Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слова-паразиты, авторские неологизмы

И чистота речи

392. Прочитайте отрывок из научно-популярной книги по куль­туре речи, посвященный употреблению в речи слов-паразитов. Со всеми ли положениями, высказанными в нем, можно согласиться? Какие примеры подобного словоупотребления вы можете привести?

Еще одним источником многословия является упот­ребление так называемых слов-паразитов, слов-сорняков. И здесь никак нельзя не сказать о таких, например, "словоупотреблениях": "Э-э-э, главной, понимаете ли, основной чертой его, так сказать, характера является, значит, это, его любовь к, сами понимаете, людям". Ко­нечно, оратора, выступающего в таком ключе, никто и слушать не будет. "Приставая" к тому или иному человеку, проникая в каждое его высказывание, повторяясь по многу раз в пределах небольшого контекста, слова-паразиты делают речь трудно воспринимаемой и даже смешной. Такая речь, переполненная словесными сорня­ками, лишена точности, выразительности, строгости, ло­гичности. Вот пример из книги писателя Л.В. Успен­ского "Культура речи". Попробуйте сразу уловить смысл этого высказывания: " ¾ Э, мня-мня-мня... так сказать... Да вот телевизор-то мой, так сказать, лучше вашего... э-э-э, мня-мня, как его этого, ну как же не лучше, так ска­зать: само дело показывает..." Л.В. Щерба называл такие словечки упаковочным материалом ¾ люди как бы суют их между значимыми словами, чтобы не дать им раз­биться друг о друга, как суют паклю между свежими яйцами. Вслушайся в речь окружающих (и прежде все­го ¾ одноклассников), и ты увидишь, сколько в ней ни­чего не означающих полуслов, полумеждометий или словоидов, по меткому замечанию Л.В. Успенского. Это и вот, и ну, и прямо, и вообще, и грит (говорит), и это са­мое, и как его, и как это и много-много других подобных словечек. Конечно, с этим речевым недостатком надо по­следовательно и постоянно бороться (Н.В. Федотова).

393. Определите стилистическую функцию, в которой высту­пают слова-паразиты в художественных текстах, данных ниже.

1. Этот мальчик с первого взгляда, так ска-ть, произ­вел на меня большое впечатление. В любые, самые эле­ментарные композиции, так ска-ть, он умудрялся внести что-то свое... Я твердо знаю, так ска-ть, что человек спо­собен на открытие нового только тогда, когда он в со­вершенстве знает старое. И я постоянно с ним бился, доказывая это, а он все время внутренне, так ска-ть, ну, как бы... усмехался (Братья Ватеры). 2. ¾ А на дворе, где я приставал в городе-то, слышь ты, ¾ отвечал му­жик, ¾ с пошты приходили два раза спрашивать, нет ли обломовских мужиков: письмо, слышь, к барину есть (И. Гончаров). 3. Он, в общем, конечно, понимал, что старуха ¾ тоже человек. В общем, долго мучился угрызеньями совести... Ну, в общем, пришел он к ней и гово­рит... (И. Шевцов). 4. Это, на прошлом собрании мы, это, уже говорили на эту тему. Так зачем, это, еще раз, это, все обсуждать? (С. Иванцов).

394. Понаблюдайте за речью окружающих. Встречается ли в ней употребление слов-паразитов? Если да, то какими причинами, по-вашему, можно объяснить такое словоупотребление?

395. Чистоту речи часто нарушают слова, возникшие путем непроизвольного искажения уже существующих. Ниже даны приме­ры из сочинений школьников и абитуриентов. О чем свидетельст­вует подобное словоупотребление? Какие слова здесь искажены?

1. Кабанова ¾ твердолобая брюстительница. 2. Моло­дёжь идет в оворгарде всех начинаний старших товари­щей. 3. Братские могилы стоят без памятников и эпифатий. 4. Он без угрезенья совести пошел на дуэль. 5. Его победа жиждицца на уверенности в своей правоте.

396. Прочитайте примеры, взятые из романа Н. Воронова "Макушка лета". Насколько целесообразно употребление вы­деленных авторских неологизмов? Какими словами литературно­го языка вместо отмеченных окказионализмов мог бы воспользо­ваться автор?

1.Понуроуниженныйсилуэт Марата медально че­канился на фоне надхолмного небосклона. 2. Лично я думаю, что много в нас неуследимого. 3. Да и не при­вык я застегиваться, всегда ходил нараспашку. 4. Све­товое пространство над электрической зернью было низкое, слоящееся, клубливое.5. Сернистая желтина,которая образовывала нижний слой, провисала, пучи­лась, лопалась, словно бы под давлением верхних пла­стов: свинцеватого,коричневого, аспидно-синего.

397. Прочитайте отрывок из книги В.И. Максимова "Точность и выразительность" (Л., Просвещение, 1968, с. 65). Опираясь на него и материал предыдущего упражнения, сделайте выводы об условиях и пределах применения авторских неологизмов в худо­жественных текстах.

И. Ефремов. "Туманность Андромеды":

"Наши бомбовые маякиработают отчетливо, хотя мы сбросили их четыре... года назад".

"Юная практикантка, собиравшаяся вести "эльф", чтобы доставить его обратно, посоветовала заехать по дороге на башню: тогда гости смогут переговорить сами по ТВФ ¾ телевизофону".

"Обострилось восприятие некоторых оттенков, приду­маны новые хромкатоприческиекраски с внутренними рефлексами в слое, некоторые приемы гармонизации цветов".

Только авторские примечания выводят нас из затруднения. Из них мы узнаем, что бомбовые маяки ¾сбрасываемые со звез­долетов автоматические станции для подачи мощных сигналов, которые пробивают планетную атмосферу, "эльф" ¾маленький аккумуляторный автомобиль, ТВФ ¾стереотелевизофон, прибор для переговоров и одновременной передачи стереоскопических изображений, хромкатопрические краски ¾краски, обладающие большой силой отражения света внутри слоя.

398. В приведенных ниже отрывках из сочинений старшекласс­ников и абитуриентов использованы авторские неологизмы. Какое коммуникативное качество нарушается в результате такого слово­употребления? Какова функциональная нагрузка таких слов? Ис­правьте предложения.

1. Разум ¾ творительвсего, что создано на земле, всего прекрасного и вечного. 2. "Некоторые рецензорыобвиняли Б. Васильева в жестокости, которая была в сценах гибели девушек. 3. Монолог, диалог, триалог впьесе зачастую протекают в накаленной обстановке. 4. И вот Бэла при помощи хитрикови смекалки Печорина оказывается в крепости. 5. Полуголодные, полухолод­ные,они командовали эскадронами. 6. Чичиков ¾ рас­четливый, растяжатель. 7. Но дело Давыдова и Нагуль­нова не погибло, его продолжают единомыслители.8. Жадность, скряжество,ничтожность, скупость... пре­вращали его в "прореху на человечестве".

399. Используя материал предыдущих упражнений, скажите, можно ли согласиться с A.M. Горьким, который по поводу языка одного из романов, содержащих много новообразований, заметил, что "все это даже не мякина, не солома, а вредный сорняк, и есть опасность, что семена его дадут обильные всходы, засорят наш богатый, сочный, крепкий литературный язык".

Стилистическое использование

Жаргонной лексики

400.Установите, в чем различие понятий "жаргонная лекси­ка", "жаргонизм", "арго", "арготизм", "блатная музыка", "сленг" и др.

401.От перечисленных выше понятий отличаются вульгариз­мы. Докажите это отличие на примерах.

402. Прочитайте примеры из повести Н. Леонова "Агония" и ответьте на вопрос: за счет чего в языке могут возникнуть арго­тизмы? Выразите свое отношение к данным ниже словоупотреб­лениям: каковы условия и пределы их применения.

1. Папенька, убери пушку, я этого мальчика срисо­вал.2. Не был я наэтой малинеи тебя, краля, не знаю, даже во сне не видел. 3. Сколько было в жестянке?[2]4. Если Корней красотку решил[3],зачем шум поднял? 5. ¾ Хан, ¾ Сынок улыбнулся, ¾ отстегни[4]ты хорошего человека. 6. ¾ У вас хвостне после бильярдной вырос,он отродясь с липового побегабыл. 7. Она решила, что так и засыпатьсянедолго, начала следить за своей ре­чью... 8. А второй, слыхал, по мокромупрошел, в бегах сейчас. 9. ¾ Анны нет в гостинице, похоже, она ушла с концами.10. ¾ Тут я согласен, давай узнаем, сколько должны, и свалимся.11. Значит, сок-то брызнул от твоей посылки[5].12 ¾ Известно, если уголовказаметит, то любой, торгуясь за себя, Хана отдаст.13. ¾Можно обоих гос­тей убрать, взять на делоДашу, вытряхнутьсейф и скрыться. 14. ¾ Меня на хомут не взять, ¾ уверенно глядя Хану в глаза, сказал Корней. 15. Корней с ним сейф вспорет,деньги заберет и наведетна него уголовку.16. Корней за дверь, а вы, лопухи, эти "куклы" бумажныеделить начнете. 17. ¾ Они прибыли в столь­ный город на променаж,а нам с вами тут жить. 18. У этого филерародимчик был, тронь пальцем, и покойни­чек. 19. Он понимал ¾ не станет сыскной с налетчицейразгуливать по улицам и толковать о деле.

403. Определите стилистические функции жаргонных слов и выражений в отрывках из статьи "Девочки в баре" Н. Зеновой.

"Но чтобы подвигнуть мужчину на рыцарский посту­пок в честь прекрасной дамы, нужна прежде всего пре­красная дама, а не "клюшка", не "машка", не "телка".

...Лялька ¾ "клюшка". Лялька ¾ "машка", в соответст­вии с жаргоном и местной табелью о рангах. Высоко ей в этой табели не подняться, она в самом низу. А ввер­ху ¾ Вера. Вот Вера появляется в баре, надменно вскинув голову. Даже Лялька замирает, открыв рот, и я не­вольно смотрю на Веру лялькиными глазами: "телка" ¾ высший класс, вся ¾ "фирма", сплошной отпад...

...Мальчики ¾ те, если честно, в основном фарцуют. Привозят вещи из Прибалтики из портовых городов, продают на "туче". Поэтому в воскресенье у них как бы зарплата. До воскресенья только и слышишь, кто что "взял", а в воскресенье ¾ кто что "сдал". О другом в ба­рах обычно не говорят. Сюда вообще не ходят "общать­ся": парни делают свои дела, девушки ¾ "только никто не говорит "девушка", разве что в насмешку", ¾ ждут, пока их "снимут".

Для них сегодня это самые обычные словечки: "снять", "съём", "съемщик"... Как будто речь идет не о живом че­ловеке, а о вещи, которую берут на время, напрокат.

В чем специфика использования в речи жаргонизмов по сравнению с общеупотребительной лексикой?

404. Определите стилистическую функцию и приемы введе­ния в текст жаргонных слов разных социальных групп. Чем объяснить сходство приемов введения в текст жаргонной и диалект­ной лексики?

1. Рыжих ¾ зубов золотых ¾ он не искал. В бесхозе какие рыжие? Если родственники лет двадцать, тридцать на могилку не наведываются, забыли или сами перемер­ли, то и покойник у них соответствующий ¾ без золота. Рыжие ¾ те в ухоженных, с памятниками (С. Каледин). 2. Воробей выплюнул окурок, поправил беретку. Ну, да­вай, инвалид! Залупи им яму, что б навек Воробья за­помнили! Жалко, одна могилка сегодня задана; когда работы мало, и психуешь больше, и сон дурной. Ладно, решил Воробей, раз одна ¾ я ее, голубушку, без ноги за­делаю (С. Каледин). 3. И сам не забыл, к семи приехал. Морда шершавая с похмелья, а приполз, не поленился. Да, приборзел Петрович малость за последнее время. Все бабки все равно не собьешь, а нарваться можно. Тем более с бесхозами. Бесхоз толкануть ¾ не выговор, тю­ряга... (С. Каледин). 4. ... Куча банкнот росла рядом с ним, и, чем больше она росла, тем смелее, увереннее становился Шура, "начесывая" колоду, устраивая все эти "вольты", "сменки", "мостики" и "обезьянки", применяя то, чему, оказывается, не зря так самозабвенно учился пять послевоенных лет в бараках на Коптевской улице, выигрывая у пацанов хлеб и мелочь на папиросы (С. Ус­тинов). 5.Свой следующий рабочий день я начал с того, что дозвонился Сухову и рассказал ему про официанта. Он реагировал как-то вяло. Поблагодарил, но сказал: ¾ Побаловался, и хватит. Давай кончай свою самодеятель­ность. ¾ Какую самодеятельность?! ¾ возмутился я. ¾ Это моя работа, мне, между прочим, за нее деньги платят! ¾ Нe забивай мне баки, ¾ ответил Сухов, ¾ за то, чтобы ловить жуликов, деньги платят мне. А тебе платят за то чтобы ты потом описывал, как я их ловлю. ¾ Я обидел­ся: ¾ Пожалуйста, могу больше ничего тебе не сообщать. ¾ А вот это зря, ¾ сказал он. ¾ Не лезь в бутылку, мы ж с тобой одно дело делаем, в конце концов (С. Устинов). 6. ¾ Да нет, ¾ сказала она, ¾ ну какой же вы тер­рорист? Террорист ¾ это масштаб, мужество. А вы про­сто алкоголик, или, как говорят блатные, шобла, ботало. Интеллигентская шобла, конечно (Ю. Домбровский). 7. ¾ И давно, Георгий Николаевич, вы имеете честь тут припу­хать? ¾ Как вы сказали? ¾ удивился Зыбин. ¾ Припу­хать? ¾ Припухать, припухать, ¾ улыбнулся старик. ¾ А вы разве не слышали этого слова? Как же это сосед-то вас не образовал? Дело в том, что у нашего брата, ла­герника, бывают только три состояния: мы можем мантулить (или, что то же самое, "упираться рогами"), т.е. работать, или же кантоваться, то есть не работать, и, на­конец, припухать, то есть ждать у моря погоды. Вот мы с Вами сейчас припухаем... (Ю. Домбровский). 8. И Яш­ка-Гвоздь заговорил со мной на допотопном уличном жаргоне. Он как-то сбоку глянул: ¾ Ешь твой грош! Ну, что ты нос дерешь, как будто фраер? Прибарахлился, ко­рочки надраил и забурел ¾ своих не узнаешь (И. Кислик). 9. Стоит передо мной такой пожилой водила, тачка его фурычит на пандусе (В. Кунин). 10. Тьфу, ¾ говорю, ¾ ну, что за непруха, а, Женя?! ¾ Очень попсовые очечки! (В. Кунин). 11. Он неплохо трекал по-нашему. Даже над­бавку получал в своей фирме за знание русского языка. (В. Кунин). 12. Кисуля положила пачку денег на колени и стала их пересчитывать. ¾ Совсем спятила? ¾ зашипел швейцар. ¾ Нашла время? ¾ В прошлый раз два стольника не доложил, и сейчас хочешь напарить? ¾ огрызнулась Кисуля (В. Кунин). 13. ¾ Сколько денег? ¾ спросил Толя Кисулю. ¾ Не помню. Около тысячи двухсот. ¾ Мы с Гул­ливером переглянулись. Значит, Кисуля уже троих успо­коила по сто баков каждого, да еще и успела сдать их "один за четыре". Толя словно прочитал наши мысли: ¾ Высокий класс! Значит, успела снять троих клиентов по сто долларов и даже валюту сплавила один к четырем! (В. Кунин).

Выскажите свое отношение к использованию жаргонной и вульгарно-просторечной лексики в художественной литературе.

Глава 9

БОГАТСТВО РЕЧИ

405.Что включается в понятие "богатство речи"?

406.Какие условия обеспечивают богатство речи?

407.Приведите 2¾3 высказывания писателей, лингвистов или общественных деятелей о богатстве русского языка.

Фонетические средства и

Речевое богатство

408.Определите стилистическую функцию звуковой органи­зации речи в данных ниже отрывках:

1. Михаил понял, что сказал глупость, понял по лицу брата, вдруг побледневшему, по ставшим вдруг колючи­ми глазам, попытался поспешной вымученной улыбкой исправить глупость. Но было поздно: Егор "заводился" с полуоборота.

¾ Бульбошиное царство, говоришь? Да, Белоруссия наша богата бульбой. И еще много чем богата. Наша бульба выручала нас в годы гитлеровской оккупации. Без бульбы мы, может, и не выжили бы. Оно правда ¾ няма у нас черной и красной икры, не растет яна в бульбовым краю. Только насчет комара ты, братец, крепко ошибаешься. Не комары мы, хоть и умеем кусать раз­ную погань. Ты называешь наш край бульбошиным цар­ством. Ну, спасибо, что не забыл, вспомнил батьковщину. Хоть бульбой попрекнул ¾ и то ладно.

¾ Брось демагогию, Егор, ¾ перебил Зубров и помор­щился. ¾ Я свою родину никогда не забывал.

¾ А тебе нечего и забывать было, у тебе яе няма ¾ батьковщины. И у нашей сямье ты чужой. Помнишь, як у детстве тебе звали? Не помнишь? Дык я напомню: вы­родком... (И. Шевцов).

2. Графиня Эмилия ¾

Белее, чем лилия,

Стройней ее талии

На свете не встретится.

И небо Италии

В глазах ее светится,

Но сердце Эмилии

Подобно Бастилии.

(М. Лермонтов)

3. Хватит брюхо набивать!

Бают, да и сам я бачу,

Что спешит из рвани рать

Волю забирать казачью.

(В. Высоцкий)

409.Укажите звуковые повторы; определите стилистические функции звукописи (эвфонии). Являются ли звуковые повторы в приведенных примерах свидетельством речевой бедности?

1. Гуди, набат, гуди сильнее,

Гуди над Русью без конца...

Пусть от твоих ударов мощных

Дрожат холодные сердца.

(Ф. Шкулев)

2. Кто-то делает вот так ¾

Рубит дерево вот так:

¾ Тук ¾ тики.

Тук ¾ тики,

Так!

Кто-то делает вот так ¾

Молотком стучит вот так:

¾ Дзинь ¾ тики,

Дзинь ¾ тики,

Дзинь ¾ тики,

Так!

Кто-то делает вот так ¾

Тесто хлопает вот так:

¾ Шлеп ¾ тики,

Шлеп ¾ тики,

Так!

Кто-то делает вот так ¾

Ходит в комнате вот так:

¾ Топ ¾ тики,

Топ ¾ тики,

Лбом о столик ¾

Тук — тики

Чашку на пол ¾

Дзинь ¾ тики.

Возле стенки ¾

Шлеп ¾ тики,

Так!

(В. Орлов)

Лексика и фразеология как

Источник богатства речи

410. Известно, что богатство речи больше всего свойственно стилю художественной литературы. Здесь редко встречается не­мотивированное повторение одних и тех же слов (исключение со­ставляют служебные слова и местоимения). Прочитайте начало ро­мана "Сестры" А.Н. Толстого (в отрывке 125 слов). Определите, есть ли здесь повторяющиеся полнозначные (знаменательные) слова? Чем это вызвано?

Сторонний наблюдатель из какого-нибудь заросшего липами захолустного переулка, попадая в Петербург, испытывал в минуты внимания сложное чувство умст­венного возбуждения и душевной придавленности.

Бродя по прямым и туманным улицам, мимо мрачных домов с темными окнами, с дремлющими дворниками у ворот, глядя подолгу на многоводный и хмурый простор Невы, на голубоватые линии мостов с зажженными еще до темноты фонарями, с колоннадами неуютных и нерадостных дворцов, с нерусской, пронзительной высотой Петропавловского собора, с бедными лодочками, ныряю­щими в темной воде, с бесчисленными барками сырых дров вдоль гранитных набережных, заглядывая в лица прохожих ¾ озабоченные и бледные, с глазами, как городская муть, ¾ видя и внимая всему этому, сторонний наблюдатель ¾ благонамеренный ¾ прятал голову поглуб­же в воротник, а неблагонамеренный начинал думать, что хорошо бы ударить со всей силой, разбить вдребезги это застывшее очарование.

Можно ли сказать, что в этом отрывке использование слов подчиняется закону, в соответствии с которым информативная ценность знака тем больше, чем меньше его частотность? Сде­лайте вывод о частотности слов в отрывке и лексическом богат­стве речи.

411. В данных ниже отрывках из романа И. Ильфа и Е. Петро­ва "Двенадцать стульев" найдите синонимы, определите их типы и стилистическую функцию.

1. И так как руки у обоих были заняты стулом, они стали пинать друг друга ногами. Сапоги незнакомца бы­ли с подковами, и Ипполиту Матвеевичу сначала при­шлось довольно плохо. Но он быстро приспособился и, прыгая то налево, то направо, как будто танцевал краковяк, увертывался от ударов противника и старался по­разить врага в живот. В живот ему попасть не удалось, потому что мешал стул, но зато он угодил в коленную чашечку противника, после чего тот смог лягаться только левой ногой.

2. На столах художественного отдела лежали иност­ранные журналы, на полу валялись обрезки фотографий: чье-то плечо, чьи-то ноги и кусочки пейзажа.

3. Внезапно Остап заревел и схватил Воробьянинова за бицепс.

¾ Смотрите, смотрите! ¾ крикнул он. Остап, хохоча, высунулся из окна и гаркнул:

¾ Пашка! На толкучку едешь?

4. По окончании его речи оба корреспондента, прислу­шиваясь к жиденьким хлопкам, быстро записали: "Шум­ные аплодисменты, переходящие в овацию...".

5. Дворник, кряхтя, поплелся к двери, открыл ее и в сильнейшем замешательстве отступил. Он брел по шос­се, согнувшись и прижимая к груди мокрый кулак.

6. Да как им не обнимать голубую, в лоснящихся цветочках, основу своего счастья. Это семейный очаг, альфа и омега меблировки, общее и целое домашнего уюта, любовная база, отец примуса!

7. ¾ А он что, жив?

¾ Умер гражданин Коробейников. Почил.

8. Два его этажа, построенные в стиле Второй импе­рии, были украшены побитыми львиными мордами, не­обыкновенно похожими на лицо известного в свое время писателя Арцыбашева. Арцыбашевских ликов было ров­но восемь, по числу окон, выходящих в переулок. По­мещались эти львиные хари в оконных ключах.

9. Прежде чем наляпывать буквы, он отбил... верев­кой две параллельные линии и, тихо ругая неповинного Воробьянинова, приступил к изображению слов.

10. Умерла Клавдия Ивановна, ¾ сообщил заказчик.

¾ Ну, царствие небесное, ¾ согласился Безенчук. ¾ Преставилась, значит, старушка... Старушки, они всегда преставляются. Или богу душу отдают, ¾ это смотря ка­кая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, ¾ зна­чит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее ¾ та, считается, богу душу отдает...

¾ То есть как это считается? У кого это считается?

¾ У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто поменьше чином, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги про­тянул. Но самые могучие когда помирают, железнодо­рожные кондукторы или из начальства кто, то считается, что дуба дают.

Потрясенный этой спутанной классификацией чело­веческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

¾ Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера ска­жут?

¾Я человек маленький. Скажут: гигнулся Безенчук. А больше ничего не скажут.

412. Найдите синонимы в стихотворении Г.Л. Алексеева "Чер­товские стихи", определите тип синонимов, стилистическую функ­цию, в которой они выступают.

Я говорю:

Да ну вас!

Надоели вы мне!

Идите вы, знаете, куда!

Они говорят:

Нет, не знаем!

Тогда я говорю:

То есть как не знаете?

Идите к черту,

к лешему,

к дьяволу,

к чертовой матери,

к чертовой бабушке,

ко всем чертям!

И они послушно уходят.

413. Найдите в предложениях из романа Ю. Бондарева "Бе­рег" синонимичные слова и определите их семантико-стилистические различия и стилистические функции.

1. Солдаты теперь увесисто захлопали ладонями по плечам, по худенькой спине Ушатикова, успокаивая его этим дружным тисканьем, а он прыснул, залился жере­бячьим смехом. 2. Задним ходом самоходки действитель­но отодвигались к лесу, пятились по шоссе, бегло отстреливались. 3. ...Думал о своей опасной мягкотелости, податливой нетвердости, уже раздражавшей его сейчас. 4. ...Он, наконец, может заставить этих прохожих, этих незнакомых людей на улице восхищаться, грустить, удив­ляться. ...А Никитин чем больше пил, тем больше вос­торгался Вихровым, его талантом, умом... 5. ¾ Признай­тесь, сочинили эту историю в медсанбате. От нечего де­лать... ¾ Чушь! Просто заливаете, комбат, ¾ не поверил Никитин, испытывая вдруг болезненное сопротивле­ние:... ¾ Зачем вы здесь врали, комбат, как сивый мерин? Что вас дернуло ерунду молоть? 6. Сразу двое парней бросились через пустынный мост к ресторану... Никитин кинулся к нему и с ненавистью и наслаждением ударил его. 7. "Слушайте, сержант! ¾ не сдержавшись, выгово­рил Никитин. ¾ Мало того, что вы под дверью шпиони­ли, подслушивали, как старая баба, вы еще угрожаете мне". 8. Никитин вспылил, не выдержав этой невозму­тимой самоуверенности Меженина, его беззастенчивой циничности, этой предложенной им полусделки, полу­сговора. 9. И все хорошо, всё отлично, и вот весна в Германии, и скоро конец войны..., ¾ подумал Никитин. 10. Тихо, мирно доживем, довоюем как-нибудь, ¾ гово­рил Меженин. 11. ¾ Я и говорю, черт тебя изнутри ест, ¾ повторил Зыкин. ¾ Всего не сожрет, что-нибудь да оста­нется, ¾ ответил Меженин. 12. Ох, какую ересь и чепуху я вам наговорила, лейтенант, ¾ сказала она, запрокинув голову. 13. ¾ Отказываетесь говорить? Так я понял, Княжко? ¾ сниженным до подземного рокота басом вы­говорил Гранатуров. ¾ Княжко произнес: "Это вы сде­лаете только в том случае, если меня не будет в живых!" 14. И тут же острое сознание несоединимой расколотости, разъединенности между ним и ею, сознание слу­чившейся, невозможной, сделанной сегодня ошибки знобящим уколом прошило его, будто тайно предал са­мого себя перед всеми.

414.Определите типы и стилистические функции антонимов.

1. Истина потому только и называется истиною, что противоположна заблуждению, лжи (Н. Чернышевский). 2.Между ними дружбы никогда не было, а была лишь одна скрытая вражда (Ю. Бондарев). 3. В эту повесть связались не мнимо жар и холод, как Север и Юг, мёрт­вой хваткою ¾ недруг и друг (Н. Кислик). 4. Мы умира­ли ¾ шкуру он спасал, мы замерзали ¾ он сидел в тепле, он ползал ¾ мы прорвались в небеса, он вымер ¾ мы ос­тались на Земле (Н. Кислик). 5. Прости, если поздно. Лежи, если рано. Не знаем твоих тревог. Пока ж над страной трепещут экраны, как распятый твой свитерок (А. Вознесенский). 6. Колоссальнейшая эпоха! Ходят на поэзию, как в душ Шарко. Даже герои поэмы "Плохо!" требуют сложить о них "Хорошо!" (А. Вознесенский). 7. Да здравствуют Антимиры! Фантасты ¾ посреди му­ры. Без глупых не было бы умных, оазисов ¾ без Кара­кумов (А. Вознесенский). 8. Но горше всего, что так до­живешь до седин под пристальным сплетневым оком то "вражьих", то "дружеских" блоков (А. Вознесенский). 9. Море ¾ полусостоянье между небом и землей, между водами и сушей, между многими и мной; между вымыс­лом и сущим, между телом и душой (А. Вознесенский). 10. Жалуется над безднами участь ее двойная: на небе­сах ¾ земная, а на земле ¾ небесная (А. Вознесенский). 11. Ну что тебе надо еще от меня? Чугунна ограда. Улыбка темна. Я музыка горя, ты музыка лада, ты ябло­ко ада, да не про меня. ... На всех континентах твои име­на прославил. Такие отгрохал лампады! Ты музыка сча­стья, я нота разлада. Ну что тебе надо еще от меня? (А. Вознесенский). 12. Грешный дух мой бронирован в плоть, безучастную, как каменья. Помоги мне поднять­ся, господь, чтоб упасть пред тобой на колени (А. Воз­несенский). 13. Опять Букашкину везёт. Ползет, потея. Не понимает, что тот взлет ¾ его паденье (А. Вознесенский). 14. В тоску заметней седина. Так в ясный день в лесу по-летнему листва зеленая видна, а в хмурый ¾ бледная за­метнее (А. Вознесенский). 15. Куда-то душу уносили ¾ забыли принести. "Господь, ¾ скажу, ¾ или Россия, назад не отпусти!" (А. Вознесенский). 16. То серьезный, то по­тешный, Нипочем, что дождь, что снег, ¾ В бой, вперед, в огонь кромешный, Он идет, святой и грешный, Рус­ский чудо-человек (А. Твардовский).

415. В данных ниже контекстах укажите значение полисемантов и омонимов. Определите их стилистические функции.

1. Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его (С. Маршак). 2.Раз­ве он играет? Просто ноту к ноте подбирает. К истине наощупь подбирается. А мелодия ¾ не подбирается (И. Фоняков). 3. В среду в театре мы видели не только "Власть тьмы", но тьму нелепостей (М. Горький). 4. Ска­жи: Какой ты след оставишь? След, чтобы вытерли пар­кет И посмотрели косо вслед, Или незримый прочный след В чужой душе на много лет (Л. Мартынов). 5.Он только вздохи издает. И эти вздохи... издает (Е. Ильин). 6. В конце концов все его пороки вылились в один: по­рок сердца (Л. Стулов). 7. И легковесу вес дается нелег­ко. 8. Когда ты в медсанбатах концы отдавал, немец уже отдавал города (Н Кислик). 9. Его рубашка ¾ нараспаш­ку, Чрез полчаса, заправив бак, Он выйдет в поле на распашку (М. Исаковский). 10. В полумраке подъезда (в полумрачности, сказал бы я теперь) ничто не напомина­ло о вчерашней трагедии (С. Устинов). И. Известно, птица в небеса несется, второе дело ¾ яйцами несется. Где птицу взять? ¾ уже вопрос несется. Отвечу: с рынка птица в дом несется (Ф. Ефимов). 12. Земля, забудь о ссорах и раздорах! Пусть вечно в мире этом Мир живет (С. Львов).

Что понимается под семантическим богатством речи? Ка­кие стили наиболее пригодны для его поддержания? Ответ моти­вируйте.

416. Замените а) фразеологизмы близкими им по значению словосочетаниями и б) слова и словосочетания ¾ близкими им по смыслу фразеологическими оборотами. Определите семантико-стилистические различия полученных синонимических рядов. До­кажите, что фразеологизмы обогащают речь:

а) подливать масла в огонь, сгущать краски, положа руку на сердце, лить воду на чью-либо мельницу, вывес­ти на чистую воду, держать ухо востро, держать язык за зубами;

б) испугаться, скрыться, вылечить, неожиданно, лег­комысленный человек, не суметь разобраться в чем-ли­бо, усердно работать.

Грамматические средства как

Источник богатства речи

417.Найдите случаи стилистического использования катего­рии рода имен существительных.

1. Я проехал какое-то селение... там было много пун­цовых георгин (Ю. Нагибин). 2. Ветер с моря тучи го­нит, В засиявшей синеве Облак рвется, облак тонет, Отражаяся в Неве (М. Кузмин). 3. Перуне, Перуне, Перуне могучий, пусти наши стрелы за черные тучи. Чтоб к нам бы вернулись певучие стрелы, на каждую выдай по лебеди белой (Н. Асеев). 4. Ты кричишь, что я твой изувер, и, от ненависти хорошея, изгибаешь, как дерзкая зверь, голубой позвоночник и шею (А. Вознесенский). 5. Я ка­чался в далеком саду На простой деревянной качели, И высокие темные ели Вспоминаю в туманном бреду (О. Мандельштам). 6. Я все ноги исходил, Велосипед себе купил, Чтоб в страданьях облегчения была (В. Вы­соцкий).

418.Укажите стилистические функции прилагательных в при­веденных ниже предложениях.

1. Разомкните ряды, все же мы ¾ корабли, Всем нам хватит воды, всем нам хватит земли ¾ Этой обетованной, желанной, И колумбовой, и магеланной (В. Высоцкий). 2.Потом она [бабушка] тяжело поднялась на ноги, черная вся, в черном блестящем платье, страшно вытаращила глаза и сказала негромко: "Вон, окаянные!" Раздеваясь, я смотрел на нее: в синем квадрате окна над черной ее головой сверкали звезды (М. Горький). 3. Слезливое мо­ре вокруг разлилось, И вот принимаю я слезную ванну. Должно быть, по морю из собственных слез Плыву к Слезовитому я океану (В. Высоцкий). 4. Вижу руки под­робные, все по ним узнаю, и глаза исподлобные смотрят в душу мою (Е. Евтушенко). 5.Лица пыльны, загорелы, Веки выглодала даль, И впилась в худое тело Спаса кроткого печаль (С. Есенин). 6. Я стою, как перед веч­ною загадкою, Перед великою да сказочной страною, Перед солоно да горько-кисло-сладкою Голубою, родни­ковою, ржаною (В. Высоцкий).

419. Объясните употребление выделенных слов в данных ни­же предложениях. Отметьте случаи, где возможна синонимическая замена.

1. ¾ Привозите же завтра вашегоБельтова, ¾ сказала Любовь Александровна (А. Герцен). 2.Чем кончу данный мой рассказ? (А. Пушкин). 3. Но что подумала Татьяна, Когда узнала меж гостей Того, кто мил и страшен ей, Героя нашегоромана? (А. Пушкин) 4. Вы оставайтесь при своем убеждении, а я при своем (А. Писемский). 5.Я путешествовал без всякойцели, без плана (И. Тур­генев). 6. Бегут ко мне крестьянские мальчишки, прино­сят мне землянику, рассказывают всякийвздор (А. Гер­цен). 7. Ему был известен каждыйчеловек, каждаясе­мья, каждыйпереулок этой большой, рабочей окраины (В. Катаев). 8. Это был человек... приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякойопределенной идеи, всякойсосредоточенности в чертах ли­ца (И. Гончаров).

420. Выберите из заключенных в скобки местоимений нуж­ные. Укажите возможные варианты. Мотивируйте свой выбор.

1. Весь вечер (моему, своему) улану Амур усердно помогал. 2. Нет, я ничего не забыл. Я вспоминаю об этом (всякий, каждый) раз, когда проезжаю здесь. 3. Антони­на плакала теперь часто и по (любому, всякому) поводу. 4. И она не забудет. Всех приветит, (всякому, любому) доброе слово найдет. Вот она какая, Мария-то наша. 5. (Каждый, любой, всякий) будет выбирать деятель­ность по своему желанию, и один станет садоводом, другой хирургом. 6. Мне было восемь лет, но я, как (каж­дый, всякий, любой) деревенский парнишка, был само­сильным помощником для взрослых. 7. Вот она, эта ис­тория, сокращенная до размеров притчи, чтобы ее можно было рассказать (каждому, всякому, любому).

421.Вставьте вместо точек подходящие частицы, образуя неопределенные местоимения. Мотивируйте свой выбор. Укажите возможные варианты, определите семантико-стилистические раз­личия между ними.

1. На другом берегу показался красный, тусклый ого­нек, и они от нечего делать долго решали, костер ли это, огонь ли в окне или что... другое. 2. Генерал довольно рано понял, что эта война, больше чем какая... война в прошлом, ¾ война резервов людских, материальных. 3. Я же знаю, ты не способен действовать из каких... личных побуждений. 4. Сначала я не понимал, чем отличается тайга от какого... обыкновенного леса средней полосы России. 5. И то сказать, что люди были вовсе не просто­го десятка, не какие... мужики хуторянские. 6. В какие... две-три минуты узкая улица была запружена молчавши­ми от волнения людьми. 7. Гек не любил, чтобы кто... обижал его мать. 8. Аграфена Петровна доказывала ему, что не было никакого резона до зимы что... изменять в устройстве жизни.

422. Выделите стилистически маркированные глаголы в дан­ных предложениях, взятых из газет, проследите за приемом сти­левого контраста при употреблении глагольных форм: на основе чего он проводится и каковы его стилистические функции.

I. He успела упомянутая газета оправиться от изум­ления, как здешняя действительность выкинула новый фортель. И если в иных краях он тоже прошел бы за праздничный розыгрыш, то случившееся в Вашингтоне было бы вполне нормальным явлением, как и проис­шедшее накануне. Разница была только в том, что на сей раз прибегли к маскараду словесами. 2. Чувствуя себя как дома, гость возблагодарил хозяев за любовь и ласку и, рассчитывая на понимание, выпустил словесную оче­редь в своих соотечественников, которые высказывают­ся за прекращение кровопролития. 3. Служащие этих секретных подразделений подстрекали молодежь на насильственные действия. 4. Заводы закрываются, а их высококвалифицированных специалистов вышвыривают на улицу. 5. Верховодят у республиканцев эмиссары боль­шого бизнеса, и прежде всего военно-промышленного комплекса. 6. Только за первые три месяца этого года цены подскочили на 24,5 процента. Сдержать инфляцию не удается.

423.Укажите стилистические функции однородных членов предложения в отрывках из произведений И.А. Гончарова.

1. Только лишь поставят на ноги молодца, то есть ко­гда нянька станет ему не нужна, как в сердце матери за­крадывается тайное желание приискать ему подругу ¾ тоже поздоровее, порумянее.

Опять настанет эпоха обрядов, пиров, наконец свадь­ба; на этом и сосредоточивался весь пафос жизни.

Потом уже начинались повторения: рождение детей, ¾ обряды, пиры, пока похороны не изменят декорации; но не надолго: одни лица уступают место другим, дети ста­новятся юношами, и вместе с тем женихами, женятся, производят подобных себе ¾ и так жизнь по этой про­грамме тянется беспрерывной однообразной тканью, не­заметно о

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...