Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование и развитие личности человека

1. Социализация как процесс формирования и развития личности.

2. Механизмы социализации: идентификация, индивидуализация, принятие социальных ролей.

3. Самосознание и самооценка.

4. Учение Э. Эриксона об эго-идентичности. Кризисы развития как кризисы идентичности.

 

1. Человек рождается на свет как биологическая единица. Он обладает морфологическими, физиологическими и психическими свойствами человека, общими и особенными, унаследованными им от родителей. Развиваясь, комбинируясь эти свойства превратятся (или не превратятся) в те или иные свойства взрослого человека, которые мы назовем индивидными. В то же время, с первых дней своего появления на свет человек включается в социальные взаимодействия, первоначально преимущественно как объект, но с каждым днем все более активно он становится субъектом общения и взаимодействия. Эти взаимодействия осуществляются в определенной форме и по определенным правилам, выработанным в процессе исторического развития. Кроме того, содержание взаимодействия людей - труд и любовь, вера и знание, искусство и политика - также результат развития общества. Можно сказать, что, родившись, человек становится наследником всего социального опыта человечества. Но это наследство не так просто взять и использовать. Процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта называется социализацией. В процессе социализации формируется и развивается личность человека. Процесс социализации начинается с момента рождения и продолжается до конца жизни. Социализация - не просто отражение или перенос содержания и форм общественной жизни в сознание индивида. Усвоение социального опыта субъективно - в том смысле, что усваивается лишь то, что переживается субъектом, что становится его личным опытом; а также в том смысле, что одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и переживаются разными людьми, и поэтому из одинаковых ситуаций выносится самый разнообразный личный опыт, а схожие социальные условия формируют зачастую совершенно не схожие личности. Неотъемлемой стороной процесса социализации является процесс индивидуализации - через обретение субъектом своего места в социуме, в процессе выработки способов взаимодействия с другими членами общества, защищая свои интересы и жертвуя ими, человек становится самим собой, единственным и неповторимым. Чем ярче индивидуальность человека, тем более ценным и незаменимым членом общества он становится.

Процесс социализации осуществляется как через специальные социальные институты (семью, школу, профессиональные учебные и производственные объединения, детские и молодежные общественные организации), так и через различные неформальные группы. При этом институциализированный процесс социализации индивида носит одновременно регулируемый, целенаправленный и нерегулируемый, стихийный характер. Например, в семье или в школе ребенок слышит и усваивает некий набор декларируемых социальных правил и норм, которые составляют содержание целенаправленного процесса воспитания. Выполнение и невыполнение этих правил и норм соответственно поощряется или наказывается. Одновременно ребенок переживает опыт реального социального взаимодействия родителей или учителей между собой, воспитателей с другими детьми, детей между собой. Этот опыт вполне или частично неуправляем, он может соответствовать или противоречить поставленным воспитательным целям. Результат социализации зависит от активной душевной работы ребенка по сопряжению, оцениванию, суммированию и выбору предпочитаемых ценностей и способов поведения. Если личность ребенка формируется в ситуации постоянного конфликта декларируемых и реализуемых принципов и норм, результатом скорее всего будет либо крайний конформизм и приспособленчество, либо бунт вплоть до противоправного поведения.

Различают первичную и вторичную социализацию. На этапе первичной социализации формируется обобщенный образ действительности, прежде всего социальной. Этот этап часто называют этапом адаптации. Ребенок как будто отвечает на вопрос «куда это я попал?». Он ищет и находит ответ на вопрос «ах вот как с этим надо обращаться!» и, следовательно, «вот что это такое!». То есть в процессе взаимодействия и через выработку способов взаимодействия ребенок обретает смысл окружающих вещей, событий, отношений. Таким образом, уже на этапе первичной социализации происходит не только адаптация, приспособление, но и индивидуализация: человек делает мир «своим» и создает собственный внутренний мир. На этапе вторичной социализации, по мнению некоторых исследователей, происходит усвоение социальных ролей и развитие их содержания сообразно с системой общественного разделения труда.

Несколько иной подход к выделению этапов формирования личности осуществляет А.Н. Леонтьев. По мнению Леонтьева «личность рождается дважды». Первое рождение относится к дошкольному возрасту, когда происходит первое подчинение непосредственных побуждений ребенка социальным нормам и первая иерархизация мотивов его поведения. Результатом этого этапа является способность к опосредованному поведению. Ю.Б. Гиппенрейтер1 описывает эксперимент А.Н. Леонтьева «горькая конфета», который иллюстрирует процесс конфликта мотивов. Ребенок получает невыполнимое, но заинтересовавшее его задание: достать предмет, не вставая со стула. Экспериментатор выходит из комнаты. Ребенок остается наедине с интересной вещью и делает попытки выполнить задание, но быстро понимает невозможность одновременно осуществить непосредственное побуждение (взять то, что интересно и ,в принципе, не запрещено) и выполнить условие взрослого. Выполнение условия в данном случае является самостоятельным «социальным» мотивом. В отсутствие взрослого побеждает непосредственное побуждение, ребенок встает, берет вещь и возвращается на стул. Экспериментатор возвращается, хвалит ребенка за «выполненное» задание и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается, а после повторных предложений начинает плакать. В присутствии экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого усилилось незаслуженной наградой. Этот эксперимент хорошо демонстрирует также то, что личностные подструктуры строятся в интерперсональных отношениях и только потом становятся частью внутренней структуры личности.

Второе рождение личности происходит в подростковом возрасте, когда появляется способность и стремление осознавать мотивы собственной деятельности, вести активную работу по их соподчинению и переподчинению. В результате подросток приобретает способность к самопознанию, саморуководству и самовоспитанию.

Важнейшим институтом социализации индивида является семья. На протяжении некоторого времени семья является единственной формой организации общества, с которой знаком ребенок. Семья выступает в качестве модели общества и одновременно в качестве базового жизненного тренинга , в процессе которого вырабатываются алгоритмы восприятия и разучивается основной репертуар поведенческих методик. Представители психоаналитического направления в психологии (Э.Фромм и др.) полагали, что господствовавший в семье стиль лидерского (родительского) поведения впоследствии неуклонно воспроизводится человеком в любых ситуациях его взрослой семейной, производственной, политической жизни (в прямом воспроизведении в роли начальника и в виде ожиданий в роли подчиненного).

Семья обеспечивает удовлетворение витальных (жизненно важных) потребностей ребенка. К ним, наряду с органическими потребностями, относится и потребность в общении. Потребность в контакте с себе подобными является главной движущей силой формирования и развития личности. В первые годы жизни социализация заключается прежде всего в усвоении норм поведения, очень большого числа тех «надо» и «нельзя», которые предъявляют окружающие. За счет чего это возможно? На первый взгляд кажется, что основной рычаг - это система поощрений и наказаний. Но главный секрет не в них. Главное в том, кто и как сообщает что «надо», а что «нельзя». Ребенок настоятельно, сильно и всегда хочет быть вместе с матерью: вместе есть, спать, мыться и одеваться, вместе исследовать окружающее, говорить с ней, играть, радоваться, получать поддержку. Поэтому ее требования и запреты ценны. Ребенок стремится к контакту с матерью, к ее одобрению, ее улыбке и ласке. Строгое выражение лица, запрещающие жесты означают приостановление контакта, преграду, которую ребенок стремится преодолеть. Первоначально он выполняет требования матери, чтобы продолжать испытывать радость общения, сами по себе требуемые действия безразличны и может быть трудны или неприятны для него. Но постепенно их выполнение как бы аккумулирует в них те положительные эмоции, которые они вызывают в процессе общения. В результате требуемое (нормативное) действие приобретает самостоятельную ценность и побудительную силу, становится мотивом самого себя, происходит «сдвиг мотива на цель» (А.Н. Леонтьев).

Если же общение со взрослым безэмоционально, безрадостно, тем более приносит огорчение, то весь механизм не работает, новые мотивы не возникают, правильного формирования личности не происходит.

Как показала Ю.Б. Гиппенрейтер, рассмотренный механизм действует на всех этапах развития личности. Потребность в общении развивается, появляется новое содержание и новые объекты, ее удовлетворяющие, но каждому этапу реального расширения контактов предшествует ярко выраженный мотив принятия другими, признания и утверждения в соответствующей социальной группе. Социальные мотивы порождают новые мотивы - профессиональные (приобретение знаний, умений, мастерства) и идеальные (стремление к Добру, Истине, Красоте). Залогом благополучного протекания этого процесса является полноценное удовлетворение потребности в общении в раннем детстве.

Конечно, в процессе взросления роль семьи в социализации индивида меняется. Если в детстве семья выполняла функции как целенаправленного воспитания, так и научения, а родитель соответствующего пола был основным объектом идентификации, то в подростковом возрасте центр социализации переносится в группу сверстников. Однако родители, в особенности мать, всегда остаются наиболее эмоционально близкими людьми. Это особенно ярко проявляется в экзистенциально заряженных ситуациях. Кроме того, мать для любого человека, с глубокого детства и навсегда, остается средоточием позитивного аспекта мироздания, поэтому положительное отношение к матери - последний бастион нормально развивающейся личности. Наоборот, рост негативизма по отношению к матери - показатель тотального социального негативизма и общего неблагополучного развития личности.

Роль семьи особенно велика в обеспечении работы так называемых стихийных механизмов формирования личности (по Ю.Б. Гиппенрейтер). К ним относятся идентификация и освоение социальных ролей. Стихийными они называются потому, что в полной мере никогда не осознаются субъектом и не управляются им, осознание не необходимо для их работы.

2. Идентификация – усвоение социального опыта через личный пример другого человека, посредством уподобления, подражания, заражения. Первые идентификации происходят у детей с родителями. Поведение родителей воспроизводится сначала с чисто внешней стороны. Особенно ярко это проявляется в ролевых играх: дети «как будто» собираются на работу, готовят обед, идут в гости. При этом дети очень точно имитируют речь, манеры, интонации взрослых. По тому, как девочка обращается с куклой или встречает «мужа», пришедшего «с работы», можно безошибочно определить, каковы отношения и стиль общения в семье. Обнаружено, что дети, которые в дошкольном возрасте мало играли в ролевые игры (не воспроизводили поведение взрослых), хуже адаптируются в новых ситуациях

Схему процесса идентификации «в чистом виде» разрабатывает А.И. Белкин, исследуя случаи рождения новой личности у пациентов после смены пола.Для того, чтобы почувствовать себя представителем другого пола, пациент должен пройти три этапа. На первом этапе человек должен создать для себя идеальную модель «мужественности» или «женственности». Если такой моделью становится конкретный, небезразличный для пациента, человек, то есть если имеется образец, то подражание ему проходит легко и эффективно.

Второй этап - этап имитации поведения образца во всех деталях. На этом этапе оказался очень важным костюм, то есть репрезентация половой принадлежности для других. До смены костюма человек не только не может воспроизвести соответствующее поведение, но даже не может назвать себя соответствующим местоимением, то есть думать о себе в соответствующем роде. Ю.Б. Гиппенрейтер делает вывод, что идентификация немыслима до тех пор, пока не начнется общение с другими людьми, пока окружающие не начнут реагировать на пациента как на лицо другого пола.

На третьем этапе происходит «освобождение» от образца, создается обобщенный образ подобающего поведения. Некоторые черты образца могут быть подвергнуты критике и вообще отвергнуты, одновременно может происходить переориентация на другие образцы, осуществляется избирательное отношение к отдельным проявлениям «кумиров», в результате создается обобщенный образец. На этом этапе манеры требуемого поведения автоматизируются. И самое важное - меняются эмоциональные отношения, система ценностей и нравственных установок в соответствии с новым полом. (Пример А.И. Белкина: пациентка, ставшая женщиной в результате операции по перемене пола в 18 лет, стала упрекать свою тетку, с которой жила с детства в качестве мальчика, за отсутствие женской гордости).

По отношению к другим людям человек занимает некую социальную позицию, которая характеризуется совокупностью прав и обязанностей. Заняв определенную позицию, человек должен выполнять соответствующую социальную роль, то есть осуществлять совокупность действий, которых от него ожидает социальное окружение, вступать в определенные отношения, осваивать определенный стиль поведения. Разнообразие социальных позиций и социальных ролей очень велико (мужчины и женщины, отца и сына, начальника и подчиненного, инженера, учащегося, молодого человека, члена спортивного клуба, парня с нашего двора и пр. и пр.) и каждый человек исполняет целый набор социальных ролей.

Социальная роль – не что-то внешнее по отношению к личности человека, но и не элемент в структуре личности. Роль усваивается, становится своей. Нередко личность человека срастается с какой-то ролью, и тогда утрата прежней позиции и роли переживается как утрата части личности (ситуация «запретили летчику летать»). В то же время нормальное развитие личности предполагает определенную степень гибкости, подвижности связи личность - роль. Те, кто обнаруживает эту гибкость, быстро «находят себя» в новых социальных позициях. Люди более ригидные оказываются неспособными отказаться от неадекватных претензий, ожиданий, способа поведения (продолжают оставаться начальником в туристической группе, опекающей мамой взрослого сына и т.д.)

Как механизм, формирующий и развивающий личность, процесс освоения и исполнения ролей является способом построения системы мотивов, ценностей, норм, взглядов и отношений. Как солдат человек не покинет пост не взирая на опасность для жизни, как жена и мать женщина потратит все время и силы на заботу о близких. Закончится срок службы, вырастут дети, но сформированные качества останутся достоянием зрелой личности. Чем более зрелой является личность человека, тем более успешно он принимает новые сложные социальные роли. Не даром перед назначением на ответственный пост всегда выясняется, каким человек был студентом, каким солдатом, каким мужем и отцом и т.д.

3. Самосознание - это неразрывное единство трех сторон: когнитивной (самопознания), эмоциональной (отношение к себе) и регулятивной, интегральным продуктом которых выступает образ "Я".

Как мы уже сказали выше, с самосознанием связано второе рождение личности, которое происходит в подростковом возрасте. Однако начинается развитие самосознания гораздо раньше. Сначала ребенок учится отделять себя от физического мира. В раннем возрасте можно было наблюдать всего лишь истоки самосознания ребенка.Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию.

Самооценка появляется во второй половине периода дошкольного детства на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. Его самооценка практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего - оценкой близких взрослых. Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержат какое-то обоснование. К 7-ми годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

Адекватный образ "я" формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых им из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения со взрослыми и сверстниками. Развитие самосознания дошкольников зависит от особенностей семейного воспитания. Дети с точными представлениями о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени, положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников. Этих детей часто поощряют, но не подарками, наказывают, в основном, отказом от общения.

Дети с заниженными представлениями о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Детей с завышенными представлениями о себе в семьях считают более развитыми, чем их ровесников, часто поощряют, в том числе подарками, хвалят при других детях и взрослых и редко наказывают.

Таким образом, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными.

Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки - аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры - только для мальчиков и только для девочек.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой".

Таким образом, основными компонентами самосознания дошкольника являются: самооценка, осознание своих переживаний, половая идентификация, осознание себя во времени.

В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение.Это важное условие гармоничного развития в школьном возрасте. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки, переделать неверно выполненную работу.

Другая важная характеристика психики школьника, влияющая на формирование его личности - обобщение переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний.

4. Одной из наиболее авторитетных психологических классификаций возрастных периодов является концепция американского психолога Э.Эриксона.

В своих взглядах на развитие Э.Эриксон придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем индивидуальном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Это такие стадии как:2

1. Раннее младенчество (от рождения до 1 года).

2. Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет).

3. Раннее детство (около 3-5 лет).

4. Среднее детство (от 5 до 11 лет).

5. Половое созревание, отрочество и юность (от 11 до 20 лет).

6. Ранняя взрослость (от 20 до 25 лет).

7. Средняя взрослость (от 26 до 65 лет).

8. Поздняя взрослость (свыше 65 лет).

На каждой стадии развития Э.Эриксон выделяет нормальную и аномальную линии развития. Так, на первой стадии в первом случае это: доверие к людям, взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение тяги детей к общению и другие жизненно важные потребности. Во втором случае это: недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви; слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.

На второй стадии это: самостоятельность, уверенность в себе; ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. С другой стороны - сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда; ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения; у него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.

На третьей стадии это: любознательность и активность, живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. С другой стороны - пассивность и безразличие к людям, вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения.

На четвертой стадии это: трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижению успехов, развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков, постановка перед собой и решение реальных задач; нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы, активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу. С другой стороны - чувство собственной неполноценности, слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми; острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью; ощущение временного "затишья перед бурей", или периодом половой зрелости, конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.

На пятой стадии это: жизненное самоопределение; развитие временной перспективы - планов на будущее; самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть?; активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях; учение; четкая половая поляризация в формах межличностного поведения; становление мировоззрения; взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости. С другой стороны - путаница ролей; смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом; концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми; полоролевая фиксация; потеря трудовой активности; смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании; путаница в моральных и мировоззренческих установках.

На шестой стадии это: близость к людям; стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя людям; рождение и воспитание детей; любовь и работа; удовлетворенность личной жизнью. С другой стороны - изоляция от людей; избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними; трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение; непризнание, изоляция и первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил.

На седьмой стадии это: творчество; продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми; зрелая, полноценная и разнообразная жизнь; удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей; обучение и воспитание нового поколения. С другой стороны - застой; эгоизм и эгоцентризм; непродуктивность в работе; ранняя инвалидность; всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.

На восьмой стадии это: полнота жизни; постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка; принятие прожитой жизни такой, какая она есть; ощущение полноты и полезности прожитой жизни; способность примириться с неизбежным; понимание того, что смерть нестрашна. С другой стороны - отчаяние; ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро; осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей; желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено; ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала; боязнь приближающейся смерти.

Наиболее существенный вклад Э.Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

1. Кризис доверия ( недоверия ) .

2. Кризис автономности ( сомнения и стыда )

3. Кризис инициативности (вины) .

4. Кризис компетентности (неполноценности) .

5. Кризис личной идентичности (спутанности ролей).

6. Кризис интимности (изолированности).

7. Кризис продуктивности ("погружения в себя") .

8. Кризис целостности ( отчаяния) .

Становление личности в концепции Э.Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность, приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.

Подростковый возраст как важнейший этап формирования личности. В отрочестве возникает новый уровень самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (т.е. стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию.

Особая форма отроческого самосознания - чувство взрослости,через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.

Э. Эриксон в качестве основного новообразования подросткового возраста определил идентичность -субъективное чувство непрерывной самотождественности. Отрочество в концепции Эриксона занимает особое место именно потому, что работа по поиску самотождественности (происходящая на протяжении всей жизни человека) становится в этом возрасте центральным событием. На каждом возрастном этапе человек прямо или косвенно, но постоянно и очень настойчиво спрашивает себя и ближних: "Кто я? Какой я? Зачем я?". Задача подросткового возраста - интегрировать все предыдущие ответы в целостную картину самосознания. Э.Эриксон выделил четыре основных типа развития неадекватной идентификации:3

- уход от близких взаимоотношений, обусловленный страхом потери собственной идентичности; избегание слишком тесных межличностных взаимоотношений приводит к формализации, стереотипизации контактов, недоразвитости средств интимно-личностного общения, изоляции;

- размывание времени, в результате чего обнаруживается неспособность и упорное нежелание строить планы на будущее; «избегание» взросления; боязнь перемен, неверие в возможность изменения к лучшему и одновременно тревожное предчувствие неизбежности перемен;

- избегание вовлеченности; размывание способности к продуктивной работе; защищая свою неустойчивую идентичность, подросток боится "отдаться" деятельности и потому неуспешен в ней; не может найти в себе силы заняться делами, сосредоточиться;

- негативная идентичность - презрительное, враждебное отношение к занятиям и ценностям, которыми дорожат в семье и ближайшем окружении подростка, попытки найти идентичность, прямо противоположную той, которую предпочитают для своего ребенка ближние.

Не менее опасен и для дальнейшего развития идентичности, и для здоровья общества прямо противоположный тип идентичности, описанный последователем Эриксона Джеймсом Марсиа. Этопредопределенная идентичность - некритичное принятие ценностей семьи, общества, религиозной группы и др. Уход от самого поиска себя порождает крайне нежелательный, ригидный, консервативный, нерассуждающий склад личности.

Другое важное явление, определяющее формирование самосознания подростка, - эгоцентризм. Подростки преодолевают "житейский" наивный эгоцентризм детей более младшего возраста, которые собственную точку зрения считают единственно возможной. Подростки же, напротив, захвачены открывшимся им разнообразием точек зрения, но объект, который их преимущественно интересует - это они сами. Они столь интенсивно себя анализируют и оценивают, что легко поддаются иллюзии, будто их непрерывно оценивают все окружающие. При этом друг друга они замечают мало, роль обозреваемого для них более значима, чем роль обозревателя. Смягчение, угасание подросткового эгоцентризма происходит по мере развития близких, непосредственно-личностных отношений со сверстниками, делящимися друг с другом своими переживаниями, оценками и демонстрирующими саму возможность взаимопонимания.

В подростковом возрасте происходит расширение жизненного пространства ребенка как в целом (географического, социального), так и в особенности во временном измерении. Впервые появляется будущее как психологическая детерминанта личности. С возрастом жизненная перспектива увеличивается, и это становится одним из фундаментальнейших фактов развития личности. У подростка формируется жизненный план. Структурируя временную перспективу, этот план принимает в расчет не только идеальные цели и ценности, но и их осуществимость.

Одним из важнейших внутренних условий, активно участвующих в формировании личности подростка, является осознание своего физического облика, четкий самообраз, осознание эстетического эффекта своей внешности. Та или иная оценка своей внешности влечет за собой определенное самочувствие и может определять характер взаимоотношений между людьми. Осознание особенностей своей внешности влияет на формирование многих важных качеств личности (например, таких, как уверенность в себе, жизнерадостность, замкнутость, индивидуализм).

Важным механизмом самосознания являетсяличностнаярефлексия, представляющая собой форму осознания подростком как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему - "Я-концепцию". У части подростков "Я-концепция" может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае - это важнейший этап в развитии самосознания. В отечественной психологии подЯ-концепциейпонимается относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе. Ее составляющие:реальное Я(представление о себе в настоящем времени),идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы),динамическое Я (то, каким субъект намерен стать),фантастическое Я (то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным) и др.

Образы "Я", которые создает в своем сознании подросток, разнообразны - они отражают все богатство его жизни. Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента "Я-концепции". С ним связаны еще два - оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившихся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные подростки поэтому по-разному переживают отсутствие тех или иных качеств (красоты, блестящего интеллекта или физической силы). Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от их прямого копирования оценок взрослых в самооценке, все большая опора на внутренние критерии.

Подросток - еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты обычно диссонируют, сочетание разных образов "Я" негармонично. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное "Я" может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества. Некоторые подростки разрабатывают целые программы самосовершенствования.

Особенностью самооценки в подростковом возрасте является то, что она все больше начинает влиять на характер поведения, благодаря самооценке подросток развивает свою способность к саморегуляции.

В юношеском возрасте описанные процессы завершаются. Самосознание достигает уровня самоопределения, которое предполагает не только понимание самого себя, своих мыслей и стремлений, но и понимания своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Формируется потребность в смысле жизни как настоятельная необходимость осознавать свою жизнь как цельный процесс, имеющий направление, преемственность и смысл. Завершается нравственное развитие, формирование системы взглядов и ценностей, мировоззрения. В мотивационной сфере ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Это приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность.

Ответственность как свойство взрослого. Ответственность - важнейшее личностное свойство, результат большого пути социализации индивида. Сознание ответственности и стремление к ней - решающий признак зрелости личности, главный критерий различения юноши и взрослого человека. Ответственный человек - это че

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...