Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Психологические воззрения в античную эпоху

Объект и предмет истории психологии, специфика предметной области истории психологии. Логико-научный, социо-культурный и личностно-биографический подходы в истории психологии. Системный подход как методологическая основа определения предмета истории психологии. Функции и задачи истории психологии. Место истории психологии в системе психологических дисциплин и ее связь с другими отраслями науки.
Проблема периодизации в истории психологии. Основные этапы развития мирового и отечественного психологического знания.
Общие закономерности развития психологических знаний. Исторические формы психологического знания: житейские представления о душе; мифология, религия и искусство как источники и формы развития психологического познания; научное психологическое знание: этапы эволюции и характер взаимодействия разных форм психологического познания.
Факторы, определяющие возникновение и развитие научных психологических идей. Инварианты психологического знания – принципы, категории, проблемы. Основные принципы историко-психологического познания: принцип системности, принцип развития, принцип единства логического и исторического, принцип социально-культурной обусловленности развития психологического познания. Механический, биологический и психологический детерминизм.
Источниковая база изучения истории психологии. Исторические источники и их классификация. Методы изучения истории психологии: метод логической поэтапной реконструкции, категориальный анализ, биографический метод, количественные наукометрические методы исследования. Современные тенденции и перспективы историко-психологических исследований.

Основные термины и понятия

  1. Психологическое знание
  2. Объект истории психологии
  3. Предмет истории психологии
  4. Методологический принцип
  5. Метод историко-психологического познания
  6. Психологическое познание

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. В чем состоит отличие психологического знания от психологического познания?
  2. Какие формы существования психологического знания представлены в современном общественном и индивидуальном сознании?
  3. Укажите основные подходы в определении предмета истории науки
  4. Перечислите особенности предметной области истории психологии
  5. Опишите основные методологические принципы истории психологии
  6. Охарактеризуйте самостоятельные методы истории психологии

Тематика рефератов и/или курсовых работ

  1. Сравнительный анализ особенностей различных форм психологических знаний
  2. Медологические подходы в определении предмета истории науки: достоинства и недостатки
  3. Повышение объективности историко-психологического исследования: пути и способы
  4. Особенности применения метода планирования историко-психологического исследования
  5. Метод проблемологического анализа в изучении динамики психологического познания об индивидуальности человека
  6. Позитивные и негативные тенденции современного развития историко-психологических исследований

Литература

  1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Введение. М., 1997.
  2. Кольцова В.А. О целостном подходе в историко-психологическом исследовании // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. С. 131-137.
  3. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. История психологии: теоретические и методологические проблемы исследований // Современная психология. М., 1999. С. 578-590.
  4. Марцинковская Т.Д. История психология. Гл. 1. М., 2001.
  5. Методологические проблемы историко-психологического исследования. М., 2002.
  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 1-3. М., 1994.
  7. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Гл. 1, Введение. М., 1974.

Дополнительная литература

  1. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  2. Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы // Знание – сила. 1972. № 1. С. 55-58.
  3. Теплов Б.М. О некоторых общих вопросах разработки истории психологии // Б.М. Теплов. Избр. тр. М., 1985. С. 191-199.

Возникновение первой научной гипотезы о психике – психологии – как науке о душе. Этимология понятия «душа», причины его появления как отражение особенностей жизнедеятельности древнего человека. Понятие души в мифологии и философии. Особенности античной психологии, ее периодизация. Протофилософский этап развития античной психологической мысли (Фалес, Анаксимен, Анаксагор).
Возникновение первых психологических концепций, поиск субстанции души, объяснение ее функций и законов ее развития. Учение Гераклита – первая развернутая концепция души. Натурфилософская психологическая мысль как вид природоцентристского подхода в понимании человека и его души (ионийская и италийская школы, Эмпедокл, Анаксагор, Алкмеон, Гиппократ). Атомистическая концепция Демокрита, его психологические взгляды. Сократ и его учение о душе – начало новой антропоцентристской традиции в понимании человека. Принципы сократической беседы как средства познания нравственных определителей поведения и совершенствования человека. Этико-психологическое учение Платона и утверждение объективно-идеалистического подхода в психологии. Строение души, дуализм тела и души, чувственного и мыслительного в концепции Платона. Монистическое понимание соотношения души и тела в биопсихологии Аристотеля, функции души, проблемы психологии познания. Платон и Аристотель – истоки двух традиций в европейской психологической мысли.
История эллинистической психологии (перипатетики, эпикурейцы, стоики, платонизм). Психологические взгляды Галена. Лукреций Кар о строении души, дифференциации души и духа. Истоки интроспекционизма и проблемы рефлексии в трудах Плотина.
Психологические идеи в русле раннехристианской патристики. Проблемы волевой регуляции поведения, психологии познания и любви как мерила ценности личности в учении Августина. Общая характеристика античной психологии, ее роль и место в развитии мировой психологической мысли.

Основные термины и понятия

  1. Рационализм
  2. Мифологическое мышление
  3. Антропоморфизм
  4. Гилозоизм
  5. Анимизм
  6. Душа
  7. Натурфилософия
  8. Телеология

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Перечислите признаки (характеристики) мифологического мышления
  2. Каковы причины зарождения рациональной картины мира?
  3. Что характеризует рациональное мышление?
  4. Что характеризует Милетскую философскую школу?
  5. Расскажите о творчестве мыслителя, считающегося вершиной Милетской школы
  6. Что характеризует творчество Анаксагора?
  7. Укажите основные позиции учения Демокрита.
  8. Чем творчество Сократа важно для психологического знания?
  9. Чем характеризуются «идеи» Платона?
  10. Как Платон доказывал бессмертие души?
  11. Что привнес в развитие психологического знания Аристотель?
  12. Что доказывал Плотин (в области психологических идей)?

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...