Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эллинистическая психологическая мысль

В ходе завоевательных походов Александра Македонского (IV век до н. э.) возникла крупнейшая мировая монархия древности. Ее последующий распад открыл новый период в истории древнего мира - эллинистический - с характерным для него синтезом элементов культур Греции и стран Востока.
Положение личности в обществе коренным образом изменилось. Утрачивается связь человека с городом-полисом, исчезает понятие "гражданин", фиксировавшее позицию человека как активного социального существа, "политического субъекта"; оно заменяется понятием "подданный". Исчезает ощущение стабильности социальной жизни; человек оказывался перед лицом непредсказуемых грядущих катастроф. С огромной остротой человек осознает зыбкость своего существования в изменившемся мире. Эти сдвиги в реальном положении и в самоощущении личности наложили отпечаток на представления о ее душевной жизни.
Вера в могущество разума и в великие интеллектуальные достижения прежней эпохи ставились под сомнение. Возникает и становится популярной философия скептицизма, призывающая отказаться от суждений, касающихся окружающего мира в силу их недоказуемости, относительности. Подвергается сомнению значение интеллектуальных ценностей (Пиррон, конец IV в. до н.э.). Данная концепция отражала новое мироощущение человека кризисного общества и базировалась на представлении о том, что отказ от поисков истины позволит человеку обрести душевный покой, достичь состояния атараксии (от греческого слова, означающего отсутствие волнений).

· В период эллинизма психологическая мысль развивается в русле следующих направлений:

o перипатетики (развитие идей Аристотеля);

o стоицизма (развитие идей Гераклита);

o эпикуреизма (развитие концепции Демокрита);

o платонизма (развитие идей Платона);

o раннехристианской патристики.

Школа стоиков возникла в IV в. до н, э. Ее основатели - Зенон, Хризипп. Наибольшего развития стоицизм достиг в римский период (Сенека). Стоики рассматривали космос как состоящий из бесчисленных модификаций огненного воздуха - пневмы, разновидностью которой является душа. Согласно стоицизму, мировая пневма тождественна "божественному огню", иначе - Логосу или судьбе. Отсюда вытекает этический постулат стоиков - человек должен жить согласно Логосу, покориться судьбе.
Как и их предшественники в классической Греции, стоики возвеличивали разум, утверждали, что человек не достигает счастья из-за того, что не знает, в чем оно состоит. Они категорически отрицали роль и ценность аффективной сферы, видя в ней источник "порчи разума", поскольку аффекты возникают в результате "неправильной" деятельности ума. Удовольствие и страдание оценивались ими как ложные суждения о настоящем; желание и страх - как ложные суждения о будущем. Отсюда вывод: от аффектов следует лечить, как от болезней; от них надо решительно избавляться. Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений, способен правильно направлять и регулировать поведение.
Огромная популярность стоицизма в эллинистический период объяснялась особенностями времени: предчувствием грядущей гибели греко-римского общества, глубоким кризисом, переживаемым им, нестабильностью, шаткостью общественных основ. В стоицизме, призывавшем смело и мужественно смотреть в лицо судьбе, сколь бы горька и тяжела она ни была, люди обретали моральную поддержку.
Лидер другой популярной школы философии периода эллинизма Эпикур (конец IV в. до н.э.) опирался на атомистическое учение Демокрита. Однако в противовес Демокритову утверждению о неотвратимости движения атомов по законам, исключающим всякую случайность, Эпикур высказал идею, что атомы могут отклоняться от своих закономерных траекторий. Это позволило ему опровергнуть постулат о "жесткой" причинности, царящей в мире и в душе как разновидности атомов, и обосновать идею о самопроизвольности, спонтанности изменений, их случайном характере. Тем самым эпикуреизм отверг строгую предопределенность поступков, признал возможность самопроизвольных отклонений, заложенных в самой природе вещей, свободу выбора.
Вслед за Демокритом утверждалось, что живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте атомов, которые в момент смерти рассеиваются; а поэтому "смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, когда же смерть наступает, то нас уже нет".
Как и стоики, эпикурейцы размышляли о путях достижения независимости личности, обеспечения ее спокойствия. Такой путь они видели в самоустранении от всех общественных дел. Это, с их точки зрения, позволяет избежать огорчений, тревог, страхов и дает возможность испытать наслаждение, которое представляет собой отсутствие страдания.
Последователем Эпикура в Древнем Риме был Лукреций (I в. до н.э.). Лукреций критиковал пантеистические воззрения стоиков о "разлитом" в природе в форме пневмы разуме. Он считал, что реально существуют лишь атомы, движущиеся по законам механики, что в познании первичными являются ощущения, преобразуемые в более сложные образы, вплоть до разума.
В эллинистический период проводились исследования в области анатомии и физиологии. Так, александрийские врачи Герофил и Эразистрат, изучали строение организма, включая головной мозг. Ими было установлено различие между чувствительными и двигательными нервами.
Другим великим исследователем душевной жизни в ее связи с телесностью был древнеримский врач Гален (II в. н.э.). Он доказывает зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы. В его работах глубоко рассмотрены вопросы строения и функционирования мозга как центра "высшего сорта" пневмы - субстрата разума. Его учение считается вершиной психофизиологической античной мысли.
Вслед за Гиппократом Гален развил гуморальное учение о темпераментах как о пропорциях, в которых смешаны основные "соки" организма.
Большое внимание он уделял аффектам, утверждая, что первичным в аффективных состояниях является изменение в организме ("повышение сердечной теплоты"), психическая же составляющая (стремление) является вторичной.
Продолжателем учения Платона в период эллинизма был Плотин, доказывающий абсолютную нематериальность души и отвергающий телесность. В основе существования всего сущего он видел эманацию (истечение) божественного, духовного первоначала.
Что касается психологии, то в работах Плотина она обрела новое предметное содержание - стала наукой о "самосознании". Продолжая учение Платона, Плотин утверждал, что индивидуальная душа происходит от мировой души, к которой она и устремлена; вторая ее направленность ориентирована на чувственный мир. Эти два вектора активности души Плотин дополняет третьим - обращенностью души на себя, превращение в предмет изучения души ее собственной работы. По сути, Плотин первым приступает к исследованию рефлексии как важнейшего механизма сознательной деятельности человека. Особенность его подхода состоит в рассмотрении рефлексии как самодостаточной, не из чего не выводимой сущности. Такое понимание рефлексии стало впоследствии почвой формирования интроспективной психологии сознания.
Представителем раннехристианских учений, развивающихся в русле античного мира, был Августин (IV-V вв.). Он подчеркивал главенствующую роль души, которая, по его мнению, управляет телом. Особую роль в психическом мире человека он отводил воле, возвышая ее над разумом, став, таким образом, одним из основоположников античного волюнтаризма (от лат. "волюнтас" - воля).
Августин считал, что знания априорны, заложены в душе. Соответственно они не приобретаются в ходе опытного познания, а извлекается из души благодаря направленности воли. Основанием истинности знания служит внутренний опыт: душа устремляется в себя, стремясь познать собственную деятельность и заложенные в душе Божественные идеи.
Подводя итог, необходимо отметить, что труды древнегреческих мыслителей актуальны и значимы для современной психологической науки. В них определены основные линии, по которым осуществлялось последующее развитие психологии, ставятся и рассматриваются многие проблемы, составляющие и поныне предмет серьезных психологических исследований: психофизиологическая и психофизическая проблемы, вопросы индивидуальных различий, соотношение чувственного и рационального познания, структуры психики, ее функций, проблема характера (первый трактат на эту тему принадлежит греческому мыслителю Теофрасту).

 

Словарь терминов

1. Анимизм

2. Антропоморфизм

3. Гилозоизм

4. Душа

5. Мифологическое мышление

6. Натурфилософия

7. Рационализм

8. Телеология

 

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите признаки (характеристики) мифологического мышления

2. Каковы причины зарождения рациональной картины мира?

3. Что характеризует рациональное мышление?

4. Что характеризует Милетскую философскую школу?

5. Расскажите о творчестве мыслителя, считающегося вершиной Милетской школы

6. Что характеризует творчество Анаксагора?

7. Укажите основные позиции учения Демокрита.

8. Чем творчество Сократа важно для психологического знания?

9. Чем характеризуются "идеи" Платона?

10. Как Платон доказывал бессмертие души?

11. Что привнес в развитие психологического знания Аристотель?

12. Что доказывал Плотин (в области психологических идей)?

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...