Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема координации в различных экономических системах

Анализ проблемы размещения благ выводит нас на проблему взаимодействия

экономических субъектов. После того, как каждый экономический субъект

оценил свои выгоды и затраты и сделал выбор, общество сталкивается с

необходимостью координации экономической деятельности отдельных субъектов,

которая включает в себя необходимость:

1) согласовать между собой решения производителей;

2) согласовать решения потребителей;

3) согласовать решения о производстве и потреблении в целом.

Эта необходимость порождается многими причинами, в том числе специализацией экономических субъектов на определенных видах экономической деятельности. В зависимости от того, как решается проблема размещения благ, а

следовательно, и координации экономической деятельности, различают определенные экономические системы. Очевидно, что характеризующие особенности данной экономической системы различия в способах размещения благ и координации экономической деятельности определяются различиями в регулирующих экономическое поведение институтах и институциональных структурах.

В административной системе косность патриархального общества отчасти

преодолевается разрывом однозначной связи экономического субъекта и норм

его поведения, хотя роль давления идеологии еще весьма велика. Правила и

параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ

определяются воздействием командующей подсистемы, которой является, прежде

всего, государство, какие бы различные формы оно ни принимало. Соответствие

поведения экономического субъекта управляющим воздействиям обеспечивается в

первую очередь внеэкономическими средствами, помимо идеологии включающими

аппарат принуждения.

Такая координация экономической деятельности

обеспечивает возможности значительного развития за счет соответствующего

изменения норм экономического поведения, а также концентрации ресурсов под

контролем управляющей подсистемы. Ее слабым местом является отсутствие

внутренних стимулов экономической активности у подчиняющихся внешним

командам и ограниченным ими в своих действиях экономических субъектов.

Поэтому периоды бурного, но недолгого развития чередуются в таких системах

с состояниями застоя и упадка.

В рыночной системе нормы экономического поведения формируются на основе

взаимодействия продавцов и покупателей. Это соединяет в себе, с одной

стороны, возможности экономического развития путем изменения параметров и

правил экономической деятельности в ходе сотрудничества и конкуренции, а с

другой стороны, возможности обеспечить индивидуальную заинтересованность

экономических субъектов в таком развитии при использовании института

частной собственности. При этом все экономические субъекты подчиняются

единым всеобщим правилам, ограничивающим свободу действий каждого обязательными для всех нормами права и границами его владения, но обеспечивающими значительное повышение самостоятельности и экономической активности. При этом с расширением индивидуальной свободы действий общая упорядоченность и регламентированность экономической деятельности существенно возрастает. Поэтому последствия неудачных экономических решений могут оказаться весьма суровыми.

Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и прежде всего система цен. В каждый данный момент времени все системы координации экономической деятельности сосуществуют в конкретных экономических системах, соединяясь в различных соотношениях. Как было показано, каждая система имеет свои выгоды и слабые стороны. В условиях рыночной системы затраты экономической деятельности, связанные в данном случае с осуществлением рыночных сделок, приобретают форму трансакционных издержек. В их состав входят издержки сбора и обработки информации, связанные с определением предмета сделки, получением ценовой и иной информации, определением своей позиции, поиска партнера, распространением информации о желании вступить в сделку; издержки проведения переговоров и принятия решения, в том числе выработки условий рыночного соглашения и его оформления в соответствующем юридическим нормам виде; издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта, такие как контроля за качеством и иными характеристиками предмета сделки, определения и защиты прав собственности (в том числе в судебном порядке), проверки и обеспечения соблюдения условий соглашения.

Затраты экономической деятельности, связанные с функционированием

административной системы, принимают вид административных издержек. К ним

относятся издержки информационного обеспечения (получения информации о

состоянии управляемых объектов и ее переработки); издержки подготовки

административных решений (выработки проектов решений, их согласования в

различных подразделениях административного аппарата, утверждения имеющими

право принятия решения); издержки исполнения (доведения принятых решений до

непосредственных исполнителей, обеспечения правовых условий выполнения,

включая распределение полномочий, контроля вышестоящих организаций,

функционирования системы стимулов и санкций).

Сопоставление уровней трансакционных и административных издержек определяет соотношение и границы действия рыночного и административного механизмов в данной конкретной экономической системе. Рынок обеспечивает наиболее экономное функционирование процесса координации, сводя одну из частей трансакционных издержек (на сбор информации) до минимума.

Проблема координации в рыночных условиях анализируется с помощью модели кругооборота и модели спроса и предложения. Модель кругооборота разделяет экономику на два сектора: домашние хозяйства и фирмы. Домашние хозяйства используют доходы, которые они получают от продажи своих ресурсов - труда, капитала и земли, для покупки товаров и услуг от фирм. Фирмы используют деньги, которые они получают от продажи товаров и услуг, для покупки ресурсов у домашних хозяйств. Именно домашние хозяйства решают, что потреблять, а следовательно – что производить. Эти решения должны послужить основой производственных планов фирм. Фирмы должны скоординировать свои решения по использованию ограниченных ресурсов.

В рыночной системе задачу координации решают два типа рынков: рынок

производственных ресурсов и рынок потребительских благ. Модель спроса и

предложения дает объяснение взаимодействия предпринимательского сектора и

сектора домашних хозяйств. Когда два сектора взаимодействуют по поводу

купли-продажи на товарном рынке, модель определяет цену и количество

продаваемых товаров. Когда они взаимодействуют по поводу купли-продажи на

рынке ресурсов, они определяют цену и количество ресурсов.

Заключение:

Хозяйственная жизнь человечества может быть устроена различным образом. Эти различия сильнее всего проявляются в способах принятия хозяйственных

решении и типе собственности на основные виды ресурсов. Человечеству

известны четыре типа экономических систем: традиционная, рыночная,

командная и смешанная.

Рыночная система система предполагает такое устройство экономической жизни общества, при котором все экономические ресурсы находятся в частной

собственности, а все решения принимаются на соответствующих рынках.

Деятельность этих рынков никем не ограничивается и не регулируется.

Командная система. Такая экономическая система предполагает ликвидацию

частной собственности на факторы производства и ее замену на

государственную собственность. Основные экономические вопросы решаются

государственными органами управления и реализуются с помощью обязательных

для исполнения распоряжений и планов. Для этого государство вынуждено

регулировать все аспекты экономической жизни общества, включая установление

цен и заработной платы. Плохое функционирование такой системы связано с

потерей интереса людей к труду и оценкой его результатов по формальным

критериям, которые могут не совпадать с реальными нуждами общества.

Смешанная экономическая система. Эта экономическая система предполагает

сочетание частной собственности на подавляющую часть экономических ресурсов

с ограниченной государственной собственностью. Государство участвует в

решении основных экономических вопросов не с помощью планов, а путем

централизации в своем распоряжении части экономических ресурсов. Эти

ресурсы распределяются таким образом, чтобы компенсировать некоторые

слабости рыночных механизмов.

Субъекты рынка.

Основные субъекты рынка — это люди (физические лица) и группы людей, специально созданные для совместного осуществления экономической деятельности. В современной экономике эти группы обычно принимают форму юридически оформленных организаций — фирм, корпораций и т. д. (юридических лиц). Субъектами рынка могут выступать и государственные предприятия, если государство установит для них такие правила, которые близки к условиям деятельности на рынке физических и юридических лиц.

Субъекты рынка свободно, опираясь на собственные решения и предпочтения, вступают друг с другом в экономические отношения, которые в экономической теории называют «контрактами». Контракты — это не только те письменные договоры, которые заключают между собой продавец и покупатель, а любые формы сотрудничества и соглашений между самостоятельными и независимыми участниками экономического процесса. Например, это купля-продажа, аренда, наем.

Объекты рынка.

Объекты рынка - специфические группы товаров или услуг, имеющие устойчивый спрос, стабильно поступающие на рынок и различающиеся по характеру, способу и целям потребителя. Это земля, средства производства, товары личного потребления, деньги, интеллектуальная собственность (проекты по строительству, реконструкции и т.п.), рабочая сила и т.п., все то, вокруг чего складываются отношения купли–продажи, идет борьба между производителями за внимание потребителей (покупателей) к их товарам и услугам, имеет место выявление цены в соответствии со спросом и предложением, конъюнктурой рынка в целом.

Домашние хозяйства.

Под домашним хозяйством понимают группу лиц или отдельное лицо, совместно принимающих экономические решения и ведущих совместный бюджет.

В системе финансово- хозяйственных отношений домохозяйства выполняют такие роли, как:

- покупатели товаров и услуг на рынке;

- работники, предоставляющие свой умственный и физический потенциал предприятиям, производящим различные товары и предлагающим услуги;

- инвесторы, вкладывающие свои сбережения в различные виды активов.

Ведение домашнего хозяйства в условиях рыночной экономики не представляется возможным без использования денежных средств и формирования специализированных фондов для различных целей домашних хозяйств, поскольку они являются одним из главных участников распределительных отношений, то есть финансовые отношения, возникающие при этом, являются полными и всесторонними. Но стоит отметить, то необходимо четко разделять денежные отношения и финансовые, поскольку домохозяйства участвуют и в тех и в других. При этом финансовыми считают отношения, возникающие между домохозяйствами и другими участниками экономической деятельности по поводу формирования и распределения фондов денежных средств для конкретных целей.

Домохозяйство – один из важнейших рыночных институтов. Роль домашних хозяйств в развитии рыночных отношений относительно велика и определяется следующими моментами:

Во-первых, домохозяйства обеспечивают необходимый уровень потребительского спроса, без которого невозможно функционирование рыночного механизма.

Во-вторых, сбережения домохозяйств являются источником накоплений и инвестиций, что очень важно в условиях развивающейся экономики.

В-третьих, домохозяйства – это субъекты предложения на рынке факторов производства (предпринимательской способности и труда).

В-четвёртых, именно домохозяйство – основа для формирования производства и реализации человеческого капитала.

В-пятых, возможность домохозяйств налаживать семейный бизнес способствует не только росту личного благосостояния, но и развитию рыночной экономики в целом.

Домохозяйства, как отмечалось ранее, является одним из основных участников финансовой системы и в совокупности с предприятиями перераспределяет финансовые потоки между остальными участниками. Таким образом, финансовые отношения возникают как между различными домашними хозяйствами, на внутреннем уровне, так и между домохозяйствами и прочими участниками финансовой системы, в ходе формирования этих самых фондов.

Стоит отметить, что внутри домашних хозяйств основные финансовые отношения возникают в основном при формировании семейного бюджета каждого отдельного домохозяйства, направленного на удовлетворение основных потребностей участников домохозяйства. Кроме того, существуют определенные сберегательные стратегии, связанные с инвестированием оставшихся после потребления денежных ресурсов.

Роль домашних хозяйств в финансовой системе страны зачастую остается недооцененной. А между тем, домохозяйства являются главными участниками распределительной функции финансов на последнем этапе, поскольку именно через домохозяйства происходит перераспределение финансовых потоков от предприятий, государства и сектора страхования

Кроме того, стоит отметить, что поскольку к участникам домохозяйств относятся и несовершеннолетние дети, а также не работающие по разным причинам участники, внутри домашнего хозяйства часть доходов приходится и на их долю в рамках распределительной функции.

Выполняя распределительную функцию, финансы домашних хозяйств обеспечивают непрерывность процесса воспроизводства рабочей силы как одного из производственных факторов материальными ресурсами. Реализуя данную функцию домашние хозяйства получают денежное вознаграждение, которое позволяет приобретать различные ресурсы, которые позволяют обеспечить каждого участника домохозяйства всем необходимым для жизни.

Объектом действия распределительной функции является располагаемый доход домашнего хозяйства — часть совокупного дохода, которая осталась в распоряжении домашнего хозяйства после выплаты налогов и других обязательных платежей.

Еще одна важная функция, которая реализуется домашним хозяйством в системе финансов- это контрольная функция. Поскольку домашнее хозяйство — это самостоятельный хозяйствующий субъект, то финансирование своей жизнедеятельности оно обеспечивает за счет получаемых доходов и поступлений. Поскольку домохозяйства, как все хозяйствующие субъекты, осуществляет свою деятельность в условиях рынка, то необходимо четко представлять, какие факторы могут оказать влияние на формирование доходов и поступлений для домохозяйств. А для этого необходимо осуществлять контроль за источниками доходов и поступлений, изыскивать возможности для их увеличения и рационального распределения.

Экономика домашнего хозяйства опирается на достаточно сложный и противоречивый комплекс отношений между его участниками. Эти отношения определены различиями в возрасте, чертах характера, привычках людей, неодинаковым уровнем их потребностей и доходов. Вместе с тем нормальное развитие домашнего хозяйства возможно лишь в том случае, если его участники находят взаимопонимание при принятии экономических решений. Согласование социально- экономических интересов разных участников домашнего хозяйства обеспечивается регулированием этих интересов, под которым подразумевается возможное изменение части располагаемого дохода, приходящегося на одного члена домашнего хозяйства. Следовательно, финансы домашнего хозяйства выполняют еще одну важную функцию - регулирующую, которая поддерживает сбалансированное развитие домашнего хозяйства как единого целого. Достигается это путем перераспределения финансовых ресурсов. Здесь присутствует один важный момент, который сводится к следующему: участники домашнего хозяйства осуществляют перераспределение своих доходов самостоятельно, без вмешательства государства.

Таким образом, финансы домохозяйств являются одним из важных элементов финансовой системы страны. Каждый из присутствующих элементов определенным образом влияет на процесс общественного воспроизводства и формирование ВВП.

Следовательно, особенности взаимодействия этих элементов сводится к следующему. Финансы организаций составляют основу финансовой системы страны, поскольку именно в этом секторе создается внутренний валовой продукт, который распределяется между всеми участниками финансовой системы. Через финансы государства происходит перераспределение денежных ресурсов между основными участниками финансовой системы, то есть предприятиями, домохозяйствами и страховым сектором.

Особенность финансов домашних хозяйств связана с тем, что эта сфера финансовых отношений, как отмечалось ранее, меньше всего регулируется государством.

Все элементы финансовой системы в той или иной мере контролируются государством. Наиболее жесткий контроль происходит на уровне государственных финансов- структура государственного бюджета является объектом строгого контроля государства. Процесс формирования денежных фондов предприятия также в некоторой степени определяется государством (требования к минимальному размеру уставного капитала, система налогообложения, регламентация порядка расчета амортизационных отчислений и некоторых других элементов себестоимости и проч.).

В то время, как домохозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования собственных денежных фондов, их структуре и целевом назначении, особенности их расходования.

Вместе с тем, государство может влиять через налоговую политику на величину реальных доходов домохозяйства, которые остаются в их распоряжении. Повышение ставок налогов, выплачиваемых физическими лицами, ведет к сокращению их реального дохода. Но, одновременно, финансовые ресурсы, поступающее от сбора налогов, направляются через госбюджет в непроизводственную сферу, в том числе: здравоохранения, образования, культуры и так далее, а также на выплату различных социальных трансфертов тем же домохозяйствам. То есть, общее благосостояние домашних хозяйств в результате этого также увеличивается.

Рис. 2.5. Взаимоотношения Домашних хозяйств и государства

Еще одна функция финансов домашних хозяйств, которая является очень важной для экономики страны – это инвестиционно-сберегательная. Суть данной функции сводится к тому, что домохозяйства часть своих денежных доходов, которые остаются после потребления могут откладывать в сберегательных или инвестиционных целях. Зачастую эти цели объединяются, поскольку домохозяйства, как рациональный хозяйствующий субъект, желают получать экономическую отдачу от инвестиционно-сберегательной деятельности. Поэтому данные средства могут инвестироваться в различные виды как реальных, так и финансовых активов с целью получения дополнительной прибыли. Соотношение доли потребления и сбережения домохозяйств отражается в системе национальных счетов (СНС), принятой в России с 1991 года.

Данное соотношение не является однозначным, поскольку сокращение доли потребления становится фактором, способствующим оттоку инвестиций в экономике. На это обращал внимание еще Дж.Кейнс, который выработал концепцию эффективного спроса, складывающегося из потребительского и инвестиционного компонентов. Сокращение потребительских расходов, какими бы факторами оно ни вызывалось, естественным образом сдерживает и развитие производства.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...