Составитель: Калашников С.П.,
заместитель директора МОУ СОШ №6
с.Гофицкое Петровского района
Пояснительная записка
С 2005 года МОУ СОШ №6 с.Гофицкое участвовала в федеральном проекте «Информатизация системы образования» в качестве основной апробационной площадки. Конструкторы Лего «ПервоРобот» были поставлены в школу в августе 2005 года. Рекомендации по составлению Программы кружка «Робототехника» были даны на ознакомительных курсах для учителей - представителей краевых апробационных площадок в г.Ставрополе методистом Института новых технологий (www.int-edu.ru).
Содержательной основой для занятий служат методические материалы (www.learning.9151394.ru) к программно-аппаратному комплексу (микрокомпьютер RCX и среда программирования ROBOLAB) для изучения основ информатики и робототехники, включающие рекомендации по его использованию и хранению, описание программного обеспечения для программирования роботов, также проекты для учащихся.
Лего-компьютер RCX снабжен датчиками, инфракрасным портом, что позволяет использовать программную среду ROBOLAB - простого и мощного языка программирования - для введения школьников в сложную среду информационных и материальных технологий. Большая часть занятий посвящена разработке индивидуальных проектов и соревнованиям между учащимися. Работа над проектами проводится в группах по 2-3 человека. Учащимся предлагается также создать сетевое Интернет-сообщество со школьниками из других городов по обмену идеями работы в среде ПервоРобот.
Характеристика образовательной программы:
- программа рассчитана на 1 год обучения: 2 часа в неделю, 66 часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю;
- контингент воспитанников: дети от 7 до 14 лет;
- по преобладающим методам и средствам: развивающие, игровые, творческие;
- по подходу к ребёнку и воспитательной ориентации: культурологическая, личностно-ориентированная;
- по организационным формам социально-воспитательного процесса: групповые, индивидуальные;
- по ориентации на сферы и структуры индивида: эмоциональная.
Деятельность педагога и детского учреждения строятся на следующих принципах:
- принцип доступности и последовательности;
- принцип индивидуально-личностного подхода;
- принцип сотрудничества.
Все занятия с образовательными конструкторами ЛЕГО предусматривают, что учебный процесс включает в себя четыре составляющих:
установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия, развитие.
Установление взаимосвязей
Устанавливая связи между уже имеющимся и новым опытом, полученным в процессе обучения, ребёнок приобретает знания. Конструктор помогает детям изучать основы информационных технологий, устанавливая взаимосвязи между идеями и подходами, которые применяются при выполнении заданий, представленными в видеофильмах и фотографиях, иллюстрирующих реально применяемые технологии.
Конструирование
Обучение в процессе практической деятельности предполагает создание моделей и практическую реализацию идей. Занятия с образовательными конструкторами ЛЕГО знакомят детей с тремя видами конструирования:
1. Свободное, не ограниченное жесткими рамками исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей, что позволяет им прийти к пониманию определённой совокупности идей.
2. Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят модель, используемую для получения и обработки данных.
3. Свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам.
Рефлексия
Возможность обдумать то, что они построили и запрограммировали, помогает ученикам более глубоко понять идеи, с которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности на предыдущих этапах. Размышляя, дети устанавливают связи между полученной ими новой информацией и уже знакомыми им идеями, а также предыдущим опытом.
Развитие
Творческие задачи, представляющие собой адекватный вызов способностям ребёнка, наилучшим образом способствуют его дальнейшему обучению и развитию. Радость свершения, атмосфера успеха, ощущение хорошо выполненного дела – всё это вызывает желание продолжать и совершенствовать свою работу. На этом этапе ученикам предлагаются дополнительные творческие задания по конструированию или программированию.
Цель программы: введение школьников в сложную среду конструирования с использованием информационных технологий.
Задачи программы:
1. Познакомить учащихся с основными понятиями компьютерного Лего-конструирования.
2. Познакомить учащихся с языком пиктограмм и правилами программирования в среде РОБОЛАБ.
3. Научить учащихся умению вводить программный код в микропроцессорный блок RCX посредством инфракрасного порта.
4. Создать полигон для испытания Лего-конструкций.
5. Создать вместе с учащимися несколько действующих ЛЕГО-моделей.
6. Познакомить учащихся с правилами ЛЕГО-соревнований.
7. Провести совместно с учащимися два ЛЕГО-соревнования за год обучения.
8. Установить электронную переписку с учащимися из г.Ставрополя, С-Петербурга, Москвы, занимающимися с учебным средством ПервоРобот, для обмена идеями создания моделей.
Ожидаемые результаты
В результате работы с Лего-конструктором и учебной средой «ПервоРобот» учащиеся будут уметь:
- создавать реально действующие модели роботов;
- управлять поведением роботов при помощи простейшего программирования;
- применять на практике конструкторские, инженерные и вычислительные навыки.
Портрет выпускника объединения
«Компьютерное Лего-конструирование».
рефлексия
|
Личностная
Культура
| коммуникабельность
| | самостоятельность
| взаимопомощь
| | конструктивная активность
| способность формулировать цели и задачи
| | гибкость мышления
|
Техническая
культура
| межпредметные связи
| | способность к переносу теоретических знаний в практическую плоскость
наблюдательность
| | легкость генерирования идеи
| | пространственное воображение
| | компьютерная грамотность
|
IT-культура
| знание основ компьютерного дизайна
| | умение работать со справочной специальной литературой на цифровых носителях
| умение работать с инструментами и техническим оборудованием в IT-среде
| | навыки конструирования и программирования
| владение Интернет-технологиями
| |
№
| Содержание деятельности
| Количество часов
| Примечание
| теория
| практика
|
| Вводное занятие
|
|
|
|
| Конструктор ЛЕГО: функции процессора RCX, наборы команд
|
|
|
|
| Функции процессора RCX Лего-конструктора
|
|
|
|
| Полигоны для отработки программируемых действий Лего-моделей
|
|
|
|
| Основы программирования на языке РОБОЛАБ
|
|
|
|
| Разработка самостоятельных индивидуальных и групповых проектов
|
|
| Соревнования проводятся несколько раз. Работа над индивидуальными проектами проходит в период между соревнованиями.
|
| Соревнования роботов
|
|
|
|
| Заключительное занятие
|
|
|
|
| Итого часов: 66
|
|
|
|
Литература и методические материалы.
1. Пособие для учителя.Содержит методические рекомендации по проведению занятий с конструктором «ПервоРобот» и микрокомпьютером RCX. Приведённые в пособии задания для учащихся различаются по уровню сложности. Имеются также листы для копирования.
2. Книга проектов.Включает в себя описание девяти проектов с возрастающим уровнем сложности.
3. Компакт-диск «Руководство пользователя. ПервоРобот 2.5.4» . Знакомит с языком образного программирования ROBOLAB, последовательно переходя от простейших примеров к всё более сложным. Приведён список используемых команд-пиктограмм, словарь терминов, техническое описание RCX, советы по устранению неполадок и упражнения по программированию.
4. Компакт-диск с видеофильмами.Содержит видеосюжеты реальных ситуаций и процессов, которые учитель может продемонстрировать учащимся при обсуждении проекта и путей его реализации.
5. Методические материалы, размещенные на сайтеwww.learning.9151394.ru
|