Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 7. Мотивационная сфера психики

Одной из проблем, активно исследуемых современной психологией, является проблема мотивации человеческого поведения и деятельности. Сущность проблемы заключается в том, чтобы изучить побудительные силы, благодаря которым включается психическая активность человека и направляет его деятельность на какой-либо объект; силы, которые движут человеком при выборе той или иной модели поведения, того или иного способа действия. Эти явления относятся к мотивационной сфере психики.

Чтобы подойти к понятию мотивации, надо начать с потребностей – фундамента мотивационной сферы – и мотивов – более сложных психических образований, на основе которых и формируется мотивация.

Потребности – субъективные явления, возникающие, когда индивид испытывает нужду в каком-либо объекте, необходимом для его жизнедеятельности и развития. Они выступают источником активности человека и побуждают его к деятельности в отношении объекта нужды.

Представления о потребностях как самостоятельном психическом явлении сформировались в первой половине XX в. Одной из первых работ, посвященных данному вопросу, была монография Л. Брентано, вышедшая в 1921 г. Брентано предлагал рассматривать потребность как любое негативное чувство, которое индивид старается устранить.

В психологии было множество различных классификаций потребностей. На настоящий момент наиболее актуальной является иерархическая схема, предложенная А. Маслоу – представителем гуманистической психологии. Маслоу высказал мнение, что все потребности являются врожденными и делятся на витальные и духовные. Согласно выстроенной им иерархии, в основании пирамиды человеческих потребностей лежат потребности физиологические, а венчают ее потребности, связанные с самореализаций человека – наивысшим уровнем психологического проявления. В целом пирамида выглядит следующим образом:

1) физиологические потребности (пища, вода, воздух);

2) безопасность и защищенность (как физиологическая, так и психологическая);

3) потребность в любви и принадлежности (т. е. причастности к какой-либо социальной группе);

4) потребность в уважении (одобрении, признании компетентности и т. п.);

5) когнитивные и эстетические потребности (жажда красоты, знаний, справедливости);

6) потребность в самоактуализации (максимальной реализации своих способностей, возможностей, взгляд на себя не только как на человека разумного, но и как на человека творческого). В основе данной иерархии лежит представление о том, что доминирующие потребности, расположенные внизу пирамиды, должны быть в достаточной мере удовлетворены прежде, чем человек сможет осознать наличие у себя потребностей более высокого порядка и быть мотивированным ими в своих действиях. Конечно, это противоречит всем известной истине о том, что «художник должен быть голодным». Но данная истина скорее является метафорой или утрированным представлением. Поскольку, пока человек испытывает нужду в пище и воде – настоящую нужду, а не проблему выбора между куском хлеба и изысканным блюдом, глотком воды и глотком дорогого вина, он не сможет думать ни о чем, кроме жажды и голода. Он не станет творить великое или заботиться о карьерном росте. Его деятельность будет направлена на удовлетворение витальных потребностей, поскольку во всех нас природой заложен инстинкт самосохранения. Однако данное положение касается только крайних, полярных видов потребностей. Маслоу говорит о том, что потребности смежных уровней часто могут возникать одновременно. Они никогда не удовлетворяются по принципу «все или ничего». Человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей. Маслоу приводит статистические данные о том, что средний человек удовлетворяет свои потребности приблизительно на таком уровне:

1) физиологические – на 85 %;

2) безопасность и защищенность – на 70 %;

3) любовь и принадлежность – на 50 %;

4) истина, красота, добро – 30 %;

5) уважение – 40 %;

6) самоактуализация – 10 %.

Концепция Маслоу не была однозначно воспринята. В отечественной и в мировой психологии формировались различные взгляды на сущность потребностей. Среди наиболее конкурентоспособных можно отметить следующие концепции: потребность, рассматриваемая как нужда (Д. Н. Узнадзе), потребность как предмет удовлетворения нужды (В. Г. Лежнев), потребность как отсутствие блага (В. С. Магун), потребность как необходимость (Б. Ф. Ломов, Д. А. Леонтьев), потребность как состояние напряжения (В. Н. Мясищев, П. А. Рудик), потребность как системная реакция (Й. Шванцер) и пр.

Далее перейдем к рассмотрению следующего звена в цепочке мотивационной сферы. Это мотив – побуждение к совершению действий, порожденное системой потребностей человека. Мотивы обладают большей или меньшей степенью осознанности. Интересной их особенностью является то, что в процессе деятельности мотивы, являясь образованиями динамическими, могут изменяться. Эти изменения возможны на любой стадии деятельности, поэтому поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по трансформированной мотивации. Например, милиционер, возвращающийся с дежурства и услышавший из подворотни крик о помощи, бросается туда из чувства профессионального долга. Увидев, что хулиган выхватил мобильный телефон у очень симпатичной девушки и пытается убежать, наш герой начинает погоню за правонарушителем уже из других побуждений. Возможно, если бы девушка была менее красива, такое рвение не было бы проявлено и дело ограничилось бы сочувственным предложением обратиться к своему участковому для составления протокола.

Как относительно потребностей, так и относительно мотивов существуют различные точки зрения. Мотивы рассматривают во многих аспектах:

1) как побуждение, потребность: поскольку потребность является источником активности человека, то некоторые исследователи отождествляют ее с мотивами (П. В. Симонов, Д. В. Колосов);

2) мотив как предмет удовлетворения потребностей – такой взгляд опирается на предпосылку, что предметы становятся объектами желаний и целями действий субъекта, когда последний включает его в практическое осознание своего отношения к потребностям (С. Л. Рубинштейн);

3) мотив есть намерение – данная точка зрения основывается на том, что намерение является побудительной силой, волевым актом, следовательно, можно предположить, что оно тесным образом связано с мотивацией и мотивом. (Б. В. Зейгарник, К. Левин);

4) мотив является личностным свойством (Х. Мюррей, Д. Аткинсон, К. К. Платонов);

5) мотив является психическим состоянием, заставляющим человека действовать или бездействовать (Р. А. Пилоян, Д. Гилфорд, Е. Р. Хилгард);

6) мотив выступает как удовлетворенность – положительное эмоциональное состояние, являющееся одним из факторов, положительно влияющих на протекание деятельности (В. Г. Асеев, А. Г. Ковалев, П. М. Якобсон).

Термином «мотивация» в современной психологии обозначают как минимум два психических явления:

1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющих степень этой активности (т. е. мотивация как система факторов, детерминирующих поведение);

2) процесс образования, формирования мотивов, внутреннего управления поведением человека, поддерживающий поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивация обусловливает целенаправленный характер действия. В. Г. Леонтьев предложил рассматривать два вида мотивации:

1) первичная мотивация проявляется в форме инстинкта, влечения, потребности;

2) вторичная мотивация проявляется в форме мотива. Мотивы, в свою очередь, делятся на внутренние и внешние.

Внутренние мотивы формируются на основе потребностей человека, его эмоций, интересов, внешние – под воздействием ситуации, факторов внешней среды.

Мотивацию, как правило, составляет не какой-либо один мотив, а определенным образом структурированная их совокупность, включающая и внешние, и внутренние составляющие.

В современной психологии существует немалое количество концепций мотивации. Все их можно условно свести к пяти основным направлениям.

1. Бихевиористские теории мотивации. Бихевиористы объясняют поведение посредством схемы «стимул – реакция», считая раздражитель активным источником реакций организма, а, следовательно, и поведения человека. Поэтому как таковая проблема мотивации не рассматривается ими как объект психологии. Однако при этом отмечается, что организм не всегда одинаково реагирует на воздействующий извне стимул. Для объяснения различий в реактивности бихевиористы и ввели в свою схему некий фактор, названный ими мотивацией. Но фактор этот сведен лишь к физиологическим механизмам, поэтому содержание понятия «мотивация» в бихевиоризме не имеет практически ничего общего с рассмотренным выше.

2. Когнитивные теории мотивации. В этих теориях мотивация понимается как механизм выбора определенной формы поведения, обусловленный мышлением. Такой подход принадлежит еще к У. Джеймсу, который в конце XIX в. выделял несколько типов принятия решения как сознательного преднамеренного мотивационного акта. Объекты мысли, препятствующие окончательному действию или стимулирующие его, он назвал основаниями, или мотивами, данного решения.

Во второй половине XX в. появились мотивационные концепции Дж. Роттера, Г. Келли, X. Хекхаузена, Дж. Аткинсона и других представителей когнитивного течения в психологии. Общим в этих концепциях является то, что в отличие от механистического взгляда бихевиористов роль сознания в детерминации поведения человека признается ведущей.

Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в психологию мотивации ряд новых научных понятий, таких как «социальные потребности», «жизненные цели», «когнитивные факторы», «когнитивный диссонанс», «ценности», «ожидание успеха», «боязнь неудачи», «уровень притязаний».

3. Теория биологических побуждений. Данная теория основывается на том, что при нарушении баланса в организме возникает стремление к восстановлению баланса – потребность, в результате возникает биологический импульс, который побуждает человека к ее удовлетворению. О мотивации в этом случае говорят как о мобилизации энергии (Ж. Нюттен). Основной предпосылкой такого подхода является представление, что естественным для организма является состояние неактивности. Следовательно, чтобы произошел его переход к активности, необходимы некие особые побудительные силы. Если же рассматривать живой организм как активный, то понятие «мотивация» с точки зрения представителей данной концепции становится лишним. Несостоятельность этих взглядов показал отечественный физиолог Н. Е. Введенский в конце XIX – начале XX вв., продемонстрировав, что состояние физиологического покоя также является активным состоянием.


 

 

Лекция № 8. Мышление (часть 1)

Мышление в психологии определяют как процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Познание человеком окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия. Однако чувственная картина мира, которую создают наши ощущения и восприятия, хоть и необходима, но недостаточна для его глубокого, всестороннего познания. В этой картине действительности практически отсутствует представление о сложнейших взаимодействиях различных объектов: предметов, событий, явлений и т. п. Нет объяснения причинно-следственных связей между ними, их переходов друг в друга. Опираясь на данные ощущений и восприятия и выходя за пределы чувственного, мышление расширяет границы нашего познания. Оно позволяет опосредованно, путем умозаключений, постигать то, что не дано непосредственно в восприятии. Мышление соотносит между собой данные ощущений и восприятия, сравнивает их, раскрывает их взаимодействие. Таким образом, при помощи мышления выявляются закономерные взаимосвязи между явлениями и объектами и отсеиваются случайные совпадения.

Но, рассматривая мышление как относительно самостоятельную познавательную функцию, не следует забывать, что любой вид мышления, даже самый развитый (абстрактное мышление), не может быть оторван от чувственного познания мира, поскольку всякий познавательный процесс начинается с ощущений и восприятия. Именно они обусловливают адекватность мышления как отражения, обеспечивая непосредственную связь человеческого сознания с внешним миром. Это отражение непрерывно проходит проверку и подтверждает свою адекватность в процессе практической деятельности.

Виды мышления выделяют по различным признакам. Основная принятая классификация различает следующие три вида:

1) наглядно-действенное мышление;

2) наглядно-образное мышление;

3) словесно-логическое (или понятийное) мышление.

Именно в таком порядке виды мышления развиваются в процессе фило– и онтогенеза.

Наглядно-действенное мышление – это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Решение задачи в его рамках осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации, в процессе действий с предметами. Путем физического контакта с предметами происходит постижение их свойств.

В процессе филогенеза люди решали встающие перед ними задачи сначала именно в рамках практической, предметной деятельности. Только потом из нее выделилась деятельность теоретическая. Это касается и мышления. Лишь по мере развития практической деятельности теоретическая мыслительная деятельность выделяется как относительно самостоятельная. Аналогичный процесс наблюдается не только в ходе исторического развития человечества, но и в онтогенезе. Формирование мышления у ребенка происходит постепенно. Сначала оно развивается внутри практической деятельности и в большой степени определяется тем, как развивается умение обращаться с предметами.

На начальной стадии развития ребенка такое манипулирование происходит спонтанно и неосмысленно. Далее характер действий начинает приобретать осмысленность и определяется уже качествами предмета, с которым взаимодействует ребенок. На этой основе и формируется наиболее ранний генетически вид мышления – наглядно-действенное. Его первые проявления можно наблюдать уже в конце первого – начале второго года жизни ребенка. В преддошкольном возрасте (до 3 лет включительно) именно этот вид мышления является преобладающим. Уже первые предметные действия ребенка позволяют ему выявить характерные особенности объекта манипуляций и взаимосвязь его с другими объектами. Ребенок познает объекты окружающего мира путем непосредственного контакта с ними. Он соотносит друг с другом те или иные предметы или части предметов, которые воспринимает в данный момент как наглядно, так и при помощи действий. Собирание пирамидок, складывание кубиков и подобные этому занятия маленького ребенка есть не что иное, как процесс постижения мира предметов в наглядно-действенной форме, процесс развития наглядно-действенного вида мышления. Дети чуть старше проделывают более сложные манипуляции, тем самым постигая в непосредственных действиях и более сложные способы сочленения деталей и предметов.

Следующий вид мышления, появляющийся в онтогенезе, – наглядно-образное мышление. Для этого вида характерна уже опора на образы предметов, на представления об их свойствах. Человек представляет себе ситуацию, представляет изменения, которые хочет получить, и те свойства объектов, которые позволят ему в ходе деятельности прийти к желаемому результату. В этом виде мышления действие с образом предметов и ситуаций предшествует реальным действиям в предметном плане. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы. Образ может заключать в себе разностороннее видение предмета. Поэтому данный вид мышления дает более полное представление о свойствах предмета, чем наглядно-действенное мышление.

Начальные стадии наглядно-образного мышления формируются у детей в дошкольном возрасте – от 4 до 7 лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но отходит на второй план. Для познания предмета ребенку уже не обязательно непосредственно манипулировать с ним. Ему вполне достаточно иметь наглядное и отчетливое представление об этом предмете. На этом этапе развития мышления дети еще не владеют понятиями. Поэтому два первых рассмотренных нами вида мышления относят к допонятийной стадии мышления.

Переход на понятийную стадию сопряжен с формированием следующего вида мышления – словесно-логического. Оно представляет собой наиболее поздний этап развития мышления в фило-и онтогенезе. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Понятия же формируются на основе языковых средств. Предтечей словесно-логического мышления является внутренняя речь. Дети примерно до 5 лет, даже когда играют в одиночестве, проговаривают вслух все свои действия, описывают манипуляции. Ближе к школьному возрасту у них формируется способность к внутренней речи – они уже не проговаривают вслух, а продумывают последовательность своих действий, т. е. они начинают мыслить не при помощи наглядных образов, а при помощи слов, что является основой для формирования понятий. Однако развитие словесно-логического вида мышления вовсе не означает, что предшествующие виды перестают развиваться или даже совсем исчезают. Они продолжают развиваться и совершенствоваться под влиянием словесно-логического мышления. И во взрослом возрасте присутствуют все три вида. Существуют многие сферы деятельности, в которых необходимо наглядно-действенное или наглядно-образное мышление. Например, в работе конструктора не обойтись без развитого наглядно-действенного вида мышления, а в творчестве художника или писателя – без наглядно-образного.

Помимо классификации видов мышления в плоскости «допонятийное – понятийное», их различают еще по ряду различных признаков. Так, выделяют теоретическое и практическое, интуитивное и логическое (аналитическое, дискурсивное), реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное, произвольное и непроизвольное мышление.

Теоретический и практический виды мышления отличаются характером задач, которые необходимо решить и, как следствие этого, рядом динамических и структурных аспектов.

Теоретическое мышление – это установление закономерностей в тех или иных процессах, выявление причинно-следственных связей, открытие законов. Этот вид мышления присущ ученым-теоретикам, исследователям. К задачам практического мышления относятся подготовка и осуществление преобразований мира в предметном плане. Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и т. п. Из современных видов деятельности можно привести как пример работу программиста – при написании программ, обеспечивающих функционирование производства и учета продукции, присутствует немалая доля практического мышления. Вообще, в процессе напряженной трудовой деятельности практическое мышление часто протекает в условиях дефицита времени, необходимости действовать в авральном режиме. Поэтому практическое мышление ничуть не менее сложный вид, чем теоретическое.

Иногда проводят противопоставление теоретического мышления и эмпирического. В этом случае критерий иной – характер обобщений, с которыми имеет дело мышление. В первом случае это научные понятия, а во втором – житейские, ситуационные обобщения.

По степени развернутости мышление делят на аналитическое и интуитивное. Аналитическое мышление представляет собой поэтапно развернутый во времени процесс, достаточно четко представленный в сознании. Основными характеристиками интуитивного мышления являются, напротив, быстрота протекания, отсутствие явно выраженных этапов и минимальная осознанность. Таким образом, для их сравнения используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), степень осознанности протекания.

По вектору направления мышление делится на реалистическое и аутистическое мышление. Реалистическое мышление направлено вовне и регулируется логикой. Аутистическое мышление имеет противоположный вектор – оно связано с желанием человека уйти от реальности, углубиться в свой внутренний мир, мыслить в соответствии с собственной логикой. Его иногда еще называют эгоцентрическим мышлением в силу нежелания и невозможности принять чужую точку зрения.

По критерию новизны и оригинальности решаемых задач мышление делят на продуктивное (творческое) и репродуктивное (воспроизводящее). Продуктивное мышление направлено на создание нового способа решения той или иной задачи или усовершенствование уже существующего способа. Репродуктивное мышление характеризуется применением готовых знаний и умений.

По степени включенности в мышление волевых процессов его подразделяют на произвольное и непроизвольное. Произвольное мышление задействовано при целенаправленном решении поставленной задачи. Непроизвольное мышление представляет собой свободное течение мыслей, не преследующее никаких целей (например, созерцание природы).


 

 

Лекция № 9. Мышление (часть 2)

В рамках каждого из основных психологических направлений осуществлялся свой концептуальный подход к понятию мышления и исследованию мыслительных процессов. Остановимся на этом подробнее.

1. Мышление в психологии ассоцианизма. В основе этого направления психологии лежит принцип ассоциаций, т. е. образования и актуализации связей между представлениями («идеями»). Закономерности ассоциаций исследовались в работах Д. Гартли, Дж. Пристли, Дж. С. Милля и др. Они выделили четыре вида ассоциаций:

1) по сходству;

2) по контрасту;

3) по близости во времени или в пространстве;

4) по отношению (причинность, присущность). Основной закон ассоциаций был сформулирован так: ассоциация тем прочнее и вернее, чем чаще она повторяется.

В то время психология мышления еще не сформировалась как особый раздел психологии. Всякий психический процесс представлялся ассоцианистам как непроизвольная смена образов. Развитие мышления рассматривалось как процесс накопления и укрепления ассоциаций. Рациональное сводилось к чувственному. Человек как субъект осознанной, направленной мыслительной деятельности не изучался. Вообще считалось, что мыслительные процессы недоступны для экспериментального исследования.

2. Вюрцбургская школа. Представители этого направления в психологии (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе и др.), в противоположность ассоцианистам, рассматривали мышление как внутреннее действие. Они выдвинули положение о том, что мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое только к наглядно-образному. Вюрцбургской школе также принадлежит утверждение о том, что мышление имеет предметную направленность.

Представители вюрцбургской школы начали первые экспериментальные исследования мыслительных процессов. Однако их эксперименты ограничивались лишь методом систематического самонаблюдения, когда квалифицированные психологи в качестве испытуемых должны были сообщать о процессах собственного мышления при выполнении заданий, требующих мыслительных действий. Это могли быть задания по толкованию сложных текстов, выявлению соотношений между объектами, установлению причинно-следственных связей и т. п.

В дальнейшем Н. Ахом была предпринята первая попытка создания объективного метода исследования мышления. Он создал методику образования искусственных понятий.

Несмотря на большой вклад вюрцбургской школы в исследования мышления и преодоление механистического подхода ассоцианизма, ее позиция была внутренне противоречива. Выдвинув принцип деятельности как основной в исследовании мышления, представители данного направления трактовали деятельность в чисто идеалистическом плане. Избавившись от крайности «чистой чувственности» ассоцианистов, они впали в крайность «чистого мышления».

3. Гештальтпсихология. Основным положением, вокруг которого строилась вся концепция гештальтпсихологии, являлось следующее: содержанием любого психического процесса являются не отдельные элементы, а некоторые целостные образования, конфигурации, формы – так называемые гештальты. Центральным объектом исследования данного направления психологии было восприятие. При этом основным принципом исследований было деление объекта восприятия на «фигуру» и «фон». Изучались факторы, способствующие восприятию «фигур», или гештальтов: близость отдельных элементов друг к другу, сходство элементов, направленность к «хорошей фигуре» (замкнутой, простой, симметричной).

Впоследствии законы, открытые при изучении восприятия, были перенесены и на исследования мышления. К. Коффка, один из представителей гештальтпсихологии, активно занимавшийся исследованиями мышления, в противовес вюрцбургской школе вновь вернулся к идее чувственного созерцания, но уже с другой точки зрения. Он считал, что мышление – это преобразование структуры наглядных ситуаций.

Некая исходная ситуация, составляющая задачу для мышления, является неуравновешенным полем, наглядным по своему содержанию. В этом поле имеются места неопределенности, незаполненности содержанием. В результате этого возникает напряжение, для снятия которого необходим переход в другую наглядную ситуацию. Таким образом, в ряде последовательных переходов происходит изменение структуры наглядной ситуации.

Она перестает быть проблемной, не вызывает напряжения. Задача оказывается решенной просто в результате того, что субъект по-другому видит ситуацию. При этом данный закон распространялся на очень широкий круг явлений: от решения задач высшими животными до интерпретации фактов научного творчества, научных открытий.

4. Бихевиоризм (психология поведения). Одним из наиболее видных представителей данного направления был Дж. Уотсон. Он полагал, что предметом изучения психологии может являться только поведение. Уотсон ввел понятие основной структурной единицы поведения – связи стимула и реакции. Сложное поведение, на уровне человека, представляет собой целые системы таких связей. Кроме того, как уже упоминалось в лекции о мотивации, впоследствии в цепочку «стимул – реакция» были введены дополнительные факторы, влияние которых сказывалось на степени реагирования при прочих равных условиях. Понятие мышления, согласно представлениям Уотсона, толковалось очень расширенно, как один из таких факторов. Оно включало как все виды внутренней речевой деятельности, так и любых невербальных форм выражения мысли, таких как жесты и мимика. «Таким образом, – писал Уотсон, – мышление становится общим понятием, включающим все наше безгласное поведение».

Дж. Уотсон выделял три основные формы мышления:

1) простое развертывание речевых навыков (воспроизведение стихов или цитат без изменения порядка слов);

2) решение задач не новых, но редко встречающихся, так что они требовали бы пробного словесного поведения (попытки вспомнить полузабытые стихи);

3) решение новых задач, требующие словесного решения до того, как будет предпринято какое-нибудь открыто выраженное действие.

5. Психоаналитическая концепция. В рамках психоанализа мышление рассматривается в первую очередь как мотивированный процесс. В лекции, посвященной мотивации, мы уже останавливались на том, что базовыми мотивами психоанализ считает сексуальность и агрессию. Эти мотивы носят бессознательный характер, и областью их проявления являются сновидения, оговорки, обмолвки, симптомы болезней (преимущественно неврозов).

Сновидения рассматриваются как разновидность непроизвольного образного мышления. Широко применяемый в психоанализе метод свободных ассоциаций (проговаривание подряд всего, что приходит на ум человеку) позволяет изучать некоторые особенности мыслительной деятельности, точнее, той ее части, которая обусловлена влиянием бессознательной сферы психики. Именно при свободном ассоциировании и происходят так называемые фрейдовские оговорки, ошибки, обмолвки, которые анализируются специалистом. Сновидение также может быть рассмотрено как свободная цепочка ассоциаций.

Еще одним подходом психоанализа к мышлению является теория сублимации З. Фрейда. Он утверждает, что творчество является продуктом сублимирования – удовлетворения подавленных и вытесненных в бессознательную сферу первичных потребностей. Мнение это более чем спорно – сложно представить, чтобы шедевры мировой культуры были созданы только на основе подавленной сексуальности или агрессии. Хотя такие случаи и могут наблюдаться, но обобщать все же неправомерно.

В целом концепция З. Фрейда признана биологизаторской – человек в ней полностью лишается осознанного творческого начала, эстетических потребностей, осознанного стремления к самореализации. Однако позитивные моменты в психоаналитическом подходе, безусловно, существуют. Это акцент на важности проблемы мотивов, анализ проявлений мотивов в мышлении, значимость бессознательного в мышлении.

6. Концепция мышления Ж. Пиаже. Пиаже рассматривает мышление как биологический процесс. Он использует понятие «интеллект», поскольку критически воспринимает трактовку мышления вюрцбургской школы. Если рассматривать его трактовку интеллекта в самом общем виде, то это совокупность биологических характеристик, являющихся фундаментальными для человеческой психики. В качестве таких характеристик выступают организация и адаптация – основные функции интеллекта.

Под организацией в интеллекте понимается его структурированность, т. е. возможность в любой интеллектуальной активности выделить нечто целое и элементы с их связями, составляющие это целое.

Адаптация же включает в себя два взаимосвязанных процесса: ассимиляцию и аккомодацию. Ассимиляция в переводе с латинского означает «уподобление, слияние, усвоение». У Пиаже этот термин подчеркивает воссоздание субъектом некоторых характеристик познаваемого объекта, т. е. до некоторой степени «уподобление» ему, «слияние» с ним в ходе познавательной активности.

Аккомодация (от лат. ассоmodatio – «приспособление, приноровление») – это процесс приспособления самого познающего субъекта к разнообразным требованиям, выдвигаемым объективным миром.

Таким образом, процесс познания мира является двусторонним – происходит не только воспроизведение субъектом характеристик познаваемого объекта, но и изменение самого субъекта в ходе познавательной активности.

В ходе познавательной деятельности человек накапливает некоторый опыт. Данный опыт применительно к определенному периоду развития человека Пиаже называет познавательной структурой текущего периода. Он делает вывод, что не всякое содержание объективного мира может быть ассимилировано человеком, а лишь то, которое в определенной мере соответствует его познавательной структуре на данный момент.

На основе этого вывода Пиаже разрабатывает учение о стадиях развития интеллекта, которым посвящено большинство его исследований. Он выделяет IV такие стадии.

I – сенсомоторный интеллект (от 0 до 2 лет).

II – дооперациональное мышление (от 2 до 11 лет).

III – период конкретных операций (от 7–8 до 11–12 лет).

IV – период формальных операций.

7. Когнитивная психология. Этому направлению свойствен подход к мышлению как процессу переработки информации. Оно возникло на фоне развития вычислительной техники. Кибернетиками было введено понятие искусственного интеллекта. Стал развиваться комплексный междисциплинарный подход к проблеме интеллекта вообще. Это оказало большое влияние на психологическую науку. В результате перенесения понятий кибернетики в изучение поведения возникла новая теория поведения Д. Миллера, Ю. Галантера и К. Прибрама.

Психология же в целом стала рассматривать в качестве своего предмета процесс обработки информации в мозгу человека. Появились информационные теории восприятия, внимания, памяти, эмоций, личности.

Для когнитивной психологии характерен синтетический подход, стремящийся рассматривать все психические процессы в совокупности, избегая ограниченности изолированного рассмотрения отдельных функций. Однако преобладают все же исследования восприятия и памяти – они являются аналогами процессов вычислительной техники, нежели остальные психические функции.

Что же касается мыслительных процессов, то они рассматриваются исходя из определения познавательной активности человека как активности, связанной с приобретением, организацией и использованием знания. Но в данной формулировке отсутствует важнейшее для психологии мышления звено порождения новых знаний, поскольку термин «приобретение» может быть понят лишь как приобретение готовых знаний. Тем самым познание изолируется от мотивационно-эмоциональной сферы личности.

Помимо этого, трактовка мышления как системы обработки информации обладает еще рядом ограничений. Не проводится различий информационно-вычислительных и психологических систем, не рассматриваются процессы целеобразования и смыслообразования, соотношение осознанного и неосознанного в мыслительной деятельности, не анализируется развитие мышления.

В отечественной психологии за основу изучения психики принят деятельностный подход. Это касается и мышления. Мышление рассматривается в контексте деятельности субъекта. Методологическим принципом, лежащим в основе этого подхода, является принцип деятельностного опосредствования. Он отражает детерминацию мыслительных процессов в сознании индивида содержанием, целями и социальной ценностью осуществляемой деятельности. В рамках деятельностного подхода также принято рассматривать мышление в единстве его фило– онто– и социогенетических аспектов. Отечественные исследователи полагают, что возникновение человеческого мышления можно понять только в контексте изучения становления человеческой деятельности, становления человеческой психики, возникновения языка. Развитие мышления отдельного человека выступает прежде всего как часть исторического развития мышления, познания всего человечества. Для того чтобы понять то новое, что возникает на уровне человека, необходимо постоянно соотносить психику человека и животных, деятельность человека и поведение животных.

Изучение развития мышления в филогенезе позволяет вычленить общие черты, присущие мыслительным процессам каждого индивида. Изучение социогенеза показывает влияние на развитие мышления человека конкретно-исторической ситуации, того общества, в котором он живет и развивается, его непосредственного, ближайшего окружения.

Общие характеристики мышления были рассмотрены в предыдущей лекции. Но не был еще затронут вопрос индивидуальных особенностей мышления.

Прежде всего индивидуальные различия в мышлении проявляются в разном соотношении и взаимодополнении трех основных видов мышления – наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Не в меньшей степени зависят они и от доли присутствия в индивидуальном типе мышления и таких видов, как практическое или теоретическое, реалистическое или аутистическое, интуитивное или логическое и т. п. Но существуют и другие качества познавательной деятельности, формирующие индивидуальный тип мышления. Это гибкость, быстрота, самостоятельность и творческие характеристики мышления.

Гибкость мышления заключается в способности изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно выявляются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала. Как составляющую гибкости можно рассматривать еще характеристику подвижности мышления – способности в большей или меньшей степени быстро переключаться с одной задачи на другую в случае необходимости.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...