Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы развития адаптивного спорта инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в России




1-й ЭТАП

1945-1979

Лечебная физическая культура с использованием элементов спорта

1 г

2-й ЭТАП 1980-1995

Развитие и становление физкультурно-оздоровительного и спортивного движения

в стране, создание клубов, секций, центров. Возникновение федераций физической

культуры и спорта инвалидов на различных общественных уровнях. Организация

и проведение соревнований в городах, республиках в СССР, Российской Федерации.

Признание обществом и государством необходимости занятий адаптивным спортом.

Начало исследовательской работы, подготовки специалистов. Выход на

международную арену

Л I

3-й ЭТАП

1996 - настоящее время

Вступление в международное паралимпийское движение. Развитие

и совершенствование организационных, научно-методических, медицинских основ

адаптационного спорта, а также сопредельных с ними наук. Развитие теории

и методики адаптивной физической культуры

ством необходимости решения этих проблем, начало подготовки спе­циалистов, выход на международную арену;

3-й этап — с 1996 г. по настоящее время - развитие и совершенство­вание образовательных, организационных, научно-методических, ме­дицинских основ теории и методики адаптивной физической культуры во всем многообразии этого направления.

За всеми этими достижениями стоят люди, вложившие свои силы, эмоции, интеллект в пропаганду и организацию физкультурно-оздоро­вительного и спортивного движения инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в России. Это специалисты в области лечебной физической культуры, ученые, организаторы спортивного движения, врачи, журналисты: П.И. Белоусов, В.К Добровольский., В.И. Фила­тов, В.Н. Рыбаков, К.М. Болтушевич, В.П. Жиленкова, Е.С. Ульрих, С.А. Титова, Ю.М. Докиш, Ю.Н. Савченко, В.А. Епифанов, М. Айтсаам, Я. Илус, Л. Раускайте, Ф.О. Майер, В. Панов, О.Н. Горина, В.И. Кеб-гало, Д.ф. Мосунов, Н.А. Сладкова, А.Н. Ефименко, Л.Н. Селезнев, С.П. Евсеев и многие, многие другие.

Безусловно, необходимо отметить и огромный вклад в развитие адап­тивной физической культуры газеты «Русский инвалид» (Москва). Бла-


годаря ее сотрудникам и главному редактору Н.Н. Жукову инвалиды России имеют возможность своевременно получать профессиональные материалы о развитии и становлении этого движения в стране, за рубе­жом, итоги чемпионатов и первенств страны, Европы, мира, Пара-лимпийских игр, фестивалей, спартакиад. Печатался материал о веду­щих спортсменах и организациях.

За это время в стране выросла целая плеяда выдающихся спортсме­нов. Среди них: Бакаев Алик, Капура Алексей, Бестужев Сергей, Ши­лов Сергей, Терентьев Михаил, Мошкин Владимир, Лебединский Ан­дрей, Степанов Виктор, Герасимов Геннадий, Силачев Алексей, На­умов Владимир, Воронин Геннадий, Петров Юрий и многие другие.



Но самое важное - каждое новое соревнование приводит к откры­тию новых, молодых имен, коллективов, что дает уверенность в даль­нейшем поступательном развитии адаптивной физической культуры инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, можно сделать следующие обобщения:

1. Развитие и становление адаптивной физической культуры нача­
лось в период Второй мировой войны с введения в практику лечебной
физической культуры элементов спорта и длилось до 1979 г.

2. К настоящему времени определились этапы развития физкультур­
но-оздоровительного и спортивного движения инвалидов в России: ле­
чебная физическая культура на первом этапе развития послужила осно­
вой для перехода во второй этап — физическая культура и спорт инвали­
дов (1980-1995), а с 1996 г. произошел качественно новый этап - пере­
ход к адаптивной физической культуре, вобравшей в себя все передовое
и лучшее в методике и практике данного вида деятельности.

3. Особенностью третьего этапа — развития адаптивной физической
культуры (1996 г. по настоящее время) является то, что она объединяет
в себе несколько направлений: адаптивное физическое воспитание,
адаптивный спорт, адаптивную рекреацию и адаптивную двигательную
реабилитацию.

4. Основателем в развитии адаптивного спорта в стране среди инва-
лидов-ампутантов является ЛНИИ протезирования; что касается инва­
лидов с травмами и заболеваниями спинного мозга, то огромный вклад
внесен сестрорецким реабилитационным центром больницы № 40. На
ее базе в течение многих лет готовились инвалиды-спортсмены, гонщи­
ки высокого класса под руководством тренера С.А. Джумаева и врача -
канд. мед. наук Е.С. Ульрих.


ГЛАВА 9

ИСТОРИЯ АДАПТИВНОГО СПОРТА ДЛЯ ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ СЛУХА

Из всех компонентов (видов) адаптивной физической культуры для лиц с поражением слуха наиболее распространены адаптивное физи­ческое воспитание и адаптивный спорт. Поскольку история адаптивно­го физического воспитания достаточно хорошо освещена в коррекци-онной педагогике (дефектологии), здесь основное внимание будет уде­лено адаптивному спорту.

Адаптивным спортом занимаются пять основных категорий инва­лидов: лица с поражениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта, лица, перенесшие операции по поводу пересадки внутренних органов.

Из всех вышеупомянутых категорий наибольший опыт по организа­ции физкультурно-оздоровительной и спортивной работы имеют инва­лиды с поражением органов слуха.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время количество людей, страдающих умеренными, тяжелыми и глубо­кими нарушениями слуха в мире, достигает свыше 40 млн человек.

Физическая культура и спорт, как показал многолетний практичес­кий зарубежный и отечественный опыт, являются одним из основных способов их физической, психической и социальной реабилитации. Адап­тивный спорт возвращает людям уверенность в себе, самоуважение, интегрирует в общество.

Еще в 1914 г. в Москве были организованы спортивные секции для глухих по футболу, лыжам, конькам. Тогда же глухие спортсмены впер­вые приняли участие в календарных соревнованиях, которые проводи­ла Московская футбольная лига.

После 1917 г. там же началась подготовка кадров для работы с глухи­ми спортсменами при Главной военной школе физического воспитания.

Был открыт двухгодичный специальный класс, где обучались инва­лиды с поражением органов слуха.

По окончании обучения молодые специалисты были направлены инструкторами и тренерами для работы с этой категорией инвалидов в различные города России (Т.Н. Павлова, 1993).

Первые сведения о развитии физической культуры и спорта среди глухих в Санкт-Петербурге относятся к январю 1917 г., когда были сде­ланы первые пожертвования Петроградскому обществу глухонемых для спортивного кружка.

С созданием Всероссийского общества глухих в 1924 г. спортивно-оздоровительное движение среди лиц с нарушением слуха получает новое развитие. Вся работа проходит под началом спортивного отдела этой организации вплоть до 1992 г.

В 1924 г. выделяются специальные средства на развитие массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.


В 1926 г. по решению Моссовета и Центрального правления Всерос­сийского общества глухих (ЦП ВОГ) в Москве был открыт Централь­ный клуб физкультуры, при котором работали секции по футболу, хок­кею, лыжным гонкам, плаванию, велоспорту, теннису, волейболу, боксу, шахматам.

Первая Всероссийская спартакиада глухих была организована и про­ведена в 1932 г. по 6 видам спорта. С этого времени спортивные соревно­вания среди инвалидов по слуху в стране проводятся регулярно. Благо­даря большой финансовой поддержке со стороны государства в те годы спортивный отдел ЦП ВОГ проводит большое количество спортивных мероприятий как внутри страны, так и за рубежом.

После Второй мировой войны спортивные клубы глухих на местах проводят большую организационную работу для вовлечения глухих в занятия со спортивной направленностью. Особое внимание уделяется школьникам. Организуются первенства городов, областей, страны, спар­такиады, сдачи норм БГТО, ГТО.

В 1957 г. Всероссийское общество глухих вступает в Международный спортивный комитет глухих (ЦИСС), организованный 24 августа 1924 г. в Париже.

Основателем и первым Президентом Всемирного спортивного ко­митета глухих был француз Эжен Рубен-Алкайс. Благодаря его органи­зационным способностям и большому авторитету, при его непосред­ственном участии в Париже в тот же год были проведены первые Все­мирные игры глухих.

Э. Рубен-Алкайса называли «Кубертеном глухих» по аналогии с ле­гендарным Пьером де Кубертеном, возродившим современные Олим­пийские игры.

С 1924 г. по настоящее время в ЦИСС вступили 80 стран мира. Хро­ника Всемирных игр глухих представлена в табл. 1, 2.

Спортсмены СССР впервые приняли участие во Всемирных играх глухих в 1957 г., где 18 легкоатлетов завоевали 25 медалей. Эти соревно­вания стали началом успешного, победного шествия советского и рос­сийского спорта на мировой арене.

Участие в зимних Всемирных играх глухих началось с 1971 г., где также национальная сборная страны добивается высоких результатов.

Летние и зимние Всемирные игры глухих проходят под эгидой ЦИСС, который не входит в Международный паралимпийский коми­тет, а является присоединенным членом Международного олимпийс­кого комитета. Это постоянно действующий орган, его деятельность регламентируется международным правом.

В состав этой международной организации входят национальные спортивные, юридически самостоятельные организации глухих спорт­сменов, контролирующие спорт глухих в своих странах. Членом ЦИСС от отдельно взятой страны может быть только одна национальная орга­низация. Национальные спортивные организации ЦИСС, в свою оче­редь, объединены по географическому принципу. Таким образом, ЦИСС включает в себя: Европейскую спортивную организацию глухих, Пан­американскую спортивную конференцию глухих, Азиатско-Тихоокеан-


Таблица 1

Летние Всемирные игры глухих

 

№ п/п Место проведения Дата Кол-во стран Кол-во участников
I Париж (Франция) 10-17.08.1924
II Амстердам (Нидерланды) 18-26.08.1928
III Нюрнберг (Германия) 19-23.08.1931
IV Лондон (Англия) 17-24.08.1935
V Стокгольм (Швеция) 24-27.08.1939
VI Копенгаген (Дания) 12-16.08.1949
VII Брюссель (Бельгия) 15-19.08.1953
VIII Милан (Италия) 25-30.08.1957
IX Хельсинки (Финляндия) 6-10.08.1961
X Вашингтон (США) 27.06-03.07.1965
XI Белград (Югославия) 9-16.08.1969
XII Мальме (Швеция) 21-28.07.1973
XIII Бухарест (Румыния) 17-27.07.1977
XIV Кельн (ФРГ) 23.07-01.08.1981
XV Лос-Анджелес (США) 10-12.07.1985
XVI Крайстчерч (Н.Зел.) 7-17.01.1989
XVII София (Болгария) 24.07-2.08.1993
XVIII Копенгаген (Дания) 13-26.07.1997
XIX Рим (Италия) 22.02-1.08.2001
XX Мельбурн (Австралия) январь 2005    

Таблица 2

Зимние Всемирные игры глухих

 

№ п/п Место проведения Дата Кол-во стран Кол-во участников
I Зеефельд (Австрия) 26-30.01.1949
II Осло Норвегия 10-14.02.1953
III Обераммерг (ФРГ) 10-13.02.1955
IV Монтана (Швейцария) 27-31.01.1959
V Аре (Швеция) 11-16.03.1963
VI Беррхтесдаден (ФРГ) 20-24.02.1967
VII Адельбоден (Швейцария) 25-29.01.1971
VIII Лэйк Плэсид (США) 2-8.02.1975
IX Мерибель (Франция) 21-27.01.1979
X Мадонна (Италия) 16-23.01.1983
XI Осло (Норвегия) 7-14.02.1987
XII Банф (Канада) 2-9.03.1991
XIII Шлез (Финляндия) 13-19.03.1995
XIV Давос (Швейцария) 6-14.03.1999
XV Швеция 27.02-9.03.2003    

скую спортивную конференцию глухих и Спортивную конференцию глухих стран Африки. Кроме этого, 73 страны мира имеют в ней нацио­нальные спортивные представительства.


Систематически проводятся совещания, встречи, конгрессы. Пос­ледний из них состоялся в Риме (Италия) с 19 по 21 июля 2001 г. До открытия 37-го Конгресса ЦИСС состоялось техническое совещание делегатов стран - членов ЦИСС. На нем были обсуждены вопросы рег­ламента Конгресса, принятия и обсуждения предложений по улучше­нию работы ЦИСС, Конституции (Устава ЦИСС). Результатом этой работы стало утвержденное положение: прежде чем выдвигать кандида­туру своей страны на проведение Олимпиады глухих или чемпионат мира по отдельным видам спорта, заявитель должен заручиться поддер­жкой Правительства и реально оценить свои возможности. До проведе­ния Олимпиады обязательно проводить региональные соревнования, по результатам которым формируется состав участников Олимпиады. Окончательно был принят флаг ЦИСС, поднят статус «технического делегата» по виду спорта, расширены его руководящие функции в каче­стве «технического директора», установлен единый взнос за участие в Олимпиаде одного спортсмена или представителя.

Для поднятия статуса мировой системы спорта глухих было решено переименовать Всемирные игры глухих в Олимпиаду глухих.

В состав ЦИСС было принято еще 10 новых членов. Таким обра­зом, на 2001 г. в составе ЦИСС 83 страны пяти континентов мира (Б.П. Галченко, 2001).

Национальную сборную России на Конгрессе и на Олимпиаде глу­хих представлял президент Российского спортивного союза глухих (РССГ), заслуженный мастер спорта В.Н.Рухледев.

После распада СССР в России была сформирована и учреждена новая организация глухих спортсменов. 25 октября 1992 г. создается Рос­сийский спортивный союз глухих. Его девизом стало: «В спорте побеж­дает сильнейший, в дружбе побеждают все!»

С учреждением РССГ спортивное движение глухих выделяется в са-мостохггельное направление. Это способствовало улучшению качества ра­боты, развитию видов спорта. По статусу РССГ является общественной спортивной организацией инвалидов, входящей в состав Олимпийского и Паралимпийского комитетов России. Устав РССГ прошел экспертную апробацию в ЦИСС, получил положительную оценку и положен в ос­нову уставов спортивных организаций глухих многих стран СНГ.

Российский спортивный союз глухих ставит целью своей деятель­ности пропаганду здорового образа жизни, организацию и руководство спортивной работой среди глухих граждан Российской Федерации, со­действие социальной реабилитации инвалидов по слуху средствами физической культуры и спорта. Он осуществляет следующие задачи: проведение чемпионатов и спортивных мероприятий на территории РФ; подготовку судей и тренеров из числа глухих; социальную помощь вете­ранам спорта; развитие и углубление международных связей по линии ЦИСС, прямые контакты с другими национальными спортивными организациями глухих; учреждение клубов, федераций и других объе­динений по видам спорта; создание системы региональных объедине­ний глсухих спортсменов; разработку концепций государственной поли­тики в области спорта глухих и другие (В.Н. Рухледев, 2000).


Российский спортивный союз глухих ведет физкультурно-оздоро­вительную и спортивную работу с инвалидами по слуху по двум основ­ным направлениям:

— массовая физкультурно-оздоровительная работа;

- спорт высших достижений.

Работа по спорту высших достижений проводится через Центр РССГ по видам спорта, а по массовой физкультурно-оздоровительной работе -через региональные отделения РССГ, спортивные клубы и секции.

За прошедший период РССГ организовал и провел 95 чемпионатов страны по 20 видам спорта и 25 первенств РССГ по 12 видам спорта.

С 1957 по 1997 г. спортсмены с нарушением слуха на Всемирных иг­рах глухих завоевали 556 медалей, из них золотых - 231, серебряных — 165, бронзовых -160.

Участвуя в чемпионатах мира и Европы за период 1999-2000 гг., глухие спортсмены принесли стране 71 золотую, 66 серебряных и 51 бронзовую медали.

С 1971 г. сборная СССР стала принимать участие во Всемирных зим­них играх глухих. С этого года по 1999 г. сборная команда России являет­ся бессменным победителем в командном зачете.

Всего на восьми Всемирных зимних играх глухих наши спортсмены завоевали 26 золотых, 28 серебряных и 26 бронзовых медалей.

На последней Олимпиаде глухих в Риме (Италия, 2001) нацио­нальная сборная России заняла неофициальное 2-е место после США, завоевав 51 медаль (табл. 3, 4).

Победителями Олимпиады глухих 2001 г. стали: Гуськова В., Савчен­ко Е., Статкевич О. (Москва), Федорова О. (Казань) в плавании; Шми-гельская О., Зацепина Е., Алесин М. (Санкт-Петербург), Уханов П. (Ека­теринбург) в легкой атлетике; Кузнецов В. (Тамбов), Хаусов А. (Иркутск) в греко-римской борьбе; Дула О. (Москва), Тимирбулатова Е. (Омск), Филиппова Е. (Челябинск) в спортивном ориентировании.

На этой олимпиаде по решению Исполкома ЦИСС от России «луч­шим спортсменом XX века» был назван Валерий Рухледев — президент Российского спортивного союза глухих, заслуженный мастер спорта РФ.

Лучшим спортсменом 2000 г. признан Южанинов Виктор — лыж­ник, мастер спорта международного класса.

А на 112-й сессии МОК в Москве Хуан Антонио Самаранч, высоко оценив заслуги выдающихся спортсменов мира в развитии спорта и пропаганде дружбы между народами, наградил дипломами МОК Рух-ледева В., Френкеля Я., Дула О., Мизиренко В., Лукичева А.

Наряду со спортом высших достижений на протяжении многих десят­ков лет большое внимание уделяется развитию массовой физкультурно-оздоровительной работы с лицами, имеющими нарушения органов слуха.

По статистическим данным, физической культурой и спортом за­нимаются около 30% от общего числа членов Всероссийского общества глухих.

Большая организационная и практическая работа проводится в спортивных клубах глухих Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Нов­города, Екатеринбурга, Челябинска и других городов.

ИЗ



Большой вклад в развитие физкультурно-оздоровительного и спортивного движения глухих вносит Лечебно-восстановительный центр в Павловске (Санкт-Петербург), воспитанники которого не только принимают активное участие в мероприятиях города, но и входят в состав национальной сборной, успешно отстаивая спортивную славу России на чемпионатах и первенствах Европы, мира, Олимпиаде глу­хих. Ярким примером служит Елена Зацепина, четырехкратный победи­тель Олимпиады глухих, заслуженный мастер спорта, студентка заоч­ного отделения СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта.

Следует отметить, что российские спортсмены-инвалиды по слуху, занимаются 20 видами спорта согласно Перечню олимпийских видов спорта ЦИСС и списку видов спорта, рекомендованных для инвалидов по слуху Комитетом РФ по физической культуре, спорту и туризму (см. рисунок на с. 115).

Эти виды спорта полностью перенесены от здоровых людей и про­водятся по единым правилам (международным или правилам федера­ции по видам спорта).

В перечень этих видов входят: армрестлинг, баскетбол, борьба воль­ная, борьба греко-римская, бадминтон, боулинг, волейбол, велоспорт, водное поло, лыжные гонки, мини-футбол, настольный теннис, пла­вание, пулевая стрельба, легкая атлетика, спортивное ориентирование, теннис, футбол, хоккей, шахматы, шашки.

В системе Российского спортивного союза глухих работают центры в 47 региональных отделениях по всем культивируемым видам спорта.

В настоящее время в спортивном союзе глухих 5 заслуженных масте­ров спорта, 48 мастеров спорта международного класса, более 200 мас­теров спорта, более 500 кандидатов в мастера спорта, 2 заслуженных тренера СССР и 20 заслуженных тренеров РФ (В.Н. Рухледев, 2000).

При этом следует заметить, что до последнего времени результаты глухих спортсменов определялись по классификации здоровых людей.

25 октября 2001 г. состоялась учредительная конференция Сурд-олимпийского комитета России (СКР). Она рассмотрела и утвердила состав комитета. Президентом был избран директор Фонда поддержки инвалидов Н.С. Климов.

Таблица 3 Лучшие национальные сборные мира на Олимпиаде глухих в 2001 г.

 

 

 

Место Страна Медали
золото серебро бронза всего
I США
Россия
III Германия
IV Украина
V Иран
VI Япония
VII ЮАР
VIII Италия

 

Основные виды адаптивного спорта глухих


Таблица 4 Итоги выступления по видам спорта на Олимпиаде глухих в 2001 г.

 

№№ п/п Вид спорта 1-е место 2-е место 3-е место
Боулинг США Германия Норвегия
Велоспорт США Чехия Италия
3 Ориентирование Россия Литва Украина
Плавание (жен.) Россия Украина Германия
5 Плавание (муж.) Юж.Африка Германия США
6 Стрельба Германия Швеция Канада
1 Бадминтон Индия Корея  
Легкая атлетика (жен.) Чехия США Россия
Легкая атлетика (муж.) Италия Россия США
Борьба Иран Турция Россия
Настольный теннис Япония Украина Германия
  Командные виды спорта  
Баскетбол (муж.) США Словения Литва
Баскетбол (жен.) США Швеция Литва
Футбол Италия Германия Ирландия
Гандбол (муж.) Хорватия Югославия США
Волейбол (жен.) Япония США Украина
Водное поло Италия Венгрия Германия

_____________ Контрольные вопросы и задания____________

1. В каком году было создано Всероссийское общество глухих?

2. В каком году была проведена первая Всероссийская спартакиа­
да глухих?

3. Когда был создан Международный спортивный комитет глухих и
кто был первым его президентом?

4. В каком году Всероссийское общество глухих вступило в Между­
народный спортивный комитет глухих?

5. Когда спортсмены нашей страны впервые начали принимать уча­
стие во Всемирных летних и зимних играх глухих?

6. Основные результаты выступления российских спортсменов на
Олимпиаде глухих 2001 г. (Италия, Рим).

7. Перечислите наиболее выдающихся российских спортсменов-
глухих.

8. Какие олимпийские виды спорта для глухих вам известны?

9. Назовите виды спорта, не входящие в программу Олимпиады (Все­
мирных игр) глухих.

 

10. В каких видах спорта традиционно хорошо выступают глухие спорт­
смены нашей страны?

11. Кто является лучшим глухим спортсменом XX века от России?


ГЛАВА 10

ИСТОРИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

И АДАПТИВНОГО СПОРТА ДЛЯ ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Актуальность проблемы профилактики слепоты, физической и со­циальной реабилитации лиц с поражением органов зрения обусловлена высокой распространенностью среди населения России слепоты и ин­валидности вследствие зрительных расстройств и той огромной ролью, которую играет зрение в жизни человека.

За последние годы распространенность слепоты в мире возрастает, причем рост слабовидения опережает рост народонаселения и, по про­гнозам ВОЗ, к 2005 г. может увеличиться вдвое.

Активные занятия физическими упражнениями позволяют частично компенсировать отсутствие у слепых зрения благодаря значительному совершенствованию мышечно-двигательных ощущений и функций дру­гих анализаторов. Физическая культура и спорт, улучшая здоровье чело­века, одновременно способствуют исправлению и координации движе­ний, осанки, походки, развитию физических способностей, воспита­нию морально-волевых качеств, социализации и интеграции в общество.

Идея гармоничного и всестороннего развития незрячего человека была и остается чрезвычайно актуальной и современной.

За рубежом начинаются исследования особенностей развития лиц с поражением зрения. В передовых странах Европы открываются школы для слепых: в Париже (1784), Вене (1804), Дрездене (1804) и других городах.

Выходят работы ведущих специалистов, подчеркивающих необхо­димость и пользу общественно полезного труда.

Разрабатывая педагогические основы обучения и воспитания сле­пых детей, Пьер Биллей в своей книге «Педагогика слепых» отмечал, что главная цель воспитания - вырвать ребенка из власти слепоты. Важ­нейшими путями развития личности слепого наряду с образованием, трудовой подготовкой он считал физические упражнения, подвижные игры, умение ориентироваться в пространстве.

Известные зарубежные тифлопедагоги первой половины XIX века, такие, как В. Гаюи, Л. Брайль, И. Клейн, А. Цейн, К. Григори и Самуил Гоу, высказывали ряд интересных мыслей, идей, положивших начало активному использованию физических упражнений в жизни слепых.

Историческое воззрение на развитие физического образования сле­пых немыслимо без имени К.К. Грота. Первое небольшое училище для слепых открыл К.К. Грот в Петербурге в 1881 г. В России обучение сле­пых носило благотворительный характер, но училище слепых работало по учебному плану и программам. Курс предметов по объему соответ­ствовал двухклассным городским училищам. Кроме того, в число пред­метов включались пение и гимнастика.


«На гимнастику у слепых должны обращать самое серьезное внима­ние, как на один из важных предметов преподавания, которым улуч­шается мышечная деятельность и исправляются недостатки в движени­ях» (из записок С. Павловского — преподавателя Александро-Мариинс-кого училища слепых в Петербурге // газета «Слепец», 1893).

Прогрессивные тифлопедагоги того времени, в том числе и К.К. Грот, уделяли должное внимание гимнастике, подвижным играм, укреплению телесности слепых, а следовательно, и здоровья учащихся. Они считали необходимым пробудить в слепых охоту к движению. Учи­лища слепых имели задачу сделать слепого по возможности самостоя­тельным и полезным членом общества. Для этого, они считали, слепо­му необходимо дать: 1) физическое, умственное и нравственное разви­тие и 2) практические знания.

Большое внимание в деле физического воспитания слепых шведский ученый доктор Пикарь уделял их походке. Он писал: «Походка слепого, плохо приспособленная как для свободы движения самого слепого, так равно и для предохранения его от разных случайностей, которым он неизбежно подвергается через свою немощь, зачастую осложняется и другими недостатками: косолапостью и вывернутыми коленями, слабым и колеблющимся торсом и т. д.» (газета «Слепец», 1899). Он рекомендо­вал специально приспособленную гимнастику, которая предусматрива­ла исправить эти недостатки, сделать походку естественной и даже гра­циозной. Доктор Пикарь предлагал, искусно комбинируя движения, раз­вивать гибкость суставов, способствовать общему развитию мускулату­ры, правильной работе легких и сердца. Во всех градациях этого специ­ального обучения он требовал от ученика двигаться без посторонней помощи и лишь в крайнем случае прибегать к поддержке помощника.

Фридрих Фребель рассматривал слепого ребенка как цельное, не­раздельное существо, которое необходимо гармонически, всесторонне развивать. В основу воспитания и образования он ставил не только раз­витие физическое и умственное, но игры и занятия, воспитание и об­разование через ифу, предлагая детям воспроизвести разные роды дви­жений: работу кузнеца, строгание столяра, качание маятника, плава­ние и т.п. Фребель дает ребенку мяч, как первую игрушку. Упражнения с мячом состоят из очень простых приемов, предусматривающих разви­тие мышц кисти и пальцев.

Еще в 1819 г. учитель слепых Иоганн Вильгельм Клейн обратил внимание на то, что у слепых плохо развиты руки. Он писал: «Слепому руки заменяют глаза, поэтому слабо развитые руки большая помеха при обучении». В связи с этим он разработал прибор с целью укрепле­ния пальцев.

Тифлопедагогами, специалистами физического воспитания уделялось большое внимание телесным упражнениям, гимнастике со снарядами, гимнастике дыхания. Рекомендовались занятия на велосипеде, способ­ствующие развитию мускулов. Движение, по их мнению, возбуждает ап­петит, а вместе с ним является сила, энергия, умственное развитие.

П.Ф. Лесгафт, известный русский ученый, создатель теории физи­ческого образования, писал: «Физическое, умственное и нравственное


образование находятся в такой тесной и неразрывной связи между со­бой, что заниматься одним, оставляя без внимания другое, совершен­но невозможно» (Лесгафт П.Ф. Собр. соч. — М., 1954. Т.5). Профессор Лесгафт не обошел вниманием и систему физического образования сле­пых. Он читал лекции о физическом образовании слепых в пользу Ма-риинского Попечительства, председателем которого был К.К. Грот; орга­низовывал и проводил курсы по образовательной подготовке специа­листов, предполагающих работать со слепыми детьми; рекомендовал методику проведения занятий со слепыми. По мнению профессора П.Ф. Лесгафта, основное положение при физическом образовании то, что со всеми требуемыми действиями необходимо знакомить занимаю­щихся непременно по слову, а не по показанному. А со слепыми только таким образом, т.е. по слову, и возможно заниматься.

К.К. Грот понимал, что движение приносит слепым детям много пользы, развивает их телесность и укрепляет здоровье. В 1895 г. в саду Александро-Мариинского училища слепых появился новый источник удовольствия и забавы. К.К. Грот подарил детям «гигантские шаги», они оказались не только приятным, но и полезным подарком. Вокруг «гигантских шагов» в свобод­ное время непрерывно слышался смех, детские крики и постоянно летали детские фигурки с раскрасневшимися от быстрого движения и воздуха лицами. Так зарождалась адаптивная двигательная рекреация.

Мысли и идеи тифлопедагогов XIX века о значении физического воспитания слепых детей имеют свое отражение в работах тифлопедаго­гов последующего периода.

На втором Русском съезде по попечению о слепых и по предупрежде­нию слепоты поднимался вопрос о физическом воспитании слепых детей. Гимнастический зал в школах слепых считался так же необходимым, как и классная комната. Физические упражнения входят в план преподавания наравне с научными предметами и обучением мастерству. В тот период отмечалась деятельность А.И. Скребицкого, К.Ф. Лейко, М.И. Рейха.

В. Гандер в работе «Первоначальное воспитание и обучение слепых детей» (1934) описывал, что слепота прежде всего вызывает боязнь про­странства, ведет к ограничению движений и лишает такого мощного средства воспитания, как зрительное подражание. Устранение этих недо­статков он прежде всего видел в улучшении двигательной деятельности.

Значительный професс в развитии теории воспитания, в том числе и средствами физической культуры, был достигнут за годы советской власти. Научно-педагогическая деятельность Л.С. Выготского, А.А. Кро-гиуса, Б.И. Коваленко, М.И. Земцовой, А.И. Зотова, В.С. Сверлова, Л.Б. Самбикина оказала решающее влияние на развитие тифлопедагогики.

В научно-исследовательской работе таких ученых, как Н.Б. Кова­ленко, М.И. Земцова, Л.И. Солнцева, Б.П. Ермаков, В.А. Феоктистова, А.Г. Литвак, Б.В. Сермеев, Б.А. Кручинин, Л.Ф. Касаткин, Р.Н. Азарян и др., большое место отводилось проблемам физического воспитания сле­пых детей, ифам и пространственной ориентировке.

Большой вклад в теорию и практику физического воспитания детей с нарушениями зрения внесла научно-практическая деятельность заслужен­ного учителя РСФСР, учителя ленинфадской школы слепых и слабовидя-


щих детей Н.Н. Шеповальникова. Им была написана первая программа по физическому воспитанию учащихся школ для слепых детей (1948\

Развитие в нашей стране адаптивного спорта для незрячих самым тесным образом связано с созданием Всероссийского общества слепых (ВОС) в 1924 г. Физическая культура и спорт для лиц с поражением органов зрения получают новый, поступательный толчок к дальнейше­му развитию. Центральное Правление Всероссийского общества слепых (ЦП ВОС) взяло на себя все вопросы, связанные с организацией и пропагандой адаптивного спорта в России. В тот период эта обществен­ная организация имела достаточное финансирование для претворения этой идеи в жизнь.

По рекомендации спортивного отдела ЦП ВОС вводятся занятия по физическому воспитанию в специальных школах, создаются физкуль-турно-спортивные клубы и секции. Организуются и проводятся сорев­нования как внутри страны, так и за рубежом. Первые такие соревнова­ния среди юношей проходили в 1957 г. в Ленинграде, а взрослые спорт­смены-слепые приняли участие в международных соревнованиях в 1974 г. в Софии (Болгарии).

В мировом спортивном движении спортсмены-слепые начинают уча­ствовать только с 1976 г. в Торонто (Канада), а в паралимпийском национальная сборная СССР - с 1988 г. в Сеуле (Корея), где состоя­лись летние Паралимпийские игры. Следует отметить, что на этих соревнованиях от нашей страны приняли участие только спортсмены с поражением зрения, продемонстрировав высокое спортивное мастер­ство. Они завоевали 21 золотую, 19 серебряных и 15 бронзовых наград.

Этому успеху предшествовала большая кропотливая работа.

С 1958 г. национальная сборная СССР принимает участие в чемпи­онатах Европы и мира. На V чемпионате Европы в 1987 г. в Москве сборная СССР соревновалась с соперниками из 20 стран. Спортсмены-инвалиды нашей команды побили 13 мировых рекордов из 26 установ­ленных.

В 1996 г. на X летних Паралимпийских играх в Атланте (США) наци­ональную сборную России представляли спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата и с поражением зрения. Они завоевали 16 место среди 103 стран-участниц, завоевав 27 медалей: 9 золотых, 7 серебряных, 11 бронзовых. Это было первое выступление спортсме­нов России как суверенного государства.

На последних Паралимпийских играх в Сиднее (Австралия) 2000 г. сборная национальная страны заняла 14-е место из 125 команд, выиграв 35 медалей: 12 золотых, 11 серебряных и 12 бронзовых. Больших успехов добились незрячие спортсмены. Необходимо отметить выдающиеся дос­тижения Риммы Баталовой (тренер П.З. Буйлов), выигравшей 3 золотые медали в беге на 800, 1500 и 5000 метров, причем на последней дистан­ции она установила мировой рекорд — 17 минут 52,42 секунды!

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28; просмотров: 668

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...