Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Создание экспериментальной психофизиологииБурное развитие в XIX в. физиологии органов чувств привело к постановке вопроса относительно соотношения между собой основных факторов, детерминирующих восприятие - структуры органа и его упражняемости. Сформулирован он был, в первую очередь, в ходе исследования пространственного видения и звучал примерно так: "В своей основе пространственное видение является прирожденным или приобретается из жизненного опыта?" Были намечены два варианта его решения - с точки зрения нативизма и эмпиризма. Представители первого отстаивали природную обусловленность процесса видения, считали способность воспринимать пространство и время врожденной, а эмпирики доказывали, что этот процесс формируется в опыте, и способности возникают в результате упражнения. Эти дискуссии означали, что необходимо пересматривать само понятие о прирожденной организации. Эта работа и была проведена Германом Гельмгольцем (1821-1894), выдающимся немецким физиологом. Именно ему удалось принципиально перестроить физиологические представления исследователей. Как писал Сеченов: "Слава Гельмгольцу за его шаги в психологическую область, - из него выросла наиболее разработанная часть современной физиологической психологии". Центральное место в экспериментальных исследованиях Г. Гельмгольца занимали вопросы психофизиологии зрения и слуха. К изучению физиологии зрения Г. Гельмгольц приступает почти сразу же после своих известных опытов по измерению скорости проведения нервного возбуждения (1851). Уже в 1856 г. в свет выходит первый том его "Физиологической оптики". Последущие второй и третий тома выходят соответственно в 1860 и 1866 гг. С точки зрения психологии наибольший интерес представляют последние два тома, поскольку во втором томе подробнейшим образом излагается его трехкомпонентная теория цветового зрения, а третий том содержит широко известные общую эмпирическую теорию зрения, учение о "бессознательном выводе" и теорию об "ощущениях иннервации". С 1856 г. Г. Гельмгольц начинает заниматься и физиологической акустикой. В 1863 г. он публикует обобщающий труд, в котором приводит обширный материал по экспериментальному изучению тонального состава гласных звуков, тембра, комбинационных тонов, выдвигает учение о диссонансе и консонансе, излагает свою резонантную теорию слуха.
9.5. Оформление психологии как самостоятельной области научного знания Вторая половина XIX столетия - период выделения психологии из философии и естествознания, перехода ее на самостоятельный путь развитая, оформления психологии как экспериментальной науки. Преобразование психологии в самостоятельную экспериментальную дисциплину нашло свое выражение в разработке теоретических программ, открытии первых экспериментальных лабораторий в различных странах мира, образовании национальных психологических обществ, основании специальных журналов, организации всемирных психологических конгрессов, в проведении собственно психологических исследований и создании специальных приборов и экспериментальной техники. Как отмечает историк науки, "характерным изменением в общем миросозерцании, происшедшим в XIX веке, является постоянно прогрессирующее и теперь представляющееся принципиально законченным обособление психологии от философии. Это обособление было результатом быстрого упадка метафизического интереса и метафизического мышления… Лишившись, таким образом, общей основы, психология была уже не в состоянии оказать сопротивление вторжению естественно-научного метода…" (Виндельбанд В., 1997. С. 530).
Словарь терминов 1. Гомеостаз 2. Иррационализм 3. Локализационизм 4. Психофизика 5. Психофизиология 6. Эксперимент 7. Эмпириокритицизм
Вопросы для самопроверки 1. Какие задачи в области психологии позволяли решать достижения естественных наук второй половины XIXв.? 2. Укажите наиболее ярких представителей субъективно-идеалистической и диалектико-материалистической линий в области философии второй половины XIX в. 3. Кто, по мнению Конта, должен разрабытывать психологические проблемы? 4. Какую основную задачу решали революционные демократы? 5. Какие идеи относительно человека высказывал Герцен в своей работе "Письма о природе"? 6. Чем известен в науке Поль Брока? 7. В чем суть локализационного подхода к психическим функциям? 8. Какая идея лежит в основе концепции гомеостаза? 9. В чем значение учения Дарвина для психологии? 10. В чем суть основного психофизиологического закона?
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |