Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Поведение покупателей на товарных рынках

Цель лекции:Изучение субъектов рынка.

Вопросы:

1. Изучение субъектов рынка.

2. Теории мотивации покупателей.

 

Теория мотивации З.Фрейда. Основана на признании действия определённых психологических сил, формирующих поведение человека и не всегда им осознаваемых, это ответная реакция человека на действия внешних и внутренних стимулов.

Теория мотивации Маслоу. Суть теории – у человека в различные периоды времени возникают различные потребности. Нижний уровень – физиологические потребности, следующий уровень – потребность в самосохранении, третий уровень – социальные потребности, четвёртый уровень – потребности в самоуважении и уважении в обществе, вершина-потребность в самореализации.

Для маркетолога важно выяснить как потребитель осознаёт, какая ему продукция необходима и почему именно она удовлетворяет его потребность наилучшим образом. Опыт маркетинговой деятельности показывает, что ориентация на полезность продукции требует знания мотивирующих факторов ,которые становятся решающими при покупке товаров.

Мотивы приобретения товаров.

· Мотив удовлетворения физиологических потребностей

· Мотив выгоды (желание наращивать себестоимость)

· Мотив снижения риска, потребность чувствовать себя уверенно и надёжно

· Мотив признания. (заключается в поиске действий, связанных с формированием своего статуса, престижа и имиджа)

· Мотив удобства (желание облегчить свои действия в отношениях с окружающими)

· Мотив свободы (потребность в самостоятельности, независимости во всех сферах деятельности)

· Мотив познания (постоянная нацеленность к познаниям и открытиям)

· Мотив содействия, соучастия (желание сделать что-либо полезное для окружающих)

· Мотив самореализации (потребность в достижении собственных жизненных целей, установок)

 

Экономическая теория мотивации.

Теория предельной полезности. Авторы этой теории рассматривают поведение потребителя как поиск наибольшей полезности в приобретении тех или иных материальных благ. Считается, что на рынке действует большое количество покупателей и продавцов. Рыночная цена определяется степенью полезностидля продавца и покупателя. Процесс обмена между ними продолжается до тех пор, пока не встретится предельная пара Продавец-Покупатель, чья оценка полезности в деньгах совпадает. Оценка полезности этой предельной пары и есть та полезность, которая определяет цену товара, т.е. цену равновесия.

 

Теория эластичности спроса. Способность потребителя и спроса изменяться под влиянием экономических факторов, носит название эластичности потребителя и спроса

 

«Крест Маршала». Чем больше потребность в товаре, тем меньше его эластичность.

 

Теория рационального потребления. Авторы этой теории рассматривают возможности ценовых ориентиров потребления, которыми могут выступать физиологические потребности, функциональные, бытовые процессы, специальные требования. Определяется, что лежит в основе, на этом и строится.

 

Моделирование поведения покупателя.

Исследование показателей ставит целью определение комплекса побудительных факторов, которыми он руководствуется при выборе товаров. Процесс моделирования осуществляется в несколько этапов:

1) Осознание потребностей

2) Поиск и оценка информации

3) Принятие решения о покупке

4) Оценка правильности выбора (Это заключительный этап. Он важен с той точки зрения, что положительная оценка усиливает приверженность к данному товару, а негативная оценка её расслабляет)

Специалист по маркетингу на основе моделирования получает возможность:

1) Знать, удовлетворению каких потребностей служит его товар и при необходимости совершенствовать его

2) Видеть, куда и как потребитель обращается за информацией и помочь ему быстрее и полнее получить эти данные

3) Помочь принять решение потребителю о покупке на основе знаний мотивов и стимулов, которыми он руководствуется

4) Знать оценку своего товара

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое мотив, каковы основные мотивы потребителей?

2. Теория мотивации Маслоу.

3. Моделирование поведения покупателя.

Рекомендуемая литература:

1. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2000

2. Маркетинг. Под ред. Романова А.Н. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995

3. Маркетинг: Учебник под ред. Уткина Э.А. - М.: ЭКМОС, 199814. 31. Маркетинг. / Под ред. Мамырова Н.К.- Алматы: Экономика, 1999

4. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке. - М., 1991

5. Эванс Дж. Берман Б. Маркетинг. - М.: АО "Финстатинформ", 1994

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...