Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ДЛЯ ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА




11.1. История адаптивного физического воспитания в нашей стране

Впервые исторический экскурс в становление адаптивного физи­ческого воспитания лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии был предметом исследования А.С. Самыличева, О.В. Яшина (2001).

На первом историческом этапе, названным ими «донаучным», здра­вый смысл был в основе практических действий по внедрению физи­ческой культуры для лиц с отклонениями в развитии интеллектуальной сферы, которых тогда называли дефективными. Начинателем этого был В.П. Кащенко (1912), который уделял большое внимание лечебно-оздоровительным мероприятиям (гимнастике, играм, массажу) при ра­боте в открытой им школе-санатории.

Ведущий отечественный дефектолог того времени А.Н. Граборов еще в 1920 г. выдвигал проблему вовлечения умственно отсталых детей в разнообразную деятельность, требующую затрат определенных мышеч­ных усилий.

В 1921 г. на Всероссийской конференции по борьбе с детской де­фективностью в числе вопросов, обсуждавшихся на ней, уже были воп­росы, посвященные физическому воспитанию таких детей.

В те годы особое значение во вспомогательной школе придавалось учебному предмету, называемому «психическая ортопедия» (это была система упражнений, способствующих коррекции психических недо­статков, в числе которых были движения для совершенствования мел­кой моторики (пальцев и кистей рук). Кроме того, в учебный план вспомогательной школы было включено наряду с уроками «жизневе-дения», рисования, пения, ручного труда и выполнение физических упражнений.

В годы Великой Отечественной войны во вспомогательных школах с 3-го по 6-й классы была введена военно-физкультурная подготовка, и многие выпускники этих школ сражались с оружием в руках с фаши­стскими захватчиками.

В те годы большое внимание вопросам физического воспитания уде­ляли Д.И. Азбукин (возглавлявший в течение ряда лет НИИ дефектоло­гии АПН СССР), А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев и другие дефектологи. Они отмечали тесную связь физического и трудового воспитания.

С 1960 г., когда продолжительность обучения во вспомогательной школе была увеличена до 8 лет, в учебный план таких школ введены уроки физического воспитания.


Начало второго этапа развития адаптивного физического воспитания лиц с поражением интеллекта, основанного на научных исследованиях, приходится на первые годы 60-х (А.С. Самыличев, О.В. Яшин, 2001).

Так, в 1962 г. Н.А. Козленке защитил диссертацию «Особенности двигательных нарушений у учащихся вспомогательной школы и кор­рекция их средствами физической культуры (на первоначальном этапе обучения)». Он один из первых начал исследовать двигательные способ­ности умственно отсталых детей. По его данным, дети-олигофрены зна­чительно отстают от учащихся массовой школы по всем показателям развития моторики, и особенно при выполнении заданий ча точность. Однако представители самой сильной части детей с поражением интел­лекта не отличались от учащихся массовой школы.



Однако чуть позже начался третий этап внедрения во вспомогательные школы «инвалидно-охранительного режима» на занятиях физическими упражнениями. На основании исследования моторики и физического раз­вития детей-олигофренов всячески подчеркивались особенности их двига­тельной сферы и вводились всевозможные запреты и ограничения.

В 1977 г. В.М. Мозговой, преодолев ограничения и запреты, стал изучать возможности усвоения учащимися вспомогательной школы слож­ных двигательных действий (опорные прыжки) на уроках физической культуры. Он показал, что одним из основных условий успешного овла­дения этими действиями является применение правильно разработан­ной системы специальных и подводящих упражнений, направленных в первую очередь на развитие двигательных качеств.

Благодаря усилиям профессора Б.В.Сермеева и его научной школы (Р.А. Белов, В.М. Туманцев, А.Н .Плешаков, А.С. Самыличев, Ю.И. Го-жев, А.Г. Хасин, А.А. Зеленое, А.А. Дмитриев и др.) в середине 70-х годов начался четвертый этап развития адаптивного физического вос­питания - этап акцентированного внимания на развитие двигательных качеств детей с нарушением интеллекта.

И, наконец, пятый этап— внедрение спортивной деятельности в жизни учащихся вспомогательной школы— начался в 90-х годах. Этот этап продолжается и до настоящего времени, когда адаптивное физи­ческое воспитание, адаптивный спорт, лечебная физическая культура являются важнейшими направлениями работы по комплексной реаби­литации и социальной интеграции лиц с поражением интеллекта.

Однако необходимо констатировать, что появление в нашей стране адаптивного спорта среди лиц с отклонениями в развитии интеллекту­альной сферы во многом было связано с быстрым развитием в мире, прежде всего в США, Специального олимпийского движения, заро­дившегося в 1963 г.

Первые публикации о спорте для лиц с отклонениями в развитии интеллекта, развивающемся в североамериканском обществе, вышли в свет в 1979 г. в журнале «Дефектология» (А.С. Самыличев, Н.С. Самыли­чев. «Об исследованиях в области физического воспитания умственно отсталых, проводимых в США и Канаде»).

В настоящее время вопросами организации адаптивного спорта лиц с нарушениями интеллекта, взаимодействия с международными струк-


турами по этому вопросу занимается «Специальная олимпиада России», президентом которой является А.В. Павлов.

Одна из ведущих отечественных программ по специальному олим­пийскому движению реализуется Специальным олимпийским комите­том Санкт-Петербурга (президент В.Л. Мутко, генеральный директор С.В. Гутников), который отметил в 2001 г. свое десятилетие. Отличитель­ными особенностями программы Специального олимпийского комите­та (СОК) Санкт-Петербурга являются:

- интеграция усилий государственных, общественных, коммерчес­
ких организаций на основе коллективного договора между СОК, коми­
тетами и департаментами администрации Санкт-Петербурга, курирую­
щими вопросы физической культуры и спорта, образования, социально­
го обеспечения, и учреждениями, находящимися в их ведении (детски­
ми домами-интернатами; специальными, коррекционными образователь­
ными учреждениями; учреждениями дополнительного образования физ-
культурно-спортивной направленности детей, психоневрологическими
интернатами и др.), а также учреждениями и организациями профессио­
нального образования и науки (СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, Институ­
том специальной педагогики и психологии Международного универси­
тета семьи и ребенка им. Р. Валленберга и др.), другими структурами;

- объединение программ специальной олимпиады и программ спе­
циального искусства (Спешиал Арт) в единую программу;

- большой охват занимающихся, как организованных в государствен­
ных структурах, так и обучающихся в домашних условиях.

11.2. История адаптивного спорта для лиц с отклонениями в развитии интеллекта

История адаптивного спорта для данной категории лиц, получив­шего свое развитие в рамках движения Спешиал Олимпикс, уходит своими корнями в 60-е годы, когда в июне 1963 г. Юнис Кеннеди Шрай-вер открыла в своем собственном доме в Мэриленде (США) летний лагерь для детей и взрослых с умственной отсталостью с целью изучить их физические способности к различным видам спорта.

Первый опыт показал, что людям, имеющим умственную отсталость, занятия физическими нагрузками приносят огромное удовольствие и очень сильный эмоциональный заряд бодрости. Первые официальные занятия показали, что физические возможности лиц с нарушением интеллекта безграничны. Это позволяет сделать вывод, что спорт стимулирует разви­тие личных качеств, которые приводят к освоению высоких спортивных результатов людьми с умственной отсталостью.

Но самый главный итог первых опытов внедрения в практику адап­тивного спорта состоял в том, что этот вид деятельности не только спо­собствует физическому развитию и совершенствованию занимающихся, но и позволяет им приобрести ценный социальный опыт: общения, вы­полнения различных ролей и функций, положительных эмоций.


Другими словами, адаптивный спорт для лиц с нарушениями ин­теллекта - это не только и даже не столько путь к их физическому совершенствованию, сколько эффективнейшее направление их социа­лизации, интеграции в общество здоровых людей, повышения уровня качества жизни.

Начиная с 1964 г. по всей Америке организуются сотни частных организаций, которые открывают летние лагеря по спортивной про­грамме для лиц с нарушением интеллекта. Эти программы финансиру­ются из специально созданного фонда «Фандейшн Кеннеди». Такие спортивные лагеря действуют в Америке и по сей день.

Понимая, что люди с умственной отсталостью нуждаются в более широких возможностях для достижения высоких спортивных результа­тов и участия в спортивных тренировках, Юнис Кеннеди Шрайвер орга­низует международное соревнование с 19 по 20 июня 1968 г. Это первые международные игры Спешиал Олимпикс на Солджер Фидд в Чикаго, где из 26 штатов Америки и Канады 1 000 спортсменов соревновались по легкой атлетике и плаванию.

Официальная регистрация Спешиал Олимпикс произошла в декабре 1968 г. Спешиал Олимпикс создана как недоходная благотворительная организация. Национальная ассоциация умственно отсталых граждан, Совет особенных детей и Американская ассоциация умственной непол­ноценности заявили о своей поддержке этому первому усилию, направ­ленному на обеспечение спортивной подготовки и организацию спортив­ных соревнований для людей с умственной отсталостью на основе олим­пийских традиций и в олимпийском духе.

Уже в январе 1970 г. все 50 штатов, округ Колумбия и Канада имеют программы Спешиал Олимпикс. 50 000 спортсменов постоянно начина­ют осваивать тренировки на местном уровне и участвовать в соревнова­ниях. До 1970 г. все соревнования проходили на территории Америки, и программа спортивной подготовки распространялась только на лиц с умственной отсталостью, проживающих в США и Канаде. В течение многих лет делались попытки распространения программы Спешиал Олимпикс на другие развитые страны. И только в июне 1970 г. были организованы международные соревнования в Париже, где приняли участие около 600 человек. Данные соревнования продемонстрировали, насколько программа Спешиал Олимпикс интересна для всех стран мира, и люди с данной патологией принимают ее, с удовольствием соревнуются и находят в этом много полезного. Методика проведения соревнований настолько благородна и уникальна, что правительство Франции приняло решение о создании подобной организации сразу же после первых соревнований.

Вторые международные игры Спешиал Олимпикс проходят в этом же 1970 г. в Чикаго, куда съезжаются около 2 000 спортсменов из всех штатов США, округа Колумбии, Канады, Франции и Пуэрто-Рико. Вторые игры достаточно ярко показали, как все общество заинтере­сованно откликается на проблемы данной категории лиц и с удо­вольствием добровольно оказывает огромную помощь и поддержку Спешиал Олимпикс. По окончании Вторых игр Спешиал Олимпикс


США поднимается на более высокую ступень развития, получая под­держку всех спортивных организаций и известных, популярных спорт­сменов.

В декабре 1971 г. Олимпийский комитет США официально признает Спешиал Олимпикс в качестве одной из двух организаций, которые имеют право использовать слово «олимпийский» в своем названии. Это событие придало движению новый виток в развитии. Во всех городах организуются отделения Спешиал Олимпикс, которые на научной ос­нове начинают строить спортивную и физкультурно-массовую работу со спортсменами с умственной отсталостью. В разработке спортивных программ, написании всевозможных материалов принимают участие ученые США. Вот поэтому Третьи международные игры Спешиал Олим­пикс проходят с 13 по 18 августа 1972 г. на территории Калифорнийско­го университета в Лос-Анджелесе с участием 2 500 спортсменов. С 1972 по 1975 гг. разрабатывается специальная программа по сбору средств и пропаганде Спешиал Олимпикс по всей стране.

В апреле 1973 г. телевизионная программа АВС передает в масштабе страны отрывок Третьих международных игр Спешиал Олимпикс в про­грамме «Спортивный мир». Затем, в декабре 1974 г., к сбору средств подключаются национальные баскетбольные ассоциации для совмест­ных действий в качестве спонсоров.

В марте 1975 г. в Америке происходит особое событие для Спешиал Олимпикс. Президент страны Джералд Форд вместе с известными людьми Америки Мохаммедом Али, Барбарой Стрэйзанд, Дэвидом Фростом и другими участвует в телевизионных передачах совместно с лучшими спортсменами Спешиал Олимпикс. Более 10 миллионов телезрителей увидели первую президентскую премьеру для Спешиал Олимпикс.

После этой передачи происходит удивительное событие, которое привлекает к этому благородному движению многих непрофессиональ­ных спортсменов. Они объединяются с одной целью — оказать содей­ствие и помощь в сборе средств для проведения IV Международных игр Спешиал Олимпикс. В этом же 1975 г., в апреле, организуется марафон­ский пробег длиной в 3 182 мили от Вашингтона до Лос-Анджелеса без остановок. В этом пробеге участвуют 3 182 спортсмена. На пути пробега к ним присоединялись сотни команд из школ, колледжей, всевозможных клубов по легкой атлетике, местных беговых ассоциаций и много доб­ровольцев. Этот пробег показал, насколько граждане Америки едины в общем порыве оказать помощь личным вкладом и выразить свою под­держку Спешиал Олимпикс.

С 7 по 11 августа 1975 г. на территории Центрального Мичиганского университета, штат Мичиган, проводятся IV Международные игры Спе­шиал Олимпикс. Огромное количество зрителей на трибунах. 3 200 спорт­сменов из десяти стран. Соревнования проводились по 8 видам спорта. Игры траслировались на всю страну по телевизионному каналу СВЕ в передаче «Спортивные представления». IV Игры вызвали особый инте­рес всей страны. Программа Спешиал Олимпикс считается особой, и к ней начинают проявлять интерес крупные фирмы и компании США. Начинается подготовка к I зимним играм.

5 1466


С 5 по 11 февраля 1977 г. в Стимбоут-Спрингз, штат Колорадо, кро-водятся Первые международные зимние игры Спешиал Олимпикс с участием более 500 спортсменов в соревнованиях по лыжным гонкам и конькам. Игры освещались по телевизионным каналам США.

В 1977 г. получают аккредитацию 19 стран мира для участия в Спе­циальных олимпийских играх. В сентябре 1977 г. принимается междуна­родная программа по футболу, где в качестве старших тренеров высту­пают великие футболисты Пеле и Кил Рот-младший.

В декабре 1978 г. траслируется вторая президентская премьера с уча­стием Христофора Рива, где 11 спортсменов Спешиал Олимпикс из рук президента получают награды «Дух Спешиал Олимпикс» за прояв­ление смелости, умения, щедрости и радости.

В июле 1979 г. в Америке выходит первая марка Спешиал Олим­пикс, которая была представлена на церемонии в Белом Доме.

V Международные летние игры с участием 3 500 спортсменов из 20 стран проходят с 8 по 13 августа 1979 г. на территории Университета штата Нью-Йорк в Брокспорте.

Вторые зимние международные игры Спешиал Олимпикс прохо­дят в штате Вермонт, с 8 по 13 марта 1981 г. 600 спортсменов борются за золотые медали по горным лыжам, конькам и в лыжных гонках. Глав­ным судьей соревнований был на этих Играх Эрик Хайден.

В июле 1981 г. вице-президент Джордж Буш устраивает в своем доме прием для 800 спортсменов Спешиал Олимпикс. Одновременно транс­лируется премьера фильма «Супермен-II» в Лондоне, Вашингтоне и Нью-Йорке для Спешиал Олимпикс, и собирается крупная сумма де­нег, которая переводится на счет Спешиал Олимпикс.

В этом же году международный штаб Спешиал Олимпикс совмест­но с директорами штатов и национальными директорами стран созда­ют программу сертификации тренеров Спешиал Олимпикс и руковод­ства по спортивным умениям для каждого официального вида спорта в Спешиал Олимпикс.

К декабрю 1982 г. в программу Спешиал Олимпикс включаются 50 стран мира. В 1983 г. на основании принятой программы сертификаты тренеров Спешиал Олимпикс получили 25 000 человек.

Третья президентская премьера для Спешиал Олимпикс представ­ляет «Супермен-Ш» с участием Христофора Рива в июне 1983 г. Прези­дент Рональд Рейган устраивает прием на лужайке Белого Дома спорт­сменам Спешиал Олимпикс, а через месяц, с 12 по 13 июля, они уча­ствуют в VI Международных играх. Игры проходят на территории Уни­верситета штата Луизиана в Брайтон Бич. 60 000 зрителей на открытии Игр, 4 000 спортсменов из 50 стран мира - это результат проделанной работы по организации Игр.

Через 2 года с 24 по 29 марта 1985 г. проходят III зимние Междуна­родные игры Спешиал Олимпикс с участием 800 спортсменов из 14 стран мира. Игры состоялись в Пар Сити, штат Юта. Событие, кото­рое состоялось в июне 1986 г., собирает миллион долларов для Спешиал Олимпикс: 14 тысяч американцев участвуют в факельном пробеге по 44 штатам.


В 1986 г. происходят два больших события для Спешиал Олимпикс. Первое — телекомпания НВЕ показывает передачу «Особая любовь» -ленту из двух частей про Спешиал Олимпикс. Второе - ООН объявляет 1986 г. международным годом Спешиал Олимпикс. В Нью-Йорке у зда­ния Организации Объединенных Наций проводится митинг с участием большого количества людей под девизом «Спешиал Олимпикс объеди­няет мир».

Многие телекомпании заявляют на всю страну о своем намерении транслировать полностью VII Игры. В июле 1987 г. организуется 26 000-мильный забег по внедрению закона относительно Спешиал Олимпикс, в котором участвуют более 30000 человек. Было собрано более 2 млн долларов.

4 700 спортсменов из 70 стран мира собираются на VII Международ­ные летние игры Спешиал Олимпикс, которые проходят с 31 июля по 8 августа 1987 г. Эти Игры стали самым крупным мероприятием, которые проводилось когда-либо для людей с физическими недостатками, и са­мым крупным мероприятием любительского спорта 1987 года. 50 милли­онов зрителей и 150 миллионов читателей узнали об этих Играх.

В 1988 г. штаб-квартира Спешиал Олимпикс празднует 20-ю годов­щину этой уникальной спортивной программы. 73 страны мира прини­мают участие в этом праздновании.

Особое место в истории развития Спешиал Олимпикс занимает исторический момент подписания соглашения Хуана Антонио Сама-ранча - президента Международного олимпийского комитета (МОК) с основателями Спешиал Олимпикс Саржент Шрайвер и Юнис Кен­неди Шрайвер. Исторический факт подписания соглашения обнародо­ван на XV зимних Олимпийских играх в Калгари 1 февраля 1988 г. Пре­зидент МОК официально утверждает и признает Спешиал Олимпикс и разрешает использовать слово «олимпийский» на международном уров­не при проведении Специальных Олимпийских игр.

В 1988 г. Международный комитет Спешиал Олимпикс определяет из пяти городов США Миннеаполис — город, в котором состоятся лет­ние игры 1991 г. В этом же году на постоянной конференции Спешиал Олимпикс в Рено, штат Невада, принимается новая программа Юни-файд Спорт (объединяющий спорт). Первыми видами спорта, включен­ными в эту программу, были бейсбол, волейбол, боулинг.

В состоявшихся в 1991 г. VIII Международных летних играх (в Сан-Поль, США, приняло участие 76 стран и 6 000 спортсменов.

Международные летние Игры 1996 г. в Нью-Хевене (США) собра­ли 7 200 участников из 144 стран мира.

Быстро прогрессирует движение Специальной олимпиады и в Ев­ропе - Европейские летние игры 2000 г., состоявшиеся в Гренингене (Голландия), приняли 51 страну и 2 000 специальных атлетов.

Таким образом, Специальная олимпиада, помогающая всем людям с умственной отсталостью в социальной адаптации и самореализации, создающая для них возможности добиться успеха как на спортивной аре­не, так и за ее пределами, является важнейшим социальным феноменом современности, олицетворяющим идеи справедливости и гуманизма.


:

Контрольные вопросы, и задания

1. Где и когда зародилось Специальное олимпийское движение?

2. Какова главная цель Специальной олимпиады?

3. Какая организация занимается программами Специальной олим­
пиады в Российской Федерации?

4. Каковы особенности работы Специального олимпийского коми­
тета Санкт-Петербурга?

5. Охарактеризуйте сходства и различия Специального олимпийс­
кого движения и паралимпийского движения.


Часть вторая

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТИВНОЙ

физической культуры


 



 


Раздел III

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ГЛАВА 12

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

И СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ

С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

(ВКЛЮЧАЯ ИНВАЛИДОВ)

12.1.Адаптивная физическая культура - составная часть комплексной реабилитации инвалидов

Комплексная реабилитация как процесс обеспечения готовности челбвека~с-отютоненйями в достоянии здоровья и инвалида к реализа­ции образа жизни,- который бы не вступал в противоречие с образом жТШи^доровых (нормально развивающихся) людей предполагает обя­зательное использование физических упражнений, адаптированных к конкретному заболеванию или дефекту двигательной активности.

Физическая реабилитация является базой, основой любого вида ре­абилитации (социально-трудовой, социально-бытовой, социально-куль­турной и др.) (см. главу 2). Это обусловлено тем, что человек представ­ляет собой неделимое единство биологического, психологического и социального, которые находятся в теснейшей взаимосвязи, взаимодей­ствии.

Очень образно об этом сказал А. Маслоу (1987), основной создатель гуманистической психологии: «... нет такой реальности, как потребность желудка или рта. Есть только потребность индивидуума. Именно Джон Смит хочет есть, не желудок Джона Смита. Далее, удовлетворение при­ходит ко всему индивидууму, а не к отдельным его частям. Пища удов­летворяет голод Джона Смита, а не голод его желудка — когда Джон Смит голоден, он голоден весь» (приводится по Д. Хьелл, Д. Зиглер, 1997).

Двигательная активность человека заложена в генах и связана с фун­даментальным свойством живого - биологической адаптацией к усло­виям жизни и сферы обитания. Однако современные условия жизни и трудовой деятельности свели практически к нулю двигательную актив­ность человека, создали ситуацию невостребованности его нормальных


кондиций. Гиподинамия и гипокинезия — непременные атрибуты совре­менной цивилизованной жизни — стали одним из главных факторов, обуславливающих ухудшение здоровья населения.

Снижение объема и интенсивности физической активности, низкий уровень затрат на мышечную работу, упрощение и обеднение двигательной деятельности человека приводят к негативным результатам в функциониро­вании как внутренних органов и систем человека, так и его психики.

И если здоровый человек снижает до недопустимого уровня свою двигательную активность, то в этом виноват только он сам. У инвалида дефицит движений, как правило, спровоцирован его заболеванием или дефектом. Действительно, отсутствие зрения, детский церебральный па­ралич, ампутации, нарушения интеллекта являются серьезнейшими пре­пятствиями для полноценной двигательной активности. Однако под­черкнем — препятствием, но не запретом, исключением.

Вина и ответственность за вынужденную гиподинамию и гипокине­зию детей-инвалидов, у которых естественная двигательная активность ограничена его дефектом и он нуждается в целенаправленной помощи и создании особых условий, полностью возлагаются на родителей, вра­чей, других вспомогающих специалистов, в том числе - по адаптивной физической культуре.

Взрослые инвалиды с сохранным интеллектом при должной тео­ретической подготовке и, главное, при желании могут сами организо­вать доступные формы двигательной активности (за исключением очень тяжелых случаев).

Однако проблема здесь состоит в том, что в массовом сознании и, к сожалению, в среде специалистов (медиков, психологов, представи­телей традиционной физической культуры и др.) укоренилось мнение о необходимости обязательного ограничения движений, двигательной активности практически при любом заболевании и дефекте, стереоти­пы веры только в фармакологические и другие медицинские средства и методы лечения и профилактики, во всемогущие добавки, стимулято­ры, активизаторы, сжигатели жира и т.д. и т.п.

Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным уровнем куль­туры общества и личности в области человековедения, его телесности и психики, а с другой - массированными рекламными акциями произ­водителей перечисленных товаров.

Коварство же дефицита движений состоит в том, что повседневные негативные морфофункциональные изменения (особенно на фоне ес­тественного развития, обусловленного генетической программой раз­вертывания жизненных процессов у детей и юношей и девушек) мало­заметны. Однако отрицательное кумулятивное воздействие приводит к следующим изменениям (В.С. Дмитриев и др., 1995):

—снижается функциональная активность органов и систем и нару­
шаются регуляторные механизмы;

—происходят атрофические и дегенеративные изменения опорно-
двигательного аппарата и в особенности его нервно-мышечного и кост­
ного компонентов;

—нарушаются обменные и снижаются катаболические процессы;


— уменьшается тренированность мышц (особенно таких крупных,
как мышцы живота, спины), что неблагоприятно отражается на функ­
циях кровообращения, пищеварения, дыхания;

- снижается сердечная деятельность, что приводит к деструктивным
изменениям по типу атрофии и уменьшению энергетического потенциала;

— уменьшается жизненная емкость легких и легочная вентиляция
как в покое, так и, особенно, при физической работе;

- резко ухудшается орто- и антиортостатическая устойчивость, что
является следствием расстройства рефлекторных механизмов, регули­
рующих тонус сосудов;

— нарушается терморегуляция и происходят другие негативные мор­
фофункциональные изменения в организме человека.

В обширной специальной литературе подробно рассматриваются и другие негативные изменения, происходящие в организме человека в связи с гиподинамией и гипокинезией, начиная с клеточного и закан­чивая организменным уровнем, подробно описываются так называе­мые моторно-висцеральные рефлексы и другие механизмы заболева­ний, основной причиной которых является малоподвижность. Однако значительно реже исследователи обращают внимание читателей на та­кой важный фактор, как недостаточный уровень двигательной актив­ности. Дефицит движений отрицательно сказывается на развертывании всех без исключения компонентов генетической программы развития и жизнедеятельности организма человека. То есть речь здесь идет не толь­ко о телесных (физических) характеристиках, но и об интеллектуаль­ных, эмоционально-волевых, познавательных и вообще духовно-пси­хических свойствах человека, его личностном развитии. Особенно это проявляется, если в ситуации вынужденной гиподинамии оказывается ребенок, который с помощью движений не только активизирует функ­ционирование, развитие и совершенствование всех своих органов и си­стем, но и познает окружающий его мир, формирует свои ощущения, восприятия, ориентировки, пространственно-временные шкалы, схе­му своего тела и т.д. и т.п., в том числе и эмоционально-волевую сферу. ~ ~Таким образом, одной из главных проблем в системе комплексной реабилитации больных и инвалидов практически любых нозологичес­ких групп является «борьба» с последствиями вынужденной малопод­вижности, активизация деятельности всех сохранных функций и сис­тем организма человека, профилактика огромного количества болез­ней, зарождающихся в результате гиподинамии и гипокинезии.

И именно эту проблему в первую очередь должна решать адаптив­ная физическая культура (физическая реабилитация, адаптивная двига­тельная рекреация, адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт и другие ее компоненты).

Подчеркнем еще раз, что практически не существует видов заболе­ваний (за исключением острых стадий), при которых средства и методы адаптивной физической культуры не оказались бы полезными. Эффект от них будет зависеть от правильного подбора упражнений, определе­ния нужной интенсивности и дозировки их выполнения, интервалов отдыха и других факторов.


Второй по значимости проблемой, которую целесообразно решать с помощью технологий адаптивной физической культуры в процессе комплексной реабилитации инвалидов, является проблема преодоле­ния психологических комплексов неполноценности (чувства эмоцио­нальной обиды, отчужденности, пассивности, повышенной тревоги, потерянной уверенности в себе и др.) или, наоборот, завышения своей оценки (эгоцентризма, агрессивности и др.).

Для решения отмеченной проблемы могут с успехом применяться различные варианты креативных (художественно-музыкальных) теле­сно-ориентированных практик: психосоматическая саморегуляция, рит­мопластика, танцтерапия и др. Хорошо влияет на эмоционально-воле­вую сферу занимающихся игровая и соревновательная деятельность, сюжетно-ролевые способы выполнения двигательных заданий. *

/ Третьей проблемой, решаемой в системе комплексной реабилита­ции инвалидов за счет использования средств и методов адаптивной физической культуры, является коррекция основного дефекта.

Существует большое количество различных авторских методик кор­рекции с помощью физических упражнений, выполняемых совместно с психорегулирующими тренингами и заданиями, последствий детско­го церебрального паралича, нарушений зрения, речи, интеллекта, эмо­ционально-волевой сферы, травм спинного мозга, соматических и це­лого ряда других заболеваний.

Однако эти методики настороженно воспринимаются традицион­ной медициной, представителями специального образования.

Следующая, четвертая проблема комплексной реабилитации инва­лидов, решение которой может быть осуществлено специалистами по адаптивной физической культуре, представляет собой необходимость осваивать новые двигательные умения и навыки, обусловленные по­требностью человека компенсировать дефект, не поддающийся коррек­ции или восстановлению.

В адаптивной физической культуре разработаны средства и методы освоения двигательных действий, основанные на широком примене­нии вспомогательных устройств и тренажеров, использовании физи­ческой помощи и страховки, других методических приемов (см. гл. 19). Пятая проблема сводится к всестороннему и гармоничному разви­тию физических качеств и способностей занимающихся, повышению их кондиционных возможностей на основе широкого применения средств и методов адаптивной физической культуры. Сведения об этих средствах и методах, организационных формах, принципах представ­лены в 20-й главе.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные негативные последствия вынужденной гипо­
динамии и гипокинезии?

2. Адаптивная физическая культура как путь «борьбы» с вынужден­
ной малоподвижностью и мобильностью инвалидов.


 

3. Раскройте возможности адаптивной физической культуры в пре­
одолении психологических комплексов неполноценности инвалидов и
лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

4. Коррекция основного дефекта как важнейшая задача адаптивной
физической культуры.

12.2. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья

В последние годы интенсивно проводятся исследования, посвя­щенные проблеме социализации личности под воздействием и посред­ством использования средств и методов физической культуры (Н.И. Пономарев, 1975, 1996; В.А. Пономарчук, О.А. Аяшев, 1991; И.М. Быховская, 1993; Н.Х. Хакунов, 1994; В.Д. Чепик,1995; Э. Майн-берг, 1995; Ю.М. Николаев, 1998 и мн. др.).

Под социализацией понимается процесс включения человека в жизнь общества, усвоение опыта социальной жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальную сферу и социальные группы (Н.И. Пономарев, 1975).

В настоящее время социализацию все чаще определяют как двусто­ронний процесс: с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, а с другой — в процессе социализации он активно приобщается к куль­туре, воспроизводит систему ценностей и социальных связей, влияет на жизненные обстоятельства, окружающих людей (А.В. Мудрик, 1991; Э. Майнберг, 1995 и др.). Другими словами, индивид не только адапти­руется, приспосабливается к социальной среде, но и «завоевывает» оп­ределенное социальное пространство.

А.В. Мудрик (1991) выделяет три крупных группы факторов (инсти­тутов) социализации. Первая - макрофакторы, которые являются ус­ловиями социализации всех или очень многих людей. Это космос, пла­нета, мир в целом, страна, общество, государство. Вторая - мезофак-торы. К ним относятся этнос и тип поселения (город, поселок, село), в котором живет человек. Третья — микрофакторы - семья, школа (сис­тема образования), общество сверстников и другие.

Э. Майнберг (1995) выделяет в качестве важнейших инстанций со­циализации семью и школу, а в качестве существенных факторов -культуру, общество, социальную принадлежность, пол.

В чем различия между социализацией и воспитанием?

Во-первых, социализация понимается большинством специалистов как процесс «врастания» человека в общество, и он длится в течение всей его жизни. Воспитание же — процесс, ограниченный во времени.

Во-вторых, социализация индивида происходит под влиянием все­го окружающего мира, постоянно изменяющегося и зачастую непред­сказуемого. Во всяком случае, социализирующие воздействия окружаю­щей действительности невозможно спланировать и даже в первом при­ближении прогнозировать их эффект. Воспитание представляет собой


сознательный, планомерный, методичный процесс воздействия на подрастающее поколение в определенном направлении. Для воспита­ния основополагающим является ответственность воспитателя по отно­шению к воспитаннику, что характеризует этот процесс как межлично­стный (совершающийся как минимум между двумя лицами), что для социализации вовсе необязательно.

Для социализации важны такие понятия-метафоры, как «дух», «воз­дух» времени, когда учащиеся усваивают («впитывают») социальные нормы и ценности, порой даже не осознавая это.

^Со1шшшзирующая_водь, физической культуры, и особеннр_адапг_ тивнрй физической культуры, выражается в том, что этот вид социаль-^ной"практики оказывает глубокое и всестороннее воздействие на"суир нееише качества человека, развивая его физически и духовно.

Чтобы наглядно представить роль и место адаптивной физической культуры в социализации и вообще в жизни общества, необходимо оз­накомиться с ее функциями (см. главу 15).

Это ознакомление позволит убедиться в том, что адаптивная физи­ческая культура оказывает на человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида самое разнообразное влияние. Так, например, адап­тивный спорт учит честно выигрывать и достойно проигрывать, спо­собствует физическому и моральному развитию и совершенствованию, формирует благородство и трудолюбие, отвлекает от вредных привы­чек; он заставляет думать в напряженной, порой экстремальной обста­новке, учит самодисциплине, подчиняет человека тренировке, собствен­ные интересы — интересам команды.

Человек, занимающийся любым спортом, попадает под воздействие четкого регулирования поведения (уставы, правила соревнований, ре­жим и т.п.), он приобщается к активному участию в жизни спортивно­го коллектива и воспитывается тем самым как активный общественный деятель. Спорт порождает социально значимые мотивы деятельности (Н.И. Пономарев, 1996).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28; просмотров: 369

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...