Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы и способы урегулирования этнических конфликтовЭтнические конфликты, возникшие на постсоветском геополитическом пространстве, не представляют собой каких-то уникальных явлений. Все они имеют аналоги в истории и современном мире, что позволяет прогнозировать их развитие и использовать наиболее эффективные способы их разрешения. Урегулирование этнических конфликтов имеет целью нахождение нового, компромиссного и приемлемого для всех основных политических сил баланса властных полномочий в том полиэтничном обществе, где он возник и развивался. Урегулирование должно привести к полному вытеснению этнической проблематики из политической жизни полиэтнич-ного общества, поскольку для ее сохранения уже не остается оснований. Полное урегулирование возможно только в случае конфликта по культурно-языковому поводу при условии, что требования меньшинства в этом отношении не встречают резкого неприятия у этнического большинства. Конфликты социально-экономического характера связаны со значительными вероятными материальными затратами, что делает урегулирование практически недостижимым. В развитии этнических конфликтов происходит много сходных, однотипных процессов, но в каждом из конфликтов участвуют люди со своими представлениями, убеждениями, страстями, стереотипами поведения. Атмосфера острого напряжения приводит к тому, что поведение людей в конфликтных ситуациях зачастую не поддается логическому анализу, не основывается на здравом смысле. Поэтому вероятность найти решение конфликтной проблемы, которое удовлетворило бы конфликтующих в полной мере, очень мала. В лучшем случае стороны принимают компромиссное решение, которое не разрешает конфликт по существу, окончательно, а переводит его в латентное состояние. При этом нет гарантий, что следующие поколения конфликтующих этнических общностей будут удовлетворены подобным решением и не возобновят открытый конфликт. В данном случае речь идет не об урегулировании, а о нейтрализации конфликта. Надежный перевод этнического конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями достигается при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон, а также при обоснованной уверенности в том, что этносепаратисты не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку на выборах в органы государственной власти. Такой вариант решения проблемы достаточно реален. При этом спецслужбы осуществляют действия по дискредитации и дезорганизации деятельности наиболее радикальных лидеров и организаций и одновременно поощряют и содействуют акциям и пропаганде более умеренных деятелей, выступающих от имени той же этнической группы и не склонных к насилию. Особо сложным является регулирование и разрешение этнотер-риториальных конфликтов. И трудно себе представить судьбу нашей планеты, если актуализируются все те конфликты, которые сейчас находятся в латентном состоянии. Самое главное, нет гарантии, что в результате «справедливых» разрешений все конфликтные ситуации будут устранены: ведь у каждой из конфликтующих сторон свое представление о справедливости. Еще один реальный и часто встречающийся исход — «естественное» развитие и последующее затухание этнических конфликтов. В данном случае конфликт проходит все стадии своего развития, а в ходе постоянной эскалации он перерастает в насильственное противостояние сторон и заканчивается в результате разрушения прежде единого полиэтничного общества, в котором он возник. Но этот процесс уже нельзя назвать урегулированием конфликта, так как этнический конфликт внутри полиэтнического государства превращается в межгосударственный конфликт между вновь образовавшимися государствами. Обычно этот вариант разрешения проблемы протекает по одному из двух возможных сценариев. Территория изменяется за счет проведения новых государственных границ, разделяющих конфликтующие стороны, но иногда изменяется этнический состав населения за счет депортации враждебных групп. В реальности чаще всего оба сценария сочетаются (Босния и Герцеговина, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и т.д.). Очень редки случаи саморассасывания конфликта, т.е. его угасания без каких-либо существенных изменений причин и факторов, его породивших. Одним из немногих подобных примеров является отказ лужицких сербов в Германии началаXIX в. от активного национального движения в пользу культурного. Таким образом, из четырех вариантов разрешения этнических конфликтов наиболее труден и оптимален путь реального решения проблем и достижения компромисса; наименее вероятен вариант саморассасывания конфликта; наиболее катастрофично «естественное» развитие событий. Очевидно, что практически приемлемым является способ нейтрализации конфликтов. Способы разрешения этнических конфликтов. Все способы урегулирования этнических конфликтов можно объединить в три группы. Первая из них предполагает полную победу одной стороны над другой, т.е. решение конфликтной ситуации с позиции силы. Именно на такой результат этнического конфликта чаще всего ориентируются конфликтующие стороны на ранних этапах конфликта. Однако, как показывает история этнических конфликтов XX в., в большинстве из них невозможно добиться силовой победы одной стороны над другой; конфликты могут консервироваться на многие десятилетия, переходя из открытого состояния в латентное. У побежденной стороны, как правило, остается чувство национальной обиды, горечь поражения, которые передаются из поколения в поколение, и через значительный промежуток времени такой конфликт может обостриться с новой силой. Вторая группа способов разрешения актуализированного этнического конфликта — взаимное поражение конфликтующих сторон. Чаще всего к такому результату приходят, когда обе стороны истощили свои силы в борьбе, но ни одна из сторон не смогла одержать заметной победы над другой. В этом случае для урегулирования конфликта стороны вынуждены обращаться к посредникам, искать компромиссное решение проблемы, которое обычно не удовлетворяет обе стороны. Если этим способом все-таки удается урегулировать конфликт, то он практически переходит в латентное состояние, при котором стороны продолжают рассматривать друг друга как противников. Данный способ разрешения конфликта также характеризуется высокой вероятностью последующей актуализации. Третья группа способов разрешения конфликта может принести взаимный выигрыш сторонам в виде достижения позитивного согласия по основным вопросам и установления конструктивного взаимодействия. Такой исход конфликта становится возможным при наличии у обеих сторон политической воли к позитивному разрешению конфликта. Независимые посредники могут показать конфликтующим сторонам возможность их дальнейшего сотрудничества для разрешения стоящих перед ними общих проблем. Такая форма урегулирования конфликта вполне реальна, поскольку придает конфликту не разрушительное, а созидательное содержание. Конфликт перейдет в латентное состояние на продолжительное время. Стадииразвития этнических конфликтов. Как и любой другой социальный процесс, этнический конфликт имеет свои этапы (фазы) созревания, на каждом из которых следует использовать определенные приемы и способы его урегулирования. Согласно данным современной этнической конфликтологии, каждый межэтнический конфликт имеет по крайней мере четыре этапа (фазы) в своем развитии: латентный период, проявление конфликта, активное течение конфликта, последствия конфликта. В латентный период для предотвращения конфликта следует прежде всего: • добиться практической реализации принципа гражданского равноправия; • в новых национально-государственных образованиях начать свою деятельность с нулевого варианта гражданства, т.е. все люди, живущие на территории государства, должны иметь возможность получения гражданства; • проводить политику социально-экономического выравнивания условий жизни всех этнических групп, а особенно тех групп, которые ранее подверглись дискриминации; • реализовывать принципы федерализма равным образом для всех этнических групп. Переход конфликта в фазу проявления конфликта можно определить по ряду характерных для нее признаков: усиление взаимных обвинений в злонамеренности; появление сообщений о зверствах, чинимых какой-либо этнической группой; требования чрезвычайных мер для защиты угнетаемых этнических групп или этнических меньшинств; начало этнической миграции. Для снятия этнической напряженности в этот период административным органам необходимо: • создавать этнически нейтральные подразделения полиции и армии с определением их четких функций и полномочий в конфликтных действиях; • организовать подачу и изложение точной и непредвзятой информации о конфликте во всех средствах массовой информации; • осуществлять особый контроль за сохранностью и движением оружия; • максимально строго преследовать по закону организаторов уличных беспорядков с неукоснительным и точным исполнением приговоров. В период активного течения конфликта главной задачей правительства является максимально быстрое прекращение военных действий, для чего нужно принять следующие меры: ' • удаление из зоны конфликта, арест или временное задержание сторонников экстремистских методов решения конфликта; • предотвращение раскола по этническому признаку в государственных и силовых структурах, обеспечивающих общественный порядок; • введение особого контроля за средствами связи и объективностью средств массовой информации; создание механизма прекращения боевых действий и начала переговорного процесса; • проведение комплекса мер по обеспечению минимизации человеческих жертв и материального ущерба (отвод вооруженных формирований, создание нейтральных зон, организация безопасных населенных пунктов и городов); • предотвращение мародерства и военных преступлений. Наконец, четвертая фаза развития конфликта (последствия конфликта) предусматривает устранение последствий конфликтных действий и примирение конфликтующих сторон. В соответствии с этими задачами властным органам необходимо: • дать общую оценку последствий конфликта и объявить программу (план) воссоздания единства гражданского общества на условиях национального примирения; • придать восстановительному процессу этнически нейтральный характер (освобождение заложников, возврат беженцев, ответственность за присвоение чужой собственности, организация медицинского обслуживания); • не допускать героизации террористов и экстремистов во избежание превращения их в политических лидеров; • начать общественный диалог всех этнических групп для реформирования общества; • отказаться от драматизации конфликта и не допустить его фиксации в «исторической памяти» этноса, чтобы последующие поколения не могли возродить вновь «дух конфликта». Перечисленные способы и методы регулирования этнических конфликтов на каждом из периодов их развития могут быть дополнены методами ослабления и торможения конфликта. К ним относятся следующие: • метод деконсолидации конфликтующих сторон, который означает отделение с помощью специальных мер наиболее радикальных элементов или групп от других, склонных к компромиссам и переговорам; • использование разного рода санкций (от символических до военных) по отношению к конфликтующим сторонам, например прекращение поставок вооружения и боеприпасов, горюче-смазочных материалов воюющим сторонам; прекращение с ними торговых и экономических отношений. Военные санкции (вооруженное вмешательство) считаются допустимыми в этническом конфликте, если в ходе его имеют место массовые нарушения прав человека; • прерывание конфликта на короткое время путем объявления прекращения боевых действий или моратория на них. В результате этого быстро меняется общий эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает общая кон-солидированность групп в конфликте. Регулирование и прекращение межэтнических конфликтов является жизненно важным условием существования любого полиэтнического сообщества. Конфликтные межэтнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно влияют на основные процессы социально-экономического, культурного и политического развития любого государства. Они не просто задерживают и нарушают ход общественного развития, но и способны изменить его ориентацию, породить новые негативные тенденции, т.е. закладывают основу для будущих конфликтов других поколений. ЛИТЕРАТУРА 1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. 2. Брамлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987. 3. Дробижева Л.М. Этнополитические конфликты. Причины и типология // Россия сегодня: трудные поиски свободы. М., 1993. 4. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997. 5. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997. 6. Конфликтная этничность и этнические конфликты. М., 1994. 7. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. 8. Мнауаканян М.0. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты. М., 1998. 9. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. 10. Этнические процессы в современном мире. М., 1987. 11. Этносы и этнические процессы. М., 1993. 12. Этничностъ и власть в полиэтнических государствах. М., 1994. 12 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |