Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ПОНЯТИЯ «РОЛЬ» И «НОРМА» В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИСоциальная роль – это модель пове-дения личности, направленная на вы-полнение прав и обязанностей, соот-ветствующих принятым нормам и обу-словленная статусом. Социальную роль – это статус в движе-нии, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов. Ожидания могут быть зафиксированы в социальных нормах- признанныя данным обществом форма поведения. Признаки: 1)являются общими правилами пове-дения; 2)основным направлением их применения являются урегулирование общественных норм; 3)возникают в процессе исторического развития об-щества, изменяются в ходе эволюции; 4)носят объективный характер. Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесооб-разностью. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образ-цов, стандартов, норм поведения лич-ности.
Однако, каждый индивид в ходе социа-лизации вырабатывает сам представ-ление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное сов-падение, что вызывает развитие роле-вых конфликтов. Виды ролевых конфликтов: 1) внутриличностный – возникает в связи с противоречивыми требования-ми, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной соци-альной роли; 2) внутриролевой – возникает на основе противоречия в требованиях, предъ-являемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодей-ствия; 3) личностно-ролевой – причиной явля-ется несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций; 4) инновационный – возникает как ре-зультат расхождения ранее существо-вавших ценностных ориентаций и тре-бований новой социальной ситуации. Виды социальных ролей в зависи-мости от норм и ожиданий: 1) представляемые роли – система ожиданий индивида и определенных групп; 2) субъективные роли – субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами; 3) играемые роли – наблюдаемое по-ведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом. Для реализации социального статуса человек исполняет множество ролей, которые в совокупности представляют собой ролевой набор, индивидуальный для каждого человека. ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ Групповая сплоченность – системное качество группы как единого целого, выражающееся степенью приверженности её членов к группе. Признаки сплоченности группы: 1) группа работает как единое целое, ее члены не мешают друг другу при взаимодействии; 2) члены коллектива активно и эффективно участвуют в совместной деятельности; 3) ориентация на достижение общей цели; 4) рациональное использование ресурсов; 5) открытость отношений: развита взаимопомощь, обмен знаниями. Последствия групповой сплоченности. 1) члены группы проводят больше времени в общении друг с другом, таким образом возрастает и количество, и качество группового взаимодействия; 2) сплоченная группа оказывает большое влияние на отдельных своих членов; 3) в сплоченной группе эффективность групповой деятельности выше, т. к. члены сплоченной группы придерживаются групповых установок, касающихся производительности и получают большее удовлетворение работой. Для определения степени сплоченности коллектива социометрией предложен специальный «индекс групповой сплоченности», который вычислялся как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов: В отечественной социальной психологии проблема сплоченности рассматривалась А.В. Петровским , который считает, что формирование групповой сплоченности достигается через формирование единства участников группы на различных уровнях межличностных отношений, которые можно представить в виде уровней развития группы: 1) эмоциональном (внешнем) уровне, соответствующем стадии ориентации – формой проявления служит ситуативно возникающие симпатии-антипатии; 2) поведенческий (средний) уровень, соответствующий стадии конфронтации, проявляющийся в согласованности действий участников возникающей в процессе преодоления группового конфликта. В поведении членов группы на этом уровне отсутствует согласованность поступков как формы нравственного проявления человека; 3) ценностный (внутренний) уровень соответствующий латентной стадии, формой проявления выступает согласованность поступков членов группы, основанных на осознанном выборе. ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО Конформизм – социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы. Конформизм является одним из феноменов групповой динамики. Виды конформизма: 1) уступчивость или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией; 2) одобрение или внутренний личный конформизм – изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции; 3) нонкомформизм или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам. Изучением конформизма занимались М. Шериф и С. Аш, которые в ряде экспериментов установили, что существуют различные уровни конформизма. Уровни конформного поведения: 1) подчинение на уровне восприятия – изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы; 2) подчинение на уровне оценки – признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, которое считается правильным; 3) подчинение на уровне действия – осознание испытуемым неправоты группы, но согласие с ней из-за не желания вступать с ней в конфликт. Конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов. Ситуативные факторы конформности: 1) сложное задание или некомпетентность – чем меньше индивид уверен в своих силах, тем конформней его поведение; 2) количественный состав группы – конформизм выше при количестве членов группы от трех до семи. Увеличение численности группы более семи человек не ведет к увеличению степени конформизма; 3) качественный состав группы (их эрудиция и профессиональная принадлежность и пр.); 4) авторитетность человека, высказывающего противоположное мнение. При этом подчинение авторитету тем сильнее, чем ближе и легитимнее авторитет. Особенно высокую конформность вызывает институциализированный авторитет – авторитет формального статуса руководителя в данной организации; 5) сплоченность и единодушие группы. При этом, если в группе имеются люди поддерживающие испытуемого, то эффект давления группы снижается; 6) публичность ответов также увеличивает уровень конформизма; 7) работа на совместное вознаграждение повышает конформизм; 8) значимость принадлежности к группе увеличивает степень конформности. КОНФОРМНОСТЬ В ГРУППАХ Существует внутренння и внешняя конформность Внешняя конформность происходит тогда,когда человек возращается к своему мнению после того,как с него спало групповое давление,но когда происходит внутренняя конформность,то человек не остаётся при своём мнении даже тогда,когда с него спало общественное давление. Степень подчинения человека в группе зависит от ряда факторов, которые были систематизированы А.П. Сопиковым (1969). К ним относятся: · Возрастные различия: среди детей и юношей конформистов больше, чем среди взрослых (max конформности отмечается в 12 лет, заметное снижение – после 15-16 лет) · Трудность решения проблемы: чем труднее, тем в большей мере личность подчиняется группе, чем сложнее статус человека в группе, тем в меньшей степени он проявляет конформность · Привлекательность группы для индивида: референтной группе субъект поддается легче · Цели, стоящие перед человеком: если его группа соперничает с другой, конформность субъекта увеличивается, если соревнуются между собой члены группы, конформность уменьшается (то же наблюдается при отставани группового или личного мнения) · Наличие и эффективность связи, поддерживающей верность или неверность конвормированных поступковчеловека: при неправильности поступка человек может верннуться к своей точке зрения. · Численность группы: 5 человек оказывают более сильное влияние, сем 1 или 2, но увеличение численности группы свыше 5 чел. Снижает уровень конформности ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объекты внешней по отношению к нему среды и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Основные элементы: 1) мотивы, побуждающие субъект к деятельности; 2) цели (результаты), на которые деятельность направлена; 3) представление о будущем результате (антиципация); 4) средства, с помощью которых деятельность осуществляется. Виды человеческой деятельности: 1.По обязательному заданию: 1) Труд — это деятельность по обязательному заданию, результаты которой представляют непосредственную ценность для других людей, общества. 2) Учение — это деятельность по обязательному заданию, результаты которой представляют перспективную ценность для других людей, общества. 3) Спорт — деятельность, носящая соревновательный характер, связанная с реализацией физических и умственных способностей человека и направленная на достижение победы в соревновании или достижение максимально возможного результата. 2.Не по обязательному заданию: 1) Игра — это подражательно-выразительная деятельность, не по обязательному заданию, представляющая перспективную ценность для общества как средство подготовки ребенка к учению и труду. 2) Увлечение по интересам (хобби) — деятельность не по обязательному заданию, в котором примерно равную ценность представляют как ее результат, так и сам процесс.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |