Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ошибки, допускаемые при написании основной части

Оглавление

Введение. 3

Раздел 1. Методика подготовки и написания эссе. 4

1.1. Роль эссе как литературного жанра и формы учебной работы.. 4

1.2. Алгоритм действий студента в процессе подготовки и написания эссе. 4

1.3. Требования к структуре и оформлению эссе. 7

Раздел 2. Использование основ системы доказательств при приведении аргументации. 11

2.1.Характеристика структуры аппарата доказательств. 11

2.2. Виды логических связей в согласовании тезиса и аргумента. 13

Раздел 3. Требования к оформлению эссе. 18

3.1.Общие требования. 18

3.2. Требования к оформлению источников литературы.. 18

3.3. Правила оформления названий книг, инициалов авторов. 20

3.4. Правила оформления ссылок, сносок, заимствований и цитат. 21

3.5.Характеристика типичных ошибок при написании эссе. 28

Список использованной литературы.. 30

Приложение 1. Образец оформления титульного листа (для очного отделения) 31

Приложение 2. Образец оформления титульного листа (для заочного отделения) 32

Приложение 3. Варианты формления общего списка использованной литературы.. 33

Приложение 4. Анализ эссе на соответствие требованиям методических указаний. 41

(нормоконтроль) 41

Приложение 5. Карта оценки качества выполнения эссе. 44

 


Введение

 

Эссе - это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией, написанное в жанре критики и публицистики, свободной трактовки какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем или самостоятельно выбранную студентом и согласованную с преподавателем.

Цель написания эссе как формы учебной работы состоит в обучении студентов выработке и изложению в форме очерка индивидуальной позиции по какому-либо вопросу с обязательным отображением собственных впечатлений, мыслей, мнений, опыта и т.п.

Достижение поставленной цели можно реализовать посредством решения следующих задач:

Стимулировать у студентов выработку индивидуальной точки зрения на различные проблемы.

  1. Развивать у студентов умение видеть противоречия в исследуемом вопросе.
  2. Развивать у студентов умения и навыки аргументированного рассуждения.
  3. Развивать у студентов навыки тезисного оформления собственных мыслей.
  4. Развивать у студентов художественные и творческие способности.

Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Качество выполнения эссе во многом зависит от того, насколько студент знает и умеет выполнять требования, предъявляемые к содержанию, оформлению, защите и оценке данной формы творческой работы. Предлагаемые методические рекомендации ориентированы на оказание помощи студентам в освоении этих требований.


 

Раздел 1. Методика подготовки и написания эссе

1.1. Роль эссе как литературного жанра и формы учебной работы

 

Термин "эссе" произошел от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание. Создателем жанра эссе считается М. Монтень ("Опыты", 1580).Эссе - жанр прозы, сочетающий в себе подчеркнуто индивидуальную позицию автора по какому-либо вопросу с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. По форме представляет собой разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.

Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, отношении к тому, о чем он пишет, поскольку данный жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию.

В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

Написание эссе по высказыванию, выбранному студентом самостоятельно из числа предложенных, является одним из наиболее сложных заданий. По своему характеру это небольшое творческое сочинение, которое выявляет целый ряд общеучебных и предметных умений. Это задание требует с опорой на теоретический курс раскрыть смысл выбранного высказывания и изложить свою точку зрения на выдвинутое автором положение (свое отношение к нему). В контексте ответа необходимо привести аргументацию своей позиции. При этом необходимо использовать знания, полученные в курсе, оперировать обществоведческими понятиями, а также конкретизировать собственные суждения с помощью фактов общественной жизни и собственного опыта.

 

1.2. Алгоритм действий студента в процессе подготовки и написания эссе

 

Эссе должно содержать:

- четкое изложение сути поставленной проблемы,

- включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины,

- выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Поэтому качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих:

1) исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

2) качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

3) аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).

Исходя из этого, процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий:

1) обдумывание — 2) планирование — 3) написание — 4) проверка — 5) правка.

1. Обдумывание: определение и осмысление темы эссе.

Тема - своего рода условие задачи, в которое, что бы понять, нужно вдуматься. Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель — побуждать к размышлению. Главная задача - понять и раскрыть тему, а не «уйти» от неё. Поэтому тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление. Например, аргументацию собственной точки зрения предполагают такие формулировки тем: "Тождественна ли психика нервной системе?", "Целесообразно ли выделение коллективного бессознательного в отдельную структуру психики?", "Социальная работа в России и за рубежом: общее и различия". А тема "Сравните взгляды на механизмы формирования нравственного поведения" предполагает не только определение ряда общих концепций, но и разработку категорий для сравнения.

Таким образом, от формулировки предложенной темы зависит, реферат или эссе напишет студент. Для примера можно сравнить темы эссе, предлагаемые на экзаменах программ международного бакалавриата по экономике, и традиционные темы самостоятельных работ и контрольных в качестве письменных ответов.

Таблица 1

Варианты тем эссе-рассуждений и эссе-изложения понятий

Темы эссе международных программ Традиционные темы эссе
Почему возникают экономические проблемы при переходе от командной экономики к рыночной? Каковы черты, характеризующие командно-плановую рыночную экономику?
Почему фирмы в рыночной экономике стремятся к увеличению своих размеров и заинтересовано ли в этом общество? Опишите черты, характерные для монополии.
Объясните, как отсутствие прав собственности может способствовать возникновению провалов рынка? Опишите действие теоремы Коуза.
Конкуренция есть порождение редкости. Что такое конкуренция?
Экономика России во времена Петра 1: традиционная или командная. Опишите признаки экономических систем.

 

 

2. Планированиевключает выдвижение цели и формулирование основных идей.

Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциаций, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д. Перечень, который получится в результате перечисления идей, должен помочь определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации.

Мысль - это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые следует выразить, в противном случае не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.

Аналогии - выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений.

Ассоциации - отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно-психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать« первую пришедшую в голову» реакцию).

Предположения - утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами.

Рассуждения - формулировка и доказательство мнений.

Суждение - фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?

Аргументация - ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции.

Доводы- обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные, "от противного", "методом исключения") и т.д.

Выбор источников информации.

При написании эссе обычно пользуются научной, художественной, публицистической литературой, Интернет-ресурсами, словарями, справочниками. Тема эссе обычно "подсказывает", где искать нужный материал. Вместе с тем, следует учитывать ряд обстоятельств.

При написании эссе чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения). Все фактические данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, необходимо убедиться в том, что они соответствуют необходимому для исследований времени и месту. Соответствующая спецификация данных по времени и месту - один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение, результатом которого может, например, стать предположение о том, что все страны по некоторым важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно быть доказано, а не быть голословным утверждением).

Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что в рамках эссе используемые данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают аргументы и рассуждения и свидетельствуют о том, что автор умеет использовать данные должным образом. Нельзя забывать также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. От автора не ждут определенного или окончательного ответа. Необходимо понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом (соответствующие индикаторы? насколько надежны данные для построения таких индикаторов? к какому заключению можно прийти на основании имеющихся данных и индикаторов относительно причин и следствий? и т.д.), и продемонстрировать это в эссе. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам.

Определение сроков окончания и представления работы.

Следует рационально распределить выделенное для работы над эссе время, учитывая, собственные возможности и установленный лимит.

3. Написание эссе- основной этап работы.

4. Проверка выполненной работы- обязательный этап, который предполагает внимательное прочтение эссе, нахождение неточностей, ошибок и т. д.

5. Правка- внесение необходимых уточнений, корректив.

 

1.3. Требования к структуре и оформлению эссе

 

Эссе имеет кольцевую структуру:

 

Титульный лист - это обязательный элемент эссе. С титульного листа начинается нумерация страниц, но номер страницы на нём не ставят. На титульном листе в верхней части листа, располагая данные по центру, друг под другом, прописными буквами указывают наименование высшего учебного заведения (ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ") и структурного подразделения (Южно-Сахалинский педагогический колледж), используя одинарный интервал, обычное начертание, 14 кегль.

Ниже, в правом верхнем углу, с заглавной буквы, в столбик, указывают название кафедры, используя выравнивание по левому краю, отступ слева – 10-11 см, одинарный интервал, обычное начертание.

По центру листа прописными буквами указывают вид работы: эссе, используя полуторный интервал, обычное начертание. Под ним прописными буквами по центру листа располагают название, используя полуторный интервал, полужирное начертание. Следует обращать внимание на точность и правильность написания формулировки темы эссе.

Под названием темы, в нижнем правом углу, в столбик, указывают данные об авторе, используя выравнивание по левому краю, отступ слева – 10-11 см, одинарный интервал. Они включают: Ф.И.О. полностью в род. падеже, специальность (шифр), название специальности, курс, группу.

Под данными автора, в правом нижнем углу, пропустив одну строку вниз, с заглавной буквы располагают данные о преподавателе, используя выравнивание по левому краю, отступ слева – 10-11 см, одинарный интервал. Они включают: Ф. И. О. преподавателя (полностью, в им. падеже), звание (должность).

Под данными о преподавателе, в правом нижнем углу, пропустив вниз одну строку, с заглавной буквы, обычным начертанием пишется слово "оценка" и указывают полученную оценку.

В нижней части листа, друг под другом, с заглавной буквы располагают название города и год (без буквы "г"), используя выравнивание по центру, одинарный интервал. Образец оформления титульного листа дается в Приложении 1.

Вступление - это суть и обоснование выбора данной темы. Оно состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. Приступая к работе над вступлением, очень важно правильно сформулировать вопрос, на который надо найти ответ в ходе своего исследования. Так, при работе над вступлением могут помочь ответы на следующие вопросы: "Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?", "Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?", "Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?", "Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?". Таким образом, алгоритм работы над вступлением предполагает:

- определение проблематики, ключевых вопросов, противоречий;

- сбор в свободной форме всего, что покажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме, что может понадобиться в эссе: цитат, примеров, конкретизирующих мысль, понятий, примеров, тезисов, мнений, аргументов, имен, событий и т. п.

- тезисное оформление нескольких ключевых точек зрения на данную проблему.

Текст вступления пишется со следующей страницы после титульного листа, соблюдая выравнивание – по ширине, абзацный отступ (1,25 см).

Основная часть - это теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе, и это представляет собой главную трудность.

Хорошо проверенный (и для большинства - совершено необходимый) способ построения любого эссе - использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

Большое значение могут иметь подзаголовки при структурировании доказательств, когда необходимо логически обосновать предлагаемую аргументацию/анализ. Заметим, что количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли, но чаще всего имеет смысл ограничиться двумя аргументами к одному тезису: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненным в жанре, ориентированном на краткость и образность. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать иллюстративный материал: графики, диаграммы и таблицы и т. п.

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:

- причина - следствие,

- общее - особенное,

- форма - содержание,

- часть - целое,

- постоянство - изменчивость.

В процессе построения эссе необходимо помнить, что необходимо к выдвинутому тезису приводить соответствующее доказательство, при необходимости подкрепленное иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержание аргументацией, следует ограничить себя рассмотрением одной главной мысли и только после этого переходить к другому тезису.

Таким образом, алгоритм работы может быть следующим:

- определение, осмысление и соотнесение с темой эссе собственной позиции по каждой из рассматриваемых точек зрения;

- аргументированное оформление своей позиции в отношении каждой из анализируемых точек зрения в форме тезисов: выбор эффектной цитаты, точной мысли, интересного факта, убедительного аргумента. Мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументация своей позиции должна опираться на факты общественной жизни, мнения специалистов, а не ограничиваться бытовым содержанием.

Текст основной части пишется после вступительной на следующей строке, соблюдая абзацный отступ.

Заключение -это обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Оно подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы и приёмы, рекомендуемые для составления заключения, следующие:

- повторение,

- использование иллюстраций,

- применение цитат,

- использование впечатляющего утверждения, формулирование наиболее яркой мысли, подытоживающей, резюмирующей рассуждения автора;

- указание на применение (импликацию) исследования.

Текст заключения пишется со следующей строки после окончания основной части с соблюдением абзацного отступа.


 

Раздел 2. Использование основ системы доказательств при приведении аргументации

2.1.Характеристика структуры аппарата доказательств

 

Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.

Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
Оно связано с убеждением, но не тождественно ему: аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, видимости доказательности. Другими словами, доказательство или аргументация - это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.

Структура любого доказательства включает в себя три составляющие:

1) тезис,

2) аргументы,

3) выводы или оценочные суждения.

1.Тезис- это положение (суждение), которое требуется доказать.

Правила тезиса:

1. Тезис должен быть четко и ясно сформулирован, без расплывчатости, двусмысленности, противоречивости.

2. Тезис на всем протяжении доказательства должен оставаться одним и тем же, самим собой.

Наиболее типичными ошибками, связанными с нарушением правил тезиса, являются ошибки под названием "подмена тезиса", "слишком широкое доказательство", "слишком узкое доказательство", "довод к публике", "довод к человеку" и т. п.

2.Аргументы - это те положения, которые используются для обоснования тезиса, истинность которых уже обоснована или не нуждается в обосновании в силу своей, как правило, умозрительной самоочевидности. Они обычно делятся на три группы.

- Удостоверенные факты - фактический материал (или статистические данные). Факты - это питательная среда для выяснения тенденций, а на их основании - законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.

Если под фактами понимают буквально самоочевидное в настоящее время, непосредственно воспринимаемое, то сами по себе такие факты не нуждаются в обосновании и могут использоваться как аргументы, но только в момент их непосредственного восприятия. Когда же речь идет о прошлом, о фактах бывшей действительности, которые приводятся то ли свидетелями, то ли документами, то ли описываются летописями, мемуарами и пр., тогда их "самоочевидность" сама становится проблемой. Разночтения в понимании этих фактов могут быть вызваны как тенденциозностью свидетелей, очевидцев, субъективностью восприятия ими этих фактов, односторонней целенаправленной их интерпретацией, так и использованием различных средств, способов наблюдения, различных точек зрения и пр.

Адекватно отраженный в суждениях факт, конечно же, может в отдельных случаях быть основанием для доказательства тезиса. Но поскольку адекватность отражения факта во многом определяется чисто человеческими, только что отмеченными свойствами, поскольку на отражение факта может оказывать влияние и неосознаваемое, подсознательное то или иное состояние психики, а то и болезнь, настроение и прочее, то один и тот же факт может быть отражен и понят людьми по-разному. Для снятия разногласий в понимании одного и того же факта, чтобы факты стали подлинными аргументами, в них следует выявлять общее, к ним следует подходить, учитывая их существенные, коренные, основные признаки и свойства, естественную их взаимосвязь между собой. Таким образом, факты следует рассматривать в системе, всесторонне, во взаимосвязи.

- Определения в процессе аргументации используются, как описание понятий, связанных с тезисом.

- Законы науки (законы природы, законы общества, законы мышления и познания) и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться, как аргументы доказательства.

Правила аргументов:

1. Аргументы должны быть положениями истинными.

2. Истинность аргументов должна быть независимой от тезиса.

3. Аргументы должны являться достаточным основанием для тезиса, должны с необходимостью обосновывать тезис.

Ошибок, связанных с нарушением правил аргументов, много, назовем лишь некоторые, наиболее типичные и распространенные. Это - "ложный аргумент", "ложное основание", "основное заблуждение", "предвосхищение основания", "круг в доказательстве", "не следует, не вытекает", "от сказанного в относительном смысле, к сказанному в абсолютном смысле" и наоборот, и др.

3.Вывод - это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения - это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.

2.2. Виды логических связей в согласовании тезиса и аргумента

 

Научное знание обязательно должно быть доказательным. Доказательство - логическая процедура обоснования тезиса, который вначале может выступать в виде проблемы (вопроса), задачи, требующей своего разрешения. В силу этого, процесс поиска разрешающих проблему (задачу), обосновывающих тезис аргументов становится наиболее важным в доказательстве. Поэтому, хотя тезис и является первым элементом доказательства, все-таки главным и определяющим элементом доказательства следует считать аргументы и логические связи между ними (аргументирование). Именно связи между аргументами, между аргументами и тезисом являются тем существенным элементом доказательства, который регламентируется формальной логикой.

Для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последовательности, необходимо знать способы их взаимосвязи, которые могут быть следующими:

1) прямое доказательство,

2) косвенное доказательство,

3) разделительное доказательство.

Прямое доказательство - это доказательство, при котором истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументом, например:

"Одним из существенных обстоятельств XXI в., замедляющих развитие теории социальной работы, является проблема научного статуса. (Тезис).

На мой взгляд, социальная работа не внесена в номенклатуру научных специальностей (не является научной отраслью), поэтому диссертационные исследования, освещающие те или иные проблемы социальной работы, выполняются в таких научных отраслях, как экономика, педагогика, социология, философия, медицина, психология. Данное обстоятельство затрудняет становление единого понятийного поля, развитие научных школ социальной работы. Выпускники специальности "социальная работа", имеющие склонность к занятию научно-исследовательской деятельностью вынуждены встраиваться в смежные научные специальности, и работать на развитие именно этих сфер научного знания". (Аргумент).

 

Метод прямого доказательства можно применять, используя технику индукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей.

Индукция - процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся на фактах. Мы движемся в своих рассуждениях от частного к общему, от предположения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация, например:

"Сегодня ориентиры социальной политики как академической дисциплины достаточно сложно определить, поскольку она затрагивает большой круг тем и научных проблем. (Тезис).

Одни учёные считают, что социальная политика - это междисциплинарная отрасль познания, которая включает в себя исследование истории, политики, философии, социологии и экономики социальных служб. И основной контекст проблем должен быть связан с образованием, медициной, жилищным строительством, денежными доходами, которые в своей совокупности должны служить "народному здравию".(1-й аргумент).

Другие считают, что проблемы социального благосостояния общества должны быть центральной проблемой социальной политики. Однако размытость понятия "социальный" не дает установить границы её предметной области. .(2-й аргумент).

Третья группа исследователей полагает, что социальная политика не является "техническим" термином с точным значением, а он берётся, чтобы ссылаться на политику правительства в отношении действия, имеющего прямое влияние на благосостояние граждан, обеспечением их службами или доходами. Центральное ядро, таким образом, состоит из социального страхования, национальной помощи, служб здоровья и благосостояния, политики жилищного строительства. (3-аргумент).

(Вывод). Таким образом, можно обобщить, что при всей сложности определения социальной политики как научной дисциплины есть ряд проблем, которые сформировали её специфическое понятийное пространство. Проблемы, связанные с коллективным участием, перераспределением материальных благ и равенством, потреблением и планированием, общественной организацией и благосостоянием общества - вот те вопросы, позволяющие наметить абрис предметного поля социальной политики".

 

Дедукция - процесс рассуждения от общего к частному, в котором вывод обычно строится с опорой на две предпосылки, одна из которых носит более общий характер, например:

 

"Все люди, ставящие перед собой ясные цели и сохраняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются великими лидерами. (Тезис). По свидетельству многочисленных современников, такими качествами обладал А. Линкольн - один из самых ярких лидеров в истории Америки"… (Аргумент, далее должно идти доказательство).

 

Аналогия - способ рассуждений, построенный на сравнении. Аналогия предполагает, что если объекты Л и Б схожи по нескольким направлениям, то они должны иметь одинаковые свойства. Необходимо помнить о некоторых особенностях данного вида аргументации: направления сравнения должны касаться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу, например:

 

"Существует убеждение, что секретарь - это сугубо женская профессия. И, действительно, в организациях моего города секретарями работают, в основном, женщины. И получается, что секретарь - это, действительно, профессия женщин!? (Тезис).

Однако, изучив курс секретарского дела, могу утверждать, что в давние времена в России «секретарствовали», в основном, мужчины. Вспомним, например, Гаврилу Державина – секретаря Екатерины II, или дьяков и подьячих (XV – XVII вв.). Да, именно мужчины могли выполнять такую работу. Но к XIX веку инициатива перешла в руки женщин!

Психологи объясняют это тем, что в эмоциональном плане дамы более гибки, им легче подстроиться под настроение и характер шефа, уладить какие-либо конфликты, и т.д. К тому же женщины умеют сделать более комфортным кабинет и придать уютно-деловой стиль офису, что немаловажно и для работы компании и для «произведения» впечатления на посетителей.

В наше время мужчины тоже вполне успешно справляются с работой секретаря. А в ряде крупных фирм руководители предпочитают брать на эту должность именно представителей сильной половины человечества, переименовав её на «помощника руководителя». Поэтому можно утверждать, что секретарь – это профессия как женщин, так и мужчин. (Аргумент).

 

Причинно-следственная аргументация - аргументация с помощью объяснения причин того или иного явления (очень часто явлений, находящихся во взаимозависимости), например:

"Гуманистические традиции восточных славян, которые составили этническую основу русской нации, складывались под влиянием разнообразных факторов, основными среди которых были условия их жизни и быта. (Тезис). Изучив источники литературы, описывающие странствия древних исследователей, могу уверенно утверждать, что это действительно так.

Уже на ранних стадиях своего развития у восточных славян проявились способности к состраданию и сопереживанию, готовность откликнуться на чужую беду, прийти на помощь. Основными занятиями древних славян были дела мирные - земледелие, скотоводство, ремесленничество, - что способствовало формированию таких черт характера, как уравновешенность, незлобивость, простота нравов и обычаев. Об этом свидетельствуют многие письменные источники зарубежных путешественников и историков древности, которые побывали у славянских племён (византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский, византийский император Маврикий - конец VI - начало VII в. и др.). Все они отмечали, прежде всего, гостеприимство славян, их доброжелательность, гуманное отношение к пленным и др.

Сведения, полученные из этих источников, приводят к выводу о том, что на формирование гуманистических начал в характере и обычаях древних славян большое влияние оказывали не только их основные виды деятельности, но и родовое общественное устройство, а также природно-бытовые факторы и условия: наличие великих русских рек, бескрайних степей и лесов, умеренный климат и др. (Аргумент).

 

Косвенное доказательство - это доказательство, при котором истинность тезиса опосредованно доказывается аргументом путём обоснования ложности антитезиса, т.е. положения (суждения), противоречащего тезису, или путём приведения к абсурду. Косвенными доказательствами обычно пользуются тогда, когда нет аргументов для прямого доказательства, когда невозможно по разным причинам обосновать тезис прямо, например:

«На мой взгляд, в результате экономических реформ в нашей стране на рубеже XX-XXI веков семья оказалась в нетипичной ситуации, в которой ей стало затруднительно выполнять воспитательные функции. (Тезис). Вместе с тем существует точка зрения, что изменения социально-экономической ситуации в нашей стране существенно не повлияли на выполнение семьёй данных социальных обязательств, поскольку социальные трудности существовали всегда, но ранее семья справлялась с ними. (Антитезис). Я полагаю, что это не так.

Известно, что родители детей-школьников составляют возрастную группу 30 - 50-летних представителей общества, которые к указанному возрасту достигают определенной стабильности социального и профессионального положения. Перестройка экономических отношений в России отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного уровня, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в них неуверенность, низкую самооценку. Драматизм ситуации усугубляется тем, что материальные и психологические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению совершенно новых проблем воспитательного характера. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Дети не обращаются к таким родителям за советом и помощью, считая их неудачниками, неспособными к выживанию в новых условиях. (1-й аргумент, направленный на доказательство ложности антитезиса).

В связи с острыми материальными проблемами семьи кардинально изменились в последнее десятилетие взгляды родителей на детский труд. Еще пятнадцать лет назад семья категорически отвергала идею включения в воспитательный процесс трудовой занятости детей с целью заработка денег на карманные расходы. Рыночные отношения и связанное с ними резкое снижение материального достатка большинства российских семей изменили эти принципиальные основы воспитательного процесса. В таких условиях массовым явлением становится одобряемая родителями трудовая занятость детей. Родители теперь не только допускают, но и приветствуют подключение детей к зарабатыванию денег. (2-й аргумент, направленный на доказательство ложности антитезиса).

Обобщая сказанное, могу сделать вывод о том, что переход России на качественно иной путь развития экономики существенным образом отразился на жизнедеятельности семьи.

Разделительное доказательство - обосновывает тезис путем исключения всех членов разделительного суждения, кроме тезиса.

Вредными привычками, оказывающими серьёзное влияние на организм человека, являются курение, пристрастие к алкоголю и наркотикам. В организме человека нет ни одного органа, который бы не страдал от действия алкоголя, наркотиков, веществ табачного дыма. Сердечно-сос

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...