Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкальная культура Беларуси 20 века.

Роль музыки в театре И. БуйницкогоВ XX в. произошел подлинный расцвет белорусской музыкальной культуры и образования. В 1918—1919 гг. были открыты музыкальные школы и народные консерватории, позже преобразованные в музыкальные техникумы. Особое значение приобрел Минский музыкальный техникум (ныне музыкальное училище имени М. Глинки). На базе его оперных и балетных классов в 1933 г. был открыт театр оперы и балета. В 1932 г. открывается консерватория, ныне Белорусская государственная академия музыки.

Выдающуюся роль в развитии музыкальной жизни республики сыграла деятельность В. Золотарева.

В довоенные годы активно развивается творческая деятельность Е. Тикоцкого, Н. Чуркина, Г. Пукста. Ярким событием стали оперы «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого, «В пущах Полесья» А. Богатырева, балет «Соловей» М. Крошнера. В период Великой Отечественной войны главной темой музыкального искусства стала борьба против фашистской оккупации. В послевоенный период чрезвычайно важной была педагогическая деятельность А. Богатырева как воспитателя большинства белорусских композиторов последующих поколений. Это Е. Глебов, который особое признание завоевал в жанре балета: «Альпийская баллада», «Избранница», «Маленький принц»; В. Солтан, создавший романтическую оперу «Дикая охота короля Стаха» на сюжет повести В. Короткевича.

В песенном жанре успешно работали В. Словников, Ю. Семеняко, И. Лученок, В. Иванов, В. Будник, Э. Зарицкий и многие другие. В 1980—1990 гг. появились произведения духовной музыки (Л. Шлег, В. Копытько, А. Бондаренко). В Беларуси работают: Национальный академический театр оперы и балета, Государственный музыкальный театр (с 1971 г.), Государственный академический народный оркестр имени И. Жиновича (с 1930 г.), Государственный академический симфонический оркестр (с 1928 г.), Государственная академическая хоровая капелла имени Г. Ширмы (с 1939 г.), Государственный академический народный хор имени Г. Цитовича (С 1952 г.), Академический хор Белорусского радио и телевидения с 1987 г., Симфонический оркестр Белорусского телевидения и радио (с 1958 г.), Государственный оркестр симфонической и эстрадной музыки (с 1987 г.), Государственный ансамбль танца с 1959 г., Белорусская государственная академия музыки с 1932 г., Белорусский союз композиторов (с 1932 г.), Белорусская государственная филармония (с 1937 г.), эстрадные коллективы «Песняры», «Сябры»; фолкрок представляют группы «Палац», «Крама»; этнорок — «Троица». В последние годы созданы новые творческие коллективы, в их числе мужской вокальный квинтет «Чистый голос», джазовый ансамбль «Яблочный чай», больше проводится музыкальных фестивалей, которые позволяют приобщить широкие слои населения к лучшим образцам музыкального и хореографического искусства. Кроме традиционных международных музыкальных фестивалей «Белорусская музыкальная осень», «Минская весна», «Славянский базар в Витебске», постоянную государственную поддержку получают Международный музыкальный фестиваль «Золотой шлягер», джазовый фестиваль «Блюз живет в Минске».

Проводятся такие крупные культурные акции, как фестивали камерной музыки «Музы Несвижа», современной хореографии в Витебске, белорусской поэзии и песни в Молодечно, старинной и современной музыки в Полоцке. Всего в Беларуси постоянную прописку получили более 30 международных, республиканских и региональных фестивалей, имеющих зрительскую аудиторию более 1 млн. человек, не считая телевизионной.Театральная жизнь в Беларуси в начале XX века была связана с деятельностью Первой белорусской труппы Игната Буйницкого. Первоначально театр был создан как любительский в родном селе, где проводились «белорусские вечеринки», а позднее он превратился в профессиональный, а сам Буйницкий считается создателем (“бацькам”) белорусского профессионального театра.

В сценической реализации постановок важная роль принадлежала формированию национальной интонации, как некоего особого «кода» сценического творчества. Особое место отводилось народному музыкальному творчеству, в первую очередь, песенному фольклору. Достаточно напомнить любимый спектакль 1920-х годов – «музыкальную драму» «На Купалье».Несмотря на появление любительских кружков в Минске, Витебске, Гродно, Могилеве к концу XIX века и некоторое оживление музыкально-театральной жизни, качественно новый, более высокий этап развития театра начинается только в начале XX века, когда развернулась культурно-просветительская деятельность Игната Буйницкого (1861 – 1917), знаменовавшая новый этап в истории белорусского драматического и музыкального театра.Игнат Буйницкий – выдающийся самородок на ниве белорусского искусства. В своей музыкально-театральной деятельности он продолжал развивать на более высоком профессиональном уровне традиции театра В. Дунина-Марцинкевича. Он широко пропагандировал музыкальное творчество народа, его песни и танцы, стремился к созданию синтетического театра, в котором, кроме драматического искусства, были бы представлены хоровое пение и народная хореография.

В репертуар театра И. Буйницкого входили популярные пьесы белорусских и украинских драматургов. С большим успехом театр показывал произведения М. Крапивницкого «По ревизии» и «Пошились в дурни», Э. Ожешко «Хам» и «В зимний вечер», К. Каганца «Модный шляхтич».

Одновременно И. Буйницкий тщательно отбирал для своих выступлений народные песни. В этом ему помогал опытный хормейстер и композитор Л. Роговский, который был близко связан с белорусской литературой, театром, с народной песней, а позже ему удалось составить белорусский песенник для народных и школьных хоров, который сыграл большую роль в пропаганде национальной песни. Сборник был «посвящен артисту Игнату Буйницкому». Вот некоторые песни из этого сборника, которые вошли в репертуар театра Буйницкого, исполнялись хором и производили глубокое впечатление на слушателей: «Дуда-веселуха», «Ах ты дуй», «Подушечка», «За горами, за лесами» и другие.

Театр Буйницкого пустил глубокие корни. Музыкально-драматические кружки, распространившиеся на территории Беларуси, развивая его традиции, продолжали формирование национального театра.

Облик профессионального национального театра Беларуси формировался, как известно, с участием самоотверженных подвижников искусства, начиная с “бацькі беларускага тэатра” И. Буйницкого и ряда талантливых драматургов, актеров, музыкантов, постановщиков, часто – в одном лице, как, к примеру, В. Голубок (в Минске работает “тэатральная гасцёўня У. Галубка”).

 

39. Творчество белорусских композиторов – основателей профессиональной композиторской школы (Золотарёва, Чуркина, Аладова, Тикоцкого, Богатырёва)

Выдающуюся роль в развитии музыкальной жизни республики сыграла деятельность В. Золотарева.

В довоенные годы активно развивается творческая деятельность Е. Тикоцкого, Н. Чуркина, Г. Пукста. Ярким событием стали оперы «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого, «В пущах Полесья» А. Богатырева, балет «Соловей» М. Крошнера. В период Великой Отечественной войны главной темой музыкального искусства стала борьба против фашистской оккупации. В послевоенный период чрезвычайно важной была педагогическая деятельность А. Богатырева как воспитателя большинства белорусских композиторов последующих поколений.

Василий Андреевич Золотарёв (1873—1964) — русский и советский композитор и педагог. Преподаватель МГК имени П. И. Чайковского. Заслуженный артист РСФСР (1932). Народный артист БССР (1949). Лауреат Сталинской премии второй степени (1950)В. А. Золотарёв родился 23 февраля (7 марта) 1873 года в Таганроге (ныне Ростовская область). Окончил Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге, получив в классе профессора П. А. Краснокутского специальность скрипача. Композиторскую специальность приобрел в Петербургской консерватории, где встретил «великих учителей» М. А. Балакирева, А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, о которых позже опубликовал воспоминания. Затем начал преподавание в Придворной капелле. Класс В. А. Золотарёва здесь окончили А. В. Богатырёв, М. С. Вайнберг, Б. Д. Гибалин, К. Ф. Данькевич, М. И. Паверман.

В 1905 году он покинул С.-Петербург, некоторое время работал в Московской консерватории. В 1918 году, будучи профессором, уехал преподавать в Ростове-на-Дону, затем в Краснодаре и Одессе. С середины 1920-х годов В. А. Золотарёв преподавал в Киевском музыкально-драматическом институте имени Н. В. Лысенко.

С 1931 по 1933 год В. А. Золотарёв работал в Свердловске в музыкальном техникуме имени П. И. Чайковского. Здесь его учениками были Борис Гибалин, П. П. Подковыров и Георгий Носов. В 1933 году В. А. Золотарёв переехал в Минск, где по 1941 год преподавал в Белорусской консерватории. Здесь он написал симфонию «Белоруссия» (1934).У него учились Л. А. Половинкин, А. Г. Свечников, М. Е. Крошнер, Д. А. Лукас, В. В. Оловников и др.В. А. Золотарёв написал 3 оперы, среди которых выделяется опера «Декабристы» (1925, новая редакция «Кондратий Рылеев», 1957), балет «Князь-озеро» (1949), 7 симфоний (1902—1962), 3 концерта, 6 струнных квартетов, кантаты, хоры, романсы.В. А. Золотарёв умер 25 мая 1964 года в Москве.

ЧУРКИН Николай Николаевич(1869-1964) — сов. композитор, фольклорист. Нар. арт. БССР (1949). Ученик М. М. Ипполитова-Иванова. Записал более 3000 белорус., груз., арм., азерб., польск., лйтов., тадж. песен и танцев, составил фольклорные сб-ки. Один из первых проф. белорус. композиторов, основоположник нац. жанрового симфонизма, нац. детской музыки. Автор оперы "Освобождение труда" (1922, Мстиславль), детской радиооперы "Рукавичка" (1948, Минск); муз. комедий "Кок-сагыз" (1939, г. Горки), "Песня Березины" (1947, Бобруйск); 3 симфониетт (1925-1955); сюит для симф. и нар. оркестров; 11 струн, квартетов; романсов, детских песен; обработок нар. песен.

АЛАДОВ Николай Ильич (1890-1972), белорусский композитор, народный артист Белоруссии (1955). Автор первых белорусских произведений симфонического и др. жанров. Опера «Андрей Костеня» (1947), симфонии.Один из организаторов музыкального образования в Белоруссии. Профессор Белорусской консерватории (с 1946).В 1910 году Николай Аладов окончил обучение в Петербургской консерватории экстерном. С 1923 преподает в Государственном институте музыкальной культуры в Москве. В Минске с 1924, один из организаторов Белорусской консерватории, в 1944—1948 ее ректор, профессорВ годы войны, с 1941 по 1944, преподавал в Саратовской консерваторииИменем Н. Аладова названа музыкальная школа в Минске, установлена мемориальная доска.ТворчествоОдин из основоположников симфонического, камерно-инструментального и камерно-вокального, кантатного, хорового жанров белорусской музыки.Автор оперы «Андрей Костеня» (1947), комической оперы «Тарас на Парнасе» (1927), кантат «Над рекой Орессой» и др., десяти симфоний, вокальных циклов на стихи Я. Купалы, М. Богдановича, М. Танка, других музыкальных произведений

Евге́ний Ка́рлович Тико́цкий (белор. Яўген Карлавіч Цікоцкі) (1893 — 1970) — советский белорусский композитор. Народный артист СССР (1955). Член ВКП(б) с 1948 года.Е. К. Тикоцкий родился 14 (26) декабря 1893 года в Санкт-Петербурге в семье с польскими корнями, его музыкальное образование ограничивалось двумя годами частных уроков фортепиано и теории музыки у Волковой-Бонч-Бруевич, композиции он обучался самостоятельно. Начал сочинять в возрасте 14 лет, консультируясь у своего друга Владимира Дешевова, учившегося в Петербургской консерватории. По настоянию отца Тикоцкий в 1914 году поступил в Петроградский университет, где изучал физику и математику. В 1915 году ушёл на фронт, в 1919—1924 годах служил в РККА. После окончания службы переехал в Бобруйск, где преподавал в музыкальной школе. К этому времени относятся первые контакты Тикоцкого с белорусской народной музыкой, повлиявшей на его сочинения. Первое крупное сочинение композитора — Симфония (1924—1927), написанная с использованием белорусских народных и революционных тем, стала одним из первых произведений в этом жанре в истории белорусской музыки. К этому периоду также относится музыка к ряду театральных постановок в Минске, куда через некоторое время перебрался и сам композитор. В столице Белоруссии Тикоцкий работал на радио и занимался преподавательской деятельностью. В 1939 году он пишет одно из самых известных своих сочинений — оперу «Михась Подгорный» (одна из первых белорусских опер в истории). Другая известная патриотическая опера Тикоцкого — «Алеся» — была поставлена лишь в 1944 году, после освобождения Минска от фашистских захватчиков. В годы войны композитор находился в эвакуации сначала в Уфе, затем в Горьком. По возвращении в Белоруссию Тикоцкий стал руководителем оркестра Белорусской государственной филармонии и председателем белорусского отделения СК СССР.Тикоцкий — один из основоположников белорусской композиторской школы. Его сочинения, написанные в классической и романтической манере, испытывают сильное влияние народных мотивов. Один из первых белорусских композиторов, сочинявших оперы и симфонии, он сыграл важную роль в развитии белорусской музыкальной культуры XX века.Е. К. Тикоцкий умер 23 ноября 1970 года. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.

Основные сочинения

Оперы«Михась Подгорный» (1939);

«Алеся» (1942—1948),

вторая редакция «Девушка из Полесья» (1952—1953)

«Анна Громова» (1970)

Оперетта«Кухня святости» (1931)

Оркестровые сочинения, концерты

Шесть симфоний«Праздник на Полесье»,

увертюра (1954)«Слава», увертюра (1961)Концерт для тромбона с оркестром (1934)Концерт для фортепиано и оркестра белорусских народных инструментов (1953), редакция для фортепиано и симфонического оркестра (1954)Две сюиты для оркестра белорусских народных инструментовКамерные сочиненияФортепианное трио (1934)Соната-симфония для фортепианоПрочие сочиненияОратории, песни, хоры, обработки народных песен, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмамАнатолий Васильевич Богатырё́в (белор. Анатоль Васільевіч Багатыро́ў) (1913—2003), белорусский советский композитор и педагог. Народный артист РСФСР (1981). Народный артист БССР (1968). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Член КПСС с 1954 года.

Основатель белорусской национальной композиторской школы. Профессор (1960).А. В. Богатырёв родился 31 июля (13 августа) 1913 года в Витебске (ныне Беларусь). Окончил Белорусскую государственную консерваторию имени А. В. Луначарского в 1937 году, класс В. А. Золотарёва. С 1948 года преподаватель Белорусской академии музыки, в 1948—1962 годы её ректор. В 1938—1949 годах председатель правления Союза композиторов БССР. Депутат ВС БССР (1938—1959).А. В. Богатырёв умер 19 сентября 2003 года. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.Основные сочиненияСреди произведений А. В. БогатырёваОперы«В пущах Полесья» — по повести «Дрыгва» Я. Коласа, постановка 1939 года«Надежда Дурова» (1946), постановка Ансамблем советской оперы Всероссийского театрального общества (1947)Для солистов, хора и симфонического оркестраОратории«Битва за Беларусь»Кантаты«Сказ о Медведихе» на стихи А. С. Пушкина (1937)«Белорусским партизанам» на стихи Я. Купалы (1942)«Беларусь» на стихи Я. Купалы, П. Бровки, П. Труса (1949)«Ленинградцы» на стихи Джамбула Джабаева (1942)«Белорусские песни» слова народные и Нила Гилевича (1967). Государственная премия БССР (1969)«Рисунки родного края»«Юбилейная» Камерно-инструментальные произведенияФортепианное трио (1943)Сонаты для скрипки и фортепиано (1946), виолончели и фортепиано (1951), фортепиано (1958)

 

40. Исторический образ жанров оперы и балета в Беларуси (советский период)

В 30—40-е годы на советской балетной сцене появились спектакли героического характера. Это время в жизни нашей страны — время грандиозных исторических событий, небывалого трудового подъема. Романтика подвигов советского народа нашла широкое отражение в искусстве. Новые идейно-художественные задачи формировали мировоззрение и эстетический вкус нового зрителя. Хореографическое искусство начинало формировать новый репертуар. Деятели советского балета стремились приблизить свое искусство к жизни, придать спектаклям героико-романтический характер. Новые темы, новые сюжеты потребовали обновления танцевального языка, введения на сцену ярких самобытных национальных образов. Фольклорный танцевальный колорит вел хореографов к обогащению классической лексики элементами народного танца.Обращение к героической и исторической темам определило путь, по которому пошло развитие героического жанра. Это привело к созданию замечательных реалистических балетов, построенных на своеобразной пластике, гармонично объединяющих классический танец с народным. В сценическом воплощении балетов героического жанра торжествовал герой-борец. Подлинные удачи сопутствовали героическим танцевальным образам, решенным средствами нового пластического языка, образам реалистическим, поэтически обобщенным.Художественное новаторство в героическом жанре тесно свя-зано с реальной действительностью. Романтическое соединяется с реальным, с конкретными переживаниями героев. Утверждение гуманистических идеалов содействовало усилению революционно-романтических начал в этих балетах. Их героям присущ пафос мужественного, активного преодоления страданий, глубокое убеждение в том, что самые нечеловеческие условия

существования не в силах истребить духовную красоту народа:

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...