Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие психологических знаний вне рамок научной психологии. Психологические знания в Новое время. Идеалистический ассоцианизм.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - английский философ, основоположник современного английского эмпиризма, утверждал, что необходимо отказаться от изучения общих вопросов, касающихся природы души, исключить органические функции из ее состава и перейти к эмпирическому описанию ее процессов.

Концепция души. Выделяются два типа души и свойственные им способности.

1. Рациональная, божественная душа (или дух) обладает памятью, разумом, рассудком, воображением, желанием (влечением), волей.

2. Чувствующая, нерациональная душа обладает способностью к ощущению и способностью выбора, т. е. стремлением к благоприятным и от неблагоприятных обстоятельств и возможностью совершать произвольные движения.

Теория познания. Чувства выделяются как первичный элемент познания, однако они не дают всей полноты и объективности картины мира. Объективное познание заключается в применении рационального метода к чувственным данным. Эмпирическое познание имеет ограничения, заблуждения (идолы), обманывающие человека. Выделяется 4 типа ограничений-идолов:

1) идолы рода, которые заложены в самой природе человека;

2) идолы пещеры - индивидуальные заблуждения отдельного человека;

3) идолы площади - заблуждения, возникающие в силу взаимной связанности и сообщества людей;

4) идолы театра, вселившиеся в души людей из разных догматов философии.

Рене Декарт (1596-1650) первым осуществил очень важное разделение души и тела, сделав их совершенно независимыми друг от друга субстанциями через использование механистической теории человеческого организма как «тела-машины» и способности тела самостоятельно функционировать и обрабатывать весь психический материал без помощи души. Способностью тела является только движение, а принципом его работы - рефлекс, т. е. отражение мозгом внешних воздействий. Способность души - это мышление, а принцип ее работы - рефлексия, т. е. процесс отражения собственных мыслей, идей, ощущений, которые видны только ей. Предметом изучения психологии становится сознание.

Дуализм Р. Декарта. Не только душа воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на состояние души, т. е. речь идет не об однонаправленном воздействии души на тело, как было принято раньше, а об обоюдном взаимодействии. Дуализм (противоречивость) во взаимодействии души и тела означает, что, с одной стороны, душа независима от тела, но с другой -тесно с ним связана. Душа может существовать отдельно от тела, но в действительности существует только в связи с ним.

Этот дуализм был преодолён концепцией Спинозы, который предположил что существует только одна единая субстанция, а мышление и протяжённость являются его атрибутами, тогда душа и тело неразрывно связанны и соответствуют друг другу.

Годфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) - немецкий философ и известнейший математик; так же как и Спиноза, рассматривал человека как целостное существо, но при этом имел свое понимание единства телесного и психического, которое получило название психофизического параллелизма: душа и тело не могут влиять одно на другое и совершают свои операции самостоятельно и автоматически, но в основе их единства лежит духовное начало, некая божественная мудрость, которая сказывается в том, что между ними существует предустановленная гармония.

Тамас Гоббс (1588-1679), как и Спиноза и Лейбниц, критиковал дуализм Рене Декарта. При этом Гоббс выстроил свою, отличную от предыдущих критиков теорию о природе человека.

Первое, что отличало Гоббса от коллег-философов, -это его отрицание особой сущности души. Так как Гоббс был ярым последователем механики Галилея, то считал, что мир наполнен только материальными телами, которые существуют и двигаются по законам механики. На основании этого Гоббс делает вывод, что и все психические явления, существующие в природе, материальны и подчинены этим законам.

Английский философ, педагог и врач Джон Локк (1632-1704) развивал идеи ассоцианизма, заложенные Томасом Гоббсом, и эмпирической психологии, начало которой положил Ф. Бэкон.

Понятия сознания и опыта. Основой формирования сознания является опыт, а не врожденные идеи (как у Декарта), а источником опыта всегда являются ощущения и рефлексия. Идеи, возникающие из внешнего мира, доставляют до сознания ощущения. Внутренние идеи (внутренние ощущения) доставляются до сознания с помощью рефлексии, или самонаблюдения, т. е. анализа и размышлений ума. Этот процесс получил название интроспекции и стал основным методом практического изучения содержаний сознания в интроспективной психологии.

Понятие души. Принцип наблюдения применялся и к изучению души. Душа, как и все в сознании человека, является -чистым листом', и все содержания души возникают при жизни из опыта, а не имеют врожденных, божественных идей. Душа рассматривается как пассивная, но способная к восприятию среда.

Понятие ассоциации. Ассоциации - это неверное соединение идей, которые, будучи изначально никак между собой не связаны, е сознании некоторых людей соединяются и начинают работать как единое целое, сопровождая друг друга. Примером такой связи, т. е. механизма ассоциации, могут являться симпатии и антипатии, вызванные теми или иными людьми. Причиной установления такой связи может являться сила воспитания и привычки, т. е. внешний источник, прошедший через сознание, а способом избавления от ассоциации - время.

Теория идей. Под идеями понимается элемент всякого знания, в том числе и ощущении (белизна, твердость, мышление, движение, человек, войско и т. п.). Источником идеи является как внешний опыт, обеспечиваемы и ощущениями, так и внутренний - производимый рефлексией. Выделяются два вида идей: простые, которые содержат только одно представление или восприятие и приобретаются посредством ощущения или рефлексии, и сложные, представляющие собой сочетание простых идей через механизм ассоциации.

Идеалистический ассоцианизм. Ассоцианизм воспринял учение Локка и преобразовал его. Позицию идеалистического ассоцианизма занимал Бэркли. Не сомневаясь в том что именно закон ассоциации управляет душевной жизнью человека было предложено в качестве их источника не мозг, а сознание.

15.Направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки. Классическая психология сознания. Основные имена. Основные достижения.

В 60-х гг. 19 в.начинается новый период развития психологической науки. Для него характерны следующие черты:

1. появляются новые научные парадигмы, институты и психологические профессиональные сообщества;

2. внутри парадигм формируются представления о предмете и методе исследования;

3. согласовываются предмет и метод психологии с общенаучными нормами и ценностями;

4. развиваются контакты с другими науками, в результате чего возникают новые парадигмы и отрасли психологии;

5. появляется большое разнообразие и конкуренция парадигм.

Оформление психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с появлением первых научных программ, созданных Вундтом и Сеченовым. Программа Вундта ориентировалась на общенаучный экспериментальный метод. Но единственным прямым методом психологии Вундт называл самонаблюдение, так как предмет психологии – это непосредственный опыт самого человека. Роль эксперимента ограничивается лишь приданием результатам исследований точности и надежности. Важнейшая роль Вундта в становлении психологии как самостоятельной научной дисциплины состояла в том, что именно он организовал первые специализированные институты психологической науки. В 1879 г. Вундт основал научную лабораторию в Лейпциге, а в 1881 г. – научный журнал «Философские исследования». Вундт также учредил фиксированное членство в научном психологическом сообществе, благодаря проведению в Париже в 1889 г. Первого международного психологического конгресса. Интроспекция, предложенная Вундтом в качестве метода психологии, получила дальнейшее развитие в парадигме структурной психологии, которую основал Титченер (1867 – 1927), продолжатель идей Вундта в США.

А.Н. Леонтьев

А. Маслоу

В. Ротенберг

Г. Селье

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...