Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды специальной выносливости, необходимые в спорте инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата




 

№ п/п Виды спорта Скоростная выносли­вое !ь Скоростно-силовая вы­носливость Силовая вы­носливость Координаци­онная вынос­ливость
Армрестлинг     +  
Баскетбол в колясках + +   +
Т Боулинг     + +
  +     +
        +
  + + + +
Велосипедный спорт + + +  
    +   +
Ч Волейбол сидя   + + +
Гандбол + +   +
    +   +
1?   + +   +
Гонки на санях с конь­ками + + +  
        +
И Конный спорт +     +
Легкая атлетика: бег + +    
  гонки в колясках   + +  
  слалом в колясках   + + +
      +   +
  метание   + +  
Лыжные гонки + + +  
IX Лыже-сани   + +  
Моно-ски +     +
7,0 Настольный теннис + +   +
Плавание + + + +
Пауэрлифтинг     +  
Стрельба из лука     + +
Стрельба пулевая     + +
Спортивное ориенти­рование + + +  
Сит-ски +     +
Спортивные танцы       +
Теннис + +   +
Фехтование +     +
Футбол + +   +
Хоккей на санях с коньками + + + +

тенсивностью. Основные методы развития скоростной выносливости -переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный.

Скоростно-силовая выносливость необходима в видах спорта, где пре­одолевается внешнее сопротивление за счет оптимальных мышечных уси­лий. Например, при передвижении на лыже-санях необходимо в каждом цикле движений не только перемещать собственную массу тела, но и со­общать ей дополнительное ускорение сотни раз во время прохождения дистанции, используя скольжение. При этом ни сила, ни скорость не дос­тигают максимальных величин в каждом движении. Средствами трениров­ки служат динамические упражнения с отягощениями, выполняемые се­риями, от 30 до 70% от максимальных силовых способностей человека путем многократных повторений «до отказа». При этом развивается и вы­носливость, и сила. В видах спорта с ациклической структурой движений (прыжки, метание, гольф, теннис, волейбол сидя и стоя и др.) скорост-но-силовые способности проявляются в мощности усилий, которое дос­тигается в короткий промежуток времени. Для развития этой способности используются силовые упражнения с небольшими отягощениями, не ис­кажающими технику двигательных действий. Основные методы развития скоростно-силовой выносливости — метод повторных и метод динамичес­ких усилий.



Силовая выносливость чаще всего проявляется в упражнениях, требую­щих абсолютной силы, например, в армрестлинге и пауэрлифтинге. Основ­ными методами развития абсолютной силы являются метод повторных уси­лий: 3 упражнения с максимальным отягощением, повторяемые 2-3 сери­ями с полным интервалом отдыха; метод изометрических напряжений с максимальными усилиями в статическом режиме в течение 6-8 с, а также методы атлетической гимнастики — «фляшинг», «крампинг», «читгинг». Такой вид силовой выносливости, приобретаемый длительной тренировкой, не имеет переноса на динамические упражнения и используется в узкой спортив­ной специализации, но чаще — как метод коррекции телосложения.

Есть виды упражнений в отдельных видах спорта, где необходима максимальная динамическая сила — плавание одними руками при па­раличе или ампутации нижних конечностей, скольжение в подъем на лыже-санях, осуществляемое исключительно с помощью рук.

Такие виды спорта, как горнолыжный, стрельба, конный, гонки в колясках и др., требуют удержания вертикальной позы стоя или сидя, иногда в течение длительного времени, которое зависит не только от состояния вестибулярного аппарата, но и силы мышц туловища. С це­лью укрепления силы мышц плечевого пояса и туловища в практике применяются силовые упражнения на тренажерах, а также упражнения со штангой весом 65-90% от максимально возможного.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение выносливости как виду физических способно­стей.


2. К каким функциональным системам организма человека вынос­
ливость предъявляет повышенные требования?

3. Дайте характеристику общей выносливости.

4. Особенности развития общей выносливости.

5. Специальная выносливость и способы ее развития.

6. Раскройте основные виды специальной выносливости.

______________ 20.6. Развитие гибкости__________________

В отличие от основных двигательных способностей (силовых, ско­ростных и др.), являющихся непосредственными факторами моторных действий, гибкость представляет собой одну из главных предпосылок движений и необходимых взаиморасположений звеньев тела.

Гибкость — комплекс психологических, морфологических и физиоло­гических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными воз­можностями), обеспечивающий способность выполнять движения с макси­мальной амплитудой.

Этот комплекс включает следующие факторы:

-морфологическое и функциональное состояние центральной и периферической нервной системы (нервная регуляция тонуса мышц, уровень межмышечной координации);

-морфологическое и функциональное состояние суставов (сустав­ной поверхности, суставных капсул, внесуставных связок, наличие выраженной или приобретенной тугоподвижности);

-психологическое состояние (порог болевых ощущений, способ­ность к волевым усилиям).

Педагогическими задачами при направленном развитии гибкости являются:

1) обеспечить развитие гибкости в той мере, в какой это необходи­
мо для выполнения движений с полной амплитудой, без ущерба для
нормального функционирования опорно-двигательного аппарата;

2) предотвратить, насколько это возможно, утрату достигнутого
уровня гибкости, минимизировать ее регресс.

3) обеспечить восстановление гибкости, утраченной в результате
заболеваний, травм и других причин.

Выделяют активную и пассивную гибкость. Активная гибкость — спо­собность достигать максимальной амплитуды движений за счет работы мышц, проходящих через сустав, пассивная — за счет действия посторонних сил.

В естественных условиях инвалид использует лишь сравнительно небольшую часть анатомической подвижности в суставах, сохраняя ог­ромный резерв пассивной гибкости.

Наиболее продуктивным периодом развития пассивной гибкости является возраст 9—10 лет, активной — 10-14 лет. В силу естественных возрастных изменений структуры мышц уже к 20 годам амплитуда дви­жений заметно падает. Поэтому младший и средний школьный возраст оказывается самым плодотворным для развития гибкости.


Дети с нарушениями в развитии отстают по уровню гибкости от своих здоровых сверстников: умственно отсталые на 10-20% (А.А. Дмит­риев, 1991), глухие на 15-20% (В.Л. Страковская, 1987), слепые и слабослышащие младшие школьники на 25% (Л.Н. Ростомашвили 1999).

Значительные инволюционные изменения гибкости наступают в пожилом возрасте в связи с ухудшением эластично-упругих свойств мышц и связок. Тем не менее регрессивным тенденциям можно проти­водействовать путем специальных упражнений.

При развитии гибкости необходимо учитывать некоторые общие закономерности:

1. Развитие гибкости тесно связано с развитием мышечной силы.
Но гипертрофия мышц, вызываемая массированным применением си­
ловых упражнений, может привести к ограничению размаха движений.
С другой стороны, форсированное развитие гибкости без соразмерного
укрепления мышечно-связочного аппарата может вызвать «разболтан­
ность» в суставах, перерастяжения, нарушения осанки. Отсюда вытека­
ет необходимость оптимального сочетания упражнений, направленных
на развитие гибкости и мышечной силы. При таком подходе за счет
предварительного растягивания мышц и увеличения мощности усилий
создаются предпосылки улучшения координационной структуры дви­
жений, быстроты мышечных переключений (Л.П. Матвеев, 1991).

2. Для развития активной гибкости наряду с растягивающими уп­
ражнениями, которые выполняются за счет мышечных усилий, эффек­
тивны и силовые упражнения динамического и статического характера,
а также медленные динамические упражнения с удержанием статичес­
ких поз в конечной точке амплитуды. Чередование их позволяет обеспе­
чить большую амплитуду при выполнении большинства упражнений
(В.Н. Платонов, 1987).

3. Активная гибкость развивается в 1,5—2 раза медленнее, чем пас­
сивная. Разное время требуется на развитие подвижности в различных
суставах. Быстрее повышается подвижность в плечевых, локтевых, лу-
чезапястных суставах, медленнее - в тазобедренном и суставах позво­
ночного столба. Время достижения положительного эффекта может из­
меняться в зависимости от структуры сустава и мышечной ткани, воз­
раста и имеющихся двигательных нарушений (Б.В. Сермеев, 1970).

4. Развитие гибкости при максимальной амплитуде движений связа­
но с насильственным растягиванием мышечно-связочного аппарата,
при котором преодолеваются некоторые болевые ощущения. Во избе­
жание микротравм необходимо предварительное разогревание мышц с
помощью разминки, самомассажа, теплого тренировочного костюма,
в домашних условиях это может быть 10-минутная ванна в 40° воде
(Н.Г. Озолин, 1988).

Принято различать гибкость общую и специальную. В адаптивной физической культуре общая гибкость реализуется во все возрастные периоды жизни и состоит во всестороннем поступательном ее разви­тии, гарантирующем достаточно полную амплитуду в различных видах движений.


Специальная гибкость реализуется в двух направлениях.

Первое - в адаптивном спорте, где повышение подвижности в суста­вах достигается подбором родственных по структуре упражнений, воздей­ствующих на суставы и мышцы, определяющие результат в избранном виде спорта (например, в плавание кролем - плечевой и голеностопный суставы, брассом — тазобедренный, коленный и голеностопный).

Для развития гибкости в зависимости от режима работы мышц ис­пользуются следующие виды упражнений:

а)динамические активные и пассивные;

б)статические активные и пассивные;

в)комбинированные.

Динамические активные упражнения включают маховые, пружи­нистые, прыжковые упражнения, со жгутами и амортизаторами и т.п.

Динамические пассивные упражнения включают упражнения с до­полнительной опорой, с помощью партнера и преодолением внешних сопротивлений.

Статические активные упражнения включают удержания растяну­тых мышц, осуществляющих движение.

Статические пассивные упражнения - те же, но удержание поло­жения тела осуществляется с помощью внешних сил - отягощения, партнера.

Комбинированные упражнения основаны на предварительном пас­сивном растяжении мышц с последующим активным напряжением, расслаблением и растягиванием.

В практике адаптивной физической культуры эти разновидности упражнений трансформируются в конкретные упражнения целевого назначения; почти все упражнения предваряются массажем или само­массажем:

для пальцев рук: массаж, разгибание пальцев надавливанием другой руки - сначала легким, затем сильными пружинистыми движениями и статическом удержанием в разогнутом положении;

для запястья: массаж, сгибание, разгибание, вращение, статичес­кое удержание в разогнутом положении за счет надавливания другой рукой или упором в неподвижный предмет (пол, стену);

для плечевых суставов: вращения, маховые упражнения в разных направлениях и плоскостях, висы на кольцах, наклоны вперед хватом за рейку гимнастической стенки; самостоятельно или с партнером: пру­жинные наклоны, отведения рук, выкруты гимнастической палки;

для туловища: прогибание назад в мост у опоры, со страховкой, наклоны назад, стоя на коленях, наклоны вперед прогнувшись, волно­образные движения вперед, назад, в стороны, наклоны повороты, вра­щения туловища;

для голеностопных суставов: массаж, оттягивание носков, подошвен­ное сгибание-разгибание, сед на пятках с оттянутыми расслабленны­ми носками, ходьба на носках, на пятках, на наружном и внутреннем своде;

для тазобедренных суставов:_глу6окке приседания на полной ступне -в положении ноги врозь, выпады вперед и в стороны; наклоны вперед из


положения ноги врозь, вместе, стоя на гимнастической скамейке; взмахи ногами вперед, назад, в сторону стоя у опоры; то же с отягощением на голень 1 кг, стоя у опоры поднимание ноги вперед, в сторону, назад с помощью партнера и самостоятельно; то же, но медленно с фиксирова­нием верхней точки амплитуды, с отягощением.

Степень их использования, а также дозировка определяется потреб­ностью либо в сохранения гибкости на достигнутом уровне, либо ее дальнейшего развития и совершенствования.

Второе направление реализуется в процессе восстановления под­вижности суставов средствами ЛФК. Оно достаточно полно изучено, имеет свои двигательные режимы, этапы, технические приспособле­ния, различные технологии. Например, А.Ф.Каптелин (1995) при по­ражении опорно-двигательного аппарата для восстановления активной гибкости рекомендует использовать облегченные условия водной среды. Установлено, что при развитии контрактуры дозированное растягива­ние мышечно-суставно-капсульного аппарата в воде происходит более успешно, чем в обычных условиях.

В.Г. Григоренко, Б.В. Сермеев (1991) в развитии гибкости у инвали­дов с нарушениями функций спинного мозга выделяют 3 этапа.

а) Этап суставной гимнастики — характеризуется тем, что ведущей
задачей является не только повышение общего уровня развития актив­
ной и пассивной подвижности в суставах, но и укрепление самих суста­
вов, а также функциональная подготовка мышечно-связочного аппара­
та с целью улучшения эластичных свойств и создания прочности мышц
и связок. Этот этап связан с изучением индивидуальных возможностей
инвалидов.

б) Этап специального развития подвижности в суставах. Ведущая за­
дача — развитие максимальной амплитуды в тех движениях, которые
способствуют быстрому и качественному овладению базовыми двига­
тельными действиями, необходимыми в бытовой, производственной,
реабилитационной и спортивной практике инвалидов. Методика разви­
тия гибкости на этом этапе должна обеспечивать оптимальное сочета­
ние упражнений на растягивание и силу. Важно не только максимально
развить силу и подвижность в суставах на основе дифференцированного
подхода, но и привести их в соответствие между собой.

в) Этап поддержания подвижности в суставах на достигнутом уров­
не характеризуется необходимостью ежедневного выполнения упраж­
нений на растягивание с оптимальным дозированием нагрузки. Эта за­
дача эффективно решается путем включения следующих упражнений:

- простые движения, выполняемые с максимальной амплитудой;
-упражнения с использованием дополнительного внешнего усилия;
-упражнения, выполняемые в статическом режиме, при которых

сохраняется неподвижное положение, но с максимальным отведением;

- сгибание и разгибание различных частей тела;
-упражнения на расслабление, способствующие улучшению как

пассивной, так и активной подвижности в суставах.

В качестве методов развития гибкости авторами предлагаются два основных:


 




локальный метод,включающий специальные упражнения в опти­мальном режиме нагрузки на конкретный сустав опорно-двигательно­го аппарата;

интегральный метод, включающий специальные упражнения, по­добранные на основе координационной структуры, необходимой амп­литуды и других характеристик движения, нацелен на эффект суммар­ного проявления гибкости в разных суставах.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение гибкости.

2. Какие факторы обеспечивают способность выполнять движения
с максимальной амплитудой?

3. Перечислите основные закономерности развития гибкости.

4. Какие упражнения могут быть использованы для развития гибко­
сти пальцев рук, запястья, плечевых суставов, туловища (позвоночни­
ка), тазобедренных и голеностопных суставов?

5. Какие этапы развития гибкости у инвалидов выделяют В.Г. Гри-
горенко, Б.В. Сермеев?

________ 20.7. Развитие координационных способностей_________

Когда говорят о координационных способностях человека, то име­ют в виду согласованные, целесообразные, координированные движе­ния и способность управлять ими.

Природной основой координационных способностей являются свой­ства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов), индивидуальные варианты строения коры головного моз­га, степень зрелости ее отдельных областей, уровень развития и сохран­ность сенсорных систем (зрения, слуха и др.), продуктивность психи­ческих процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления), тем­перамент, характер, способность регулировать эмоциональное состоя­ние. Это означает, что координационные способности определяются теми биологическими и психическими функциями, которые у детей с различными нарушениями имеют дефектную основу. Эти нарушения ведут к рассогласованию различных функций организма, и в первую очередь между функциями двигательного аппарата и деятельностью дру­гих систем, обеспечивающих работу мышц (В.С. Фарфель, 1975; Е.П. Ильин, 1983; А.С. Солодков, 1998), что затрудняет освоение сложноко-ординационных двигательных действий, а следовательно, и координа­ционных способностей.

Н.П.Вайзманом (1997) выдвинуто предположение о том, что при неосложненной форме умственной отсталости нарушения сложных дви­гательных актов, требующих тонкой моторики, определяются теми же


механизмами, что и интеллектуальный дефект, т.е. нарушениями ана-литико-синтетической деятельности коры головного мозга.

Дети с сенсорной недостаточностью медленнее осваивают сложные движения, так как многие частные проявления координационных спо­собностей опираются на зрительную, слуховую, вестибулярную аффе-рентацию.

Координационные способности — это совокупность психологических, морфологических, физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), единство которых в границах фун­кциональной системы обеспечивает продуктивную двигательную деятель­ность, т. е. умение целесообразно строить движение, управлять им и в случае необходимости быстро перестраивать его.

К факторам, влияющим на проявление координационных способ­ностей инвалидов, относятся следующие:

- функциональное состояние центральной и периферической нерв­
ной системы;

-уровень межмышечной координации, обеспечивающий технику двигательных действий;

-тип высшей нервной деятельности, особенности характера и по­ведения;

- состояние высших психических функций, психологическая устой­
чивость, способность анализировать и быстро принимать решения в
условиях внезапно изменившихся условий;

- функциональное состояние двигательного, зрительного, слухово­
го, тактильного и других анализаторов.

Координационные способности представляют собой совокупность множества освоенных двигательных координации, обеспечивающих продуктивную двигательную деятельность. Это сложная по структуре способность. Именно поэтому в программах физического воспитания в специальных (коррекционных) школах развитие координационных способностей является важной составной частью образовательного про­цесса и рассматривается как базис, формирующий фонд новых двига­тельных умений и навыков, как предпосылка и основа успешного раз­вития других физических способностей (Н.Н. Ефименко, 1991; Е.С. Чер-ник, 1997; Н.В. Астафьев, А.С. Самыличев, 1997; С.И. Веневцев, 2000).

В структуру координационных способностей входят следующие со­ставляющие:

1. Координация движений — способность к упорядоченным согла­
сованным движениям тела и его частей.

2. Дифференцирование усилий, времени, пространства и ритма —
комплексная характеристика, отражающая точность оценивания, от­
меривания и воспроизведения заданных параметров движения.

3. Ориентировка в пространстве — способность к определению и
изменению положения тела и отдельных его частей в пространственно-
временном поле.

4. Ритмичность движений — способность усвоения заданного ритма
движений.


5. Равновесие — способность к сохранению устойчивой позы в ста­
тических и динамических упражнениях, на ограниченной, подвижной
опоре, при действии ускорений.

6. Быстрота реагирования — способность отвечать движением на
различные внешние сигналы (зрительные, слуховые), перестраивать
движение в изменяющихся условиях.

7. Точность мелкой моторики — способность воспроизводить тонкие
движения кистями, пальцами рук в соответствии с поставленной задачей.

8. Расслабление - способность к произвольному и рациональному
снижению напряжения мышц.

Развитие координации движений

Л.П.Матвеев (1976), В.ИЛях (1986) предлагают использовать ряд методических приемов, стимулирующих более высокие проявления ко­ординации движений:

-необычные исходные положения;

-зеркальные выполнения упражнений;

- изменение скорости и темпа движений;

- изменение пространственных границ выполнения упражнения;
-смену способов выполнения упражнения;

- изменения противодействия в парных упражнениях;

- сочетание известного и неизвестного в одном упражнении и др.

2. Развитие способности к дифференцированию параметров движения
Координационно упорядоченные, согласованные движения тела и его

звеньев достигаются путем сенсорного восприятия (зрительного, вестибу­лярного, кинестетического), дифференциации временных, пространствен­ных, динамических, ритмических характеристик двигательной деятельно­сти. Эти проявления координационных способностей определяют точность, экономичность, целесообразность движений. Развитие их требует дидакти­ческой последовательности, постепенного повышения уровня сложности. Табл. 4 иллюстрирует задачи разных уровней сложности в процессе со­вершенствования указанных координационных способностей для здоро­вых школьников младших классов (О.А. Двейрина, 2000), но они вполне применимы для детей и взрослых инвалидов с различными нарушениями.

Таблица 4 Задачи развития и совершенствования дифференцировочной способности

 

Общие задачи Частные задачи
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ
1 . Совершенствовать способность к воспроизведению пространственных параметров движений а) развить способность к воспроизведению исходного положения; б) развить способность к воспроизведению нужной позы в процессе движения; в) развить способность к воспроизведению прямолинейных движений по форме, направлению, амплитуде и расстоянию; г) развить способность к воспроизведению криволинейных движений по форме, направлению, амплитуде и расстоянию

 

Общие задачи Частные задачи
2. Совершенствовать способность к воспроизведению временных параметров а) развить способность к воспроизведению длительности всего движения; б) развить способность к воспроизведению длительности отдельных фаз движения; в) развить способность к воспроизведению темпа движений
3. Совершенствовать способность к воспроизведению пространственно-временных параметров движения а) развить способность воспроизводить скорость движения; б) развить способность воспроизводить изменения скорости движения в) развить способность воспроизводить резкие и плавные движения
4. Совершенствовать способность к воспроизведению динамических параметров движений а) развить способность воспроизводить приложенную силу (меру воздействия) движущейся части тела на какие-либо внешние объекты; б) развить способность воспроизводить силовые усилия на основе мыслительного образа заданного действия
5. Совершенствовать способность к воспроизведению ритмических параметров а) развить способность воспроизводить сильные, акцентированные по усилиям движения через различные интервалы времени; б) развить способность воспроизводить сильные, акцентированные во времени движения через различные интервалы времени; в) развить способность воспроизводить сильные, акцентированные в пространстве движения через различные интервалы времени
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ
6. Совершенствовать способность к отмериванию пространственных параметров движений а) развить способность к отмериванию длины шага; б) развить способность к отмериванию траектории движения; в) развить способность к отмериванию амплитуды движения
7. Совершенствовать способность к отмериванию временных параметров движения а) развить способность к отмериванию длительности всего движения; б) развить способность к отмериванию отдельных фаз движения; в) развить способность к отмериванию темпа движений
8. Совершенствовать способность к отмериванию пространственно-временных параметров движения а) развить способность к отмериванию скорости движения; б) развить способность к отмериванию изменения скорости движения; в) развить способность к отмериванию резких и плавных движений


 

Общие задачи Частные задачи
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ
16. Совершенствовать способность к оцениванию пространственных параметров движений а) развить способность оценивать исходное положение; б) развить способность оценивать нужную позу в процессе движения; в) развить способность оценивать прямолинейные движения по форме, направлению, амплитуде и расстоянию; г) развить способность оценивать криволинейные движения по форме, направлению, амплитуде и расстоянию
1 7. Совершенствовать способность к оцениванию параметров движений а) развить способность оценивать длительность всего движения; б) развить способность оценивать длительность отдельных фаз движения; в) развить способность оценивать темп движений
1 8. Совершенствовать способность к оцениванию пространственно-временных параметров движений а) развить способность оценивать скорость движения; б) развить способность оценивать изменения скорости движения; в) развить способность оценивать резкие и плавные движения
19. Совершенствовать способность к оцениванию динамических параметров движений а) развить способность оценивать приложенную силу (меру воздействия) движущейся части тела на какие-либо внешние объекты; б) развить способность оценивать силовые усилия на основе мыслительного образа заданного действия
20. Совершенствовать способность к оцениванию ритмических параметров движений а) развить способность оценивать сильные, акцентированные по усилиям движения через различные интервалы времени; б) развить способность оценивать сильные, акцентированные во времени движения через различные интервалы времени; в) развить способность оценивать сильные, акцентированные в пространстве движения через различные интервалы времени

Способность к дифференцированию временных, пространственных, динамических и ритмических параметров движения развивается как в процессе обучения двигательным действиям инвалидов, так и самосто­ятельно, компенсируя отдельные отставания в развитии, обусловлен­ные дефектом. Выбор методических приемов зависит от внешних усло­вий, видов упражнений, физической и психической готовности зани­мающихся.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28; просмотров: 376

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...