Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Портрет выпускника школы красоты и грации «Жемчужина»




 
 


В человеке всё должно быть прекрасно…

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Программа курса «Введение в мир профессий»

(1 класс, 33 часа)

Составитель: Кокарева В.С.,

зам.директора по экспериментальной работе МОУ СОШ №1

с. Александровское Александровского района

Пояснительная записка

Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит двуединая увлекательная и сложная задача: сохранив природную детскую любознательность, направить её в русло устойчивой, последовательно развивающейся учебно-познавательной деятельности; помочь преобразовать импульсивный, ситуативный, неустойчивый характер естественной детской любознательности в целостную мотивационную систему личности. Процесс преобразования стихийного интереса к миру, свойственного каждому живому существу, в специфически человеческий интерес к самому содержанию системного знания и познания мира и есть, по сути, развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.

Программа данного курса рассчитана на реализацию среди учащихся начальной школы и призвана формировать учебно-познавательные мотивы младших школьников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на начальной стадии образования.

Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

По структуре занятия будут проводиться по следующей схеме (автор оставляет за собой возможность варьировать структуру конкретного занятия в пределах обозначенной нормы):

1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).

2. Знакомство с профессией, которой посвящён урок (коллективное обсуждение):

- что ты знаешь об этой профессии;



- что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;

- какие предметы, изучаемые в школе, помогут обрести эту профессию;

- что нового ты узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач.

3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.

4. Самостоятельная оценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).

Набор развивающих упражнений определяется особенностями той профессии, с которой дети знакомятся на данном занятии.

Таким образом, занятия курса состоят, как правило, из следующих элементов:

1) разминка; 2) дискуссия; 3) работа в тетрадях; 4) беседа или обсуждение; 5) работа на участке, в классе, с подсобным материалом; 6) представление и разбор (анализ) проектов; 7) развитие воображения через творческие и практические задания; 8) домашнее задание и т.д. Учитель оставляет за собой право выбора видов работ на очередное занятие.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п Тема Виды работ, формы занятий Что развиваем
1. Азбука профессий Дискуссия, игра в командах Память, умение сформулировать то, что тебе известно
2. Профессии в школе Беседа, игра «Угадай профессию» Восприятие
3. Каких профессий не хватает в школе? Дискуссия, обоснование мнений Умение анализировать
4. Профессии в моей семье Устные высказывания, рисование Устную речь
5. Мама – домохозяйка Рисование, моделирование маминой одежды Уважение к труду, навыки работы по наведению порядка (на примере кл. кабинета)
6. Семейные династии Связный рассказ, рассматривание семейных фото, запечатлевших членов семьи за работой Уважение к традициям своей семьи, гордость за профессии родителей
7. Профессия «Воспитатель детского сада» Рисование, дискуссия о качествах, необходимых для профессии Чувство благодарности
8. Профессия «Архитектор» Обсуждение, проектирование домика для щенка или детской площадки Умение воспринимать информацию на слух, воображение
9. Представление и разбор проектов Обсуждение, анализ Умение оценить работу товарища, фантазию
10. Коллективная разработка проекта дома (класс делится на три группы) Дискуссия, обсуждение, работа над проектом Логические способности, умение работать в коллективе
11. Профессия «Следователь» Дискуссия, сравнительный анализ рисунков, соотнесение частей Внимание, зрительную память, логическое мышление, умение слушать
12. Следствие ведут первоклассники! Обсуждение, сопоставление рисунков, анализ Внимание, умение вести доказательную дискуссию, логическое мышление
13. Профессия «Биолог» Дискуссия, работа с подсобным материалом и в кабинете Слуховая память, умение ухаживать за растениями
14-15 Изучение живой природы Работа с рисунками, прослушивание голосов представителей живой природы Зрительное восприятие, умение слушать, находить сходство и различие
16-17. Угадай представителя флоры и фауны Дискуссия, работа с подсобным материалом и в живом уголке, игра «Угадай-ка!» Умение быстро принимать решения, длительное время сосредотачиваться на одном объекте, быстроту реакции
18-19. Профессия «Водитель автомобиля» Дискуссия, работа с маршрутной картой автомобилиста, обсуждение, рисование Внимание, интерес к ПДД, стремление использовать для сбора информации теле- и радиопередачи, книги, журналы
20-21. Я - водитель, а ты - пешеход Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра Глазомер, стремление знать ПДД и применять их на дороге, моторную память
22-23. Ты – водитель, а я - пешеход Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра Глазомер, стремление знать ПДД и применять их на дороге, моторную память
24. Профессия «Бухгалтер» Беседа с представителем профессии, обсуждение Интерес к математике, усидчивость, внимание  
25-26. Бюджет семьи, мои карманные деньги Беседа, решение практических задач и ситуаций Умение тратить деньги, понимание того, что деньги – это плата за труд
27. Профессия «Мастер сельскохозяйственного производства (фермер)» Беседа с представителем профессии, обсуждение, дискуссия Интерес к сельскохозяйственному труду, знакомство с родителями детей, работающими в сельском хозяйстве
28-29. Профессия «Мастер-цветовод» Встреча и беседа с интересным специалистом, обсуждение, практическая работа Эстетический вкус, любовь к красоте и умение видеть природный материал
30-31. Профессия «Юрист» Встреча с представителем профессии, обсуждение, решение практических ситуаций Уважение к закону и правопорядку, к людям профессии, формирование чувства справедливости
32-33. 1). Подведение итогов изучения курса 2). Участие в традиционном общешкольном Фестивале профессий    

 

Содержание курса

Занятие 1.

Тема: «Азбука профессий». Разминка (задание на внимание). Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь. Игра «Азбука профессий». Беседа о профессиях родителей.

Занятие 2.

Тема: «Профессии в школе». Беседа о профессиях в школьной жизни. Игра «Угадай профессию». Дискуссия о предпочтениях малышей в учительской профессии.

Занятие 3.

Тема: «Каких профессий не хватает в школе?» Дискуссия с обоснованием мнений, например, о необходимости пофессии врача, дворника, цветовода.

Занятие 4.

Тема: «Профессии в моей семье». Рассказы детей, подготовленные с родителями по предварительному заданию. Работа в тетрадях. Рисование по тематике профессий родителей.

Занятие 5.

Тема: «Мама – домохозяйка». Устные высказывания детей по теме. Рисование. Моделирование маминой одежды для дома.

Занятие 6.

Тема: «Семейные династии». Лексическое значение дефиниции.

Связные рассказы по теме. Рассматривание семейных фото, изображающих членов семьи за работой. Рассказ по фото.

Занятие 7.

Тема: «Профессия «Воспитатель детского сада». Беседа о любимых воспитателях, выявление главных их качеств. За что можно не любить воспитателя, учителя, человека. От каких качеств надо избавляться с детства.

Занятие 8.

Тема: «Профессия «Архитектор». Беседа о предмете деятельности. Разминка «Восприятие информации на слух и её запоминание» (рисование домика со слов учителя). Проектирование домика для котёнка или щенка. Работа в тетрадях.

Занятие 9.

Тема: «Представление и разбор проектов». Рассматривание, разбор, анализ.

Занятие 10.

Тема: «Коллективная разработка проекта дома». Работа в группах. Защита проектов.

Занятие 11.

Тема: «Профессия «Следователь». Разминка «Зрительная память». Дискуссия о должностных обязанностях следователя. Качества личности в профессии. Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление.

Занятие 12.

Тема: «Следствие ведут первоклассники!». Аналитическая работа с картинками, развивающими навыки, необходимые при работе следователя. Дискуссия.

Занятие 13.

Тема: «Профессия «Биолог». Работа в кабинете и с подсобным материалом. Дискуссия. Уход за растениями.

Занятия 14-15.

Тема: «Изучение живой природы». Работа с рисунками. Компьютерная графика. Прослушивание голосов представителей живой природы. Рассматривание иллюстраций картин знаменитых художников-пейзажистов.

Занятия 16-17.

Тема: «Угадай представителя флоры и фауны». Лексическое значение дефиниций. Дискуссия. Работа с подсобным материалом. Работа в живом уголке. Игра «Угадай-ка!».

Занятия 18-19.

Тема: «Профессия «Водитель автомобиля». Устные рассказы детей об известных им машинах. Дискуссия. Практическая работа с маршрутными картами «Дорога в школу и из школы». Обсуждение. Рисование. Маршрутная карта водителя.

Занятия 20-21.

Тема: «Я – водитель, ты – пешеход». Беседа с представителем ГИБДД. Обсуждение и анализ ситуаций. Игра, развивающая глазомер, стремление знать и применять на практике ПДД.

Занятия 22-23.

Тема: «Ты – водитель, я – пешеход». Обсуждение и анализ ситуаций. Игра «Запомни и воспроизведи!» (на развитие моторной памяти). Посещение ДОСААФ, беседа с преподавателями водительских курсов.

Занятие 24.

Тема: «Профессия «Бухгалтер». Беседа с представителем профессии. Обсуждение. Что важно знать первокласснику, который хочет стать бухгалтером? Что значит быть усидчивым?

Занятия 25-26.

Тема: «Бюджет семьи. Мои карманные деньги». Беседа. Решение практических задач и ситуаций. Планирование денежных расходов (карманных денег) на неделю. Учимся принимать решение: «Как выбрать между «надо» и «хочется».

Занятие 27.

Тема: «Профессия «Мастер сельскохозяйственного производства («Фермер»). Беседа с представителем профессии. Обсуждение. Дискуссия. Игра «Что ты умеешь, сельский житель?».

Занятия 28-29.

Тема: «Профессия «Мастер-цветовод». Встреча и беседа с интересным специалистом. Обсуждение. Практическая работа по составлению букетов. Создание проекта по оформлению школьного двора и пришкольного участка. Защита проектов.

Занятия 30-31.

Тема: «Профессия «Юрист». Встреча с представителем профессии. Решение практических задач и ситуаций. Ответственность человека перед законом (беседа).

Занятия 32-33.

Тема: «Подведение итогов изучения курса». «Участие в традиционном общешкольном Фестивале профессий».

Литература для учителя:

1. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. -М.: ИПИ РАО, 1998.

2. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. –М.: Знание, 1991.

3. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. –М.: Инноватор, 1997.

4. Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

5. Климов Е.А. Путь в профессионализм. –М.: Флинта, 2003.

6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.

7. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.

Литература для учащихся:

1. Благинина Е. Н. Тишина. –М.: «Просвещение», 2004.

2. Энциклопедия «Мир профессий». –М.: Изд. «Знание», 2005.

3. Энциклопедия «Я познаю мир». –М.: Изд. Дрофа, 2007.

 

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23; просмотров: 513

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...