В человеке всё должно быть прекрасно…
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Программа курса «Введение в мир профессий»
(1 класс, 33 часа)
Составитель: Кокарева В.С.,
зам.директора по экспериментальной работе МОУ СОШ №1
с. Александровское Александровского района
Пояснительная записка
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит двуединая увлекательная и сложная задача: сохранив природную детскую любознательность, направить её в русло устойчивой, последовательно развивающейся учебно-познавательной деятельности; помочь преобразовать импульсивный, ситуативный, неустойчивый характер естественной детской любознательности в целостную мотивационную систему личности. Процесс преобразования стихийного интереса к миру, свойственного каждому живому существу, в специфически человеческий интерес к самому содержанию системного знания и познания мира и есть, по сути, развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.
Программа данного курса рассчитана на реализацию среди учащихся начальной школы и призвана формировать учебно-познавательные мотивы младших школьников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на начальной стадии образования.
Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
По структуре занятия будут проводиться по следующей схеме (автор оставляет за собой возможность варьировать структуру конкретного занятия в пределах обозначенной нормы):
1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
2. Знакомство с профессией, которой посвящён урок (коллективное обсуждение):
- что ты знаешь об этой профессии;
- что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
- какие предметы, изучаемые в школе, помогут обрести эту профессию;
- что нового ты узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач.
3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
4. Самостоятельная оценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Набор развивающих упражнений определяется особенностями той профессии, с которой дети знакомятся на данном занятии.
Таким образом, занятия курса состоят, как правило, из следующих элементов:
1) разминка; 2) дискуссия; 3) работа в тетрадях; 4) беседа или обсуждение; 5) работа на участке, в классе, с подсобным материалом; 6) представление и разбор (анализ) проектов; 7) развитие воображения через творческие и практические задания; 8) домашнее задание и т.д. Учитель оставляет за собой право выбора видов работ на очередное занятие.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п
| Тема
| Виды работ, формы занятий
| Что развиваем
| 1.
| Азбука профессий
| Дискуссия, игра в командах
| Память, умение сформулировать то, что тебе известно
| 2.
| Профессии в школе
| Беседа, игра «Угадай профессию»
| Восприятие
| 3.
| Каких профессий не хватает в школе?
| Дискуссия, обоснование мнений
| Умение анализировать
| 4.
| Профессии в моей семье
| Устные высказывания, рисование
| Устную речь
| 5.
| Мама – домохозяйка
| Рисование, моделирование маминой одежды
| Уважение к труду, навыки работы по наведению порядка (на примере кл. кабинета)
| 6.
| Семейные династии
| Связный рассказ, рассматривание семейных фото, запечатлевших членов семьи за работой
| Уважение к традициям своей семьи, гордость за профессии родителей
| 7.
| Профессия «Воспитатель детского сада»
| Рисование, дискуссия о качествах, необходимых для профессии
| Чувство благодарности
| 8.
| Профессия «Архитектор»
| Обсуждение, проектирование домика для щенка или детской площадки
| Умение воспринимать информацию на слух, воображение
| 9.
| Представление и разбор проектов
| Обсуждение, анализ
| Умение оценить работу товарища, фантазию
| 10.
| Коллективная разработка проекта дома (класс делится на три группы)
| Дискуссия, обсуждение, работа над проектом
| Логические способности, умение работать в коллективе
| 11.
| Профессия «Следователь»
| Дискуссия, сравнительный анализ рисунков, соотнесение частей
| Внимание, зрительную память, логическое мышление, умение слушать
| 12.
| Следствие ведут первоклассники!
| Обсуждение, сопоставление рисунков, анализ
| Внимание, умение вести доказательную дискуссию, логическое мышление
| 13.
| Профессия «Биолог»
| Дискуссия, работа с подсобным материалом и в кабинете
| Слуховая память, умение ухаживать за растениями
| 14-15
| Изучение живой природы
| Работа с рисунками, прослушивание голосов представителей живой природы
| Зрительное восприятие, умение слушать, находить сходство и различие
| 16-17.
| Угадай представителя флоры и фауны
| Дискуссия, работа с подсобным материалом и в живом уголке, игра «Угадай-ка!»
| Умение быстро принимать решения, длительное время сосредотачиваться на одном объекте, быстроту реакции
| 18-19.
| Профессия «Водитель автомобиля»
| Дискуссия, работа с маршрутной картой автомобилиста, обсуждение, рисование
| Внимание, интерес к ПДД, стремление использовать для сбора информации теле- и радиопередачи, книги, журналы
| 20-21.
| Я - водитель, а ты - пешеход
| Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра
| Глазомер, стремление знать ПДД и применять их на дороге, моторную память
| 22-23.
| Ты – водитель, а я - пешеход
| Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра
| Глазомер, стремление знать ПДД и применять их на дороге, моторную память
| 24.
| Профессия «Бухгалтер»
| Беседа с представителем профессии, обсуждение
| Интерес к математике, усидчивость, внимание
| 25-26.
| Бюджет семьи, мои карманные деньги
| Беседа, решение практических задач и ситуаций
| Умение тратить деньги, понимание того, что деньги – это плата за труд
| 27.
| Профессия «Мастер сельскохозяйственного производства (фермер)»
| Беседа с представителем профессии, обсуждение, дискуссия
| Интерес к сельскохозяйственному труду, знакомство с родителями детей, работающими в сельском хозяйстве
| 28-29.
| Профессия «Мастер-цветовод»
| Встреча и беседа с интересным специалистом, обсуждение, практическая работа
| Эстетический вкус, любовь к красоте и умение видеть природный материал
| 30-31.
| Профессия «Юрист»
| Встреча с представителем профессии, обсуждение, решение практических ситуаций
| Уважение к закону и правопорядку, к людям профессии, формирование чувства справедливости
| 32-33.
| 1). Подведение итогов изучения курса
2). Участие в традиционном общешкольном Фестивале профессий
|
|
|
Содержание курса
Занятие 1.
Тема: «Азбука профессий». Разминка (задание на внимание). Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь. Игра «Азбука профессий». Беседа о профессиях родителей.
Занятие 2.
Тема: «Профессии в школе». Беседа о профессиях в школьной жизни. Игра «Угадай профессию». Дискуссия о предпочтениях малышей в учительской профессии.
Занятие 3.
Тема: «Каких профессий не хватает в школе?» Дискуссия с обоснованием мнений, например, о необходимости пофессии врача, дворника, цветовода.
Занятие 4.
Тема: «Профессии в моей семье». Рассказы детей, подготовленные с родителями по предварительному заданию. Работа в тетрадях. Рисование по тематике профессий родителей.
Занятие 5.
Тема: «Мама – домохозяйка». Устные высказывания детей по теме. Рисование. Моделирование маминой одежды для дома.
Занятие 6.
Тема: «Семейные династии». Лексическое значение дефиниции.
Связные рассказы по теме. Рассматривание семейных фото, изображающих членов семьи за работой. Рассказ по фото.
Занятие 7.
Тема: «Профессия «Воспитатель детского сада». Беседа о любимых воспитателях, выявление главных их качеств. За что можно не любить воспитателя, учителя, человека. От каких качеств надо избавляться с детства.
Занятие 8.
Тема: «Профессия «Архитектор». Беседа о предмете деятельности. Разминка «Восприятие информации на слух и её запоминание» (рисование домика со слов учителя). Проектирование домика для котёнка или щенка. Работа в тетрадях.
Занятие 9.
Тема: «Представление и разбор проектов». Рассматривание, разбор, анализ.
Занятие 10.
Тема: «Коллективная разработка проекта дома». Работа в группах. Защита проектов.
Занятие 11.
Тема: «Профессия «Следователь». Разминка «Зрительная память». Дискуссия о должностных обязанностях следователя. Качества личности в профессии. Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление.
Занятие 12.
Тема: «Следствие ведут первоклассники!». Аналитическая работа с картинками, развивающими навыки, необходимые при работе следователя. Дискуссия.
Занятие 13.
Тема: «Профессия «Биолог». Работа в кабинете и с подсобным материалом. Дискуссия. Уход за растениями.
Занятия 14-15.
Тема: «Изучение живой природы». Работа с рисунками. Компьютерная графика. Прослушивание голосов представителей живой природы. Рассматривание иллюстраций картин знаменитых художников-пейзажистов.
Занятия 16-17.
Тема: «Угадай представителя флоры и фауны». Лексическое значение дефиниций. Дискуссия. Работа с подсобным материалом. Работа в живом уголке. Игра «Угадай-ка!».
Занятия 18-19.
Тема: «Профессия «Водитель автомобиля». Устные рассказы детей об известных им машинах. Дискуссия. Практическая работа с маршрутными картами «Дорога в школу и из школы». Обсуждение. Рисование. Маршрутная карта водителя.
Занятия 20-21.
Тема: «Я – водитель, ты – пешеход». Беседа с представителем ГИБДД. Обсуждение и анализ ситуаций. Игра, развивающая глазомер, стремление знать и применять на практике ПДД.
Занятия 22-23.
Тема: «Ты – водитель, я – пешеход». Обсуждение и анализ ситуаций. Игра «Запомни и воспроизведи!» (на развитие моторной памяти). Посещение ДОСААФ, беседа с преподавателями водительских курсов.
Занятие 24.
Тема: «Профессия «Бухгалтер». Беседа с представителем профессии. Обсуждение. Что важно знать первокласснику, который хочет стать бухгалтером? Что значит быть усидчивым?
Занятия 25-26.
Тема: «Бюджет семьи. Мои карманные деньги». Беседа. Решение практических задач и ситуаций. Планирование денежных расходов (карманных денег) на неделю. Учимся принимать решение: «Как выбрать между «надо» и «хочется».
Занятие 27.
Тема: «Профессия «Мастер сельскохозяйственного производства («Фермер»). Беседа с представителем профессии. Обсуждение. Дискуссия. Игра «Что ты умеешь, сельский житель?».
Занятия 28-29.
Тема: «Профессия «Мастер-цветовод». Встреча и беседа с интересным специалистом. Обсуждение. Практическая работа по составлению букетов. Создание проекта по оформлению школьного двора и пришкольного участка. Защита проектов.
Занятия 30-31.
Тема: «Профессия «Юрист». Встреча с представителем профессии. Решение практических задач и ситуаций. Ответственность человека перед законом (беседа).
Занятия 32-33.
Тема: «Подведение итогов изучения курса». «Участие в традиционном общешкольном Фестивале профессий».
Литература для учителя:
1. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. -М.: ИПИ РАО, 1998.
2. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. –М.: Знание, 1991.
3. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. –М.: Инноватор, 1997.
4. Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
5. Климов Е.А. Путь в профессионализм. –М.: Флинта, 2003.
6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.
7. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.
Литература для учащихся:
1. Благинина Е. Н. Тишина. –М.: «Просвещение», 2004.
2. Энциклопедия «Мир профессий». –М.: Изд. «Знание», 2005.
3. Энциклопедия «Я познаю мир». –М.: Изд. Дрофа, 2007.
|