Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






числительных с существительными

200. Употребите данные ниже сочетания в творительном падеже. Напишите цифры прописью. Укажите возможные варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику.

8 секунд, 80 метров, 800 строк, 50 станков, 500 машин, 60 тракторов, 600 самолетов, 70 цехов, 700 учащихся, 200 метров, 300 жителей, 400 ночей, 900 дней, 1000 вра­чей, 3000 книг, 5000 гектаров, полторы тысячи рублей, 1898 слов, 5672 экспоната, 32 874 метра, 5 876 439 кило­граммов.

201.Поставьте слова из скобок в нужной форме; цифры на­пишите прописью.

6,5 (литр), 22,4 (тонна), 4 1/2 (метр), 21/2 (грамм), 1,01 (часть), 21 3/5 (процент), 48/9 (тонна), 2 и более (трудный вопрос), 3 и менее (рационализаторское пред­ложение), 4 и более (интересная книга), масса равна (полторы тысячи килограммов), объемом (тысяча лит­ров); открыли 22 (детские сады), отремонтировали 23 (сани), купили 24 (ножницы), прошло 32 (сутки).

202.Употребите слова, данные в скобках, в нужной форме; цифры напишите прописью. При наличии вариантов мотивируйте свой выбор.

1.1. В 1921 (год) библиотека Белорусского государ­ственного университета располагала 40000 (книга). Книжный фонд библиотеки в 1943 (год) составлял около 3486 (том), к 1959 (год) он вырос до 514591 (том), а в 1969 исчислялся 920000 (том). Ежегодно библиотека пополняется примерно 1000 (том). 2. В 1946 (год) из ле­нинградского Госфонда литературы было получено 146 (посылка) с 3883 (книга). 3. В десятой пятилетке в Белорусском государственном университете издано 11000 (статья), около 348 (монография), более 360 (учебники и учебные пособия). 4. Университет располагает 8 (благо­устроенное общежитие), 4 (столовая и кафе), поликлини­кой. 5. В аспирантуре занимается более 600 (человек) по 83 (специальность). 6. Университет имеет договоры более чем со 150 (предприятия, организации и научные учреждения). 7. Ущерб, нанесенный Белорусскому универси­тету оккупантами, составил 36,5 (миллионы рублей).

П. 1. Количество повреждений вагонов равно 167000. 2. Теперь метр ¾ это расстояние, которое свет, испускаемый лазером, проходит за 1299791 458 (доля секунды). 3. Это был нелегкий путь, равный (1000 километров). 4. В Болгарии создано более 250 (агропромышленный ком­плекс). 5. Площадь Республики Болгарии равна 111000 (квадратный километр). 6. В Будапеште живет более 2 (миллион человек). Другие большие города имеют от 150 до 200 тысяч (житель). 7. Музей землеведения рас­полагает более чем 10000 (образцы минералов). 8. Вели­кая Отечественная война продолжалась в течение 1418 (день и ночь). 9. В годы второй мировой войны в Юго­славии погибло свыше 1,7 (миллион человек).

203. Объясните употребление собирательных числительных в данных ниже предложениях. Замените, где возможно, собиратель­ные числительные количественными. Укажите причины невозмож­ности такой замены.

1. Трое друзей стояли в кузове и смотрели, смотрели на все, что было знакомо с детства (В. Кетлинская). 2. Скоро комната наполнилась детьми, прелестными де­вочками и мальчиками. Их было пятеро (Н. Гоголь). 3. В толпе заключенных небольшой группкой стояли мужи­чины. Четверо из них вышли вперед (В. Собко). 4. Дома у него четверо детей, а крику никогда не слышно (В. Се­мин). 5. Самолет за один рейс может взять только шес­терых. Раненых же было семеро (Б. Полевой). 6. Семеро одного не ждут (пословица). 7.От коменданта прислали двое розвальней (Д. Фурманов). 8. С пролетки не спеша сошли двое седоков (К. Федин). 9. Отец троих детей Николай Павлович Баль ¾ уважаемый человек в деревне (из газет).

Перечислите основные случаи употребления собирательных числительных.

204.Раскройте скобки, выберите правильное сочетание. Мо­нтируйте свой выбор.

1. Они вырастили и воспитали (два сына ¾ двоих сы­новей) и (две дочери ¾ двоих дочерей). 2. Семья Назаро­вых взяла на воспитание (три сироты ¾ трех сирот ¾ троих сирот); (двух ¾ двоих братьев) и сестру. 3. О будущем Юрки думали (два мужчины ¾ двое мужчин и две жен­щины ¾ двое женщин). 4. Серому волку не удалось съесть (семь ¾ семеро ¾ семерых козлят). 5. Вместе с Иваном Кузьмичом на заводе работают (три сына ¾ трое сыновей). 6. На кафедре работают (семь ¾ семеро) доцен­тов и (два профессора ¾ двое профессоров). 7. (Пять ¾ пятеро ¾ пятерых) студентов мы отправили домой. 8. Не помню уж, на какой остановке они влезли в автобус, эти (два веселых парня ¾ двое веселых парней). 9. (Три дру­га ¾ трое друзей) помнили, что тут недавно была степь.

Употребление местоимений

205. Определите семантико-стилистические оттенки выделен­ных местоимений.

1. А вчера на кухне ихнийсын Головой упал у нашей двери (В. Высоцкий). 2.Отвечая на Вашеписьмо, хочу сделать несколько замечаний. 3. На что мне твойАст­ров? Он столько же понимает в медицине, как я в астро­номии (А. Чехов). 4. Погода стояла ясная и сухая, доро­га ¾ что твоешоссе, только колеса постукивают (Н. Лес­ков). 5. Мои на днях переезжают на дачу. 6. Побывали в концерте, в кино. В театре быть не могли за отсутствием таковых(П. Павленко). 7. Петр Николаевич, вы? ¾ обра­тилась к нему Марья Дмитриевна. ¾ Я самый,¾ сказал Каменев (Л. Толстой). 8. Ну что, какова?¾ Прелесть (М. Лермонтов). 9. Какой он из себя? ¾ Какой?Призе­мистый, грузный, чернявый (И. Тургенев). 10. Выхожу, на лестнице попадается приятель, нектоН.Н. (Д. Григоро­вич). 11. В этом случае мысталкиваемся с особым ви­дом подчинительной связи. 12. Вцепляясь в свежую тра­ву, шепчу с надеждой всем и всюду: я просто не пере­живу того, что я живым не буду (Е. Евтушенко).

206.Определите прямое, переносное и нейтрализованное упот­ребление местоимений в данных ниже предложениях.

1. Ты не бойся его, он добрый, ты гляди прямо в гла­за ему (М. Горький). 2.Точность и краткость ¾ вот пер­вые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей ¾ без них блестящие выражения ни к чему не служат (А. Пушкин). 3. Вижу, вижу: ну так как же мы теперь се­бя чувствуем, а? (Ф. Достоевский). 4. Ну хоть подними же, что уронил; а он еще стоит и любуется (И. Гончаров). 5. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке, вы проходите мимо дерева ¾ оно не шелохнется (И. Тургенев). 6. Охотно мы дарим, что нам не надобно самим (И. Крылов). 7. Пусть мы в борьбе сжигаем наши дни (А. Безыменский). 8. ...И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь (М. Лермонтов). 9. Эй, вы! Где была ваша твердость, Где была ваша гор­дость? (В. Высоцкий). 10. В суету городов и в потоки ма­шин Возвращаемся мы ¾ просто некуда деться! (В. Высоц­кий). 11. Вот бортпроводница ¾ она и домохозяйка на борту, и медик, и дипломат, и мама для пассажиров.

207. Объясните наличие или отсутствие личных местоимений в данных ниже поэтических отрывках.

1. Он, ангел утра, скорбный и немой, С огромными падения глазами. О чем как будто плачешь надо мной, Склонясь дождеподобно волосами? Потом куда уходишь навсегда, Глазами зыбко стены озаряя? (Вл. Державин). 2.Мне, как видите, надо так много, потому умирать не спешу, и чем больше я верую в Бога, тем все меньше у Бога прошу (Е. Евтушенко). 3. Я врагам своим весь не достанусь, почитателям тоже не весь. Бубенцом-невидим­кой останусь в нашем здесь и далеком нездесь (Е. Ев­тушенко). 4. Не марайте Отечество кровью. Христиан­ству нам надо учиться (Е. Евтушенко). 5.Если ж он не скулил, не ныл, Пусть он хмур был и зол, но шел, А ко­гда ты упал со скал, Он стонал, но держал, ¾ Если шел он с тобой как в бой, на вершине стоял, хмельной, ¾ Зна­чит, как на себя самого, Положись на него (В. Высоц­кий). 6. Если друг оказался вдруг И не друг, и не враг, а так, Если сразу не разберешь, Плох он или хорош, ¾ Парня в горы тяни, рискни, ¾ Не бросай одного его, Пусть он в связке в одной с тобой ¾ Там поймешь, кто такой (В. Высоцкий). 7. Но спускаемся мы ¾ кто на год, кто совсем, Потому что всегда мы должны возвращаться (В. Высоцкий).

208. Отметьте недочеты в употреблении местоимений. Ис­правьте, где необходимо, текст.

1. Таковы разговорно-языковые средства, используе­мые Шукшиным в своих рассказах. 2. Это в первую оче­редь обусловлено тем, что этот предмет читается на первом-втором курсах, когда студент-заочник еще срав­нительно слабо ориентируется в общеславянских языко­вых явлениях, не приобрел навыка анализа этих явлений в их историческом развитии. 3. Хотя мы, пограничники, находились на особом положении, но мысли, высказан­ные Куприным в своей книге, так или иначе задели каж­дого офицера. 4. Любой в ответе за народное добро. 5. Нину Ивановну невозможно представить без какого-то занятия. 6. Донское казачество разъехалось по своим хуторам, они больше не хотели воевать.

Употребление форм глагола

209. Проанализируйте употребление видов глаголов в данных предложениях. Устраните "видовой разнобой", исправьте предло­жения.

1. В целом по стране это дает большую экономию средств, облегчит процесс обработки металла. 2. Надо не только учиться читать, но и применить полученные знания на практике. 3. Основная задача высшей школы состоит в том, чтобы воспитывать студентов, вооружить их знаниями. 4. Надо помогать студентам расти в про­фессиональном отношении и проявить свои способности на практике. 5. Мы старательно закрепляли первые скром­ные успехи, стремились углубить и расширить их, повели организованную борьбу с недостатками. 6. Участники конференции поделились с коллегами опытом и брали на себя новые обязательства. 7. Проверить все данные опытов и описывать их оказалось невозможным.

210. Пользуясь словарем-справочником "Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка", дайте нормативно-стилистическую характеристику приведенных глаголов. Сопоставьте их оценку в указанном словаре и в толко­вых словарях современного русского языка.

Акцентировать ¾ акцептовать, ассигновать ¾ ассигно­вывать, атаковать ¾ атаковывать, брезгать ¾ брезговать, видеться ¾ видаться, врезываться ¾ врезаться, выломать ¾ выломить, вылезать ¾ вылазить, достичь ¾ достигнуть, закаливаться ¾ закаляться, использовать ¾ использовывать, изготовлять ¾ изготавливать, локализовать ¾ локализировать, модернизовать ¾ модернизировать, нормали­зовать ¾ нормализировать, популяризовать ¾ популяри­зировать, стабилизовать ¾ стабилизировать, стандартизо­вать ¾ стандартизировать, терроризовать ¾ терроризиро­вать.

211. Приведите видовые пары к данным глаголам. Укажите возможные варианты и дайте их нормативно-стилистическую ха­рактеристику.

Заготовить, закалить, изготовить, морализовать, запо­дозрить, обеспокоить, обусловить, опорожнить, опоро­чить, оспорить, подытожить, приурочить, сосредоточить, удостоить, узаконить, уполномочить.

212. Вставьте пропущенные буквы; мотивируйте выбор формы.

1. В чем вы меня заподазриваете? 2. Профессор в своей статье оспаривал мнение других исследователей и убедительно доказывал свою точку зрения. 3. Несколь­ко человек из семьи Дюпонов, стоящих во главе концер­на, решают судьбы людей, которые их на это не уполном...чивали. 4. В конце рабочего дня Никифоров обыч­но звонил Кате, и они усл...вливались о встрече. 5. Права участвовать в конкурсе удост...ивались лучшие воспитанники детского дома. 6. Результаты своих впечатлений о поездке он начал подыт...живать уже в поезде. 7. Мать всегда старалась приурочивать свой отпуск к школьным каникулам. 8. В Пушкине сосредот...чиваются лучшие стороны великой нации. 9. Нарушение пред­метной точности в художественной речи обусл...влива­ется тем, что художественное произведение не является зеркальным отражением реально происходящих событий.

213. Образуйте формы 1-го и 3-го лица ед. числа настоящего (будущего) времени от приведенных ниже глаголов. Дайте нор­мативно-стилистическую оценку встречающихся в речи вариан­тов. Отметьте глаголы, не употребляющиеся в форме 1-го лица ед. ч., и укажите причины ее отсутствия.

Бороздить, бриться, брызгать, ваксить, выздороветь, вынудить, гудеть, колесить, кудахтать, махать, мурлы­кать, мяукать, опротиветь, очутиться, ощутить, плескать, полоскать, победить, пылесосить, рыскать, сыпать, трусить, тыкать, хныкать, щипать, ютиться.

214. Определите семантические и стилистические оттенки выделенных глагольных форм.

1. Ядкаплетсквозь его кору, К полудню растопясь от зною (А. Пушкин). 2. И капаютгорькие слезы Из глаз на холодный песок (М. Лермонтов). 3. Как будто бро­дильный сок брызжетиз некоторых книг, опьяняет нас, заражает и заставляет браться за перо (К. Паустовский). 4.Но ползут по кругу стрелки, ¾ Время движется вперед (С. Маршак). 5. Является ли подобная тема каким-ни­будь научным открытием? Движетли она вперед нашу науку? (Б. Лавренев). 6. Филинов попробовал отговорить его от рискованной ночной поездки по местам, где, воз­можно, рыщутразъезды противника (К. Седых). 7. Вот рыскаютпо свету, бьют баклуши, Воротятся, от них порядка жди (А. Грибоедов). 8. По сторонам дороги колыхалась высокая тяжелая трава. Казалось, колыхаетее ветер, разлетающийся от грузовика (В. Солоухин). 9. Ты знаешь край, где все обильем дышит, Где реки льются чище серебра, Где ветерок степной ковыль колышет(А.К. Толстой). 10. ¾ Зачем кулаком махаешь? ¾ все так же невозмутимо переспросил Шалимов (А. Гайдар). 11. Илья останавливается, вынимает платок и машетматери (Ю. Каказов). 12. Чуть заметно колыхаясь,под ногами, плоты плыли вперед (М Горький). 13. Глубоко под почвой кипела борьба, глухо колышаповерхность (Б. Лавренев). 14. Снова солнце искры мечетНад волной роскошно-алой (В. Брюсов). 15. На реке гукнул пароход, и крик его весело прокатился по воде, мечась между гранитными берегами (Б. Полевой). 16. ¾ Я бреду по улице, а впереди меня... едет на подводе сонный водовоз, за его спиной плескаетсяв бочке вода (С. Тхоржевский). 17. Все кругом молчит; Лишь волны плещутсябушуя (А. Пушкин). 18.Плескаяшумною волной В края своей ограды стройной, Нева металась, как больной В своей постеле беспокойной (А. Пушкин). 19. Плещана стол, он наполнил свободный стакан (С. Сартаков). 20. ¾ Что вы тут мурлычете,лейтенант? ¾ спросил он неожиданно (В. Кочетов). 21. Когда я счастлив, я непре­менно мурлыкаючто-нибудь про себя (Ф. Достоевский). 22. Желтым и красных огнем полыхают вязы и клены в пойме, столетние вербы сыплютв реку желтые листья (Н. Лесков). 23. Подойдет праздник, ее берут и сыпятдесятка по два ягодок в графин с водкой (Г. Марков). 24. И вот показались березы. Так сладок Отчизны дымок, Он щиплетглаза, появляются слезы И в горле сча­стливый комок (К Долматовский). 25. Сорок первый год, войны еще нет, она где-то далеко, а здесь еще мяучаткошки, продают бочковое пиво (А. Арбузов).

215. Выберите из заключенных в скобки глаголов наиболее подходящий по смыслу. Мотивируйте свой выбор.

1. Стрелки часов (двигаются ¾ движутся). 2. Револю­ции (двигают ¾ движут) историю. 3. Им (двигает ¾ дви­жет) чувство долга. 4. Последний звонок, поезд (двига­ется ¾ движется). 5. Поезд трогается, вагоны медленно (двигаются ¾ движутся) вдоль перрона. 6. С лица (ка­пает ¾ каплет) пот. 7. Над нами не (капает ¾ каплет). 8. Мать (мечется ¾ метается) по комнате. 9. Рыба (ме­чет ¾ метает) икру. 10. Девушка хорошо (мечет ¾ метает) диск. 11. Кто-то (машет ¾ махает) рукой. 12. Волки (ры­щут ¾ рыскают). 13. По деревне (рыщут ¾ рыскают) по­лицейские.

216. В данных предложениях устраните "временной разнобой". Исправьте ошибки.

1. Когда я уходила, женщина снова умоляет меня не упоминать ее имени. 2. Большое значение придавал Че­хов правильному и точному словоупотреблению. Он со­ветует избегать частых повторений одного и того же слова, так как повторяющиеся слова не только нарушают музыкальность фразы, но и притупляют силу эмоцио­нального воздействия на читателя и слушателя. 3. Боль­шинство студентов-отличников активно выступали на собрании, делились опытом своей работы, энергично критикуют недостатки, замеченные на факультете. 4. Ко­гда я дочитал до строк, где обрывается жизнь Давыдова, горькие слезы льются по лицу. Не верится, что его уби­ли. 5. На следующий день приходит к нам Анна Алексе­евна и рассказала все моим родителям.

217. Выберите из скобок подходящую форму глагола. Моти­вируйте свой выбор. Укажите возможные варианты и различия между ними.

1. Из тюрьмы (бегал ¾ бежал) опасный преступник. 2. Мы познакомились с ним в поезде, когда я (ехал ¾ ез­дил) в Могилев. 3. Якупил эти книги, когда мы (шли ¾ ходили) в кино. 4. Было очень тихо, только внизу под горой разговаривали женщины. Они (шли ¾ ходили) на речку за водой. 5. Помните Крым в двадцать седьмом году? Осень. Старый Ливадийский парк. Я (шел ¾ ходил) в Ореанду. 6. Павлов решил внимательно осмотреть дом, изучить все пути к нему. Он осмотрел второй этаж, тре­тий, четвертый... (идти ¾ ходить) было трудно. 7. В сумке была найдена карта генерала с обозначением маршрута, по которому Сергей Иванович часто (шел ¾ ходил) пеш­ком от штаба до своего дома. 8. Из дома, занятого вра­гом, в нашу сторону (летели ¾ летали) зеленые ракеты. 9. Любопытную картину наблюдал я однажды в джунглях Центральной Африки, куда мы (ехали ¾ ездили) для охоты на диких слонов. 10. Наша машина (ехала ¾ езди­ла) по лесной дороге. Справа и слева непроходимой сте­лой стоял густой тропический лес. 11. Хорошо (бегать ¾ бежать) по дорожкам нового стадиона. 12. (Лететь ¾ летать) самолетом в такую погоду опасно. 13. Хотелось (бродить ¾ брести) по аллеям этого старого парка.

218. Образуйте от данных глаголов формы 2-го лица единст­венного и множественного числа повелительного наклонения. Ука­жите возможные варианты и дайте их функционально-стилисти­ческую характеристику.

Ездить, ехать, поехать, уехать, вынуть, бежать, поло­жить, класть, лечь, захотеть, смочь; утаить, кроить, по­ить; почистить, испортить, морщить, корчить; вынести, выйти, выкупить; выкинуть, выбросить, выправить, высыпать; кончить, нянчить; уведомить, лакомиться, заку­порить.

219.Дайте нормативно-стилистическую характеристику выде­ленных форм глаголов. Укажите формы, принятые в современном литературном употреблении.

1. Мир озарен Полярною звездою, За окнами упругий снежный хруст. Ты поцелуя теплою водою Напойменя из приоткрытых уст (Л. Мартынов). 2. ¾Слышь, хозяин, не жалей Божью птичку в клетке, Заливай, поигостей (А. Твардовский). 3. ¾ Фёкла, выдь!¾ Куда это? ¾ Фёкла строго посмотрела на Елизара (В. Шукшин). 4. Не боли,ты, душа, отдохни от забот (И. Никитин). 5.Бессильно­му не смейся, И слабого обидеть не моги(И. Крылов). 6. Выдьна Волгу: чей стон раздается над великою рус­ской рекой? (Н. Некрасов). 7. Не служит, то есть в том он пользы не находит, но захоти¾ так был бы деловой (А. Грибоедов). 8. ¾ Что скажешь? Подьпоближе, что прикажешь? (А. Пушкин). 9. Потом медвяною росой Пче­лу-работницу напой(В. Жуковский). 10. Как ни крой,а швы наружу выйдут (пословица).

220. Замените в приведенных ниже предложениях глаголы, стоящие в повелительном наклонении, глаголами в условном на­клонении. Установите семантико-стилистические различия между данными и полученными предложениями.

1. Напиши письмо другу. 2. Поздравь сестру с празд­ником. 3. Займитесь английским языком. 4. Готовьтесь к каждому занятию. 5. Следите за своей речью. 6. Сходите сегодня в кино.

221. Определите семантико-стилистические различия между предложениями, данными слева и справа.

 

1. Ты б корму поискал по нивам, по лугам, чтоб с сиротами поделиться (И. Крылов).   Поищи ты корму по нивам, по лугам... Поищи корму по нивам, по лугам…
2.Барин твой приказал мне отнести к его Дуне записочку, а я и позабудь, где Дуня-то живет (А. Пушкин).   ... а я и позабыл, где Дуня-то живет.
3. Скоро светать будет, лег бы ты уснул (А. Горький).   Скоро светать будет, ляг ты усни
4. Поедем скорее! Поедем, пока не поздно (Р. Рождественский).   Едем скорее! Едем, пока не поздно.
5. ¾ Пойдемте! ¾ сказала Татьяна Петровна и повела Потапова в кухню.   ¾ Идемте! ¾ сказала Татьяна Петровна...
6. Ох, и попадись мне этот мальчишка под руку, то-то я бы с ним поговорила (А. Гайдар).   Если бы мне этот мальчишка попался под руку, я бы с ним поговорила.  

222. Пользуясь словарем-справочником "Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка", дайте нормативно-стилистическую характеристику приведенных форм глаголов. Сопоставьте их оценку в указанном словаре и в толковых словарях современного русского языка.

Брезгаю ¾ брезгую, вверг ¾ ввергнул, виснул ¾ вис, влечешь ¾ влекешь, вник ¾ вникнул, внимаю ¾ внемлю, выгляни ¾ выглянь, выдохся ¾ выдохнулся, выложи ¾ выложь, высыплешь ¾ высыпешь, достигнул ¾ достиг, машу ¾ махаю, нормализую ¾ нормализирую, обуслов­ливаю ¾ обуславливаю, помаши ¾ помахай, приурочи­вай ¾ приурачивай, сосредоточивай ¾ сосредотачивай, щиплю ¾ щипаю.

223. Образуйте от данных ниже глаголов формы прошедшего времени единственного числа. Отметьте глаголы, у которых фор­мы прошедшего времени в русском и белорусском языках не сов­падают.

Вянуть, завянуть, засохнуть, киснуть, крикнуть, лоп­нуть, мерзнуть, мокнуть, постигнуть, промокнуть, при­выкнуть, притихнуть, раскиснуть, сдохнуть, смолкнуть, сохнуть, стукнуть.

224. Исправьте предложения, укажите характер речевых ошибок.

1. Сообщалось, что в настоящее время каждые сутки задерживается 25 ¾30 водителей в нетрезвом состоянии. 2. В текущем году факультет организовывает курсы по­вышения квалификации учителей. 3. На прощание было нам сказано: "Передавайте директору от меня привет, если увидите". 4. В следующем году молочная ферма оснастится новым оборудованием. 5. Налажена связь, чистятся дороги и шоссе. 6. К жанру сказки Щедрин на протяжении всего своего творчества прибегнул неод­нократно, а особенно в 80-е годы, когда жанр сказок особенно ему импонировал. 7. Иссякнули малейшие возможности добиться положительного ответа. 8. Дач­ные поезда идут с этой станции ежедневно. 9. Содер­жание произведений публициста гармонически слито с яркой, запоминающей формой. 10. Словообразователь­ные расхождения белорусских и русских лексем нередко обуславливают разное грамматическое оформление су­ществительных одного рода в белорусском и русском языках.

Повторительные упражнения

225. Отметьте не соответствующие современным языковым нормам формы слов; объясните их использование в приведенных предложениях. Укажите формы, принятые в современном литера­турном употреблении.

1. Доносились резкие звуки, как будто кто-то бил ги­рей по отрезку стальной рельсы (А. Гайдар). 2. И подуш­ка ее горяча, И горяч утомительный сон, И, чернеясь, бегут на плеча Косы лентой с обеих сторон (А. Фет). 3. Ах! Каламбур: скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы (А. Пушкин). 4. Тенора поднимаются на цыпочки от сильного желания вывести высокую ноту (Н. Гоголь). 5.На знакомом острову Чудо видят наяву (А. Пушкин). 6. Красотка сидит в уголку, В кудрях ее ¾ гребень из лунных лучей И губы в вишневом соку (В. Шефнер) 7. За столиком этим, увы! играл... местный губернатор, тоже уже старик, с лошадиной профилью (А. Писемский). 8. Она садилась за угол, за роялью (М. Горький). 9. И кудри черных волосов Упали тучей по плечам (В. Жу­ковский). 10. Тебя зовет на чашку чая Раевский ¾ слава наших дней (А. Пушкин). 11. Ему ли, карлику, тягаться с исполином? Ему ль оспоривать тот лавровый венец, В котором возблистал бессмертный наш певец (А. Пуш­кин). 12. Братья приходят: "Ах, дурак, что ты не пошел с нами? Вчера приезжал хорош молодец, а нынче еще лучше; и где эта красота родилась?" (народная сказка). 13. Долго спорили ¾ дни, месяца. Но у всех аргументы убоги (В. Высоцкий). 14. Ведь она сегодня здесь, а завтра будет в Осле... (В. Высоцкий).

226.Отметьте случаи нарушения морфологических норм; объясните характер каждой ошибки (искажение формы, неумест­ное употребление данной формы, смешение грамматических ка­тегорий и т.п.). Исправьте, где необходимо, предложения.

1. Мы надеемся, что вы более поподробнее расскаже­те о том, что случилось вчера на стадионе. 2. Если при проведении конкурса, в котором участвовало два и бо­лее кандидатов, голоса разделились поровну, производит­ся повторное голосование. 3. Отсутствие параллелизма при морфемном членении русских и белорусских слов обуславливается тем, что оно проводится с учетом су­ществующих только в данной языковой системе слово­образовательных связей. 4. В отзыве на Словарь В.И. Да­ля содержался ряд критических замечаний собственно филологического характера, сущность которых сводится к тому, что Даль «внес притязание на реформу языка в "Толковый словарь"». 5. Типологическая классификация лексико-семантических соответствий по каждому из ас­пектов строилась с учетом тождества лексических еди­ниц и отражает снижение формального и семантическо­го сходства двух лексических единиц. 6. Для исследова­ния взяты переводы белорусской художественной про­зы, изданной в последнее десятилетие, общим объемом около 1122 условных печатных листа. 7. Дело в том, обо всех троих кандидатах в печати были опубликованы ма­териалы, критически освещавшие их научную и общест­венную деятельность. 8. Крыша сарая была покрыта толью. 9. Из 57 швей пятеро перевыполнили план. 10. По­купатель попросил дать ему примерить правый туфель. 11. Наша комната низкая для такой мебели. 12. Мальчик остался круглой сиротой; недавно умерла его мать, а отец умер, когда ему было пять лет. 13. Еще больше он боялся людей, которые имели свои собственные мысли, способны к обобщениям, оперируют фактическим мате­риалом, вообще чувствуют себя по-домашнему в облас­ти общих идей.

 


[1] Выполнение всех упражнений, связанных с орфоэпическими и ак­центологическими нормами, предполагает использование словарей и справочников, указанных в конце пособия.

[2] Примеры взяты из книги: Молотков А. И. Основы фразеологии рус­ского языка. - Л., 1977. С. 185 и след.

[3] Для ответа воспользуйтесь материалами книги: Киселев И.А. Русско-белорусский фразеологический словарь. ¾ Мн., "Народная асвета", 1991.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...