Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Житейское и научное психологическое знание

Многие люди считают себя «неплохими психологами»: они ведь общаются, решают какие-то вопросы, «понимают» друг друга и т. п. «Житейская психология» имеет полное право на существование и даже настоящие психологи (психологи-профессионалы) в немалой степени опираются на опыт житейской психологии, включая и свой собственный житейский опыт. Но специалисты все-таки различают психологию научную и психологию житейскую.

Житейское (обыденное) знание о психике приобретается отдельным человеком и обществом в целом стихийно путем накопления отдельных наблюдений и обобщается индуктивным путем. Оно материализуется в форме пословиц, поговорок, сказок и расхожих представлений «народной мудрости». Житейское знание носит фрагментарный характер и внутренне противоречиво. Содержанием житейского психологического знания обычно становятся простые, явно прослеживаемые причинно-следственные связи и обобщения очевидных фактов которые не могут отражать все многообразие, всю сложность реальных психологических закономерностей. Житейские знания передаются «из уст в уста», они не систематизироаны и как правило, не имеют вербализованной логической аргументации. Научное знание, в отличие от житейского, возникает в результате применения научных методов познания, охватывает и объясняет как явные распространенные факты и явления, так и практически не наблюдаемые в обыденной жизни ситуации, движется по пути устранения внутренних противоречий, стремится быть отраженным в системе четких однозначно понимаемых сообществом ученых понятий, передается через социально нормированные технологии (например, профессиональное обучение, конференции, научные журналы и т д.).

Ю. Б. Гиппенрейтер выделяет следующие такие различия:

1. Житейские знания конкретны, связаны с конкретными жизненными ситуациями, а научная психология стремится к обобщенному знанию, основанному на выявлении общих закономерностей жизни и поведения людей.

2. Житейские знания больше носят интуитивный характер, а в психологической науке стремятся к рациональному объяснению психических явлений, то есть к лучшему их пониманию и даже прогнозированию.

3. Житейские знания передаются в очень ограниченных вариантах (из уст в уста, через письма и т. п.), а научные знания передаются через специальную систему фиксации накопленного опыта (через книги, лекции, аккумулируются в научных школах и т. п.).

4. В житейской психологии получение знаний осуществляется через наблюдения, рассуждения или через непосредственное переживание человеком тех или иных событий. В научной психологии новые знания получаются также в специальных исследованиях и экспериментах, а также в особых формах научного мышления и воображения (то, что называют «воображаемым экспериментом»).

5. Научная психология располагает обширным, разнообразным и уникальным фактическим материалом, недоступным ни одному носителю житейской психологии. Особая характеристика научного знания - его системность и упорядоченность, что позволяет каждому психологу-профессионалу ориентироваться во всем многообразии этого знания.

Но при этом, нельзя говорить, что научная психология непременно «лучше» житейской, так как на самом деле они взаимодополняют друг друга.

 

3.Классификация отраслей психологии. Психология в междисциплинарном пространстве.

Кратко вопрос о месте психологии в пространстве научного знания можно сформулировать так: Что заимствует психология от других наук? Что она даёт другим наукам? По идеям Конта все науки находятся друг с другом в тесной связи, но социальные науки стоят выше чем биологические или физические. Сам Конт не указал место психологии в своей классификации но можно предположить что в зависимости от выбранного исследователем варианта понимания детерминации психология принадлежит или к кругу биологических или к круги социальных наук.

Если обратиться к более далёкой истории то междесциплинарный статус психологии оказывается ещё более высоким. Так по Платону психология занимает центральное место в трёх влиятельных современных классификациях наук.

В рамках классификации наук Кедрова психология представляет собой связывающее звено между вершинами так называемого треугольника наук. Сутью данной классификации является отражение предметного и методического родства между различными науками. Схема имеет форму треугольника, вершина которого представляют группы естественных, философских, соц. Наук. Психология находится в тесном родстве с естественными науками преимущественно в отношении метода построения исследования, во взаимодействии с соц. Науками по матерьялу исследования и предмету исследования.

По мнению Пиаже психология занимает ключевую позицию в системе наук, так как именно через неё вся система наук приобретает свою замкнутость и целостность. Психология отвечает на вопрос как человек познаёт мир, а все остальные науки как описывающие абстрактные правила познания т.е. являются конкретными воплощениями познания. Другими словами психология опосредствует понимание деятельности на реализации принципов абстрактных наук на материале наук специальных и процесс ассимиляции данных, полученных абстрактными науками.

По классификации Саймонова, который разделяет весь корпус современных наук на науки об «естественном и « искусственном», психология выполняет пограничную связывающую роль между различными группами дисциплин. С одной стороны она является одним из природных феноменов с другой стороны психика порождается в деятельности и тем самым превращается в ходе развития человечества во всё более «искусственный» объект, и наконец сама психика действует как производящая сила, создающая и поддерживающая всю сферу искусственного.

В практическом плане наиболее очевидна взаимосвязь психологии со смежными дисциплинами с которыми она во многом пересекается.

Классификация отраслей психологии.

Современная психология носит многоотраслевой характер. Комплекс психологических дисциплин можно разделить на общую психологию и спец. отрасли психологии. При этом фундаментальные специальные отрасли психологии концентрируются на том или ином аспекте психики: нейропсихология, дифференциальная психология, социальная психология и т.д. Междисциплинарные специальные отрасли разворачиваются на границах психологического знания и областей других наук( психофизиология, психолингвистика, психогенетика). Фундаментальные специальные отрасли психологии и междисциплинарные спец. отрасли психологии находят своё практическое воплощение в прикладных отраслях психологии которые в свою очередь обогащают общую психологию новыми проблемами и результатами, стимулирующие превращение фундаментального знания.

Прикладные отрасли психологии позиционируются в связи с конкретными сферами деятельности психологов-практиков( подбор персонала, консультирован6ие, реклама, псих. Коррекция семейных отношений). Совокупность прикладных отраслей психологии отражает отрасли предметной деятельности людей, в которой признано значение психологических факторов.

4.Специфика человека как объекта исследования. Методы психологии. Наблюдение.«Метод — это путь познания, это способ, посредством которого ознается предмет науки», — писал С.Л. Рубинштейн. Специфика человека как объекта исследования предъявляет определенные требования к методам психологии и накладывает на них ряд ограничений. Во-первых, человек как объект исследования способен ставить перед собой новые цели, отличные от тех, которые предписываются ему экспериментальной процедурой, порождать «свое видение экспериментальной ситуации» и действовать адекватно ему, а не внешним требованиям.Испытуемый может стараться понравиться экспериментатору или, наоборот, намеренно делать все наперекор ему; может ориентироваться в своем поведении на то, как, по его мнению, «правильно» вести себя во время психологического опыта (феномен «социальной желательности»), а может и вовсе начать со своей стороны изучать самого исследователя. В целом это обстоятельство можно определить как активность испытуемого в ходе исследования. Во-вторых, человек обладает практически неисчерпаемым потенциалом самосозидания. В любой момент своей жизни человек способен измениться, стать другим. Он может сам целенаправленно не только развивать свои познавательные и регулятивные психические функции (память, творческое мышление, управление течением эмоциональных состояний и т.п.), но и совершенствоваться как личность. В-третьих, важной особенностью является преимущественно реконструктивный характер психологических исследований. Психику (впрочем, как и явления многих других наук, например физические поля, Вселенную, гены и т.д.) нельзя наблюдать непосредственно. Отсюда, критическую значимость приобретает создание адекватных косвенных процедур исследования, на основании которых возможно построение реконструкций не наблюдаемых прямо явлений (примером служит проективный вариант организации исследования).

Методы психологии: Современная психология располагает широким арсеналом методов, которые продуктивно учитывают специфику психики (особенно человеческой) как предмета исследования. По критерию непосредственности — опосредствованности проникновения в психику субъекта методы можно разделить на прямой (интроспекция) и косвенный, в настоящее время все методы психологии имеют косвенный, реконструктивный характер. Методы психологии различаются по аспекту динамики. Все методы могут быть распределены по шкале, границами которой с одной стороны будут поперечно-срезовые» методы, а с другой — лонгитюдные методы.По степени генерализации результатов исследования методы психологии можно разделить на методы широкой и узкой репрезентативности.Способ «презентированности» субъекта в процессе исследования позволяет выделить интерактивные методы, где осуществляется взаимодействие с испытуемым «здесь и сейчас» (например, клиническая беседа, психоаналитическая сессия, глубинное интервью и т.д.) и методы, где материалом анализа становятся артефакты психической жизни субъекта (метод анализа продуктов деятельности, биографический метод, метод исторической реконструкции, рисуночные тесты, метод моделирования). По степени формализованности процедуры исследования и, следовательно, предсказуемости результатов можно говорить об алгоритмизованных формальных методах (например, метод тестов-опросников) и неформальных методах, предполагающих вариативность взаимодействия испытуемого и исследователя. В неформальных методах развитие экспериментальной процедуры зависит от конкретных действий или высказываний испытуемого, варианты которых практически безграничны (психотехнические методы, метод включенного наблюдения). По способу обработки полученных данных выделяют методы количественного анализа, включающие различные варианты статистической обработки массивов данных, и методы качественного анализа. Наконец, наиболее популярным критерием для классификации методов в психологии является критерий интервентности (от лат. mterventio — вмешательство). По этому признаку методы психологии разделяют на наблюдение и эксперимент. Наблюдение характеризуется как максимально неинтервентный метод психологического познания, в то время как в ходе эксперимента осуществляется активное вмешательство в течение психической жизни испытуемого, эксперимент всегда носит характер своеобразной провокации, так как ставит своей целью в контролируемых условиях вызвать определенную реакцию испытуемого. Научное наблюдение — это целенаправленная и преднамеренная фиксация проявлений поведения и суждений. Наблюдение подразделяют на открытое (когда испытуемый знает, что за ним наблюдают) и скрытое (когда испытуемый не знает, что за ним наблюдают); включенное (исследователь осуществляет деятельность вместе с испытуемым) и стороннее; естественное и лабораторное; периодическое и одиночное. В литературе традиционно обсуждают метод самонаблюдения как особый тип наблюдения, отличный от интроспекции и заключающийся в своеобразной позиции исследователя: наблюдать за собой, как за другим. Можно так же выделить еще один дополнительный тип наблюдения — метанаблюдение (наблюдение за наблюдением). В этом случае объектом наблюдения становится сама деятельность наблюдателя.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...