Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физиологическая сущность выносливости. Понятие об общей и специальной выносливости. Физиологические основы развития выносливости в избранном виде спорта.

Понятие "выносливость" употребляется в обыденной речи в очень широком смысле для того, чтобы охарактеризовать способность человека к продолжительному выполнению того или иного вида умственной или физической (мышечной) деятельности. Характеристика выносливости как двигательного физического качества (способности) человека относительна: она относится только к определенному виду деятельности.

Иначе говоря, выносливость специфична - она проявляется у каждого человека при выполнении определенного, специфического вида деятельности.

В зависимости от типа и характера выполняемой физической (мышечной) работы различают:

1. статическую и динамическую выносливость, т. е. способность длительно выполнять соответственно статическую или динамическую работу;

2. локальную и глобальную выносливость, т. е. способность длительно осуществлять соответственно локальную работу (с участием небольшого числа мышц) или глобальную работу (при участии больших мышечных групп - более половины мышечной массы);

3. силовую выносливость, т. е. способность многократно повторять упражнения, требующие проявления большой мышечной силы;

4. анаэробную и аэробную выносливость, т. е. способность длительно выполнять глобальную работу с преимущественно анаэробным или аэробным типом энергообеспечения.

сих пор нередко придается не вполне определенный смысл, нуждающийся в уточнениях.

Общей (неспецифической) выносливость- способность продолжительное время выполнять физическую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и опосредованно влияющую на спортивную специализацию;

- специальная (специфическая) выносливость- способность обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение времени, обусловленного требованиями избранного вида спорта.

Общая выносливость определяется как совокупность функциональных свойств организма, составляющих неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах деятельности или как способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающей положительное влияние на процесс становления специфических компонентов спортивного мастерства

Для общей выносливости характерно то, что она проявляется в относительно длительной работе при функционировании всех основных мышечных групп, которая совершается в режиме аэробного обмена, как например, при преодолении длинных дистанций с умеренной и большой интенсивностью без существенной активизации анаэробного обмена. Учитывая, что выносливость такого типа в очень большой мере определяется аэробными возможностями организма, ее называют также «общей аэробной.

 

Специальная выносливость классифицируется:

– по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);

– по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость);

– по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

Скоростная выносливость – это выносливость, проявляемая в деятельности, которая предъявляет неординарные (более высокие, чем при умеренной интенсивности работы) требования к скоростным параметрам движений (скорости, темпу и т. д.) и совершается в силу этого в режиме, выходящем за рамки аэробного обмена. Основным внешним показателем скоростной выносливости является время, на протяжении которого удается поддерживать заданную скорость либо темп движений, или соотношение скоростей достигаемых на частях дистанции. Скоростная выносливость во многих случаях тесно связана с силовой выносливостью.

Силовая выносливость представляет собой способность противостоять утомлению в мышечной работе с выраженными моментами силовых напряжений. Условно можно считать, что выносливость приобретает силовой характер, когда степень неоднократно повторяемых мышечных усилий превышает хотя бы треть их индивидуально максимально величины. Наиболее распространенным в практике внешним показателем силовой выносливости является число возможных повторений контрольного упражнения, выполняемого серийно с определенным внешним отягощением (не менее 30 % от индивидуально максимального).

Одним из типов специальной выносливости можно считать координационно-двигательную выносливость которая проявляется в двигательной деятельности, предъявляют повышенные требования к координационным способностям (соответствующие индивидуальному уровню их развития или близкие нему). Такая выносливость демонстрируется, например, при выполнении многочисленных координационно сложных технико-тактических действий в спортивных играх, технически правильного выполнения элемента и т.п.

Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.

 

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутри мышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

 

 

БИЛЕТ № 16

1. Планирование и контроль в физическом воспитании и спортивной тренировке. Особенности форм и операций перспективного, этапного и оперативно-текущего планирования. Единство педагогического, врачебного контроля и самоконтроля в физическом воспитании.

 

Планирование - это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса.

Планирование в спортивной практике делится на: перспективное (на несколько лет), текущее (на год), оперативное (на месяц или на неделю) и специальное (на подготовку к определенным соревнованиям или на проведение сборов).

Перспективное планирование – это основная линия решения задач всесторонней подготовки спортсмена. Ориентируясь на него можно составлять текущее планирование. При составлении перспективного плана тренер учитывает особенности основных соревнований, параметры восстановительных средств, ставит задачи по расширению функциональных возможностей, комплекса технических средств, улучшению навыков и других сторон спортивного мастерства.

Требования к планированию

1. целевая направленность педагогического процесса.

2. всесторонность планирования задач педагогического процесса

3. учет закономерностей физ.восп.(принципы и тд)

4. конкретность планирования

Основное содержание перспективного плана подготовки спортсмена, команды включает следующие разделы (большинство которых разбиваются по отдельным годам подготовки): 1) краткая характеристика (спортсмена, команды) и лимит их времени;

2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам;

3) структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов;

4) основная направленность тренировочного процесса по годам цикла;

5) главные соревнования, планируемые результаты в каждом году;

6) контрольные нормативы по годам

7) общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки;

8) общие и специфические параметры тренировочной нагрузки;

9) система и сроки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации;

10)график учебно-тренировочных сборов и места занятий.

Текущее и оперативное планирование

Эти виды планирования предполагают составление планов тренировки на этап, мезоцикл и микроцикл, а в отдельных случаях на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие. Оно осуществляется на основе годичного плана и бывает более эффективным, если последний составлялся с разбивкой на недели. В спортивных школах широкое распространение получило планирование тренировки на один месяц. В месячном плане, как и плане на мезоцикл, конкретизируются основные положения годичного плана. Наиболее подробно приводится подбор средств тренировки, динамика объема и интенсивности тренировочных нагрузок, контрольные нормативы. При составлении оперативных и текущих планов необходимо, чтобы направленность тренировочных занятий четко соответствовала задачам, решаемым в данный отрезок определенного тренировочного цикла.

Процесс повышения уровня физической подготовки и развития физических качеств немыслим без систематического педагогического контроля. Педагогич. контроль - это система мероприятий обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок. Действенным средством контроля является выполнение контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке.

Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов — необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов. Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль. Оперативный контроль — это контроль за оперативным состоянием спортсмена, в частности за готовностью к выполнению очередной попытки, очередного упражнения. Текущий контроль — это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его техники и тактики. Этапный контроль — это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально организованных условиях. На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

 

 

 

 

 

 

 

 

Разновид­ности ком­плексного контроля Направления контроля
Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями Контроль за состоянием и подготовленностью спортсменов Контрольза состоянием внешней среды
Контроль соревновательной деятельности (СД) Контроль тренировочной деятельности (ТД)
Этапный а) измерение и оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определен­ный этап подготовки б) анализ динамики показателей СД на всех соревнованиях этапа а) построение и анализ динамики нагрузки на этапе подготовки б) суммирование нагрузок по псем показателям за этап и определение их соотношения Измерение и оценка по­казателей контроля и специально организо­ванных условиях в конце этапи подготовки За климатическими факторами (температура, влажность, ветер, солнечная радиация), за качеством инвентаря, оборудования, покрытий спортивных сооружений, характеристикой трасс соревнований и трспиров^ ки, скольжением, поведением зрителей и объективностью судейства на соревнованиях и их влиянием па результаты в спортивных соревнованиях и контрольных тренировочных занятиях
Текущий Измерение и оценка показателей на соревновании, завершающем макроцикл тренировки (если она предусматривается планом) а) построение и анализ динамики нагрузки и микроцикле тренировки б) суммирование нагрузок по всем характеристикам за микроцикл и определение их содержания Регистрация и анализ повседневных измерений подготовленности спорт­сменов, вызванных сис­тематическими трениро­вочными занятиями
Оператив­ный Измерение и оценка показателей на любом соревновании Измерение и оценка фи­зических и физиологиче­ских характеристик на­грузки упражнений,серии упражнений, тренировоч­ного занятия Измерение и анализ по­казателен, информативно отражающих изменение состояния спортсменов в момент или сразу после упражнения и занятий

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...