Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКАПреамбула Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира, принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей, принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения, принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами, принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих правил и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства, Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств ¾ членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией. Статья 1 Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Статья 2 Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. Статья 3 Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Статья 4 Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах. Статья 5 Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. Статья 6 Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности. Статья 7 Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации. Статья 8 Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Статья 9 Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Статья 10 Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом. 53. Замените: а) слова и словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, нейтральными синонимами: препровождать, вышеизложенное, представить жилплощадь, отдать распоряжение, проживать; б) нейтральные слова и выражения такими, которые имеют окраску официально-делового стиля: поблагодарить, сообщить, из-за болезни, дали творческий отпуск, просьба, участвовал. 54. Определите значения данных ниже слов и словосочетаний, употребляющихся в дипломатическом подстиле (при необходимости пользуйтесь словарем): атташе, верительная грамота, виза, вотум, геноцид, декларация, демарш, коалиция, конвенция, конфронтация, лига, меморандум, петиция, ратификация, сателлит, экспансия, эмбарго, ЮНЕСКО. 55. В приведенных ниже фрагментах из Указов Петра I об училищах и обучении укажите особенности официально-делового стиля. Какими языковыми средствами реализуются эти особенности? Из Указа об основании Школы математических и навигацких наук. ...Великий государь, царь и великий князь Петр Алексеевич... указал быть математических и навигацких, то есть мореходных, хитростно наук учению. ...И тех наук ко учению усмотри избирать добровольно хотящих, иных же паче и сопринуждением; и учинить неимущим во прокормление поденный корм усмотря арифметике или геометрии; ежели кто сыщется отчасти искусным, по пяти алтын в день, а иным же по гривне и меньше, рассмотрев коегождо искусства учения...
Из Указа "Об учреждении академии..." ... Учинить академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводили б книги... § I. Университет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, как филология и юриспруденция (прав искусств), медицины и философии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают; академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сие науки в своем роде в том градусе, в котором оные обретаются, знают, но и через новые инвенты (издания) оные совершить и умножить тщатся, а об учении прочих никакого попечения не имеют. § П. Каждый академик обязан в своей науке добрых авторов, которые в иных государствах издаются, читать, тако ему легко будет экстракты из оных сочинить; сие экстракты с прочими изобретениями и рассуждениями имеют от академии в назначенные времена в печать отданы быть. Еще же академия повинна: все... изобретения, которые в помянутых науках иногда предложены будут, рассматривать, и свою апробацию откровенно о том сообщать, сирень верны ли оные изобретения.., великой ли пользы суть или малой.., известны ли оные прежде сего бывали или нет... 56.Ознакомьтесь с характеристикой, приведенной ниже. Обратите внимание на то, какие сведения являются обязательными в данном документе. Все ли требования, предъявляемые к деловой характеристике, учтены здесь? ХАРАКТЕРИСТИКА студентки V курса отделения русского языка и литературы филологического факультета Белорусского государственного университета Колосковой Инны Петровны, 1970 г. рожд., из рабочих. Колоскова И.П. поступила на отделение русского языка и литературы Белгосуниверситета в 1988 г. после окончания средней школы № 2 г. Дзержинска Минской области. Училась на "хорошо" и "отлично", специализировалась в области лингвистики. Колоскова активно участвовала в общественной жизни группы и курса. На I, II и III курсах была ответственна за академическую работу в группе, на IV и V курсах выполняла обязанности профорга группы, принимая активное участие в профсоюзных конференциях факультета. Колоскова была членом СНО секции русского языка, входила в редколлегию стенгазеты факультета. Педагогическую практику проходила в СШ № 78 г. Минска. Практика оценена на "отлично". Колоскова И.П. ¾ добросовестный, инициативный человек. Пользуется уважением среди товарищей. Декан филологического ф-та Белгосуниверситета (подпись) 16.03.1993 г.
57. Сопоставьте две характеристики ¾ художественную (описание персонажа литературного произведения) и деловую (психологическая характеристика ученика). Какие языковые средства используются в первом и во втором случае? 58.Обратите внимание на форму заявления, приведенного ниже: правильна ли она, все ли реквизиты в нем присутствуют? Декану филологического факультета Белорусского государственного университета студентки II курса Лаптевой О.В.
Заявление. Прошу предоставить мне академический отпуск с 1 декабря 1994 по 1 декабря 1995 года в связи с состоянием здоровья и на основании медицинской справки. (подпись) 59.Напишите заявление по следующей схеме: 1. Наименование адресата (учреждения, должностного лица). 2. Наименование подателя заявления (фамилия, инициалы, должность или адрес). 3. Наименование документа (заявление). 4. Текст заявления. 5. Указание на приложение и опись прилагаемых бумаг. 6. Подпись. 7. Дата. 60.Вам нужно сообщить о вечере русского языка в студенческом общежитии. 1. Напишите объявление в официально-деловом стиле. 2. Напишите объявление веселое, с чувством юмора. 3. Напишите сообщение студентам группы. 4. Сообщите своему товарищу. 5. Напишите приглашение на вечер преподавателю. 61.Напишите автобиографию (как официальный документ). Охарактеризуйте жанровые особенности автобиографии как служебного документа. 62.Ниже дается литературная автобиография. Чем отличаются речевые особенности литературной автобиографии от служебной? (Для ответа на этот вопрос на материале литературной автобиографии М. Цветаевой попробуйте написать служебную). АВТОБИОГРАФИЯ Марина Ивановна Цветаева. Родилась 26 сентября 1892 г., в Москве. Отец ¾ Иван Владимирович Цветаев ¾ профессор Московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств (ныне Музея изобразительных искусств), выдающийся филолог. Мать ¾ Мария Александровна Мейн ¾ страстная музыкантша, страстно любит стихи и сама их пишет. Страсть к стихам ¾ от матери, страсть к работе и к природе ¾ от обоих родителей. Первые языки: немецкий и русский, к семи годам ¾ французский. Материнское чтение вслух и музыка. Ундина, Рустем и Зораб, Царевна в зелени ¾ из самостоятельно прочитанного. Нелло и Патраш. Любимое занятие с четырех лет ¾ чтение, с пяти лет ¾ писание. Все, что любила, ¾ любила до семи лет, и больше не полюбила ничего. Сорока семи лет от роду скажу, что все, что мне суждено было узнать, ¾ узнала до семи лет, а все последующие сорок ¾ осознавала. Мать ¾ сама лирическая стихия. Я у своей матери старшая дочь, но любимая ¾ не я. Мною она гордится, вторую ¾ любит. Ранняя обида на недостаточность любви. Детство до десяти лет ¾ старый дом в Трехпрудном переулке (Москва) и одинокая дача Песочная, на Оке, близь города Тарусы Калужской губернии. Первая школа ¾ музыкальная школа Зограф-Плаксиной в Мерзляковском переулке, куда поступаю самой младшей ученицей, неполных шести лет. Следующая ¾ IV гимназия, куда поступаю в приготовительный класс. Осенью 1902 г. уезжаю с больной матерью на Итальянскую Ривьеру, в городок Nervi, близь Генуи, где впервые знакомлюсь с русскими революционерами и понятием Революции. Пишу Революционные стихи, которые печатают в Женеве. Весной 1902 г. поступаю во французский интернат в Лозанне, где остаюсь полтора года. Пишу французские стихи. Летом 1904 г. еду с матерью в Германию, в Шварцвальд, где осенью поступаю в интернат во Фрейбурге. Пишу немецкие стихи. Самая любимая книга тех времен ¾ «Лихтенштейн» В. Гауфа. Летом 1906 г. возвращаюсь с матерью в Россию. Мать, не доехав до Москвы, умирает на даче Песочная, близь города Тарусы. Осенью 1906 г. поступаю в интернат московской гимназии Фон-Дервиз. Пишу Революционные стихи. После интерната Фон-Дервиз ¾ интернат Алферовской гимназии, после которого VI и VII класс в гимназии Брюхоненко (приходящей). Лета ¾ за границей, в Париже и в Дрездене. Дружба с поэтом Эллисом и филологом Нилендером. В 1910 г., еще в гимназии, издаю свою первую книгу стихов ¾ «Вечерний Альбом» ¾ стихи 15, 16, 17 лет ¾ и знакомлюсь с поэтом М. Волошиным, написавшим обо мне первую (если не ошибаюсь) большую статью. Летом 1911 г. еду к нему в Коктебель и знакомлюсь там со своим будущим мужем ¾ Сергеем Эфроном, которому 17 лет и с которым уже не расстаюсь. Замуж за него выхожу в 1912 г. В 1912 г. выходит моя вторая книга стихов «Волшебный фонарь» и рождается моя первая дочь ¾ Ариадна. В 1913 г. ¾ смерть отца. С 1912 по 1922 г. пишу непрерывно, но книг не печатаю. Из периодической прессы печатаюсь несколько раз в журнале «Северные записки». С начала революции по 1922 г. живу в Москве. В 1920 г. умирает в приюте моя вторая дочь, Ирина, трех лет от роду. В 1922 г. уезжаю за границу, где остаюсь 17 лет, из которых 3 с половиной года в Чехии и 14 лет во Франции. В 1939 г. возвращаюсь в Советский Союз ¾ вслед за семьей и чтобы дать сыну Георгию (родился в 1925 г.) родину. Из писателей любимые: Сельма Лагерлёф, Зигрид Ундсет, Мэри Вебб. С 1922 г. по 1928 г. появляются в печати следующие мои книги: в Госиздате «Царь-Девица», «Версты» 1916 г. и сборник «Версты»; в Берлине, в различных издательствах, ¾ поэма «Царь-Девица», книги стихов «Разлука», «Стихи к Блоку», «Ремесло» и «Психея», в которые далеко не входит всё написанное с 1912 по 1922 г. В Праге, в 1924 г., издаю поэму «Молодец», в Париже, в 1928 г., книгу стихов «После России». Больше отдельных книг у меня нет. В периодической прессе за границей у меня появляются: лирические пьесы, написанные еще в Москве: «Фортуна», «Приключение», «Конец Казаковы», «Метель». Поэмы: «Поэма Горы», «Поэма конца», «Лестница», «С Моря», «Попытка комнаты», «Поэма Воздуха», две части трилогии «Тезей»: 1 ч. «Ариадна», 2 ч. «Федра», «Новогоднее», «Красный бычок», поэма «Сибирь». Переводы на французский язык: «La Gars» (перевод моей поэмы «Молодец» размером подлинника) с иллюстрациями Н. Гончаровой, переводы ряда стихотворений Пушкина, переводы русских и немецких революционных, а также и советских песен. Уже по возвращении в Москву перевела ряд стихотворений Лермонтова. Больше моих переводов не издано. Проза: «Герой труда» (встреча с В. Брюсовым), «Живое о живом» (встреча с М. Волошиным), «Пленный Дух» (встреча с Андреем Белым), «Наталья Гончарова» (жизнь и творчество), повести из детства: «Дом у Старого Пимена», «Мать и Музыка», «Черт» и т.д. Статьи: «Искусство при свете совести», «Лесной царь». Рассказы: «Хлыстовки», «Открытие Музея», «Башня в плюще», «Жених», «Китаец», «Сказка матери» и многое другое. Вся моя проза ¾ автобиографическая. (Январь 1940 г., Голицына.) 63.Подберите несколько отрывков из официальных документов и найдите в них характерные для официально-делового стиля черты. 64.Найдите черты официально-делового стиля в данных ниже текстах. За счет чего создается в них комический эффект? I. Объяснительная записка. В связи с тем, что все последнее время администрация "Клуба ДС" пристально вглядывалась в жизнь, она недоглядела. В результате чего в названии пародии Бориса Брайнина на стихи М. Владимова, опубликованной в № 13 "ЛГ" от 29 марта, произошло выпадение буквы. Следует читать не "Вилы в бок", а "Виллы в бок", что существенно меняет, влияет и дополняет... Администрация накладывает на себя строгую эпиталаму (а не руки) и берет на себя же обязательство увеличить количество букв в названиях пародии. Администрация "Клуба ДС" II. О регламентации смехопроизводства и упорядочении смехопотребления (Проект единого общественного мнения после принятия решения) 1.1. Смех ¾ это наше неотъемлемое достояние. Смех ¾ имя существительное. Поэтому беречь и приумножать его ¾ долг каждого честного гражданина, независимо от наличия у него чувства юмора. Каждый гражданин, достигший смеховозрелого возраста, имеет право смеяться. Это право закрепляется за ним пожизненно, поголовно, по месту жительства, месту под солнцем, другим сидячим, стоячим и прочим местам, независимо от половозрастной принадлежности, социальных признаков и желания. 1.2. Практическое осуществление этого права находит отражение в ряде положений, предусмотренных для смеха. 1.3. Время для публикации п. 3. еще не наступило. 1.4. За организацию, осуществление, распространение смеха несут ответственность ведомства и организации, которые по согласованию с местными органами власти совместно намечают его объекты, количество, характер, время и места осуществления. Для чего, не позднее чем за 15 дней до момента намечаемого смеха, необходимо обратиться с письменным заявлением в соответствующие органы, которые наделены правом запретить или не разрешить проведение несанкционированного смеха. 1.5. Устанавливаются разумные нормы потребления смеха, перечень основных его видов, разрешенных на территории СССР и союзных республик в зависимости от статей УК, бюджета, серьезности момента и перемены ветра... Продолжение следует... Чернорабочий вариант проекта готовили Евг. Сазоновы (отец, сын). 65. Напишите одну из деловых бумаг (справку, заявление, докладную записку, отчет, протокол и т.д.), используя характерные для деловых документов языковые средства. 66. Составьте официально-деловой текст, используя характерные для официально-делового стиля слова и выражения (профессиональная терминология, сложносокращенные слова, сочетания терминологического характера, речевые штампы). Текст должен отразить точность, не допускающую инотолкований, логичность и последовательность изложения, информативную насыщенность, констатирующий и предписывающий характер официально-делового документа. 67. Напишите два текста объявления: а) официально-деловой, б) близкий по своему характеру к объявлению-рекламе. 68. Отметьте в данных текстах стандартизированные словесные обороты, характерные для деловой речи: Настоящим сообщаю согласие на применение выпускаемого нашим предприятием счетно-решающего устройства в разрабатываемой Вами аппаратуре. Договор на поставку оформляется в обычном порядке. На Ваш запрос о трубке для регистрации сигналов с частотой 10 гц предлагаю применить выпускаемую нашим предприятием СЧУ 16 Т 036-К. 69. Напишите расписку, доверенность, объяснительную записку.
[1] Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев ¾ Одесса, 1984. С. 104. [2] Подробнее см.: Голуб И.Б. Стилистика русского языка. 2-е изд. М., 1986. С. 138 ¾142. [3] Считается, что в русском языке приблизительно 10% слов заимствовано из других языков и количество заимствований (особенно из английского языка) заметно увеличивается. [4] Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. М., 1986. С. 75. [5] Русские писатели о языке: Хрестоматия. С. 166-172. [6] Югов А. Думы о русском слове. С. 57-58. [7] Штампы следует отличать от клише (франц. cliché), готовых оборотов, используемых в речи в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта. [8] Головин Б.Н. Как говорить правильно. М., 1988. С. 106. [9] Борисова Е.Г. О некоторых особенностях современного жаргона молодежи //Русский язык в школе. 1981. № 3. С. 76¾87 [10] В издаваемый Институтом русского языка АН СССР многотомный "Словарь русских народных говоров" предполагается включить больше слов. [11] Ефимов А.И. Стилистика русского языка. М., 1969. С. 91. [12] Русские писатели о языке: Хрестоматия. С. 145. [13] Подробнее см.: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. С. 151¾166, 179¾193, 199¾220, а также учебники и учебные пособия по современному русскому языку. [14] Подробнее см.: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. С. 350 ¾368. [15] Пешковский A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М.¾Л., 1930. С. 157. [16] Русский язык: Энциклопедия. С. 96. [17] Андроников И. Слово написанное и сказанное //Лит. газ. 1961. № 47. [18] См. о речевых штампах главу «Чистота речи» в данном пособии. [19] Подробнее см.: Голуб И.Б. Стилистика современного русскогоязыка. С, 259¾327. [20] Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: В 10 т. М. ¾ Л., 1952. Т. 7. С. 240. [21] Подробнее см.: Русские писатели о языке: Хрестоматия. С. 709. [22] В. Маяковский. Собр. соч.: В 6 т. М., 1973. Т. 3. С. 291. [23] Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. С. 269. [24] Средства словесной образности рассматриваются в пособиях по современному русскому языку и введению в литературоведение. См. также: Русский язык: Энциклопедия.; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов; Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. Горький, 1976. С. 110¾115; Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. С. 220 ¾252. [25] Подробнее см.: Норман Б.Ю. Язык: знакомый незнакомец. Мн., 1987. С. 207-221. [26] Подробнее о выразительных возможностях местоимения и глагола см.: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка; Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965; Ефимов А.И, Стилистика русского языка; Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. М., 1989. [27] См. об этом в словарях лингвистических терминов, а также в кн.: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Гл. 25. [28] Поэтому в некоторых случаях, очевидно, было бы точнее говорить о семантико-синтаксических средствах выразительности. [29] Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. С. 241. [30] Определить, является ли ненормативное употребление языковых средств стилистическим приемом или речевой ошибкой, можно лишь на основании речевой ситуации, контекста высказывания и целевой установки автора. [31] Русские писатели о языке: Хрестоматия. С. 115. [32] Головин Б.Н. Как говорить правильно. С. 154. [33] Головин Б.Н. Основы культуры речи. С. 231 ¾248. [34] Ильяш М.И. Основы культуры речи. С. 157. [35] Головин Б.Н. Как говорить правильно. С. 153. [36] Интересный пример немотивированного употребления канцеляризмов в разговорно-бытовой речи приводит К. Чуковский в книге "Живой как жизнь". С. 112 ¾113. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |