Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип сознательности и активности




Когда рождается ребенок с нарушениями в развитии, то реализация этих принципов начинается с родителей как самых заинтересованных в здоровье своих детей. Так как в младенческом и дошкольном возрасте ребенок полностью зависит от родителей, первое правило для них — осоз­нанное и активное использование физических упражнений в жизни ребенка с нарушениями в развитии. Педагогическое просвещение родителей являет­ся опосредованной подготовкой кадров в ранней реабилитации детей.

Для обеспечения осознанного отношения к двигательной деятель­ности необходимо в каждом возрастном периоде целенаправленно фор­мировать потребности и мотивы, стимулирующие овладение теорети­ческими знаниями и двигательными умениями, которые позволяют инвалидам и лицам с ограниченными возможностями самостоятельно пользоваться технологиями и программами здорового образа жизни. В практической деятельности это обеспечивается:

- постановкой цели и промежуточных задач на каждом этапе непре­
рывного физкультурного образования;

-стимуляцией позитивных мотивов, смысловых ориентации и по­требностей в двигательной активности;

-подбором адекватного содержания, методов и организационных форм адаптивной физической культуры на основе индивидуально-лич­ностных возможностей с опорой на сохранные функции;

-организацией психологической поддержки путем оценивания ре­зультатов деятельности, поощрения за малейшие успехи, позитивного настроя, вселяющего оптимизм;

-формированием умений анализировать собственное состояние, мышечные ощущения, качество движений и т. п.;

- постепенным переходом от внешнего воспитания к личной актив­
ности и самовоспитанию: самодисциплины, самоконтроля, самонаб­
людений, самопобуждения, самооценки и др.

Принцип наглядностипредусматривает комплексное использование всех органов чувств и активизацию сохранных функций в процессе вы­полнения физических упражнений. В первую очередь он опирается на зри­тельное восприятие, так как 80% информации поступает через зрение.

Наибольшую трудность и своеобразие реализации принципа нагляд­ности представляет у людей с нарушением зрения и слуха.

Наглядность у незрячих и слабовидящих обеспечивается прежде всего через тактильный анализатор, при этом используются и другие сохран­ные анализаторы — остаточное зрение, слух, обоняние и др.

Наглядность у глухих и слабослышащих имеет специфические осо­бенности, обусловленные тем, что из-за отсутствия слуховых ощуще­ний, ограничения или отсутствия речевого общения восприятие обед-


нено. Компенсация нарушений слуха осуществляется за счет зритель­ной, тактильно-вибрационной и кинестетической чувствительности, но ведущая роль принадлежит речевой функции, дополняемой уточня­ющей мимикой, жестами, дактильной речью.



Принцип наглядности при занятиях физическими упражнениями лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата реализуется через комплексное восприятие всех органов чувств с доминирующей направ­ленностью на кинестетические и проприоцептивные ощущения.

Эффективность реализации принципа наглядности требует знания и учета:

- состояния основных органов чувств, индивидуальных особеннос­
тей чувственного восприятия (доминирования зрительного, слухового,
тактильного и др. анализаторов);

-дефекта в сенсорной системе, степени нарушения и состояния остаточной функции;

- возможностей компенсации дефекта за счет других органов чувств
и активизации сохранных.

Принцип доступностипредполагает необходимость соблюдения по­сильной меры трудности во избежание физических, моральных, эмо­циональных перегрузок (В.И. Загвязинский, 1978).

Доступность зависит, с одной стороны, от трудностей, возникаю­щих в процессе выполнения заданий: координационной сложности, длительности и интенсивности физических упражнений, применяемых методов, трудностей общения, условий внешней среды, приспособ­ленности спортивных сооружений, инвентаря, оборудования, экипи­ровки и т. д.; с другой — от двигательных возможностей занимающихся, лимитированных дефектом.

Доступность предполагает не отсутствие, а создание стимулирую­щей меры трудностей. Трудность, по мнению Н.Ф. Талызиной (1984), это субъективное ощущение реально существующих противоречий между желаемым и действительным, которые, постепенно преодолеваясь, сти­мулируют интенсивное развитие личности.

В работе с инвалидами и людьми, имеющими ограниченные воз­можности, необходимо соблюдать следующие правила:

- педагогические воздействия должны соответствовать физическим,
психическим, интеллектуальным возможностям занимающихся;

- их реализация должна осуществляться на основе гибкой индиви­
дуализации, определения меры доступного всех компонентов педагоги­
ческого процесса;

- степень преодоления трудностей должна стимулировать личност­
ное развитие.

Принцип систематичности и последовательностинаправлен на посте­пенное, но систематическое формирование мотивационных убеждений в необходимости физических упражнений для личного здоровья, уве­ренности в своих силах, самоутверждения. Требования систематичнос­ти и последовательности сохраняются на каждом занятии, что позволя­ет контролировать педагогический процесс и управлять им. Это означа­ет своевременное начало и продолжительность разучивания одних дви-


гательных действий и переход к другим, обеспечение преемственности, целесообразный порядок и очередность нагрузки, ее направленности, координационной сложности, величины и динамики с учетом индиви­дуальных возможностей занимающихся.

В современной педагогике этот принцип означает не просто занятия без неоправданных пропусков, а организованный педагогический про­цесс, в котором преподавание и освоение идут в определенном поряд­ке, системе и охватывают деятельностную сторону как педагога, так и обучаемых (П.И. Пидкасистый, 1998).

Принцип прочности означает не только надежное освоение знаний, двигательных умений, развитие физических качеств и способностей, но и сохранение приобретенного двигательного опыта на долгие годы Это длительный процесс, но решаются эти задачи на каждом занятии при любых формах двигательной активности. Для прочного усвоения учебного материала и позитивного отношения к нему со стороны инва­лидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями не­обходимо соблюдать следующие правила:

- учитывать тяжесть и характер двигательных нарушений, особен­
ности формирования двигательной сферы, возрастные и половые раз­
личия, природные возможности инвалида;

- опираться на сохранные функции;
-индивидуализировать педагогические воздействия, ориентируясь

на личностные интересы и реальные возможности занимающихся;

- не спешить переходить к изучению новых двигательных действий,
закреплять достигнутые успехи систематическим повторением изучен­
ного;

- не допускать переутомления, регулировать нагрузку за счет вариа­
тивности, продолжительности, интенсивности физических упражнений,
пауз отдыха, переключения на другие виды деятельности;

-создавать доброжелательный климат на занятии, стимулировать двигательную активность положительной оценкой, одобрением;

-обеспечивать яркую образную подачу материала и эмоциональ­ный фон восприятия;

- активизировать познавательную деятельность, используя межпред­
метные связи;

- формировать знания о физической культуре, о себе и своих воз­
можностях, инициирующие самостоятельные занятия физическими
упражнениями в любой доступной форме.

16.3. Специально-методические принципы

Эти принципы адаптивной физической культуры построены на ос­нове интеграции принципов смежных дисциплин и законов онтогенети­ческого развития. Доминирующими являются теоретические концеп­ции специалистов и ученых в области специальной психологии (Л.С. Выготский, 1983; С.Я Рубинштейн, 1986; В.И. Лубовский, 1989),


специальной педагогики (А.Н. Смирнова, 1982; В.В. Воронкова, 1994; Л.М. Шипицына, 1995) и ее разделов: тифлопедагогики (М.И. Земцова, 1973; Л.Ф. Касаткин, 1985; Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, 1991; А.Г. Литвак, 1998 и др.), олигофренопедагогики (М.С. Певзнер, 1979; С.Д. Забрамная, 1995; Н.П. Вайзман, 1997 и др.), сурдопедагогики (В.Г. Петрова, 1977; М.Я. Козлов, А.Л. Левин, 1989; М.Д. Шматко, 1991), логопедии (Ж.И. Шиф, 1977; Л.А. Венгер, 1978; ГА. Волкова, 1993, 1999 и др.).

Принцип диагностированиядля любого вида адаптивной физической культуры означает учет основного дефекта, качественного своеобразия его структуры, времени поражения, медицинского прогноза, показа­ний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями, а также учет сопутствующих заболевании и вторичных отклонений^ _,

Для построения коррекционно-развивающих программ адаптивно­го физического воспитания для педагога важна информация о формах и вариантах психического дизонтогенеза, так как процессы ретардации и диспропорции характерны не только для психического, но и физичес­кого развития и нуждаются в коррекции.

Практическая деятельность педагога требует углубленного знания диагностики психического состояние, так как движение тесно связано с деятельностью высших психических функций. Специалист АФК) не проводит диагностику нейропсихического состояния, но он, должен уметь использовать ее результаты^как инструмент для пониманйТГдефекта и выбора правильной стратегии обучения и развития ребенка. ,Нерез дви­жение в силу целостности организма происходят изменения и психи­ческих процессов. Чтобы эти изменения носили позитивный характер, недостаточно знать только диагнозу

В исследованиях Л.С. Цветковой (1998) установлено, что'^ детей аномального развития одно и то же нарушение (симптом) может быть вызвано разными причинами, иметь разную локализацию (топику) поражения мозга, механизмы и закономерности протекания, и методы преодоления нарушений будут зависеть от этих причин. Следует также учитывать, что при аномальном развитии психической сферы наруше­ние одного какого-либо психического процесса ведет к системному нарушению других, с ним связанных! Нередко причиной несформиро-ванности тех или иных психических функций является задержка созре­вания определенных зон мозга без патологических нарушений. Это прин­ципиально меняет программу педагогических воздействий, требует диф­ференциации и более тонкой индивидуализации.

Эффективность обучения детей с нарушениями развития зависит от многих факторов, но прежде всего от раннего выявления дефектов .< (К.С. Лебединская, О.С. Никольская, 1988; В.И. Лубовский, 1989; О.Н. Усанова, 1990; Е.М. Мастюкова, 1992). , Принцип дифференциации и индивидуализации

Дифференцированный подход в адаптивном физическом воспита­нии означает объединение детей в относительно однородные группы. Первичную дифференциацию осуществляет медико-психолого-педаго­гическая комиссия, формирующая типологические группы детей, сход-


ные по возрасту, клинике основного дефекта, показателям соматичес­кого развития. Однако физическая подготовленность, двигательный опыт, готовность к обучению, качественные и количественные харак­теристики двигательной деятельности в этих группах (классах) чрезвы­чайно вариативны, поэтому для проведения уроков физического вос­питания нужна более тонкая дифференциация учащихся, которую осу­ществляет учитель физического воспитания.

Индивидуальный подход означает учет "особенностей, присущих одному человеку. Эти особенности касаются пола, возраста, телосложе­ния, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, волевых качеств, состояния сохранных функций - двигательных, сенсорных, психических, интеллектуальных. Сущность индивидуализации педаго­гического процесса состоит в том, чтобы, опираясь на конкретные спо­собности и возможности каждого ребенка, создать максимальные усло­вия для его роста. При индивидуальной форме занятий принцип реали­зуется полностью и зависит от профессиональной компетентности и методического мастерства учителя,/,

Одно из направлений реализации принципа - определение индиви­дуальных образовательных маршрутов, ориентированных на уникаль­ность и своеобразие личности во всех ее проявлениях (Л.В. Андреева, 1998). В адаптивном физическом воспитании такой подход предполагает разработку алгоритмов обучения, воспитания, коррекции, развития в целях физкультурного образования личности.

•?, Принцип коррекционно-развивающий направленности педагогическо­го процесса

Выдвинутый Л.С. Выготским в 30-е годы, этот принцип и на сегод­ня является ведущим в специальной педагогике.

Суть принципа заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, вы­равнивание, ослабление физических и психических недостатков детей аномального развития, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нрав­ственных качеств.

В адаптивной физической культуре коррекционно-развивающие за­дачи направлены на обеспечение полноценного физического развития, повышение двигательной активности, восстановление и совершенство­вание психофизических способностей, профилактику и предупрежде­ние вторичных отклонений (Г.Б. Сергеев, 1995; М.А. Денисова, 1995; Е.М. Мастюкова, 1997; Л.Н. Ростомашвили, 1999).

Практика показывает, что нарушения в развитии приводят в пер­вую очередь к расстройству координации движений (Н.П. Вайзман, 1997; С.Н. Мишарина, 1997; В.А. Ванюшкин, 1999). Устойчивость вертикальной позы, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соиз­мерять и регулировать свои действия в пространстве, выполняя их точ­но, свободно, без напряжения и скованности, — вот те свойства, ко­торые необходимы ребенку для нормальной жизнедеятельности. Суще­ственные отставания от здоровых сверстников наблюдаются и в разви­тии физических качеств: силы основных мышечных групп туловища и


конечностей, быстроты движений, выносливости, скоростно-силовых качеств, подвижности в суставах (Е.В. Начинова, 1989; А.А. Дмитриев, 1991; Э.Н. Абилова, 1992). Отставание в физическом развитии может составлять от 1 до 3-х лет.

Именно поэтому в работе с детьми, имеющими стойкие наруше­ния в развитии, коррекционно-развивающая направленность адаптив­ного физического воспитания занимает приоритетное место среди дру­гих принципов и является его сущностной основой.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28; просмотров: 264

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...