Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лидер в спорте. Стили лидерства. Компоненты эффективного лидерства: стиль тренера, ситуационные факторы, качества лидеров.

Проблема лидерства часто обсуждается как спортсменами, так и тренерами. Иногда речь идет о выявлении лидера среди членов команды, а иногда члены команды пытаются оценить эффективность работы самого тренера как лидера.

Лидер – член группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений членов группы, способствуя своим примером организации и управлению группой и достижению целей наилучшим путем для ее членов. Согласно общепринятой трактовке, лидерство – это процесс управления группой и организация поведения людей, которые осуществляют лидеры.

Старательность и исполнительность на тренировочных занятиях, настойчивость, быстрота восприятия нового в элементах техники, дисциплинированность, умение заставить себя работать с полной отдачей сил — эти качества у лидеров на достоверном уровне оцениваются группой и тренером выше, нежели у аутсайдеров, однако самооценки этих качеств у аутсайдеров не уступали самооценкам у лидеров, за исключением такого качества, как умение заставить себя тренироваться с полной отдачей сил.

Лидеры действительно обладают, по-видимому, определенными физическими качествами, которых не имеют ведомые. Например, лидеры несколько выше, агрессивнее и сильнее, чем обычные спортсмены. Было также установлено, что лидерство скорее зависит от случая, нежели от установленных психологических или социальных параметров. Стоит индивиду в чем-то проявить себя лидером, то на него и в других ситуациях будут смотреть как на лидера.

 

Стили лидерства – это совокупность характерных для лидера приемов и способов решения задач управления, то есть это система постоянно применяемых методов руководства.

Стили лидерства делятся на три основных категории - авторитарный, демократичный и либеральный.

Авторитарный стиль лидерства подразумевает жесткие способы управления, всякое пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений. Мнение подчиненных не учитывается, всякие попытки сделать что-либо не так моментально пресекаются.

 

Демократичный стиль лидерства заключается в коллегиальности принятия решений, то есть учитывается мнение подчиненных.

Руководитель рекламирует свою позицию и идеи, посредством убеждения старается превратить своих сотрудников в союзников. Возникающие идеи могут обсуждаться совместно с другими.

 

Либеральный стиль лидерства – можно сказать, что это семья на работе. Лидер есть, но он устранился от руководства. Подчиненные сами определяют что им делать.

 

Качества лидера:

1. Быть Лидером в Своей жизни - Умея управлять своей жизнью, мотивировать себя, ставить самому себе цели и предпринимать для их реализации действия - это первый шаг к лидерству.

2. Перспективное видение – Чем больше у вас будет знаний и опыта, тем лучше и достоверней вы сможете представить будущие события.

3. Открытость

4. Мужество – Умение контролировать свой страх и действовать вопреки страху – вот что такое мужество лидера.

5. Решительность

6. Энергичность –Жизнь лидера требует огромных эмоциональных и физических затрат.

7. Позитивный взгляд на вещи –Позитивность помогает лидеру сосредоточиться на поиске решения, а не нахождении виноватых.

8.Умение слушать других

9. Умение признавать свои ошибки – Лидеры тоже ошибаются.

10. Способность постоянно учиться –Получение новых знаний и навыков позволит вам повысить свою конкурентноспособность.

11. Правильная самооценка – Лидер четко осознает, что он может, а что нет.

12. Страсть к работе – Лидер любит свое дело.

13. Умеет зажигать людей

14. Харизматичность – помогает притягивать необходимых людей. Для больших достижений требуется эффективная команда. И лидер умеет ее создавать.

15. Сфокуссированность – это лидерское качество позволяет вычленять среди дел самое главное и сосредотачивают на нем все свое внимание.

16. Компетентность

17. Щедрость

 

Стиль тренера:

Тренер много общается со своими учениками на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях и т.д. Это обстоятельство имеет свою положительную сторону, так как дает тренеру возможность разносторонне узнать своих подопечных, расширить воспитательное воздействие на них. В то же время, это обстоятельство предъявляет к тренеру большие требования: оно обязывает находить надлежащие формы взаимоотношений со своими воспитанниками.

Многое во взаимоотношениях между тренером и учениками зависит от поведения самого тренера, от его стиля руководства. Дело в том, что представление о качествах «идеального тренера» расходятся у тренеров и учеников. Первые акцентируют внимание, прежде всего, на деловых и профессиональных качествах педагога (эрудиция, требовательность, строгость, умение находить оптимальные пути для решения трудных ситуаций). Чуткость, отзывчивость, общительность, доброжелательность тоже отмечаются учителями, но им не придается решающего значения. Ученики же, наоборот, выдвигают эти качества на первое место. Вначале спортсмены смотрят, «какой он человек», а потом уже обращают внимание на то, как тренер проводит тренировку.

Не менее важное значение имеет и понимание тренерами спортсменов. Оно предполагает умение тренера проникнуть во внутренний мир учеников, найти нужную форму обращения к ним. Взаимопонимание тренеров и их питомцев обуславливает их социально-психологическую совместимость. Непонимание тренером учеников ведет к обостренным негативным взаимоотношениям между ними. Осложняются взаимоотношения из-за неуважения личности ученика, предвзятого мнения тренера об ученике, недостаточного внимания к нему и к его нуждам, невыдержанности и грубости учителя, официальности тона, повышенных интонаций в разговоре, изменчивости в настроении тренера и т.д.

БИЛЕТ № 9

1.Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса
физического воспитания и спортивной тренировки. Типы интервалов отдыха, вводимые в процессе воспроизведения упражнений и между занятиями.

В числе понятий, существенных для характеристики средств и методов физ. воспитания, одним из основных является “нагрузка”.

Понятие “нагрузка” отражает тот очевидный факт, что выполнение любого физ. упражнения связано с переводом функционального состояния организма на более высокий, чем в покое, уровень активности и в этом смысле является надбавкой, нагружающей функциональные системы и вызывающей, если она достаточно велика, утомление. Нагрузка в данном отношении – это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения, а так же степень переносимых при этом трудностей. Эффект физических упражнений закономерно связан с параметрами предъявляемых ими нагрузок.

Показателями нагрузки при выполнении физических упражнений являются, с одной стороны, величины, характеризующие совершаемую работу в ее внешне выраженных размерах (расстояние, скорость движений…), с другой –величины функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, вызываемых упражнением(ударного и минутного объема крови, потребления кислорода …).

Между “внешней” и “внутренней” сторонами нагрузки при относительно одинаковом исходном состоянии организма существует определенная соразмерность: одни и те же по внешним параметрам нагрузки связаны практически с одними и теми же величинами функциональных сдвигов; чем больше нагрузки по своим внешним параметрам, тем значительнее функциональные сдвиги в организме.

Общая величина нагрузки производна от ее объема и интенсивности. В самом широком смысле понятие “объем нагрузки” относится к ее протяженности во времени и суммарному количеству работы, выполняемой в процессе упражнения или ряда упражнений; понятие же “интенсивность нагрузки” связано с напряженностью работы и степенью ее концентрации во времени.

Соотношение объема и интенсивности нагрузки при выполнении физ. упражнений характеризуется обратно пропорциональной зависимостью: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность, тем меньше объем.

Разновидности отдыха:Целесообразное использование нагрузок в процессе физ. воспитания неразрывно связано с нормированием и направленным регулированием интервалов отдыха между упражнениями, их повторениями и занятиями в целом.

две разновидности отдыха:

- активный(отдых, организуемый посредством переключения на деятельность, отличающуюся от той, которая вызывала утомление, и способствующая восстановлению)

- пассивный(относительный покой, сменяющий двигательную активность)

В качестве условия восстановления интервалы отдыха в ходе каждого отдельного занятия устанавливаются в соответствии с необходимостью гарантировать определенную степень восстановления к моменту выполнения упражнения на занятие. Интервалымежду занятиями нормируют с таким расчетом, чтобы обеспечить обычное, либо избыточное, либо как минимум частичное восстановление уровня работоспособности.

Регулирование интервалов отдыха в процессе физ.воспитания не только направлено на обеспечение восстановления, но и служит одним из основных средств управления общим эффектом упражнений, нагрузок.

Минимакс-интервал (его называют также стимуляци-онным, или ближнестимуляционным) — это тот наимень-ший интервал между рабочими (нагрузочными) фазами процесса упражнения, который может обусловить повы-шенное проявление оперативной работоспособности в оче-редной рабочей фазе (эффект врабатывания, ближайшего положительного последействия, как, например, при ин-тервале в 3-5 мин между подходами к штанге возрастаю-щего веса).

Напряженный интервал (су перку мул яционный)— интервал, продолжительность которого настолько невелика, что очередная рабочая фаза начинается в условиях нарастающих либо лишь незначительно убывающих функ-циональных сдвигов, вызванных предшествующей нагруз-кой (например, в условиях нарастания концентрации мо-лочной кислоты в крови, как это бывает в интервальном беге с субмаксимальной скоростью при интервалах отдыха, убывающих от 5-6 до 1-2 мин).

Ординарный интервал-продолжительность соразмерна продолжительности фазы относительной нормализации функционального состояния организма, Уровень работоспособности занимающихся к началу очередного занятия успевает возвратиться к тому, какой был в начале предыдущего.

Жесткий интервал между занятиями короче, чем ординарный. При нем происходит более значительная суммация эффектов предыдущего и очередного занятия, в силу чего функциональные сдвиги в системах организма нарастают с более полной мобилизацией его резервных возможностей, в результате может возникать мощный стимул к последующему развертыванию суперкомпенсаторных процессов.

Суперкомпенсаторный интервалсоразмерен по продолжительности с временем, достаточным для наступления суперкомпенсации-своеобразной фазы реагирования организма на предъявленную неординарную нагрузку и сопряженное с ней расходование его ресурсов. Сверхвосстановление в данном интервале позволяет в очередном занятии справляться с более значительной нагрузкой.

2. Восстановление после физической нагрузки: фазы и характеристика физиологических изменений. Методы и приёмы, способствующие ускорению восстановления и повышению его эффективности.

Восстановительные процессы – важнейшее звено работоспособности спортсмена. Способность к восстановлению при мышечной деятельности является естественным свойством организма, существенно определяющим его тренируемость. Поэтому скорость и характер восстановления различных функций после физических нагрузок являются одним из критериев оценки функциональной подготовленности спортсменов.

После прекращения упражнения происходят обратные изменения в деятельности тех функциональных систем, которые обеспечивали выполнение данного упражнения. Вся совокупность изменений в этот период объединяется понятием восстановление. На протяжении восстановительного периода удаляются продукты рабочего метаболизма и восполняются энергетические запасы, пластические (структурные) вещества (белки и др.) и ферменты, израсходованные за время мышечной деятельности.Восстановление- это не только процесс возвращения организма к предрабочему состоянию". В этот период происходят также изменения, которые обеспечивают повышение функциональных возможностей организма, т. е.

Сразу после прекращения работы происходят многообразные изменения в деятельности различных функциональных систем. В периоде восстановления можно выделить 4 фазы: 1) быстрого восстановления, 2) замедленного восстановления, 3) суперкомпенсации (или "перевосстановления"), 4) длительного (позднего) восстановления. Первым двум фазам соответствует период восстановления работоспособности, сниженной в результате утомительной работы, третьей фазе - повышенная работоспособность, четвертой - возвращение к нормальному (предрабочему) уровню работоспособности.

В процессе мышечной работы расходуются кислородный запас организма, фосфагены (АТФ и КрФ), углеводы, (гликоген мышц и печени, глюкоза крови) и жиры. После работы происходит их восстановление. Исключение составляют жиры, восстановления которых может и не быть.

Восстановительные процессы, происходящие в организме после работы, находят свое энергетическое отражение в повышенном потреблении кислорода - кислородном долге.

Кислородный долг - это избыточное потребление О2 сверх предрабочего уровня покоя, которое обеспечивает энергией организм для восстановления до предрабочего состояния, включая восстановление израсходованных во время работы запасов энергии и устранение молочной кислоты.

Устранение молочной кислоты. В период восстановления происходит устранение молочной кислоты из рабочих мышц, крови и тканевой жидкости, причем тем быстрее, чем меньше образовалось молочной кислоты во время работы. Важную роль играет также послерабочий режим. Так, после максимальной нагрузки для полного устранения накопившейся молочной кислоты требуется 60-90 мин в условиях полного покоя - сидя или лежа (пассивное восстановление). Однако, если после такой нагрузки выполняется легкая работа (активное восстановление), то устранение молочной Кислоты происходит значительно быстрее.

Характер и длительность восстановительных процессов могут изменяться в зависимости от режима деятельности спортсменов в послерабочий, восстановительный, период.

Положительный эффект активного отдыха проявляется не только при переключении на работу других мышечных групп, но и при выполнении той же работы, но с меньшей интенсивностью. Например, переход от бега с большой скоростью к бегу трусцой также оказывается эффективным для более быстрого восстановления. Молочная кислота устраняется из крови быстрее при активном отдыхе, т. е. в условиях работы сниженной мощности, чем при пассивном отдыхе. С физиологической точки зрения, положительный эффект заключительной работы невысокой мощности в конце тренировки или после соревнования является проявлением феномена активного отдыха.

 

БИЛЕТ № 10

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...