Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биохимические факторы, определяющие проявление гликолитического компонента выносливости.

Гликолитический компонент выносливости зависит от углеводных ресурсов организма (в первую очередь от запасов гликогена в мышцах), скорости их расходования и компенсаторных возможностях организма, определяющих его устойчивость к изменениям во внутренней среде, связанным с накоплением продуктов анаэробного обмена (главным образом, молочной кислоты).

Гликолитический компонент выносливости в наибольшей степени Проявляет себя в упражнениях субмаксимальной мощности, а также Непродолжительных упражнениях зоны большой мощности. В таких Упражнениях в качестве основного энергетического субстрата ис-пользуется мышечный гликоген. Следовательно, более важным показателем является не общее содержание гликогена в организме, а его содержание в мышечной ткани. При этом надо учитывать, что работа в энергообеспечении которой существенную роль играет гликолиз выполняется преимущественно БС мышечными волокнами. Именно эти волокна имеют хорошо развитый гликолитический механизм энергообразования.

Гликолитический потенциал мышц в значительной степени связан с количеством, внутриклеточной локализацией и изофермснтным спектром лактатдегидрогеназы. В БС мышечных волокнах преобладает изоформа этого фермента - М-лактатдегидрогеназа, катализирующая превращение пировиноградной кислоты в молочную. В МС волокнах преобладает так называемая «сердечная форма» этого фермента - Н-лактатдегидрогеназа, обеспечивающая окисление молочной кислоты в пировиноградную. Таким образом, БС мышечные волокна обладают способностью к анаэробному гликолизу, приводящему к накоплению молочной кислоты, а МС волокна - способностью к ее окислению. Это, однако, не исключает возможности образования молочной кислоты в результате анаэробного гликолиза в МС мышечных волокнах при выполнении очень тяжелых мышечных упражнений.

Исходя из этого, можно утверждать, что для гликолитического компонента выносливости важнейшую роль играют запасы гликогена в БС мышечных волокнах.

Содержание гликогена в скелетных мышцах человека, несущих основную функциональную нагрузку, составляет около 1,5 %. Под влиянием систематической тренировки содержание гликогена может повыситься до 3 % и более.

Изменения скорости расходования гликогена под влиянием систематической тренировки аналогичны изменениям скорости расходования креатинфосфата, происходящим под влиянием тренировки алактатной анаэробной направленности: чем выше уровень тренированности, тем выше интенсивность выполняемой работы, тем большей скорости расходования гликогена можно ожидать.

Следующий фактор - компенсаторные возможности организма - это комплексный фактор, объединяющий многие свойства организма- Участие гликолиза в энергетическом обеспечении работы приводит к. накоплению значительных количеств молочной кислоты. Обладая высокой диффузионной способностью, молочная кислота легко выходит из мышечной ткани в кровь. С одной стороны, это снижает ее концентрацию в мышечной ткани, способствует устранению некоторого ее количества по ходу работы (в частности сердечной мышцей), с другой - вышедшая в кровь молочная кислота оказывает влияние на весь организм.

Компенсаторные возможности организма связаны с емкостью буферных систем, нейтрализующих часть образованной молочной кислоты, и устойчивостью ферментных и других систем организма к изменениям pH внутренней среды в кислую сторону. Под влиянием систематической тренировки, включающей работу, приводящую к накоплению значительных количеств молочной кислоты, повышается емкость буферных систем. Они могут связывать больше молочной кислоты (образующиеся при ее диссоциации ионы водорода), т.е. сдвиг pH начинается при накоплении большего количества молочной кислоты.

Появляется способность переносить большие сдвиги pH. В первую очередь, это связано с изменением ферментного спектра, повышением устойчивости ферментов к изменениям pH (см. главу «Энергетика мышечной деятельности»).

Компенсаторные возможности организма являются важнейшим фактором, определяющим гликолитический компонент выносливости.

Работа, требующая проявления гликолитического компонента выносливости, характеризуется быстрым нарастанием сдвигов во внутренней среде. Организм человека чувствителен не только к глубине происходящих сдвигов, но и к скорости их нарастания, которая оказывает влияние на центральную нервную систему. Меньшую чувствительность ЦНС к скорости происходящих биохимических изменений также можно считать фактором выносливости


БИЛЕТ № 14

Основы методики построения урочных форм занятий в физическом воспитании. Основные характеристики структуры, распределение материала по частям занятия, моторная и общая плотность, динамика нагрузки и порядок чередования с интервалами отдыха.

В процессе физического воспитания используются разнообразные формы занятий физической культурой: урок, самостоятельные занятия, соревнования. Основной формой организации занятий по физическому воспитанию считается урочная. Отметим характерные признаки урочной формы: проводится под руководством педагога по разработанной программе и по расписанию; коллектив занимающихся организован и однороден. Урок имеет подготовительную, основную и заключительная части. Занятие начинается с разминки, чтобы подготовить организм к предстоящей работе. Разминка бывает общей и специальной. Общая разминка постепенно и разносторонне действует на организм занимающихся. Обычно это ходьба, бег, различные гимнастические упражнения. Специальная разминка позволяет подготовиться к тем упражнениям, которые предстоит выполнять в основной части занятий. Разминка длится около 10 мин. Во время основной части занимающиеся приобретают новые знания и умения или совершенствуют их до уровня навыков. Цель заключительной части — постепенно снизить нагрузки на организм. Помогают сделать это хорошо знакомые упражнения на расслабление. От соблюдения правил проведения занятий зависит успешность освоения физических упражнений, развитие силы, ловкости, гибкости, выносливости, смелости и других качеств. В тех случаях, когда занятия проводит преподаватель (учитель физической культуры, тренер), они имеют форму урока. Именно эта форма создает наилучшие условия для воспитания, образования и оздоровления занимающихся. Урок проходит в течение строго установленного времени, с постоянным составом занимающихся, по твердому расписанию. Во всех учебных заведениях уроки проводятся по утвержденным государственным программам. Урок по методам организации бывает фронтальным, групповым и индивидуальным. При фронтальном методе одно и то же задание выполняют все занимающиеся одновременно. При групповом каждая группа выполняет свое отдельное задание. При индивидуальном методе каждый обучающийся выполняет самостоятельно свое задание.

Общая плотность урока определялась отношением рационально использованного времени (время двигательных действий, время вспомогательных действий и время на осмысливание) к общему времени занятия.

Моторная плотность складывалась из отношения времени двигательных действий к общему времени занятия. Плотность занятия определяется в процентах путем соотношения суммы времени, затраченного рационально (графы со знаком «+») на все виды деятельности, ко времени всего урока (45 мин). Формула: Плотность=(Общая сумма времени,затрач-го рацион-но*100%)/(время урока).

Однако, определяя общую плотность урока, нельзя дать оценку педагогическому мастерству учителя, его организаторским способностям. Разные учителя затрачивают неодинаковое время на установку и уборку снарядов, подготовку мест занятий, перевод группы к следующему месту занятий , постановку задач, сообщение следующего задания и др. Поэтому, кроме общей плотности занятия, определяют и его моторную (двигательную) плотность. Плотность=(моторная сумма времени, затраченного на выполнение упр.*100%)/(время урока).

Сравнивая данные моторной и общей плотности урока, можно найти резервы повышения качества работы каждого учителя.

Учитель должен стремиться к 100% общей плотности. Моторная плотность в тренировочных уроках-70-80 % , в учебных-50 % и ниже. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях занятия.

Роль психологических факторов во время травм. Объяснение взаимосвязи между стрессом и травмами (нарушение концентрации внимания, повышение мышечного напряжения и др.). Психологические реакции на спортивные травмы.

Психологические факторы влияют на распространенность травм, реакции на травмы и процесс восстановления. Такие психологические факторы, как стресс, могут быть предпосылками травм спортсменов и занимающихся.

Специалисты в области физической культуры и спорта должны выявлять условия, предрасполагающие к травме, особенно у людей с низким уровнем социальной поддержки и недостаточными уровнями развития умений и навыков справляться со стрессовыми жизненными ситуациями. При выявлении высоких уровней стресса необходимо использовать специальные методы, направленные на снятие стресса, а также внести соответствующие изменения в тренировочный процесс. Спортсмены должны научиться отличать естественный дискомфорт, обусловленный тренировочными нагрузками, от боли, обусловленной повреждением. Они должны понимать, что отношение к занятиям по принципу «без боли нет успеха» может привести к травмам. Согласно одной из теорий, стресс нарушает концентрацию внимания, снижая периферическое внимание (Williams, Tonyman, Anderson, 1991). Нападающий футбольной команды в условиях значительного стресса может получить травму, поскольку не замечает защитника соперника, набегающего на него сбоку. При более низких уровнях стресса у нападающего было бы более широкое поле периферического зрения и, следовательно, он бы во время увидел приближающегося защитника и избежал столкновения и травмы.

 

Кроме того, выдвигается предположение, что повышенное состояние тревожности также приводит к нарушению концентрации внимания и нерелевантным мыслям. Например, служащий, бегущий трусцой во время обеденного перерыва, после ссоры с коллегой, может оказаться невнимательным к своему маршруту, не заметить ямки и подвернуть ногу.

Высокий уровень стресса может сопровождаться значительным мышечным напряжением, которое нарушает координацию движений и повышает вероятность получения травмы (NidefTer, 1983). Например, гимнастка при высоком уровне стресса испытывает чрезмерное мышечное напряжение, что может привести к ее к падению с бревна и травме.

 

Преподаватели и тренеры, работающие со спортсменом, у которого происходят значительные изменения в жизни (например, учащийся колледжа, родители которого разводятся), должны пристально следить за его поведением. Если у него наблюдаются признаки повышенного мышечного напряжения или существенные нарушения концентрации внимания во время занятий, целесообразно облегчить тренировочный процесс и подумать об использовании методов, направленных на снятие стресса

Реакция огорчения

Наиболее типичной реакцией большинства людей на спортивную травму является реакция огорчения Кублер-Росса (KublerRoss, 1969). Люди, получившие травму, проходят процесс, включающий пять этапов (Hardy, Crace, 1990):

отрицание;

гнев;

«заключение сделки»;

депрессия;

принятие и реорганизация.

После травмы у большинства людей наблюдается фаза отрицания. Находясь в состоянии шока, они не верят, что получили травму. После осознания реальности происшедшего наступает фаза гнева. Спортсмены начинают ругать себя и окружающих.

Затем наступает фаза «заключения сделки»: спортсмен пытается обосновать избежание реальности ситуации. Например, травмированный бегун может пообещать себе тренироваться еще более усердно или всегда быть приветливым с окружающими, если ему «повезет» быстро восстановиться. Во время четвертой фазы происходит полное осознание факта травмы и ее последствий. Понимая, что он больше не сможет продолжать занятия, спортсмен впадает в состояние депрессии и испытывает неопределенность в отношении своих будущих занятий. Пятая фаза — фаза принятия, когда спортсмен выходит из состояния депрессии и готов сосредоточить все свои силы на процессе реабилитации и возвращения к физической активности.

У большинства спортсменов наблюдается подобные реакции на травму, однако скорость и легкость «прохождения» всех пяти этапов могут существенно колебаться. Если один человек «проходит» эти этапы за 1—2 дня, то другому могут потребоваться недели и даже месяцы.

Все эти пять фаз могут не быть одинаково важными для спортсмена или занимающегося.

У большинства людей наблюдается типичная реакция на травму, однако скорость и легкость «прохождения» фаз этой реакции могут существенно колебаться

 

БИЛЕТ № 15

Особенности форм занятий неурочного типа. Отличительные черты неурочных занятий в физическом воспитании («малые» и «крупные» формы). Типичные признаки, отличающие малые формы занятий физическими упражнениями от крупных.

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.

Для неурочных занятий физическими упражнениями характерна самостоятельная организация деятельности в целях укрепления здоровья, сохранения и повышения работоспособности, закаливания и лечения, воспитания физических и волевых качеств, а также освоения определенных действий.
Неурочные занятия отличаются от урочных нередко более узким содержанием, их структура тогда менее сложна. Неурочные формы занятий предполагают повышенную самодисциплину, инициативу, самостоятельность.
Конкретные задачи и содержание неурочных занятий зависят в значительной мере от склонностей и увлечений занимающихся.
В методике построения неурочных занятий много общего с методикой построения уроков. Их структура также должна обеспечивать постепенную врабатываемость организма, хорошие условия для выполнения основной работы и ее завершения. В дозировании нагрузки, оказании помощи и страховки (при групповых занятиях) и самоорганизации занимающихся используются многие правила и приемы, которыми руководствуется преподаватель.

2. Малые формы занятий
Обща характеристика малых форм занятий
Основными признаками, отличающими так называемые малые формы занятий физическими упражнениями от крупных, являются главным образом следующие:
- относительно узкая направленность деятельности. В рамках малых форм решаются, как правило, частные задачи, реализация которых объективно не гарантирует далеко идущего кардинального сдвига в состоянии занимающихся, хотя и может в некоторой мере содействовать ему; типичны здесь, в частности, задачи по умеренной тонизации и ускорению врабатывания организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (как это предусматривается в сеансах утренней гигиенической зарядки или вводной производственной гимнастики), некоторой оптимизации динамики оперативной работоспособности в процессе производственной или иной работы и профилактике ее неблагоприятных влияний на состояние организма (как при использовании позитивного эффекта активного отдыха в рамкахфизкультпауз, физкультминут и микросеансов производственной гимнастики), поддержанию отдельных сторон приобретенной тренированности и созданию некоторых предпосылок, способствующих эффективности основных занятий (как это предусматривается, например, при выполнении упражнений, входящих в домашние задания по школьному курсу физического воспитания) и т. п.;
- сравнительно небольшая протяженность во времени. Малые формы построения занятий как бы сжаты во времени, представляют собой кратковременные сеансы или серии физических упражнений, занимающие нередко всего лишь несколько минут; незначительнаядифференцированность структуры. В малых формах основная и заключительная части занятия не только кратковременны, но и ограниченны по содержанию, а в определенных ситуациях практически не выражены (как в случае вводной гимнастики, физкультпауз, физкультминут); относительно невысокий уровень функциональных нагрузок. При всей относительности различий между малыми и крупными формами построения занятий в физическом воспитании и самовоспитании они объективно далеко не равнозначны, в том числе и тогда, когда организуются на самодеятельных началах. Условно крупными можно назвать те из форм занятий в самодеятельном физкультурном движении, которые имеют многоминутную протяженность, отличаются от малых форм более широким содержанием и более обособленной структурой, имеют в силу этого свое самостоятельное значение. Их строгую классификацию предстоит еще создавать. В современной практике физкультурного движения они довольно быстро преобразуются и совершенствуются. Дифференцируются эти формы главным образом по двум направлениям:

1) как формы самостоятельных (индивидуальных или групповых) тренировочных занятий, подобных по определенным признакам занятиям урочного типа, и 2) как формы расширенного активного отдыха, включающего в том или ином соотношении моменты тренировки, состязания, культурного общения и развлечения (спортивно-игровые встречи по месту жительства, другие неофициальные состязания в общедоступных спортивных упражнениях, туристские походы в выходные дни и т. д.)

1. Основными признаками, отличающими так называемые малые формы занятий физическими упражнениями от крупных, являются главным образом следующие: относительно узкая направленность деятельности, сравнительно небольшая протяженность во времени.
Методика построения малых форм занятий не может, разумеется, не зависеть от уровня подготовленности занимающихся, их возрастных, индивидуальных и других особенностей, а также от внешних обстоятельств.
К малым формам организации занятий относятся:
Утренняя гигиеническая зарядка.
Вводная гимнастика.
Физкультпаузы и физкультминуты.
К самодеятельным тренировочным занятиям можно отнести основные виды (формы) оздоровительной физической культуры, применяющиеся в практике. К ним относятся:
Ритмическая гимнастика
Атлетическая гимнастика
Гимнастика по системе “хатха-йога”
Аэробика
Оздоровительная ходьба

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...