свойств и сходства с другими предметами называется аналогией.

Кроме форм мышления существует и сам мыслительный процесс, в ходе которого получаются данные продукты (силлогизм, аналогия и т.п.). Психология изучает и эти мыслительные процессы.

Бывают традиционные задачи, при которых можно обойтись не привлекая новых форм мышления, а бывают проблемные ситуации, которые надо решать на основе новых малоосознанных впечатлений.

Психологи выделяют 4 этапа решения и расчленения задач:

1. Подготовка- обзор проблемы, сбор информации по ней. 2.Инкубация- поиски решения, когда задача вызревает. 3.Озарение (инсайт) решение приходит в

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...