Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Волонтерский отряд «Спорт без границ»




СОДЕРЖАНИЕ

Введение ____________________________________________________3

Волонтерский отряд «Спорт без границ» _________________________8

Оздоровительно-реабилитационный центр Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина «Параллель» _12

О Тамбовском учебном центре «Инваспортцентр» ________________14

Учебно-тренировочный центр детско-юношеской спортивно-адаптивной школы ___________________________________________16

Методика начального обучения плаванию глухих детей 6 -7 лет в Тамбове ____________________________________________________20

I Параспартакиада Тамбовской области _________________________26

II Параспартакиада Тамбовской области ________________________28

III Параспартакиада Тамбовской области ________________________29

Фестиваль адаптивного спорта 2012 ____________________________30

Плавание ___________________________________________________32

Теннис _____________________________________________________34

Вольная и греко-римская борьба _______________________________35

Соревнования по легкой атлетике_______________________________36

Мини-футбол _______________________________________________37

Пауэрлифтинг _______________________________________________38

Заключение _________________________________________________39

Список литературы __________________________________________41

 

 

Введение

 

Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно–оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Конечно, область применения ее — всеобъемлющая, особенно в нынешних условиях жизни, когда здоровье населения в целом и особенно молодежи ухудшается катастрофически. И не только в нашей области. Адаптивная физкультура уже получила широкое распространение во многих зарубежных странах. Хорошо подготовленных профессионалов в этой области ждут в поликлиниках и больницах, санаториях и домах отдыха, оздоровительных и реабилитационных центрах, в учебных заведениях, особенно специализированных, в спортивных коллективах.

Но главное, - адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество. Каким образом?

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

· осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;



· способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

· компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

· способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

· потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

· осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

· желание улучшать свои личностные качества;

· стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.

«Адаптивная» - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления – методологический фундамент адаптивной физической культуры.

Адаптивная физическая культура – самый молодой вид физической культуры. Причиной появления АФК стал ряд проблем в современном обществе. Первой проблемой явилось ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. В целом в России не менее 60 % обучающихся имеют нарушения здоровья, при этом около 2 % детей школьного возраста имеют инвалидность. По данным Минздравсоцразвития России, только 14 % обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше 40 % допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. Большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. Так, в настоящее время 85% граждан, в том числе 65 % детей, подростков и молодежи не занимаются систематически физической культурой и спортом.

В настоящее время адаптивная физическая культура – быстро развивающаяся в России область педагогической и социальной практики, ставящая перед собой такие важные задачи, как социализация и интеграция лиц с ограниченными возможностями, включая детей-инвалидов, в современное общество, повышение их реабилитационного потенциала и качества жизни.

С 2002 г. в регионе зарегистрировано Тамбовское территориальное отделение «Специальной Олимпиады России», председателем которого является ректор Тамбовского государственного университета им Г.Р.Державина профессор В.М. Юрьев. В 2003 г. в Институте физической культуры и спорта была открыта специальность «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», в настоящее время это одна из самых востребованных специальностей. Тамбовский государственный университет, являясь региональным социокультурным кластером региона, большое внимание уделяет развитию адаптивной физической культуры и адаптивного спорта как детского, так и взрослого населения Тамбовской области, все спортивные сооружения университета постоянно используются спортсменами адаптивного направления, ведется активная подготовка специалистов по АФК.

С 2008 г. на базе Тамбовской областной детско-юношеской спортивной школы открыто отделение адаптивного спорта, в группах которого занимаются дети-инвалиды, воспитанники школ-интернатов, при этом они демонстрируют неплохие спортивные результаты: 1-е место на международных соревнованиях по легкой атлетике в Йошкар-Оле в сентябре 2012 г., 1-е место на Чемпионате России по программам Специальной Олимпиады России по легкой атлетике в 2011 г., 3-е место на чемпионате России по баскетболу в 2009 г., 4-е место на чемпионате России по мини-футболу по спортивным программам Специальной Олимпиады в 2010 г. В 2011 г. на базе Управления по физической культуре, спорту и туризму Тамбовской области была создана «Детско-юношеская школа адаптивного спорта», которая в настоящее время активно работает. Институт физической культуры и туристической индустрии ТГУ имени Г.Р. Державина в настоящее время является ведущей образовательной структурой по проблемам адаптивного физкультурного образования в регионе. Помимо подготовки высококлассных специалистов по АФК ведется большая научно-методическая работа по данному направлению.

Большое значение придается волонтерской работе студентов специальности АФК, волонтерский отряд «Спорт без границ» принял участие в ряде социально значимых мероприятий российского и международного уровня по проблемам развития и реализации идей адаптивного спорта и Паралимпийского движения. Институт принимает активное участие в процессе дополнительного образование детей-инвалидов Тамбовской области с использованием средств адаптивной физической культуры и спорта, что позволяет создать наиболее благоприятные условия для целенаправленного формирования жизненной компетенции лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов (навыков пространственно-временной ориентировки, социально-бытовой ориентации, коммуникативной деятельности, самосознания и сознательной регуляции собственного поведения в социуме, социальной мобильности, навыков самообслуживания, жизненного и профессионального самоопределения, жизненного кругозора и др.).

Реализации потенциала дополнительного образования в области адаптивной физической культуры позволяет специалистам по АФК построить своеобразные «мостики» между массовым и специальным образованием (по всей «возрастной вертикали» этих видов образования), в значительно более короткие сроки (по сравнению с традиционным специальным образованием) добиться реальной интеграции занимающихся в социум, что способствует ускорению процесса модернизации системы специального образования и значительной социализации и интеграции детей с проблемами в состоянии здоровья и инвалидов в современное общество.

 

 

Плавание

10 апреля 2011 года спортсмены из региональных организаций Всероссийского общества глухих преодолевали водные дистанции в 50 (мужчины) и 25 (женщины) метров. Соревнования проводились по личному зачету.

У женщин победу праздновала Юлия Дорофешина. Ее мама – Наталья Дорофешина показала результат, позволивший ей занять третье место. Вклиниться между ними смогла Екатерина Губина.

На дистанции 50 метров среди мужчин в тройке призеров оказались Портнов Сергей, Бирюков Владимир и Корнейков Илья.

«Отмечу, что люди, имеющие какие-либо ограничения в здоровье, как правило, активно занимаются различными видами спорта. Один и тот же спортсмен выступает и по теннису, и по плаванию, и по шахматам. Екатерина Губина – одна из самых активных и постоянных участниц всевозможных соревнований.

Она заняла второе место в плавании, думаю девушка сможет неплохо проявить себя и в других видах. Соревнования позволяют проявить себя людям с ограниченными возможностями в любом возрасте. К примеру, Виктор Иванович Крюков из Рассказово 1934 г.р. среди спортсменов-инвалидов по зрению стал третьим», - прокомментировал специалист по адаптивному спорту управления по физической культуре, спорту и туризму области Михаил Бударин.

7 апреля 2012 года в бассейне «Дельфин» прошли соревнования по плаванию среди инвалидов по зрению.

Результаты соревнований шли в зачет II Спартакиады среди инвалидов по зрению. Соревнования лично-командные. Участие приняли представители Мичуринской местной организации ВОС, Тамбовской городской местной организации ВОС, Уваровской местной организации, Рассказовской местной организации ВОС, Сосновской местной организации ВОС, Жердевской местной организации ВОС, ООО «ТП «Металлист», ООО «Тамбовский трикотаж».

И женщины, и мужчины вышли на дистанции 25 метров вольным стилем. Спортсмены соревновались в двух категориях — с остатком зрения и без остатка зрения.

Среди спортсменов без остатка зрения 1 место заняли Селихов Андрей и Сажнова Елена, а среди спортсменов с остатком зрения Дремченко Федор и Солдатова Мария.

В командном зачете первое место за командой ООО «Тамбовский трикотаж», на втором и третьем — Мичуринская местная организация ВОС и ООО «ТП Металлист».

Плавание является вторым видом областной Спартакиады — 2012. Первые очки команды уже набрали в соревнованиях по лыжным гонкам, которые прошли в середине марта.

 

Теннис

26 марта 2011 года в Тамбове в ДЮСШ №2 прошли областные соревнования по настольному теннису среди инвалидов по слуху.

Порядка 20 спортсменов, имеющих инвалидность 1, 2 или 3 группы по слуху приняли участие в соревнованиях. Это представители регионального общества глухих из Тамбова, Мичуринска, воспитанники коррекционной школы-интерната д. Красненькое.

У мужчин призовые места распределились следующим образом:

- 1 место Сергей Лукаш (Мичуринск);

- 2 место Артем Дякин (Бокино);

- 3 место Арсений Шперлинг (Тамбов).

У женщин первое место заняла Виктория Лаушкина, второе и третье – Екатерина Губина и Надежда Просина. Все они – тамбовчанки.

«Теннис – вид спорта позволяющий заниматься людям, имеющим различные заболевания. Это приятное времяпровождения, а также занятие, положительно влияющее на физическое состояние и людей и взрослых. Обратим внимание на тот факт, что возраст сегодняшних участников неограничен – от 15 лет и старше. Для людей, имеющих инвалидность по слуху в любом возрасте важно принимать участие в спортивных мероприятиях и чувствовать себя значимым и нужным», - прокомментировал специалист по адаптивному спорту управления по физической культуре, спорту и туризму области Михаил Бударин.

 

 

Вольная и греко-римская борьба

С 3 по 8 октября 2011 года в Ереване проходил чемпионат Европы по вольной и греко-римской борьбе среди спортсменов-инвалидов по слуху. 5 октября в вечерней серии чемпионата тамбовчанин Евгений Желтухин одержал победу в весовой категории до 96 кг.

В столицу Армении съехались команды из 13 стран, которые представили сильнейших борцов этого стиля. Выступал 23-х летний тамбовский спортсмен на соревнованиях такого уровня впервые. Путевку на чемпионат Старого Света Евгений Желтухин заработал на чемпионате России, где он стал первым. Сильнейшим в нашей стране он становится второй год подряд.

Тренируется Е.Желтухин под руководством заслуженного тренера России Бориса Гафурова (СДЮСШОР №1). Отметим, что это уже пятый воспитанник Б.Гафурова, который завоевывает титул чемпиона Европы.

Тамбовские тренеры отмечают большой потенциал Евгения Желтухина, его отличные данные, и пока что не видят конкуренции в России в этом весе. Тренер Е.Желтухина шутит, что воспитанники тамбовской школы греко-римской борьбы «оккупировали» весовую категорию до 96 кг - вторым номером в национальной сборной является также тамбовчанин — Алексей Ментюков.

 

 

Мини-футбол

15 декабря в спортивном зале физкультурно-оздоровительного комплекса ТГУ им. Державина прошли областные соревнования по мини-футболу среди инвалидов по слуху.

Принимали участие команды — представители городских и местных организаций ВОГ. В составе каждой по 5 игроков. Допускались к участию спортсмены старше 18 лет.

Соревнования проводились с целью:

- привлечение людей с ограниченными возможностями в состоянии здоровья к систематическим занятиям спортом;

- организация досуга и пропаганды здорового образа жизни;

- профилактики и предупреждения правонарушений, наркомании и алкоголизма среди людей с ограниченными возможностями в состоянии здоровья;

- развитие и укрепление связей между людьми с ограниченными возможностями в состоянии здоровья.

Пауэрлифтинг

17 декабря 2011 в спортивном здании СДЮСШОР №1 прошел областной фестиваль по пауэрлифтингу среди спортсменов-инвалидов по зрению и с поражением опорно-двигательного аппарата.

Фестиваль по пауэрлифтингу среди спортсменов с ограниченными физическими возможностями проводился впервые. Участие приняли спортсмены из Тамбова, Рассказово, Сосновки, Стрельцов и Никифоровки. Силой померились около 50 представителей силового вида 1992 г.р. и старше. В программе соревнований:

- спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата - «жим штанги лежа»;

- спортсмены с нарушением зрения - «силовое троеборье».

Соревнования проводились в личном зачете в абсолютных весовых категориях с целью выявления сильнейших спортсменов-инвалидов области. Этот вид достаточно популярен не только в областном центре, но и в районах. Пауэрлифтингом наряду с представителями сильного пола занимаются и девушки. К примеру, прекрасно в прошедшем сезоне себя проявила Юлия Стрыгина — подопечная тренера СДЮСШОР №1 Сергея Иванова. Она завоевала «бронзу» на чемпионате России.

 

Заключение

Активизация работы с инвалидами в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.

Надо признать, что проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются медленно не только в Тамбовской области, но и в целом в стране. Основными причинами слабого развития физической культуры и спорта среди инвалидов является практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружении, недостаток оборудования и инвентаря, неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов во всех типах учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В Тамбовской области остро ощущается нехватка профессиональных кадров. Не выражена в достаточной степени потребность в физическом совершенствовании у самих инвалидов, что связано с отсутствием специализированной пропаганды, подвигающей их к занятиям физической культурой и спортом.

В сфере физической реабилитации инвалидов по-прежнему существует недооценка того обстоятельства, что физкультура и спорт гораздо более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей. Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой так остро необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни. Главной задачей все же остается вовлечение в интенсивные занятия спортом как можно большего числа инвалидов в целях использования физкультуры и спорта как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в полезном труде. Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными физическими возможностями.

 

Список литературы

1. Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов (Ред. и сост. В.С. Дмитриев, А.В. Сахно). Т I и II. - М.: МОГИФК, ВНИИФК, 1993

2. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры /Материалы к лекциям. - Л.: ВИФК, 2005

3. ДЕРЖАВИНСКИЙ ВЕСТНИК №9 ОКТЯБРЬ 2012

 

Интернет-источники

1. http://www.tambovorg.info/news/2012/07/18/1839.html

2. http://regnum.ru

3. http://student.tsutmb.ru/volonterskij-otryad-«sport-bez-granicz».html

4. http://www.hi-fi.ru/news/active/detail/492117

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ____________________________________________________3

Волонтерский отряд «Спорт без границ» _________________________8

Оздоровительно-реабилитационный центр Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина «Параллель» _12

О Тамбовском учебном центре «Инваспортцентр» ________________14

Учебно-тренировочный центр детско-юношеской спортивно-адаптивной школы ___________________________________________16

Методика начального обучения плаванию глухих детей 6 -7 лет в Тамбове ____________________________________________________20

I Параспартакиада Тамбовской области _________________________26

II Параспартакиада Тамбовской области ________________________28

III Параспартакиада Тамбовской области ________________________29

Фестиваль адаптивного спорта 2012 ____________________________30

Плавание ___________________________________________________32

Теннис _____________________________________________________34

Вольная и греко-римская борьба _______________________________35

Соревнования по легкой атлетике_______________________________36

Мини-футбол _______________________________________________37

Пауэрлифтинг _______________________________________________38

Заключение _________________________________________________39

Список литературы __________________________________________41

 

 

Введение

 

Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно–оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Конечно, область применения ее — всеобъемлющая, особенно в нынешних условиях жизни, когда здоровье населения в целом и особенно молодежи ухудшается катастрофически. И не только в нашей области. Адаптивная физкультура уже получила широкое распространение во многих зарубежных странах. Хорошо подготовленных профессионалов в этой области ждут в поликлиниках и больницах, санаториях и домах отдыха, оздоровительных и реабилитационных центрах, в учебных заведениях, особенно специализированных, в спортивных коллективах.

Но главное, - адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество. Каким образом?

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

· осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;

· способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

· компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

· способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

· потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

· осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

· желание улучшать свои личностные качества;

· стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.

«Адаптивная» - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления – методологический фундамент адаптивной физической культуры.

Адаптивная физическая культура – самый молодой вид физической культуры. Причиной появления АФК стал ряд проблем в современном обществе. Первой проблемой явилось ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. В целом в России не менее 60 % обучающихся имеют нарушения здоровья, при этом около 2 % детей школьного возраста имеют инвалидность. По данным Минздравсоцразвития России, только 14 % обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше 40 % допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. Большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. Так, в настоящее время 85% граждан, в том числе 65 % детей, подростков и молодежи не занимаются систематически физической культурой и спортом.

В настоящее время адаптивная физическая культура – быстро развивающаяся в России область педагогической и социальной практики, ставящая перед собой такие важные задачи, как социализация и интеграция лиц с ограниченными возможностями, включая детей-инвалидов, в современное общество, повышение их реабилитационного потенциала и качества жизни.

С 2002 г. в регионе зарегистрировано Тамбовское территориальное отделение «Специальной Олимпиады России», председателем которого является ректор Тамбовского государственного университета им Г.Р.Державина профессор В.М. Юрьев. В 2003 г. в Институте физической культуры и спорта была открыта специальность «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», в настоящее время это одна из самых востребованных специальностей. Тамбовский государственный университет, являясь региональным социокультурным кластером региона, большое внимание уделяет развитию адаптивной физической культуры и адаптивного спорта как детского, так и взрослого населения Тамбовской области, все спортивные сооружения университета постоянно используются спортсменами адаптивного направления, ведется активная подготовка специалистов по АФК.

С 2008 г. на базе Тамбовской областной детско-юношеской спортивной школы открыто отделение адаптивного спорта, в группах которого занимаются дети-инвалиды, воспитанники школ-интернатов, при этом они демонстрируют неплохие спортивные результаты: 1-е место на международных соревнованиях по легкой атлетике в Йошкар-Оле в сентябре 2012 г., 1-е место на Чемпионате России по программам Специальной Олимпиады России по легкой атлетике в 2011 г., 3-е место на чемпионате России по баскетболу в 2009 г., 4-е место на чемпионате России по мини-футболу по спортивным программам Специальной Олимпиады в 2010 г. В 2011 г. на базе Управления по физической культуре, спорту и туризму Тамбовской области была создана «Детско-юношеская школа адаптивного спорта», которая в настоящее время активно работает. Институт физической культуры и туристической индустрии ТГУ имени Г.Р. Державина в настоящее время является ведущей образовательной структурой по проблемам адаптивного физкультурного образования в регионе. Помимо подготовки высококлассных специалистов по АФК ведется большая научно-методическая работа по данному направлению.

Большое значение придается волонтерской работе студентов специальности АФК, волонтерский отряд «Спорт без границ» принял участие в ряде социально значимых мероприятий российского и международного уровня по проблемам развития и реализации идей адаптивного спорта и Паралимпийского движения. Институт принимает активное участие в процессе дополнительного образование детей-инвалидов Тамбовской области с использованием средств адаптивной физической культуры и спорта, что позволяет создать наиболее благоприятные условия для целенаправленного формирования жизненной компетенции лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов (навыков пространственно-временной ориентировки, социально-бытовой ориентации, коммуникативной деятельности, самосознания и сознательной регуляции собственного поведения в социуме, социальной мобильности, навыков самообслуживания, жизненного и профессионального самоопределения, жизненного кругозора и др.).

Реализации потенциала дополнительного образования в области адаптивной физической культуры позволяет специалистам по АФК построить своеобразные «мостики» между массовым и специальным образованием (по всей «возрастной вертикали» этих видов образования), в значительно более короткие сроки (по сравнению с традиционным специальным образованием) добиться реальной интеграции занимающихся в социум, что способствует ускорению процесса модернизации системы специального образования и значительной социализации и интеграции детей с проблемами в состоянии здоровья и инвалидов в современное общество.

 

 

Волонтерский отряд «Спорт без границ»

Рост инвалидности населения в большинстве стран мира, в том числе и в России, имеет устойчивую тенденцию. Это связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и другими причинами. Рост инвалидности обусловил необходимость создания специализированных программ комплексной реабилитации, с учетом новейших достижений мировой науки и практики.

Специфика средств оздоровительной и адаптивной физической культуры заключается в возможности комплексного воздействия на личность, на изменение поведения, на корректировку основных жизнеобеспечивающих систем (адаптивные физические нагрузки оздоровительного и закаливающего характера существенно изменяют психоэмоциональную, физическую и функциональную сферу), а также в удовлетворении естественных потребностей в физической активности, в самосовершенствовании, самоутверждении и самореализации детей, подростков и молодежи.

Целью адаптивного спорта инвалидов как вида адаптивной физической культуры является реализация способностей человека и сравнение их со способностями других людей, имеющих аналогичные проблемы состояния здоровья. Адаптивный спорт ориентирован на соревнование, на достижение максимальных результатов в избранной специализации – это главное отличие адаптивного спорта от всех остальных видов адаптивной физической культуры.

Волонтерский отряд «Спорт без границ» для работы с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями фактически работает с момента создания в университете оздоровительно-коррекционного центра в 1998 году. В 2005 году был участником фестиваля волонтерских отрядов в Москве. В настоящее время – лауреат областного конкурса «Года добрых дел», активно работает практически по всем социально значимым программам университета:

- оказывает активную помощь центру «Аппарель», дважды выезжал с инвалидами-опорниками в г. Москву на фестиваль «Воробьевы горы»-2011 и «Фестиваль спорта»-2011;

- принимал участие в подготовке паралимпийской команды области для участия в Паралимпийской спартакиаде Мытици-2011;

- постоянно участвует в мероприятиях университета: «Эстафета милосердия», «Кубок Писториуса», областная Спартакиада детей-инвалидов, социально значимых мероприятиях областного масштаба с участием инвалидов.

В 2011 году в университете силами кафедры адаптивной физической культуры и волонтерского отряда «Спорт без границ», при поддержке благотворительного фонда «Вместе», проходили мероприятия «Эстафеты милосердия» навстречу зимним паралимпийским играм-2014 года, включающие благотворительные акции для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, научную конференцию по этой проблематике, показательные выступления и спортивные соревнования. Наиболее значимым мероприятием в рамках «Эстафеты милосердия» был спортивный турнир на Кубок Оскара Писториуса, посвященный 17-летию Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина и 170-летию высшего образования на Тамбовщине.

Идея проведения турнира принадлежала В.М. Юрьеву – ректору Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, президенту благотворительного фонда «Вместе», предложившему посвятить их О. Писториусу – спортсмену, который нашел в себе силы бросить вызов профессиональным легкоатлетам, несмотря на ампутацию нижних конечностей.

В рамках турнира, организованного волонтерским отрядом «Спорт без границ», молодые спортсмены-инвалиды, занимающиеся паралимпийскими видами спорта, принимали участие в различных соревнованиях наравне со здоровыми спортсменами. Программа соревнований предусматривала состязания как в индивидуальных видах: дартс и армрестлинг, так и в командных видах спорта: футбол, баскетбол, волейбол. В состав команд входили как ведущие спортсмены области, так и люди с ограниченными возможностями. Все соревнования проводились по программе Паралимпийских игр. По итогам турнира лучшие спортсмены из числа паралимпийцев были награждены: Сергей Демин – Кубком Писториуса и Александр Беликов – Сертификатом на бесплатное зачисление на подготовительное отделение и льготы при зачислении в университет.

Основные направления деятельности волонтеров отряда «Спорт без границ», обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура и спорт»:

- социальная адаптация и социальная интеграция в современное общество различных возрастно-половых категорий инвалидов с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;

- обеспечение социальной адаптации и социальной интеграции различных возрастных категорий инвалидов в структуре коррекционных центров;

- создание условий, обеспечивающих эффективное использование адаптивной физической культуры и адаптивного спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в качестве средства оздоровления, улучшение физической подготовленности и физического развития, формирование здорового образа жизни, адаптация и социальная интеграция в общество инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;

- кураторство специализированных школ-интернатов Тамбовской области.

К основному результату деятельности волонтерского отряда «Спорт без границ» в рамках программы поддержки деятельности студенческих объединений следует отнести вовлечение студентов специальности АФК в работу с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями, практические шаги, направленные на социальную интеграцию в современное общество детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, полученные профессиональные компетенции обучающейся молодежи.

Эффективность выполнения мероприятий выражена соответствующими показателями: 53) количество членов студенческого волонтерского отряда «Спорт без границ»: 2012 год – 25, 2013 год – 50; 54) число социально-значимых мероприятий волонтерского отряда «Спорт без границ»: 2012 год – 5, 2013 год – 8; 55) число школ-интернатов, участников мероприятий волонтерского отряда «Спорт без границ»: 2012 год – 3, 2013 год – 3; 56) число детей-инвалидов, вовлеченных в мероприятия волонтерского отряда «Спорт без границ»: 2012 год – 50, 2013 год – 90.

Оздоровительно-реабилитационный центр Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина «Параллель»

Оздоровительно-реабилитационный центр Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина «Параллель» был торжественно открыт 12 декабря 2012 года в ДС «Антей». В своем обращении к собравшимся ректор ТГУ Владислав Юрьев отметил: «Владимир Путин и Дмитрий Медведев неоднократно подчеркивали, что инвалиды – полноправные члены нашего общества и повсеместно должны приниматься меры по их эффективной социализации». Создание подобного центра было одной из приоритетных целей ТГУ. Проблемами социализации лиц с ограниченными физическими возможностями Державинский университет занимается не первый год и достиг серьезных успехов в этом деле. Сегодня в Тамбовском государственном университете ведется серьезная научная работа в данном направлении, готовятся квалифицированные кадры, проходят обучение студенты с ограниченными физическими возможностями.

Центр «Параллель» оснащен реабилитационными пневматическими тренажерами, которые снабжены приставными сиденьями, что позволяет тренироваться, как инвалидам-колясочникам, так и людям, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата.

В тренажерном центре организована максимально доступная среда для людей с ограниченными возможностями: он оснащен специально оборудованными душевыми, туалетами и раздевалками в соответствии с требованиями для данной категории людей.

По словам пауэрлифтера Александра Беликова, новый тренажерный зал очень удобен для того, чтобы тренироваться в нем на коляске, есть тренажеры на все группы мышц и помощь ребят из волонтерского отряда ТГУ «Спорт без границ».

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28; просмотров: 298

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...