Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подбивая людей прыгнуть в огонь
Одну женщину с дитем привел тот иудей к тому идолу, а огонь воспламенился. Дитя он у нее отобрал и в огонь [его] бросил. Женщина испугалась и сердце от веры оторвала /вырвала/. 785Она хотела было земной поклон свершить перед идолом, призыв /вопль/ издало то дитя: «Поистине, я не умер! Входи, эй, мама, здесь мне приятно, хотя внешне посреди огня я. Глаз повязкой является огонь ради завесы, милость это, голову поднявшая из-под воротника. Входи, мама, увидь доказательство Истинного, чтобы увидеть общение избранных Истинного. Входи и воду увидь огню подобием из мира, который есть огонь, вода ему подобием. 790Входи, таинства Ибрахима увидь, ибо он в огне обрел кипарис и жасмин. Смерть видел я, когда рождался из тебя, сильно страшно мне было выпасть из тебя. Родившись, я сбежал из тесной тюрьмы в мир приятного воздуха, хороших цветов /красок/. Я (сей) мир подобным матке увидел сейчас, когда в этом огне увидел такой покой. В сем огне увидел я мир, крупица к крупице в нем с [животворящим] дыханием ‘Исы. 795Так вот, мир нйбыти[, где я нахожусь,] — очертание быти Сути, а тот [= ваш] мир быти — очертание без устойчивости. Входи, мама, по праву материнства, увидь, что сей огонь не содержит никакого огня. Входи, мама, ибо судьба уже пришла /наступила пора/,
14 Аллюзия: Коран, 15: 43–44 — Поистине, ад в обещание им всем! В нем семь врат: на каждые врата — отдельная часть из них [= грешников, последовавших за Дьяволом]. 15 ‘Амр б. Хишам б. ал - Муг и р а ал - Мах з уми (УїЛlbА»A СjОА»A ЕI ВBrЗ ЕI ЛjА§), по прозви- щу Абу Джахл («Отец невежества») — самый яростный враг ислама времен Пророка, убит в битве у ко- лодцев Бадр.
входи, мама, не выпускай достояние (даулат) из рук. Власть той собаки ты увидела, входи, чтобы увидеть власть и милость Господа. Я из милосердия [сюда] тащу за ногу тебя, ибо от возбуждения я впрямь не страшусь за тебя. 800Входи и других ты также позови, ибо в огне Шах накрыл стол. Входите, эй, мусульмане 16, все, кроме сладости религии, мучение есть все. Входите, эй, все, мотыльками в такой удел, что обладает сотней весен». Призыв бросал он средь той толпы /группы/, исполнялись души людей (благоговейным) страхом. Люди вслед за тем непроизвольно /букв.: вне себя/ бросились в огонь, мужчины и женщины. 805Без порученца, без натяга, за любовь Приятеля, за то, что сладкой сделать любую горечь исходит от Него. Покуда не случилось так, что исполнители (наказаний) людям препятствие учинили: «В огонь не входить!» Тот иудей опозорился /букв.: стал чернолицым/ и устыдился, раскаялся он, по этой причине [став] сердцем больным. Ибо в веру люди еще больше влюбились, в престатии (фана’) тела еще больше укрепились. Ухищрение Дьявола к нему же вернулось, благодарность (Аллаху)! Див себя же опозоренным /чернолицым/ увидел, благодарность (Аллаху)! 810То, что втирал он в лица людей, собралось в лице того ничтожества [= царя] оно. Тот, кто рвал одежду людей расторопно, оказалась разорванной она у него, [а] они в порядке.
[О том, как] искривился рот мужчины, который произнес насмешливо имя Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует
Тот рот скривил и в насмешку призвал Мухаммада, рот его кривым остался. Вернулся он[, сказав:] «Эй, Мухаммад, прости! Эй, у тебя же милости и знание от близости (мин ладун) 17. Я тебя осмеял из-за невежества,
16 Не стоит считать обращение «мусульмане» в данном христианском контексте рассказа чем-то двусмыс- ленным. Согласно Корану, мусульмане, т. е. «предавшие/вручившие себя (Богу)», были и до ниспосла- ния Корана Мухаммаду: Коран, 2: 126 (132) — И завещал такое Ибрахим своим сыновьям и Йа‘кубу: О сыны мои! Поистине Аллах избрал для вас эту религию, так умирайте не иначе как будучи мусульмана- ми. — См. также следующий айат. 17 ‘Илм мин лад у н (Жf» Еї Бј§) — букв.: «знание от близости» — используя мин ладун в сочетании со «знанием» и «милостью», Руми отсылает к очень известному айату одной из самых излюбленных им сур: Коран, 18: 64 (65) — Встретили они [= Муса и его слуга] там одного из рабов Наших, коему Мы даровали милость от Нас и научили от близости Нашей одному знанию. — Под «одним рабом» толкова- телями обычно понимается ал-Хазир/Хизр. Руми еще не раз использует этот оборот.
я [сам] был для осмеяния предназначен и достоин [его]». 815Когда Господь пожелает покрывало чье-то разорвать, склонность его к поношению чистых Он уведет /направит/. Если же Господь пожелает прикрыть порок у кого-то, тот не /едва ли/ проронит о пороке порочных слово /букв.: дыхание/. Когда Господь пожелает нам помощь оказать, склонными к рыданию нас Он сделает. О, прохладен /блажен/ глаз, плачущий ради Него! О, счастливо сердце, жарящееся ради Него! Конец любого плача в конце концов — смех, человек, предвидящий конец [= последствие], — благодатный раб. 820Везде, где вода течет, зелено бывает, везде, где слеза течет, милосердие оказывается. Будь что водное колесо, стенающим, с глазами влажными, чтобы из двора души твоей взошла зелень. Слез хочешь ты? Смилуйся над слезы роняющим. Милости хочешь ты? К слабым милость прояви 18.
[О том, как] тот иудейский царь упрекал огонь
Обратился к огню царь[, сказав:] «Эй, резкий нравом, тот мир сжигающий природный нрав твой где? Как ты не сжигаешь? Что сталось с особенностью твоей? Или от судьбы нашей другим стало побуждение твое? 825Не жалеешь ты [даже] огнепоклонника, а тот, кто не поклоняется тебе, как он-то спасся? Никогда, эй, огонь, ты терпеливым не бываешь. Как не сжигаешь ты? Что с тобой, не способен ты? Глаз повязка сие диво или рассудка повязка? Как не поджигает такое пламя высокое? Очаровал тебя кто? Или волшебство это? Или противоречие натуры твоей из-за нашей судьбы?» Сказал огонь: «Я тот же, эй, шаман 19, входи, чтоб ты увидел [сам] мой жар! 830Натура моя иной не стала и элементы мои, клинок Истинного я есмь и тоже по разрешению рублю. У двери шатра собаки туркмена подхалимничают перед гостями.
18 По Фурузанфару [Шарх. Т. 1. С. 319; Ахадис-и Маснави. С. 7], здесь аллюзия на хадис, приводимый в сборниках хадисов в нескольких версиях; вот только две из них: «Воистину, Аллах помилует из рабов Своих тех, что милостивы» (ХBАYj»A КeBJ§ Еї "A БYjН BАГA); «Не помилует Аллах того, кто не милостив к людям» (pBД»A БYjНЬ Еї "A БYjНЬ). 19 Шаман (ЕАq) — слово вошло в русский язык со своим же значением — «язычник». В персидском, в зависимости от контекста, под ним мог еще подразумеваться буддийский монах.
А если у шатра пройдет чужой лицом, нападение увидит от собак по-львиному он. Я не меньше собаки есмь в рабстве, не меньше тюрка есть Истинный в жизни». Если огонь натуры твоей [тебя] печальным содеет, жжение по повелению Владыки религии он [тебе] содеет. 835Если огонь натуры твоей [тебе] радость подаст, в него радость Владыка религии заложит. Когда печаль увидишь /почувствуешь/ ты, прощенья испрошай, печаль по повелению Творца явилась действовать. Когда пожелает Он, то источник печали радостью станет, источник пут ног свободою станет. Ветер [= воздух], земля, вода и огонь суть рабы, со мной и тобою [сравнить,] они мертвы, а с Истинным — живы. Пред Истинным огонь всегда наготове /букв.: стоит/, как влюбленный, денно и нощно, крючась постоянно. 840Камнем по железу ударишь — он наружу скакнет, опять по повелению Истинного ногу наружу выставит. Железо и камень насилия друг о друга не ударяй, ибо эти двое рождают как мужчина и женщина. Камень и железо сами причиною стали, однако ты повыше взгляни, эй, мил человек! Ибо эту причину та причина вывела вперед, без причины как возникла бы когда-нибудь причина [сама] по себе? А те причины, что пророкам путеводители, те причины от этих причин находятся повыше. 845Эту причину та причина деятельной сделает, опять-таки иногда [ее] бесплодной и бездеятельной сделает. Этой причине родственниками пришлись разумы, а те причины — родственники лишь пророкам. Эта причина чем бывает? Скажи по-арабски: веревкой (расан). В сем колодце такая веревка появилась по промыслу [Бога]. Вращение вурота [колодца] для веревки есть мотив /причина/, вурот вращающего не увидеть есть промах. Такие веревки причин в (этом) мире — ой-ой, ты от колеса головокружительного [Небес происходящими] не считай, 850дабы не остаться тебе полым и головокружительным, как колесо [Небес], дабы не сгореть тебе от отсутствия сердцевины, как пустынная ива 20. Ветер огонь снедает по велению Истинного, оба головою пьяны от вина Истинного.
20 Мар х (djї) — пустынная ива, веточками которой, при отсутствии иных приспособлений, разводят огонь, делая из одной заостренную палочку («папу»), из другой — ложе с отверстием для палочки («маму») и растирая их друг о друга [Фурузанфар. Шарх. Т. 1. С. 323].
Воду кротости и огонь злобы, эй, сын, тоже от Истинного увидишь ты, когда раскроешь глаза. Если бы не осознавала Истинного душа ветра, различие как бы он провел между народом ‘Ада?
История о ветре, который в эпоху [пророка] Худа21, мир да почиет над ним, сгубил народ ‘Ада
Худ вокруг верующих линию провел, тихим стал ветер, того места достигнув. 855Каждого, кто был снаружи линии той, всех на клочки разодрал он [= ветер] в воздухе. Точно так же Шайбан-пастух 22 очерчивал вокруг стада линию видимую, на пятничную службу отправляясь во время намаза, чтобы не совершил волк туда набег. Ни один волк не вошел внутрь того [круга], и ни одна овца не оказалась за той пометкой. Ветер жадности волков и жадности овец кругом мужа Господа был опутан. 860Точно так же ветер смерти с ведающими (‘арифан) мягок и приятен будто дуновение Йусуфов [= красавцев] 23. Огонь в Ибрахима зубы не вонзил 24, раз избранным Истинного был он, как его укусить? От огня страсти не сгорают люди религии, оставшиеся [страстями] унесены до бездны земли. Волны моря, когда по велению Истинного набежали, людей Мусы от коптов распознали 25. Суша, когда указ дошел, Каруна 26
21 Худ (eМЗ) — арабский пророк, проповедовавший среди ‘адитов на юге Аравийского полуострова. Его именем названа 11-я сура Корана. Многих из народа ‘Ада (eB§) уничтожил сильный ураган. Так же, как и 11-я сура из 123 айатов содержит только 11–12, посвященных Худу и ‘адитам [Коран, 11: 52–63 (50– 60)], а все остальные рассказывают о других пророках, здесь к нему относится всего 2 байта, хотя назва- ние рассказа говорит только об этом кораническом сюжете. 22 Шайбан - пастух (У§Ai ЖBJОq) — один из отшельников, современник имама Мухаммада б. Идриса аш - Шаф и‘и (УЁЇBr»A oНieA ЕI fАZї), Абу ‘Абд Аллаха —150/767–204/820 — правоведа, знатока хадисов и основателя-эпонима богословско-правовой школы; с ним имам общался по духовным вопросам. 23 По Фурузанфару [Шарх. Т. 1. С. 326], здесь аллюзия на предание: «Смерть — благоухание [для] верую- щего, [ибо] верующий умирает в поте лица» (ЕОJV»A ¶jЁI PМАН ЕїЫА»A ,ЕїЫА»A ТГBZНi PМА»A). — По преданию, верующему смерть предстает в виде милого юноши, красиво одетого и благоухающего. 24 Повторный намек на коранический сюжет: Коран, 21: 68–69 — Повелели [одни из них другим]: «Сожгите его [= Ибрахима], — так поможете вы богам вашим. Действуйте же, если способны вы хоть на что-то!» Повелели Мы: «О пламя, обернись холодом и спасением для Ибрахима!» — См. также выше (байт 547 и примеч. к нему). 25 Намек на известный библейский и коранический сюжет о проходе Мусы через море: Коран, 10: 90 — И переправили Мы сынов Исра’ила через море. А Фир‘аун и войско его преследовали их упорно и ожесто- ченно, покуда его не настиг потоп. 26 Кару н (ЖЛiBі) — некто из иудейской знати, враждовал с Мусой и был поглощен землей; коранический сюжет: Коран, 28: 76–81.
с золотом и троном его в бездну свою утянула. 865Вода и глина, от дыхания ‘Исы насытившись, крылья и оперение расправили, птицей став, полетели 27. Есть тасбих твой пар воды и глины [= тела], птицей рая стал он от выдоха искренности сердца 28. Гора Тур [= Синай] от света Мусы пустилась в пляс 29, суфий совершенным стал, и избавился он от изъяна. Что удивительного, если гора суфием стала избранным, — тело Мусы из комка глины было тоже.
[О том, как] иудейский царь глумился и отвергал [чудо], |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |