Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шарлота Перкинс «Женщины и экономика. Исследование экономических отношений между мужчинами и женщинами как фактора общественного развития» (1898)

«Концепция романтической любви представляет собой средство эмоционального манипулирования, находящийся в свободном распоряжении у самца, так как любовь является единственной ситуацией, в которой (идеологически) разрешена сексуальная активность самки».

Кейт Миллет «Политика пола» (1969)

Соотнесём теперь эти две цитаты с тем, что мы уже обсуждали касательно положения женщин в патриархате и подведём некоторые итоги:

Экономическое положение женщины в обществе является рабским.

Википедия говорит нам, что «рабство— это система устройства общества, где человек является собственностью другого человека (господина, рабовладельца, хозяина) или государства». Что характерно для положения раба прежде всего? — То, что его труд никак не соотносится с его возможностью получить пропитание и средства к физическому выживанию; их наличие или отсутствие у раба зависит от воли и власти его хозяина. Рабыня не только производит материальные ценности в процессе труда, но и сама является ресурсом, источником материальных благ, а её тело (конкретно, её сексуальные функции и соответствующий им символический капитал — «красота») имеет товарно-денежный эквивалент и может быть продано и куплено на рынке (см. Г. Рубин «Обмен женщинами»). «Так как в патриархатных обществах женщина всегда работала, часто выполняя наиболее рутинные или тяжёлые работы, основной проблемой является не женский труд сам по себе, а его экономическое вознаграждение» (К. Миллет, «Политика пола), это позволяет нам характеризовать положение женщин в патриархате как крайнее отчуждение, сверх-отчуждение в экономическом, юридическом, социальном и символическом планах.

2. Вопрос поддержания власти над «низшими» и «рабынями» — это вопрос убеждения их в том, что им не «нечего терять», а напротив, что «воля и власть хозяина» является тем «самым ценным и необходимым» им, потеря которого смерти подобна (а если хозяин ещё и «добр» и «нетаков», то тогдааа!).

В этой схеме «личная автономия» будет равна государственной измене, посягательству на святыни и вообще самому страшному ужасу, который только можно себе вообразить (за всё это, разумеется, положено самое страшное наказание).

Женское психологическое функционирование вращается по кругу между полюсами идентификации с агрессором и выученной беспомощности.

И здесь мне бы хотелось ещё раз пояснить моим подругам, которые считают, вслед за Э. Рич, что если объяснить женщинам истинное значение и вред гетеросексуальности и переагитировать их в пользу лесбийства, то темницы рухнут, почему я думаю, что эта тактика не принесёт успеха. Дело в том, что онтогенез повторяет филогенез, и каждая женщина в своей жизни повторяет коллективный путь своего пола, как открыто принуждаемая и подхлёстываемая социальной средой (мракобесные патриархатные общества), так и без того, чтобы такое подхлёстывание было заметным (общества формального равенства) или даже без того, чтобы такое подхлёстывание существовало в родительской семье. Почему она его повторяет? — Потому что экономическая структура патриархата не меняется со сменой способов производства, и мужчина по-прежнему остаётся «средой обитания» женщины (когда мы говорим о проблеме «единого социального пола», об андроцентризме, о символическом мужском господстве, о том, в чьей собственности находятся земля, недвижимость, природные ресурсы и капитал, о том, что ни в одной стране мира женщины не могут, не в состоянии контролировать доступ мужчин к их телам (психологическая и материальная зависимость, изнасилования, фемицид, инцест, детские браки, которым женщины не только не противостоят, но часто им способствуют), мы описываем ситуацию поглощённости одного пола другим), а это опять приводит нас к тому, что «все живые существа детерминированы окружающей средой, в которой они живут, и обязательно развивают те качества, которые необходимы для того, чтобы выжить в данной окружающей среде.» Гетеросексуальность необходима для выживания? — Да здравствует гетеросексуальность (каждые три секунды в мире несовершеннолетнюю девочку выдают замуж), смерть феминисткам и лесбиянкам.

Женщины, раз за разом, вынужденно воспроизводят всю систему в контексте материнства (и если более конкретно: в первые пять лет после рождения ребёнка, когда её выживание находится под максимальной угрозой).

Мать в патриархате является наинизшим из низших существ, это женщина, потерявшая свою сексуальную привлекательность, «использованная, не новая вагина», «жёваная жвачка», списанная в утиль, инкубатор. Вопреки социальному мифу о «привлекательности», «привилегированном положении» беременных и «власти матерей», истинное положение представляет собой картину с точностью до наоборот. Потерявшая сексуальную привлекательность детная женщина превращается в монстра «два в одном» или "с прицепом"/"с рюкзаком"/"с личинкой" и активнейшим образом изгоняется из общества (см. этнографическое исследование Элизабет Имас «Стать матерью» /Elixabete Imaz «Convertirse en madre/, 2010), что влечёт за собой максимальное увеличение алиментарных рисков как для самой женщины, так и для ребёнка. Разумеется, менее всего это осознаётся белыми женщинами в развитых западных странах, с их бэби-индустрией и всяческими рекламными умилениями «розовыми пяточками» и «красивыми мамами», загадочно молодеющими от родов к родам. Не осознаётся не значит не действует, а наоборот, неподконтрольные рацио силы действуют наиболее разрушительно. Я утверждаю, что контекст беременности и детности наиболее способствует «актуализации филогенеза в онтогенезе», и женщина (даже будучи материально обеспеченной: например, поддержка со стороны родителей, или «политически сознательной», ака феминисткой) вцепляется в мужчину (конкретного или идеально-воображаемого, если конкретный слинял) мёртвой хваткой, начинает видеть его в совершенно иррациональном свете (фантазии насчёт особой связи с ним, о том, что вот этот мужчина имеет к ней особое «сверхчувственное» отношение, что она по-особенному неповторимо счастлива с ним, что у неё «всё по-иному, нежели у других» /не позволю обесценить мой опыт!/, что «они-вместе-с-ним» чуть ли не трансцендировали реальность и находятся где-то в заоблачном авангарде всего человечества) и одновременно она поглощена тревогой по поводу ребёнка (ребёнка пытаются отобрать и «не так воспитать» (например, глупые и плохие женщины), ребёнок (может быть) болен, с ребёнком может «что-то случиться», или ребёнок мешает, разлучает с мужчиной). Обычно такое состояние длится около десяти лет (делайте поправку на неоднократные беременности), достаточный срок для того, чтобы новые поколения усвоили систему, каждый/ая согласно своему месту в ней. Если экстраполировать эту ситуацию, то самые романтические приключения, самая необычная и большая любовь и самые нетакойские партнёры неизменно случаются у материально зависимых женщин (прежде всего, у молодых амбициозных девушек небогатых родителей, бесприданниц по-старому). Далее. Многократно поминаемые в наших текстах «границы личности» — это как раз об отсутствии личной автономии и понятия о ней: о том, как женщины искренне принимают имплантированный в них конструкт за собственную неповторимую индивидуальность, которая, например, «сама не хочет» занимать ответственную должность. И ещё много чего «не хочет» (или «ей не нужно»). Тема эта очень болезненная, любое касание и хождение вблизи неё практически всегда [3] вызывает поначалу ответную нарциссическую ярость, истерические взрывы с обличениями и разоблачениями на много постов и т.д. Затем (если в целом у человека не пройдена личная точка невозврата) наступает более-менее продолжительная стадия гнева, ценная тем, что гнев имеет огромную побудительную силу. Я рассматриваю появление гнева как начальную стадию личного эмпауэрмента. Однако, эмпауэрмент требует серьёзной работы, и если мы просто погневимся, не используя побудительный заряд гнева в нужном направлении, то рано или поздно (скорее рано, чем поздно),чувство вины и страха возьмут своё— и совершенно незаметно для нас (из гендерной идентичности не выпрыгнешь по щучьему веленью). Произойдёт откат в нарциссическую ярость и новую волну обличений и разоблачений в отношении тех, кто ранее «своей агитацией» подтолкнули нас в гнев и обманули. Гнев без личного эмпауэрмента = большее рабство, большая идентификация с агрессором. Я разделяю мнение evo_lutio в том, что самые жёсткие и грубые откаты в сабмиссивность бывают именно у «феминисток», у женщин, стихийно решившихся на протест и выражение недовольства. Приведу в пример историю, присланную читательницей и виртуальной подругой (публикую по её просьбе, «вдруг кому-то поможет»). Речь о женщине, которая развелась после многолетнего психологического и материального абьюза в браке. Ища терапевтическую помощь «стала феминисткой», очень радикального толка, так как не глупа, образована, с сильным характером, привыкшая к самостоятельности («тащить всё на себе»). Примерно год назад стала вести двойную жизнь: зачитывалась радфем-литературой, сама много писала (у неё есть блог) на темы феминизма, участвовала в группе роста самосознания, посещала (тогда уже групповую) гендерно-ориентированную терапию и в то же время была зарегистрирована на нескольких дейт-сайтах, «один другого похабнее» (наставив туда собственноручно отфотошопленных фотографий). Ею «внезапно» овладела мысль, что «это несправедливо», — то, что её «никто никогда не любил». Причём эта мысль быстро стала обсессивной, женщина принялась знакомиться в виртуале со всеми подряд и встречаться с некоторыми в реале. Встречи в реале были, по её словам, настоящим театром, требовавшим немало средств, так как она отчаянно старалась выглядеть моложе своих лет и богаче, чем на самом деле. Перед каждым дейтом она ходила в дорогой салон красоты, покупала себе что-то из одежды, нижнего белья. Быстро подсела на чаты с дейтерами (в т.ч. «виртуальный секс»), буквально как чёрт из табакерки выскочила зависимость от мужской оценки, короче, женщина вернулась в своё обычное прежнее состояние плаксивого ожидания и тревожности. При этом мужчин, с которыми она знакомилась, она характеризовала (для себя) как глупых, жадных, уродливых, импотентов, трусливых, неуважительно себя ведущих, лгунов и т.д. (то есть, с восприятием всё было нормально), но вела себя с ними подобострастно, сексуально-сабмиссивно и ни в коем случае не прерывала общение. Несколько месяцев это продолжалось, пока бюджет от постоянных трат на омоложение не стал потрескивать. Одновременно, психологическое состояние от «двойной жизни» (как она думала), стало совсем вдрызг. Рассказать кому-то из женщин было стыдно, тем более, что к тому времени дейтовый угар у встречавшихся с ней козлодоевых прошёл, и они стали пренебрегать ей, а то и открытым текстом посылать. Вобщем, собрав душевные силы и рыдая, женщина удалила свои анкеты с сайтов и решила записать то, что с ней произошло. «Выливая эту грязь» в ворд, она сквозь слёзы увидела, что пишет о том, как она боится бедности, как боится «не справиться», как ей хотелось бы, чтобы о ней «заботились просто так» — именно в смысле материального обеспечения. При этом единственная реальность её жизни была и есть в том, что, несмотря на её героические старания, абсолютно никто о ней никогда не заботился, ни просто так, ни непросто (кроме её же самой и других женщин), но идея о «любящем мужчине» как о «гаранте и залоге» её материального благополучия определяла её саму и её поведение в течение всей жизни. В любой момент иррациональные мысли о «любви» (читай: о способе смягчить экономическую зависимость) могли заставить её совершать рискованные поступки (встречаться с мужиками в гостиницах), тратить деньги вместо еды на салоны красоты, лгать и т.п. Выше я начала говорить про эмпауэрмент: похоже, пока это единственное, что работает в деле подкопа под замкнутый круг идентификации с агрессором и выученной беспомощности. Эмпауэрмент (empowerment), букв. — придание внутренней силы, обретение власти. Эмпауэрмент — это процесс, с помощью которого индивиды получают контроль над тем, какие решения они принимают и какие действия предпринимают; учатся выражать свои потребности и мобилизуют свои личные силы для политического, социального и культурного активизма с целью добиться удовлетворения ранее сформулированных личных потребностей, а также возможности принимать участие в принятии социально значимых решений. Концепцию эмпауэрмента для женщин сформулировала Маргарет Шулер (Margaret Shuler):

Для женщин эмпауэрмент является процессом, с помощью которого они увеличивают собственную способность контролировать сценарий собственной жизни и выбирать своё окружение; это эволюционный процесс в осознании женщин самих себя, своего статуса в обществе и своей эффективности в межперсональных отношениях. Это процесс строительства/восстановления поражённых жизненно важных аспектов личности.

В любом случае, эмпауэрмент состоит из двух параллельных процессов:

  • осознание (какие внешние и внутренние факторы имеют влияние на мою жизнь?)
  • освобождение (каким образом я могу получить как можно большую возможность принимать решения относительно моей судьбы?)

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...