Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История о том, как халифа повстречал ЛайлиСказал халифа Лайли: «Так это ты, из-за тебя Маджнун [= Одержимый] потерял себя и рассудок? Других красавиц ты [красотой] не превосходишь!» Сказала она: «Помолчи! Ведь и ты не Маджнун!» Всякий, кто бодрствует [в мире материальном], крепко спит [в духовном], а его пробуждение сна его хуже. 410Пока Истинным не будет разбужена душа наша, пробуждение [ее] что дверные запоры наши. Душе целый день от давления представлением, от [дум об] убытке и прибыли и от страха погибели ни чистоты не остается ей, ни милости, ни ореола (фарр), ни к Небесам пути ведущего. Спящим [духовно] тот пребудет, кто на всякое представление /химеру/ возложит надежду и поведет с ней разговор. Дива как (райскую) гурию увидит он во сне, затем от страсти изольет он на дива сперму. 415Когда, семенем [будущего] потомства солончак засеяв, придет он в себя, представление /химера/ прочь от него сбежит. Слабость в голове ощутит от него, а тело оскверненным, вздохнет от того изображения, видимого-невидимого. Птица в вышине, а под ней тень ее мчится по земле, паря как птица. Бестолковый ловцом той тени становится, бежит [за ней], покуда без капитала не останется, не ведая, что она — [лишь] отражение той птицы в воздухе, не ведая, первооснова той тени где. 420Стрелу [за стрелой] посылает в тень он, колчан его пустеет от попыток [поразить птицу]. Колчан его жизни иссяк, жизнь прошла в /букв.: из-за/ беготне суетной, в охоте за тенью. Когда же тень Поклоняемого (Йаздан) будет кормилицей его,
16 Снова аллюзия: Коран, 18: 17 (18), 21 (22). 17 По Фурузанфару [Шарх. Т. 1. С. 188], здесь имеет место аллюзия: Коран, 2: 6 (7) — Сердца и слух их запечатал Аллах, а на взорах их — пелена, и уготовано им наказание великое.
она избавит от представления /химеры/ и тени его. Тень Поклоняемого — это раб Господа, умерший для сего мира, но живой [благодаря] Господу. Ухватись за полы Его [одежды] быстрее, без раздумья, чтобы спастись в полах Конца времен. 425[Фраза] «как удлинил Он тень» 18 — изображение аулийа’, что является провожатым (далил) света солнца Господня. В ту долину не входи без такого провожатого; «Не люблю я то, что гаснет» скажи, как Проникновенный (Халил) 19. Ступай, из тени солнце найди, за полы [одежды] шаха Шамса Табризи («Солнца Табриза») ухватись! Дороги ты не знаешь на сей праздник и свадебный пир? Так у Зийа’ ал-Хакка Хусам ад-дина спроси! И если зависть ухватит тебя на Пути за горло, [то знай,] зависти у Иблиса [= у Дьявола] избыток 20. 430Ибо он опозорился перед Адамом из-за зависти, со счастьем ведет войну из-за зависти. Горной тропы /препятствия/ труднее, чем эта, на Пути, нет, счастливец тот, у кого зависти в попутчиках нет. Это тело домом зависти оказалось, знай, в зависти погрязли домочадцы [его]. Если тело — дом зависти, но все же то тело очистил Аллах по-хорошему. «Очистите Дом Мой, да дважды» 21 — объяснение чистоты, сокровище Света она есть, хотя оберег ее земной. 435Когда ты содеешь с независтливым ухищрение и зависть, от той зависти на сердце черноты [зла] прибудут /появятся/. Прахом стань мужам Истинного под [их] ногами, прахом посыпь голову зависти, как [делаем] мы. (Байты 407–436— перевод О. Акимушкина)
18 Коран, 25: 47 (45) — Разве не видишь ты Господа твоего, как удлинил Он тень? А если бы пожелал Он, то сделал бы ее покойной. — Согласно Фурузанфару [Шарх. Т. 1. С. 196], в толковании этого айата Руми следует за Абу-л-Касимом ал-Кушайри. 19 Коран, 6: 76 — Когда ночь накрыла его, он увидел звезду и сказал: «Это — Господь мой!» Когда же по- гасла она, сказал: «Не люблю я то, что гаснет». — Халил (ЅОјa) — букв.: «Проникновенный» — точный перевод по корню, одно из коранических прозвищ Ибрахима/Авраама; Коран, 4: 124 (125) — А ведь избрал Аллах Ибрахима Проникновенным. 20 По Фурузанфару [Шарх. Т. 1. С. 199], здесь парафраз предания, приведенного ал-Газали в Ихйа’ ‘улум ад- дин: «Говорил один из праведных предшественников: „Первое прегрешение было завистью — завистью Иблиса к Адаму, мир да почиет над ним, к его рангу, когда он не пожелал совершить ему земной поклон. И перевел он зависть в грех“». .ТОvЁА»A Уј§ fnZ»A ЙјАZЇ ,Й» fVnН ЖA УIBЇ ,ЙNJMi Уј§ u ВeE oОјIA fnY - fnZ»A УЗ OГB· ТЧОсa ѕЛA :±јn»A |ЁI ѕBі 21 Коран, 2: 119 (125) — [Вспомни,] как превратили Мы Дом [Макканский] в место сбора и прибежища для людей. Сделайте же место стояния Ибрахима местом совершения молитвы. Повелели Мы Ибрахиму и Исма‘илу: «Очистите Дом Мой, да дважды для совершающих обход вокруг него, для уединяющихся, преклоняющихся и ниц падающих».
О зависти вазира
Тот вазиришка завистлив был от роду [слишком], так что понапрасну [свои] уши и нос на ветер пустил в надежде на то, что из жала зависти яд его в душу бедняков [христиан] приникнет. Всякий, кто [себе] от зависти нос вырывает, себя без ушей и без обоняния оставляет. 440Нос — это то, что запах чует, запах его на улицу [Друга] приводит. Тот, кто не чувствует запаха /букв.: без запаха/, без носа пребывает, запах же тот — это запах религии. Когда он запах учуял и за то не возблагодарил, то черная неблагодарность придет и нос его сожрет. Благодари и благодарящим на Пути рабом будь, перед ними мертвым стань, устойчивым будь. Как вазир, из грабежа капитал не создавай, народ ты не уводи от намаза. 445Советчиком [в] религии стал тот неверный вазир, сделав ухищрением в халве чеснок [= обманув своей внешностью].
[О том, как] христианские искусники поняли ухищрение вазира
Всякий, кто обладал (мистическим) вкусом (заук) 22, от речей его [= вазира] наслажденье получал с горечью на пару. Тонкие (мысли) говорил он вперемешку, в сладкую розовую воду яду подливая. Внешне он говорил: «На Пути расторопным стань!», а по воздействию говорил душе: «Слабой стань!» Внешне серебро хоть бело и ново, руки и одежда почернеют от него. 450Огонь хотя и красен ликом от искр, ты от действия его на очернение взгляни. Молния хоть свет и являет взгляду /букв.: на взгляд/, но это лишь (одна) из особенностей обмана зрения. Для всякого кроме осознававшего и обладавшего (мистическим) вкусом речи его на шее ярмом пребывали. За срок в шесть лет от расставания с царем /шахом/ стал вазир для последователей ‘Исы прибежищем. Религию и сердце вполне ему вверил народ, по его повелению и решению умирал народ.
22 Зау к (¶Лg) — в первом значении «вкус/вкушение», «опробование». Как это обычно встречается в мис- тической терминологии, для объяснений понятий тонкого мира повседневным языком мира материаль- ного во второе, мистическое значение термина закладывается лишь функция первого значения. В дан- ном случае второе значение подразумевает первую ступень свидетельства из тонкого мира о Божествен- ном присутствии, характеризующуюся чередой озарений-вспышек, благодаря которым мистик словно вкушает созерцание тонкого мира (заук-и мушахада, КfЗBrї ¶Лg), что является началом пути тасаввуфа.
О тайном послании царя вазиру
455Между царем и ним [летели] послания, царю втайне в нем утешения. Ему писал царь: «О счастливец мой! Время пришло, поскорей освободи ты сердце мое!» Сказал тот: «Вот, я уже близок в деле моем, о царь, чтобы посеять в религии ‘Исы смуту».
Разъяснение двенадцати направлений христиан23
Народ ‘Исы [= Иисуса] пребывал в разброде: предводители их — десять амиров и [еще] два амира. Каждая секта (фарик) за своим амиром последовала, в раба превратившись амиру своему из алчности. 460Эти десять и те два амира и их народ оказались опутанными тем вазиром зловещим: доверие у всех к речам его, подражание у всех поведению его. Пред ним в любой миг, в любой час каждый амир душу бы отдал, если б тот ему сказал: «Умри!»
[О том, как] вазир смешал заповеди Евангелия
Создал он по свитку на имя каждого [из них], рисунок каждого свитка — иной способ [вероисповедания]. Заповеди в каждом из них разного рода, одни противоречат другим, от конца до начала. 465В одном — путь объездки (души) и голодания столпом покаяния он сделал и условием возвращения (к Богу). В одном он сказал: «В объездке (души) пользы нет. На этом пути (спасительного) убежища, кроме тчивости 24, нет». В одном он сказал: «Голодание и тчивость твои многобожием будут от тебя к поклоняемому твоему. Кроме упования (на Бога), кроме подчинения полного [Ему] в печали и покое, все [остальное] ухищрение есть и силки». В одном он сказал: «Необходимо служение, иначе размышление об уповании (на Бога) является наветом». 470В одном он сказал: «Повеление и запреты есть, не для исполнения они, а для изъяснения немощи нашей.
23 По мнению Фурузанфара [Шарх. Т. 1. С. 204], 12 направлений в христианстве происходят от 12 апосто- лов. 24 Везде по тексту слова джуд (eМU) — «тчивость», джавад (eAМU) — «тчивый» унифицированы (см. Ука- затель терминов). Напомню: «Тчивый, тщивый, чивый — щедрый, тороватый, великодушный, милости- вый, источающий обилие... Тчивость, чивость — щедрость, тороватость, великодушие, милосердие» [Даль. Словарь. Т. 4. С. 446].
Дабы немощь свою мы увидели в них, власть /силу/ Его мы познали в тот миг». В одном сказал: «На немощь свою не смотри, проявление неблагодарности за благодеяние есть та немощь, берегись. На свою силу посмотри, ведь эта сила — от Него, силу свою считай благодеянием Того, кто есть Он (Хува)» 25. В одном сказал: «Мимо этих двух [качеств] пройди, идолом бывает все, что охватывает взгляд». 475В одном сказал: «Не гаси эту свечу [взгляда], ибо сей взгляд подобен свече, [светящей] для всех 26. Когда от взгляда ты откажешься и от представления, то погасишь в полночь свечу соединения [с Богом]». В одном сказал: «Гаси [взгляд], ничего не бойся, чтобы взамен одного взгляда увидеть сто тысяч [других]. Ведь от гашения свеча души разгорается, Лайли твоя от ожидания тебя в Маджнуна превращается. Ко всякому, кто бросил дольний мир от аскетизма своего, к тому нагрянет пуще дольний мир и [нагрянет] пуще». 480В одном сказал: «То, что дал [тебе] Истинный, тебе сладким сделал при сотворении Истинный, тебе сделал легким — усладу ту прими, себя не бросай ты в стенания». В одном сказал: «Оставь то, чем владеешь, ибо что принимаемо натурой твоей, отвергаемо есть и плохо. Пути различные легкими стали, каждому [из них] своя (религиозная) община будто душою стала. Если бы облегчение /достижимость/ Истинного было [правильным] путем, то любой иудей и габр [= зороастриец] знал бы о Нем». 485В одном сказал: «Облегченность /достижимость/ [лишь] тогда бывает, когда жизнь сердца пищей души бывает. Если все то, что по вкусу натуре, миновало, не даст /букв.: не вырастит/ она, как солончак, прибытка и урожай. Кроме покаяния, не будет [иного] прибытка у нее, кроме убытка [ничего] не принесет продажа ее. То облегченностью /достижимостью/ не будет под конец, именем его будет затрудненность в конце концов. Ты „затрудненность“ от „облегченности“ /достижимости/ отличай, на конечную взгляни красоту этого и того». 490В одном он сказал: «Учителя ищи, ты предвидение /прозорливость/ не отыщешь в знатности. Конец предвидела любого рода община,
25 Хува (МЗ) — букв.: «Он» — одно из «прекрасных имен» Аллаха. 26 Николсон [Nicholson. Mathnawi. P. 28] так понимает вторую мисру: «...ибо этот взгляд — как свеча[, освещающая путь] для [внутренней] концентрации» (...for this sight is as a candle [lighting the way] to [interior] concentration).
поневоле став пленником заблуждения. Конец предвидеть — не выткать узор, иначе разве было бы между религиями противоречие?» В одном сказал: «Учитель — ты сам, поскольку учителя знаешь ты сам. Мужем будь и не подчиняйся людям, ступай, голову свою держи и головой не крути». 495В одном сказал: «Все это [многообразие] — одно, кто здесь видит два, тот — [лишь] косой человечишка». В одном сказал: «Сто одним как может быть? Кто помыслит такое? Разве только Маджнун». Каждое речение противоречит другому, да и где им быть одним! Разве одно яд и сахар? Пока через яд и через сахар ты не пройдешь, как тебе с луга единства (вахдат) аромат почуять? [В] такой манере и такого вида десять свитков и два написал тот религии ‘Исы [= Иисуса] враг.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |