Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 15. Общая характеристика восприятия.

Восприятие -это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств .

Восприятиемназывается отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств .

Восприятие - это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.

В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных [6, с.136].

Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Полученная в активном взаимодействии с объектом информация о его свойствах (форме, величине и т.д.) преобразуется в ряд характеристик, из которых в дальнейшем при узнавании вновь реконструируются целостные отображения объектов - образы. Благодаря связям, образующимся при обучении между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например величина предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса.

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Вопрос 16 . Классификация восприятия

В зависимости от целенаправленности, участия воли восприятие делится на две формы:непроизвольное(непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) ипроизвольное, преднамеренное (целенаправленное). По модальности рецепторов восприятие подразделяется назрительное, слуховое и осязательное.

Различаются также сложные виды восприятия:восприятие пространства и времени.

 

 

 

В зависимости от сложности, развернутости, перцептивной деятельности восприятие бываетсимультанным (одноактным)и сукцессивным (поэтапным, последовательным),

Существует четыре уровня восприятия:

1)сенсорный - чувственный охват объекта, попадание его в поле сознания;

2)перцептивный - осмысление объекта, отнесение его к определенной категории, классу объектов;

3)оперативный - охват какой-либо функции, стороны объекта;

4)деятельностный - взаимодействие с объектом как целью деятельности (классификация автора).

Виды восприятия могут классифицироваться и в соответствии со спецификой объекта отражения (восприятие художественных произведений, речи и т. д.). Восприятие обычно включается в какую-либо деятельность, но может выступать и в качестве самостоятельной деятельности.

Планомерное восприятие, специально организованное для разрешения какого-либо вопроса, называется наблюдением.

Вопрос 17. Законы памяти.

Недостаточно обладать хорошей памятью, нужно еще и уметь пользоваться ей. Работа нашей памяти подчиняется некоторым общим законам. Рассмотрим наиболее важные из них.

Закон осмысления: Чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Самый лучший способ запомнить – это научиться правильно организовывать информацию в момент запоминания.В памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие текст, сколько содержащиеся в них мысли. Они же первыми приходят в голову, когда нужно вспомнить содержание текста. Следует использовать опорные слова, схемы, диаграммы и таблицы. Кроме того, эффективен прием прогнозирования: начав читать абзац, попробуйте после выдвижения автором нескольких аргументов самостоятельно сделать вывод, объяснить себе прочитанное, даже если оно кажется вам очевидным. Сформулировав информацию своими словами, вы запомните ее надолго.

Закон интереса: Интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий. Отсюда следует, что запоминание нужно делать интересным. Основа формирования интереса – цель. Если мы знаем, что информация понадобится для будущей работы, то ее освоение будет более продуктивным.

Закон установки. Он может быть представлен в двух аспектах:

Установка на запоминание по времени: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить "всерьез и надолго". Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти. Так, например, если у студента имеется установка на запоминание материала лишь к очередной сессии, то знания после экзаменов легко забываются.

Установка на восприятие материала по содержанию: в тексте человек в первую очередь найдет то, на что у него есть установка. Так, если нужно ознакомиться с описанием некоторого технического устройства, то мы готовимся к тому, что в этом описании встретятся: название устройства, область его применения, принцип действия, рабочие параметры. Именно эти материалы и "выхватит" наше внимание.

Закон усиления первоначального впечатления: Чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание. Первоначальное впечатление можно усилить рационально и эмоционально.

При рациональном усилении нужно стараться направить информацию по нескольким каналам: записать, нарисовать, проговорить, пропеть. Очень полезно с кем-нибудь обсудить информацию (особенно с лицом, придерживающимся противоположной точки зрения). При эмоциональном усилении следует постараться вызвать максимум эмоций, которые связаны с запоминаемой информацией. Нередко эмоциональные впечатления мы помним гораздо дольше, чем "впечатления ума". Однако отрицательные эмоции, не связанные с запоминаемым материалом (неуверенность, печаль, раздражение, страх), мешают запоминанию.

Закон контекста: Информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Сходная информация хранится в нашей памяти где-то рядом. Ассоциации помогут вспомнить необходимое. Поэтому старайтесь менять место подготовки, например разные билеты учить в разных комнатах. Информация ассоциативно связывается с обстановкой в комнате, припоминание которой поможет вспомнить содержание билета.

Закон объема знаний: Чем больше знании по определенной теме, тем лучше запоминается новое. По этой причине очень трудно бывает «войти» в ранее неизвестную дисциплину, тему. Перед чтением следует вспомнить все, что уже известно по изучаемой проблеме, «приподнять» знания, полистать справочники.

Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: Чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается. Если человеку предстоит запомнить два разных по длине ряда слов, в одном из которых 10, а в другом 30 слов, то, естественно, первый он запомнит лучше. Поэтому, при чтении нового материала делите его на небольшие части (абзацы) и после прочтения каждого делайте небольшой перерыв, подумайте о прочитанном. И только после этого приступайте к новому абзацу, пытаясь связать его с уже осмысленным материалом.

Дополняет закон оптимальной длины закон торможения: Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Отсюда ясно: лучший способ забыть только что заученное – сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Именно поэтому нельзя учить физику после математики, а литературу после истории. Любая информация, чтобы быть запомненной, должна «отстояться».

Закон края: Лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации и хуже запоминается середина ряда.

Закон повторения: Повторение способствует лучшему запоминанию. Народная мудрость отразила это в следующей пословице: «Повторение – мать учения». Повторение способствует тому, чтобы информация сохранялась в оперативной памяти до того, как она будет закодирована и введена в долговременную память.

Если что-либо нужно надолго запомнить, то необходимо как минимум четыре повторения. В идеале первый раз нужно повторить сразу после запоминания, второй – через 20–30 мин, третий – через день, четвертый – через две-три недели. При этом следует помнить о том, что повторение должно быть активным. В виде воспроизведения оно в несколько раз эффективнее, чем в виде дополнительного пассивного чтения (прослушивания, просмотра).

Техники запоминания

Для лучшего запоминания широко используются различные мнемотехнические приемы. Например, используются приемы, имеющие свою специфику при запоминании иностранных слов, чисел, большого объема информации.Рассмотрим некоторые основные приемы запоминания.

Метод ассоциаций. Запоминание даты, например, можно ассоциировать с событием, которое хорошо сохранено в памяти: «за столько-то лет до» или «спустя столько-то лет после».

Метод связокзаключается в объединении опорных слов текста в единую целостную структуру, в единый рассказ.

Метод мест основан на зрительных ассоциациях. Нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко «извлекается» из памяти. Этот метод не требует логических ассоциаций, он базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест. Прежде всего, нужно выбрать постоянный «маршрут». Это может быть дорога к месту работы, расположение комнат в квартире и отдельных «мест» внутри комнаты (диван, ковер, шкаф). Для начала достаточно набора из 15–20 мест, четко пронумерованных в определенной последовательности. Затем по, хорошо известному вам «маршруту» вы размещаете предметы, которые нужно запомнить, и фиксируете в памяти их зрительные образы. Таким образом достигается запоминание необходимого материала в определенной последовательности. Метод эффективен тогда, когда запоминаемые предметы трудно «разбить» по какому-то признаку. Этим методом широко пользовались древнеримские ораторы.

Вопрос 18. Запоминание

Запоминание, момент или самостоятельная форма деятельности: человека, в которой формируются те или иные стороны предстоящего акта воспроизведения. Наряду с сохранением и воспроизведением З. является одним из основных компонентов памяти. В развёрнутом виде проблема З. поставлена Платоном. Первое экспериментальное исследование З. выполнено немецким психологом Г. Эббингаузом (1885) в рамках ассоциативной психологии (см. Ассоцианизм). Но уже школой немецкого психолога Г. Мюллера (1850—1934) была выявлена несостоятельность представления о З. как о механическом запечатлении и ассоциативном связывании следов. З. осуществляется в соответствии со смысловой организацией; материала и, как правило, включено в решение некоторой жизненной задачи (Б. В. Зейгарник, 1927). В работах советских психологов А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко, А. А. Смирнова и др. показано, что развитие специфических для человека социальных и исторических форм памяти связано с переходом от "прямых" способов З. к опосредствованным, совершенствованием средств З. и их интериоризацией, в силу чего память человека приобретает произвольный и сознательный характер. Как диагностический приём исследование З. нашло применение в клинике локальных поражений мозга и в психиатрии.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...