Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ведущие направления и формы участия психологов в деле защиты Отечества

· Многогранной и многоаспектной была деятельность советских психологов в годы Великой Отечественной войны:

o проведение научных исследований по оборонной тематике;

o работа в эвакогоспиталях (см. дополнительный материал 14.1) по восстановлению здоровья раненых бойцов;

o обеспечение психологической подготовки кадров для тыла и армии и учебно-воспитательного процесса;

o развертывание научно-просветительской, санитарно-гигиенической и профилактической работы;

o непосредственное участие в боевых операциях (в составе кадровых частей, народного ополчения, партизанских отрядов);

o строительство защитных сооружений; работа в тылу (на производстве, в сельском хозяйстве и практическом здравоохранении) (Кольцова В.А., Олейник Ю.Н.,1990. С. 23).

В первый же день войны была объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных 1905-1918 г. рождения. Многие психологи, в соответствии с этим, призывались в ряды действующей армии (в их числе были не только студенты и аспиранты, но и ученые, занимавшиеся самостоятельной научно-исследовательской работой). В числе психологов, которые с оружием в руках защищали родину, были: В.И. Абраменко, Г.М. Андреева, В.В. Богословский, А.И. Великороднова, А.В. Веденов, В.К. Гаврилов, А.И. Галактионов, М.В. Гамезо, А.Д. Глоточкин, М.Д. Громов, А.Я. Дудецкий, В.Я. Дымерский, М.И. Дьяченко, П.И. Зинченко, Ю.П. Зуев, Е.И. Игнатьев, В.И. Кауфман, В.И. Киреенко, Ю.И. Кириленко, С.М. Козловский, А.Г. Ковалев, В.И. Ковалев, В.Н. Колбановский, М.П. Коробейников, Н.И. Крылов, Е.С. Кузьмин, Ю.А. Кулагин, Н.Г. Левандовский, Г.Д. Луков, Н.Е. Малков, Н.С. Мансуров, Р.М. Мещерский, Е.А. Милерян, М.Ф. Морозов, М.М. Нудельман, В.В. Офицеров, А.М. Пашутин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Я.А. Пономарев, П.А. Просецкий, А.И. Раев, А.З. Редько, Т.А. Репина, М.С. Роговин, В.Ф. Рубахин, Ю.А. Самарин, И.Е. Синица, Е.Н. Соколов, А.В. Скрипченко, Б.С. Смирнов, А.А. Степанов, Л.М. Фридман, Б.И. Хотин, С.Н. Шабалин, Ф.Н. Шемякин, А.И. Щербаков, К.М. Шоломий, Д.Б. Эльконин, А.Р. Юсуп-заде, В.Н. Яцкевич и многие, многие другие.
Война есть война, и в условиях непосредственных боевых действий все равны - и интеллигент, и рабочий, и крестьянин. Каждый из них занимается тем, что в конкретный момент времени может приблизить победу над врагом. Поэтому на фронте далеко не всегда психологи занимались тем, что им было знакомо по роду своей профессиональной деятельности. Например, П.И. Зинченко, специалист по проблемам психологии памяти, в мае 1942 г. в письме к А.Н. Леонтьеву писал: "...Вот уже 7 месяцев, как я оторвался совершенно от прежнего круга дорогих для меня людей. Один только раз о психологах и психологии напомнило мне сообщение в печати о награждении С.Л. Рубинштейна Сталинской премией... Сейчас я в действующей армии, зам[еститель] командира саперной роты. Занимаюсь фортификацией и удивляюсь сам, что пока и это дело получается у меня неплохо" (Письма психологов..., 1995).
О сложностях фронтовой жизни свидетельствует письмо Г.Д. Лукова, впоследствии одного из ведущих специалистов в области военной психологии: "Воюю я... с первой половины июля 1941 года. Значит, считай, полтора года. За это время мне пришлось побывать на различных фронтах и входить в состав различных соединений. В течение этих полутора лет мне... пришлось увидеть жизнь с другой стороны. Вернее, не увидеть жизнь, а, будем говорить, делать жизнь. Я говорю делать потому, что в наших условиях малейшая надежда на авось, на самотек, может кончиться и обычно кончается безнадежно... Во время войны я только одну ночь спал в нижнем белье и на постели, покрытой простыней. Ведь я безвыходно в передовой части. За это время мне приходилось активно передвигаться (пешком до 80 километров в сутки) и не менее активно находиться в неподвижном состоянии (по несколько часов). Я пережил отступление и наступление. Под большой бомбежкой с воздуха был несколько раз, под артиллерийским обстрелом много раз, а под ружейно-пулеметным огнем еще больше. Три авиабомбы (в разное время) разорвались около меня в 18-15 метрах, на таком же расстоянии разорвалось штук 30 артиллерийских снарядов и сотни пуль чуть-чуть не задели меня (только один снайпер выпустил в меня 17 пуль и, все-таки, я обманул его). Случалось так, что я долго не ел, не спал и находился на холоде, в грязи, мок под дождем и жарился на солнце и в пыли. Мне приходилось и в атаку ходить, и под обстрелом противника читать лекции и доклады. Да, и я все еще жив. Это даже любопытно. Таких "стариков" у нас мало и мы друг друга хорошо знаем" (Письма психологов..., 1995). Поэтому неудивительно, что за годы войны советская психология понесла большие потери. Погибли или умерли (в блокадном Ленинграде): А.П. Болтунов, И.И. Волков, Н.К. Гусев, А.А. Дернова-Ярмоленко, Г. Лосев, П.С. Любимов, Ф.И. Музылев, Л.И. Шварц, С.Н. Шпильрейн, О. Эфрусси и многие другие.
Надо сказать, что военные воспоминания и фронтовые переживания были столь сильными, что запечатлевались в памяти ветеранов на долгие годы. Психолог Ф.Н. Шемякин, который начал свой боевой путь в годы войны в октябре 1941 г. в составе 60-й стрелковой дивизии, сформированной на основе дивизии Народного Ополчения Ленинского района г.Москвы, по просьбе историка психологии А.В. Ярмоленко подготовил очерки-воспоминания о своей деятельности на фронте: "Я пишу эти "Очерки" как загипнотизированный. Я не люблю вспоминать о войне и давно не обращался к воспоминаниям о том, что я в те времена делал. Когда же я начал писать эти "очерки", воспоминания встали передо мной как стена, или, вернее, -как лес, из которого я не могу выбраться... Сейчас я в таком состоянии, что отложил в сторону свою работу над книгой о мышлении. Ни о чем другом, кроме этих "очерков", думать не могу. Картины встают перед глазами так, как будто я их переживаю вот теперь..." (Я не люблю вспоминать..., 1995).
В воспоминаниях, опираясь на собственный опыт работы в военной разведке, он описывает психологические проблемы, возникающие в ситуации допроса. При этом, как отмечал сам автор, в основу писем им было положено понятие "контакта" допрашивающего с допрашиваемым: "Под "контактом" я подразумеваю такие отношения между ними, в которых устанавливается и установлено моральное превосходство допрашивающего над допрашиваемым. Иначе говоря, - это отношение, при котором допрашиваемый признал превосходство над собою личности допрашивающего". Определяя понятие контакта, Шемякин выступает против двух неправильных, с его точки зрения, методов ведения допроса: "силового" и "заискивающего". Он пишет: "Что представляет собою "силовой" допрос понятно, вероятно, без комментариев. "Заискивающий" допрос производил на меня тоже отвратительное впечатление. Как сейчас помню сцену, когда наш старший лейтенант хлопал по плечу немецкого ефрейтора, предлагал ему папиросы и наливал в стакан водку, а как будто между делом спрашивал: "А где стоят ваши минометы? Сколько их у вас осталось?" и т.д. Мой "метод контакта" приносил ощутимые результаты в ситуациях, когда, как казалось, от пленного невозможно было получить показания. Этим и вызвано было то, что я получил приказ изложить свой метод на бумаге. Кстати, чем интеллигентнее был пленный, тем безотказнее действовал "метод контакта" (Я не люблю вспоминать..., 1995).
Надо отметить, что многие психологи не подлежали всеобщей мобилизации или по возрасту, или в связи с наличием так называемой, брони (см. дополнительный материал 14.2), или по состоянию здоровья. Однако большинство из них стремилось попасть на фронт. Для этого они записывались добровольцами в народное ополчение (см. дополнительный материал 14.3), формирование которого началось в первые недели войны в Москве, Ленинграде и других городах страны. Впоследствии некоторые из ополченцев были отозваны с линии боев и ориентированы на решение задач, связанных с их профессиональными знаниями и на работы над оборонной тематикой. Так, к примеру, случилось с А.Н. Леонтьевым. В одном из писем друзьям в 1942 г. он писал: "Очень скоро я оказался в ополченческой части, в штабе полка, марширующего на запад. Перед событиями у Вязьмы меня и еще двух товарищей из профессуры штаб дивизии направил обратно в расположение военкомата" (Морозова Н.Г., 1983. С. 261).
Многие из психологов продолжали работу в учебных и воспитательных учреждениях или осваивали новые, практически важные профессии. Так, например, Г.Л. Соболев, автор труда о деятельности ленинградских ученых в годы войны, описывая события первой блокадной зимы 1941/42 гг., подчеркивал, что "работники Педагогического института им. Герцена, среди которых нужно в первую очередь назвать проф. В.И. Вернадского, С.Л. Рубинштейна и др., делали все возможное, чтобы жизнь в институте не замирала" (Соболев Г.Л., 1966. С. 94) (см. дополнительный материал 14.4). И жизнь продолжалась: в 1942/43 гг. в институте обучались 287 студентов и 26 аспирантов; в 1943/44 гг. - 811 студентов и 32 аспиранта, в том числе окончили институт в 1943 г. 79 студентов и 5 аспирантов, в 1944 г. - 120 студентов и 6 аспирантов (XXX лет Педагогического..., 1948) (см. дополнительный материал 14.5).
Известный психолог А.В. Ярмоленко, являясь помощником директора по научной части института слуха и речи в Ленинграде и окончив без отрыва от производства курсы медсестер при Дорожном комитете Красного Креста Октябрьской железной дороги 31 октября 1941 г., уже с ноября того же года работала медсестрой в эвакогоспитале. В ее архиве сохранилась выписка из журнала взысканий и поощрений, из которой следует, что только за период с 7 августа 1942 г. по 8 марта 1943 г. она дважды поощрялась командованием. Работа с ранеными занимала все время, о научной деятельности не могло быть и речи и лишь в конце войны удается хоть в какой-то мере вернуться к занятиям наукой. 25 октября 1943 г. А.В. Ярмоленко пишет своей подруге Р.А. Каничевой в Самарканд: "Вчера я сделала доклад о слухорефлекторных поражениях. После 2 лет 4 месяцев перерыва вернулась к научной тематике. Прошло хорошо. Просят повторить (Письмо А.В. Ярмоленко..., 25 октября 1943).
Детский психолог А.А. Люблинская в 1941-1943 гг. работала в одном из детских домов Петроградского района. В блокадных дневниках она так описывала типичный эпизод из своей жизни: "Темная январская ночь, крепкий мороз сковал даже воздух. В коридорах детского сада светится маленькая "коптилка". Я дежурю. Обхожу спальни. Ребятки спят одетые, на стульях у кроватей лежат наготове пальто, шапки, валенки. Выхожу на улицу. Ведь еще не поздно, только десять часов, а город спит... Нет, не все спят... Вот скрипит калитка, и две женщины приближаются к крыльцу: "Вот, деток к вам принесли". Бужу всех взрослых. Быстро подбираем для новичков белье. Разворачиваем тряпье, вытаскиваем детишек... Это желтые, иссушенные скелетики... Мы осторожно купаем их в тазу, переодеваем и, попоив кипятком, укладываем около плиты на раскладушках. Накормить их досыта и нечем, и нельзя. Даже обычная наша пища - слишком большая нагрузка для истощенного детского организма. Начинается осторожная, но упорная борьба за жизнь, которая едва теплится..." (Подвигу подобно, 1979).
Многие психологи, наряду с основной работой, занимались просветительской и пропагандистской работой. Свидетельством многообразия деятельности психологов в этом направлении являются строки из письма известного зоопсихолога Н.Н. Ладыгиной-Котс Г.С. Рогинскому от 20 сентября 1943 г.: "Кроме творческой научной работы все мы трое (я, муж и сын) отдавали много времени общественной деятельности, обслуживая раненых бойцов в подшефных госпиталях - Наркомпроса, Института Ленина и Дарвинского Музея. А.Ф. Котс (муж Надежды Николаевны, директор Дарвиновского музея - примеч. авторов) читал лекции на сопредельные ест[ественно].-научные и оборонные темы (за 2 года прочел их 600); сын, специализировавшийся последние 10 лет на кинематографии, показывал художественное кино на немом аппарате для лежачих раненых (провел за двухлетие 500 сеансов); я - была то в роли демонстратора выставок, то лектора по сравнительной психологии, то чтеца-автора стихотворений, посвященных награжденным героям и героиням фронта (находившимся на излечении в госпиталях), в дни календарных праздников. В апреле этого года в Музейном отделе Наркомпросса я читала доклад на тему "Биопсихология приматов - как база для критики фашистской теории расизма..." (Письмо Н.Н. Ладыгиной-Котс..., 1943).
Характерным свидетельством многогранной (научно-исследовательской и научно-практической) деятельности психологов в годы войны является отчет о работе за два первых года войны одного из лидеров советской психологии спорта А.Ц. Пуни (см. дополнительный материал 14.7).
Еще одной формой практического участия психологов в деле защиты Отечества являлась консультационная работа и проведение военно-врачебной экспертизы. Так, специалист по социальной психологии А.Л. Шнирман с 1941 г. являлся консультантом Наркома здравоохранения РСФСР, а специалист в области авиационной психологии и медицины К.К. Платонов с ноября 1943 г. выполнял обязанности председателя Военно-врачебной летной комиссии 16 Воздушной армии.
Безусловно, не прекращалась и научно-исследовательская и научно-практическая деятельность психологов. Несмотря на изменившиеся требования к научным разработкам, советские психологи сумели оперативно и эффективно перестроить свою деятельность. Этому способствовали: опора на богатый исторический опыт, накопленный русской психологией (см. дополнительный материал 14.6); активное использование результатов предвоенных исследований; осознание ответственности и высокая самоотдача психологов; уменьшение идеологического давления на науку.

 

14.3. Тематические планы научно-исследовательской и научно-практической работы психологических центров в годы войны

· 14.3.1. Деятельность психологических учреждений в системе здравоохранения

· 14.3.2. Деятельность психологических учреждений в системе образования и просвещения и Академии педагогических наук

· 14.3.3. Деятельность психологических учреждений в системе физической культуры и спорта и в региональных центрах

Безусловно, наиболее показательным и в наибольшей степени характеризующим развитие советской психологии в годы войны являются тематика и результаты научно -исследовательской деятельности и научно-практической работы. Как уже подчеркивалось, сразу после начала войны во многих научных, в том числе и психологических, центрах и учреждениях, состоялись собрания научных сотрудников и заседания Ученых советов (см. дополнительный материал 14.13), имевшие целью определить наиболее важные задачи, стоящие перед конкретными коллективами. Соответственно изменялась и тематика научно-исследовательской работы (НИР). К примеру, уже в первые дни войны решением ученого совета Всесоюзного института экспериментальной медицины (именно в этом институте группа психофизиологов под руководством П.К. Анохина работала над проблемой взаимовлияний центральной и периферической нервных систем) был изменен план НИР. Внимание ученых было сосредоточено на двух основных проблемах: на вопросах изучения "важных инфекций, могущих иметь распространение в условиях военного времени и на вопросах травматических поражений (ранений)" (Проппер-Гращенков Н., 1943. С. 87).
Какие же научные темы разрабатывались в годы войны в научных, образовательных и практических психологических центрах и учреждениях?

 

14.3.1. Деятельность психологических учреждений в системе здравоохранения

В конце 1941 г. Управление эвакогоспиталей Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС) утвердило план НИР в эвакогоспиталях на 1942 г. Всего было выделено 136 научных тем. Основная проблема научно-исследовательской деятельности эвакогоспиталей (входящих в систему ВЦСПС) - лечение военно-травматических повреждений. Этой основной оборонной проблеме было посвящено 90 процентов всей тематики плана. Что характерно, 36 научно-исследовательских тем (т.е. более 26 процентов от их общего числа) было посвящено лечению огнестрельных ранений черепа, мозга и периферической нервной системы, при этом данная тематика касалась в основном вопросов углубления и уточнения диагностики травм черепа и мозга и показаний к оперативному вмешательству при поражении периферической нервной системы (Хроника…, 1943. С. 60). Естественно, что в разработке этих тем важная роль принадлежала психологам.
Представляет интерес и план научно-исследовательской работы на 1942 г. эвакогоспиталей, входящих в систему подчинения Народному Комиссариату здравоохранения СССР, одобренный Ученым Медицинским Советом Наркомздрава СССР. Из более чем двух десятков тем две имеют непосредственное отношение к психологии и ориентированы на самое активное участие психологов. Первая из них - проблема профилактики раневых осложнений и лечение этих осложнений. Она включала такие темы, как лечебная физкультура, восстановительная гимнастика и физиотерапия. Основными исследовательскими задачами в данной проблемной области являлись: разработка предупредительных мероприятий и выработка наиболее эффектных методов лечения.

· Вторая проблема - нарушение психики при травматических поражениях головы, мозга. Она предусматривала работу по таким темам:

1. Методы экспертизы поражений центральной нервной системы и их лечение.

2. Отдаленные влияния контузий на психическую сферу больных и борьба с ними (О развертывании..., 1942. С. 52).

Необходимо отметить, что тематика по восстановлению боеспособности и трудоспособности раненых в ходе войны расширялась и конкретизировалась. При этом надо подчеркнуть рост удельного веса психологической (психолого-психиатрической, психоневрологической, психолого-педагогической, патопсихологической) тематики. В начале декабря 1943 г. состоялось заседание Президиума Ученого Совета Наркомздрава СССР совместно с Правлением Всесоюзного общества невропатологов и психиатров, на котором руководство этого общества отчитывалось о проделанной за два года войны работе и определяло перспективный план своей научной деятельности.

· И надо подчеркнуть, что подавляющая часть предложенных тем просто не могла быть решена без участия в них психологов:

o травмы центральной и периферической нервной системы (синдромы расстроенного сознания при коммоциях и контузиях, локальные и общемозговые симптомы в клинике травматических психозов и их динамика);

o инфекционные и токсические заболевания центральной и периферической нервной системы (клиника постоперационных психозов, эндогенные психозы);

o психогении военного времени (клиника, патогенез и классификация психогений, клиника, патогенез и лечение реактивных состояний, динамика различных форм психопатий);

o экспертиза нервных и душевных болезней (отграничение шизофрении от реактивных состояний, диагностика и экспертиза эпилепсий);

o терапия психических заболеваний, лечебная помощь инвалидам Отечественной войны (методы восстановительной терапии, профилактика инвалидности, экспертиза трудоспособности).

В соответствии с изменившимися на втором этапе войны задачами в число основных проблем научно-исследовательской работы в области здравоохранения на 1944 г., помимо традиционных для первых лет войны, включены такие как: психоневрологические принципы трудового обучения и трудоустройства нейроинвалидов, посттравматические психические изменения и трудоспособность больных при них и ряд других (Основные проблемы...,1944. С. 64-66). Это существенно расширяло возможности применения психологических знаний в реальной практической деятельности.

 

14.3.2. Деятельность психологических учреждений в системе образования и просвещения и Академии педагогических наук

Анализ психологической тематики научно-исследовательских работ, выполняемых в 1944 г. в различных психологических центрах, показывает, что тема воспитания личности бойца также занимала в ней важное место. Она включала следующие исследовательские проекты: "Активность личности" - Н.Б. Добрынин (Москва); "Воспитание воли " - К.Н. Корнилов (Москва); "Учение о характере" - Криштот (Махачкала); "Воспитание воли и характера бойца" - Н.Д. Левитов (Москва); "Воспитание бесстрашия и презрения к смерти" - Сетковский; "Среда и характер" - И.Б. Случевский (Уфа); "Основы психологической теории личности" - Н.А. Соколов (Орджоникидзе); "Воспитание героизма" - З.В. Столица (Москва); "Воспитание смелости" - М.П. Феофанов (Тулун); "Воспитание воинской инициативы и находчивости" - Н.П. Ферстер (Москва); "Воспитание бесстрашия" - Г.А. Фортунатов (Москва); "Воспитание решительности" - О.А. Чернышева (Москва); "Воспитание храбрости по Суворову " - К.А. Шерышев (Москва); "Воспитание воли" - В.А. Яковлев (Тамбов) и т.д. (см. об этом: Рыбников Н.А., 1944).
Уже этот перечень показывает, что в условиях войны основные направления исследовательской деятельности, ее тематика достаточно точно отражали объективный социальный запрос общества. Это выражалось в превалировании прикладных разработок, в преобладании исследований конкретно-эмпирического характера, в отсутствии абстрактных формулировок, в фокусированности проблемного поля исследования на наиболее важных, практически значимых проблемах психологии личности.
Важно познакомиться и с тематикой работ психологов в 1945 г., проводимых в учреждениях созданной в самом конце войны Академии педагогических наук. К числу основных направлений научно-исследовательских работ отнесены: содержание и методы умственного, нравственного и эстетического воспитания детей; изучение вопросов детской и педагогической психологии в связи с задачей улучшения качества обучения и воспитания в школе; разработка важнейших проблем теории и практики воспитания слепых, глухонемых, умственно отсталых детей, а также взрослых с черепно-мозговыми ранениями.

· Эти основные направления уточнялись и раскрывались в темах конкретных исследований. Вот их перечень (укажем лишь научно-исследовательские темы, имеющие явно выраженный психологический характер):

o "Роль мотивов деятельности ребенка в развитии его психики" (ответственный - проф. А.Н. Леонтьев),

o "Психологические особенности детей дошкольного возраста (интеллектуальные и сенсомоторные процессы)" (ответственный - проф. А.Н. Леонтьев),

o "Психологические особенности детей семилетнего возраста (половые различия, особенности чтения, письма, счета)" (ответственные - член-корреспондент АПН А.А. Смирнов и проф.А.Н. Леонтьев),

o "Развитие умственных процессов в условиях школьного обучения (процессы мышления)" (ответственные - член-корреспондент АПН А.А. Смирнов и проф. П.А. Шеварев),

o "Распределение внимания и его упражнение (объем и распределение внимания)" (ответственный - проф. Н.Д. Добрынин),

o "Психологические основы авторитета учителя как воспитателя" (ответственный - проф. Н.Д. Левитов),

o "Развитие сознания долга у школьников" (ответственная - М.Н. Волокитина), "История русской детской и педагогической психологии" (ответственный - проф. Н.А. Рыбников),

o "Психологические основы обучения военным специальностям (летное дело и радиосвязь)" (ответственные - проф. Т.Г. Егоров, Е.В. Гурьянов),

o "Психологические процессы при различных функциональных состояниях организма ( в условиях гиподинамического состояния организма: утомление, сонливость и методы стимуляции психических процессов в этих условиях)" (ответственный - проф. К.Х. Кекчеев),

o "Психические процессы при мозговых травмах (нарушения в понимании чтения, нарушения в процессах счета и решения задач, явления аграмматизма в учебной работе)" (ответственный - проф. А.Р. Лурия),

o "Сознание и деятельность (теоретическая разработка вопроса о формировании сознания в процессе деятельности и экспериментальное изучение осознания научных понятий и поэтических образов в процессе оперированиями ими)" (ответственный - член-корреспондент АН СССР С.Л. Рубинштейн),

o "Психология художественного творчества (творчество актера, музыканта-исполнителя, художника-живописца)" (ответственный - проф. Б.М. Теплов),

o "Педагогические и психофизиологические закономерности формирования и восстановления речи в случаях аномального развития и при черепно-мозговых ранениях" (ответственные - Л.В. Занков, проф. Н.А. Соколянский),

o "Психологические основы физического воспитания в общеобразовательной школе (психологический анализ и обоснование системы физических упражнений для детей школьного возраста)" (ответственный - П.А. Рудик),

o "Развитие детского изобразительного творчества" (ответственная - Г.В. Лабунская),

o "Воспитание сознания долга у детей старшего школьного возраста" (ответственный - Н.П. Щербов),

o "Воспитание мышления в процессе обучения (установление способов и особенностей работы по развитию мышления учащихся разных возрастов)" (ответственный - Б.П. Есипов).

Как мы видим, несмотря на то, что темы конкретизированы в соответствии с задачами народного образования, они носят достаточно широкий, общепсихологический характер. Более того, приведенный тематический план свидетельствует, что к 1945 г. психологи в своей исследовательской деятельности возвращаются к более или менее традиционной (гражданской) тематике.

 

14.3.3. Деятельность психологических учреждений в системе физической культуры и спорта и в региональных центрах

Третьим ведомством, в котором были представлены психологические центры (помимо системы Наркомздрава и системы Наркомпроса) был Комитет по физической культуре и спорту. В этом наркомате психологические исследования проводились в основном в Московском и Ленинградском институтах физической культуры.
Какие же разработки выполнялись в стенах этих институтов? П.А. Рудик (Московский институт физкультуры) в 1945 г. закончил изучение темы "Воля и ее воспитание". А.Ц. Пуни (Ленинградский институт физкультуры) -"Психологический анализ образования двигательного навыка", рассмотрев вопросы психологического анализа нарушения и восстановления спортивных навыков, взаимодействия навыков и профессионально-важных для спорта психо-физиологических качеств. Г.М. Гагаева и О.А. Черник (Московский институт физкультуры) исследовали вопросы о дидактических принципах наглядности и сознательности и их применении при обучении физическим упражнениям (Яблоновский И.М., 1946. С.120).
Необходимо отметить, что в годы войны разработка психологической проблематики осуществлялась не только в ведущих психологических учреждениях (которые располагались до эвакуации в Москве, Ленинграде, Харькове, Тбилиси и других крупных городах страны). Не менее активно велись психологические исследования и на кафедрах педагогических институтов многих периферийных (провинциальных) городов.
Естественно, что большинство научных тем, исследуемых в педагогических институтах, также были непосредственно связаны с задачами и спецификой войны. По некоторым данным, в 1942-1943 гг. эти темы составляли почти 30 процентов всей тематики научно-исследовательских работ кафедр. Вот некоторые из них: "Фашистская "теория" воспитания личности" (Северо-Осетинский пединститут), "Воля и характер в условиях Великой Отечественной войны" (Бурят-Монгольский пединститут; проблема воли также разрабатывалась в пединститутах Рязани, Тамбова, Благовещенска), "Интересы советских школьников в годы Отечественной войны" (Омский пединститут), "Психологические основы суворовского военного искусства" (Томский пединститут), "Динамика развития чувствительности глазомера" (Тульский пединститут), "Борьба с немецким идеализмом в русской психологии ХIХ века" (Чкаловский пединститут), "Психология технического изобретательства" (Кировский пединститут) и др. (Доброхотов С.П., 1944 .С. 48).
Таким образом, можно прийти к выводу, что тематика психологических исследований:
во-первых, имела четко выраженную военно-оборонную направленность (вне зависимости от ведомственной принадлежности психологических центров);
во-вторых, отличалась существенной динамикой в 1941-1945 гг. в соответствии с актуальными задачами военного времени.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...