Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Психологические воззрения в античную эпоху
Объект и предмет истории психологии, специфика предметной области истории психологии. Логико-научный, социо-культурный и личностно-биографический подходы в истории психологии. Системный подход как методологическая основа определения предмета истории психологии. Функции и задачи истории психологии. Место истории психологии в системе психологических дисциплин и ее связь с другими отраслями науки. Проблема периодизации в истории психологии. Основные этапы развития мирового и отечественного психологического знания. Общие закономерности развития психологических знаний. Исторические формы психологического знания: житейские представления о душе; мифология, религия и искусство как источники и формы развития психологического познания; научное психологическое знание: этапы эволюции и характер взаимодействия разных форм психологического познания. Факторы, определяющие возникновение и развитие научных психологических идей. Инварианты психологического знания – принципы, категории, проблемы. Основные принципы историко-психологического познания: принцип системности, принцип развития, принцип единства логического и исторического, принцип социально-культурной обусловленности развития психологического познания. Механический, биологический и психологический детерминизм. Источниковая база изучения истории психологии. Исторические источники и их классификация. Методы изучения истории психологии: метод логической поэтапной реконструкции, категориальный анализ, биографический метод, количественные наукометрические методы исследования. Современные тенденции и перспективы историко-психологических исследований.
Основные термины и понятия
- Психологическое знание
- Объект истории психологии
- Предмет истории психологии
- Методологический принцип
- Метод историко-психологического познания
- Психологическое познание
Контрольные вопросы для самопроверки
- В чем состоит отличие психологического знания от психологического познания?
- Какие формы существования психологического знания представлены в современном общественном и индивидуальном сознании?
- Укажите основные подходы в определении предмета истории науки
- Перечислите особенности предметной области истории психологии
- Опишите основные методологические принципы истории психологии
- Охарактеризуйте самостоятельные методы истории психологии
Тематика рефератов и/или курсовых работ
- Сравнительный анализ особенностей различных форм психологических знаний
- Медологические подходы в определении предмета истории науки: достоинства и недостатки
- Повышение объективности историко-психологического исследования: пути и способы
- Особенности применения метода планирования историко-психологического исследования
- Метод проблемологического анализа в изучении динамики психологического познания об индивидуальности человека
- Позитивные и негативные тенденции современного развития историко-психологических исследований
Литература
- Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Введение. М., 1997.
- Кольцова В.А. О целостном подходе в историко-психологическом исследовании // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. С. 131-137.
- Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. История психологии: теоретические и методологические проблемы исследований // Современная психология. М., 1999. С. 578-590.
- Марцинковская Т.Д. История психология. Гл. 1. М., 2001.
- Методологические проблемы историко-психологического исследования. М., 2002.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 1-3. М., 1994.
- Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Гл. 1, Введение. М., 1974.
Дополнительная литература
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
- Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы // Знание – сила. 1972. № 1. С. 55-58.
- Теплов Б.М. О некоторых общих вопросах разработки истории психологии // Б.М. Теплов. Избр. тр. М., 1985. С. 191-199.
Возникновение первой научной гипотезы о психике – психологии – как науке о душе. Этимология понятия «душа», причины его появления как отражение особенностей жизнедеятельности древнего человека. Понятие души в мифологии и философии. Особенности античной психологии, ее периодизация. Протофилософский этап развития античной психологической мысли (Фалес, Анаксимен, Анаксагор). Возникновение первых психологических концепций, поиск субстанции души, объяснение ее функций и законов ее развития. Учение Гераклита – первая развернутая концепция души. Натурфилософская психологическая мысль как вид природоцентристского подхода в понимании человека и его души (ионийская и италийская школы, Эмпедокл, Анаксагор, Алкмеон, Гиппократ). Атомистическая концепция Демокрита, его психологические взгляды. Сократ и его учение о душе – начало новой антропоцентристской традиции в понимании человека. Принципы сократической беседы как средства познания нравственных определителей поведения и совершенствования человека. Этико-психологическое учение Платона и утверждение объективно-идеалистического подхода в психологии. Строение души, дуализм тела и души, чувственного и мыслительного в концепции Платона. Монистическое понимание соотношения души и тела в биопсихологии Аристотеля, функции души, проблемы психологии познания. Платон и Аристотель – истоки двух традиций в европейской психологической мысли. История эллинистической психологии (перипатетики, эпикурейцы, стоики, платонизм). Психологические взгляды Галена. Лукреций Кар о строении души, дифференциации души и духа. Истоки интроспекционизма и проблемы рефлексии в трудах Плотина. Психологические идеи в русле раннехристианской патристики. Проблемы волевой регуляции поведения, психологии познания и любви как мерила ценности личности в учении Августина. Общая характеристика античной психологии, ее роль и место в развитии мировой психологической мысли.
Основные термины и понятия
- Рационализм
- Мифологическое мышление
- Антропоморфизм
- Гилозоизм
- Анимизм
- Душа
- Натурфилософия
- Телеология
Контрольные вопросы для самопроверки
- Перечислите признаки (характеристики) мифологического мышления
- Каковы причины зарождения рациональной картины мира?
- Что характеризует рациональное мышление?
- Что характеризует Милетскую философскую школу?
- Расскажите о творчестве мыслителя, считающегося вершиной Милетской школы
- Что характеризует творчество Анаксагора?
- Укажите основные позиции учения Демокрита.
- Чем творчество Сократа важно для психологического знания?
- Чем характеризуются «идеи» Платона?
- Как Платон доказывал бессмертие души?
- Что привнес в развитие психологического знания Аристотель?
- Что доказывал Плотин (в области психологических идей)?
|