Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Занятие по ЛФК проводилось в _________________________________ группе

Дата ___________ Место __________________ Количество занимающихся _____________

Диагноз ______________________________________________________________________

Стадия заболевания ____________________________________________________________

Двигательный режим ___________________________________________________________

Возраст занимающихся _________________________________________________________

Занятия проводил(а) ___________________________________________________________

ЗАДАЧИ: ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проводящий занятие ____________________________________________

Наблюдающий занятие студент __________________________________________

1. Подготовленность к занятиям ЛФК. Наличие плана-конспекта. Оценка его содержания, терминологической

правильности записей, полноты и содержательности методических указаний. Подготовленность лечащихся к занятию ЛФК.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Характеристика правильности постановки задач занятия и разносторонности задач. (постановка лечебных,

оздоровительных, образовательных и воспитательных задач), конкретность задач. Взаимосвязь данного занятия ЛФК с задачами предыдущего, соответствие задач конкретному состоянию и подготовленности лечащихся к условиям его проведения.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Оценка построения занятия ЛФК. Рациональность распределения времени занятия по частям. Соответствие

подготовительной части занятия основным лечебным задачам, связь с характером материала основной части занятия, наличие специальных разминочных. Подготовительных. Прикладных и подводящих упражнений. Правильность последовательности упражнений в подготовительной части занятия. Соответствие содержания и продолжительности заключительной части занятия и состоянию лечащихся.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Оценка организации занятий. Целесообразность использования площади зала, площадки, целесообразность размещения

лечащихся, оборудования и инвентаря. Рациональность приемов, используемых для решения задач занятия, подготовки мест занятий и сбора инвентаря.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Оценка методики обучения. Знание методистом ЛФК техники изучаемых движений и методики обучения им. Правильность подбора упражнений для решения лечебных задач. Владение методами обучения и рациональность их использования на занятии ЛФК:

а) методов обеспечения наглядности (показ, демонстрация наглядных пособий, использование ориентиров и др.);

б) словесных методов (дидактический рассказ, объяснение, указание, команды, словесные оценки и др.);

в) методов упражнения.

Владение страховкой.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Характеристика нагрузки в занятии и ее оценка. Объем нагрузки в занятии. Ее интенсивность.

Использование приемов регулирования нагрузки (подбор физических упражнений, их продолжительность, период отдыха между упражнениями, число повторений, выбор исходных положений, темп, амплитуда, степень усилия, точность и сложность движений, их ритм, количество отвлекающих упражнений, использование эмоционального фактора).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Оценка содержания и методики воспитательной работы. Содержание воспитательной работы на занятии. Оценка уровня воспитанности больных: дисциплинированность, активность в выполнении заданий, настойчивость, выдержанность, решительность и т.д. Оценка личности методиста ЛФК как педагога-врача.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Заключение по занятию ЛФК. Лечебная (оздоровительная), образовательная и воспитательная ценность урока. Основные положительные стороны деятельности методиста ЛФК. Рекомендации методисту ЛФК по совершенствованию его медико-педагогиче кой деятельности. Оценка проведенного занятия в баллах. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Замечания и оценка по проведению анализа занятия _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Методист __________________________________

 

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Физическое развитие – это комплекс морфологических признаков, присущих данному индивидууму, формирующихся под влиянием наследственности и среды. Показатели физического развития отличаются значительными индивидуальными отклонениями. Индивидуальная оценка физического развития проводится путем сопоставления данных обследуемого со средними величинами показателей для каждой возрастно-половой группы (табл. 1 и 2).

Антропологические измерения необходимо проводить в утренние часы (в конце дня может наблюдаться увеличение массы, уменьшение длины тела на 1 – 1,5 см). Ежегодные исследования проводить в один и тот же день.

1.Рост (стоя) измеряют ростомером с точностью до 0,5 см. Обследуемый становится спиной к стойке ростомера, прикасаясь тремя точками: лопатками, ягодицами и пятками; подбородок слегка опущен, при этом наружный угол глаза и козелки ушных раковин должны быть на одной горизонтали. Планшетка ростомера должна касаться верхушки головы. Рост стоя определяют по первой (левой шкале ростомера).

2.Окружность грудной клетки измеряют в трёх ее положениях: при максимальном выдохе, максимальном вдохе и во время паузы (среднее положение между вдохом и выдохом). Сантиметровую ленту накладывают горизонтально спереди под сосками у женщин, по соскам у мужчин; а сзади по нижним углам лопаток.

3.Масса измеряется при помощи медицинских десятичных весов. Взвешивание производят без одежды и обуви с точностью до 50 г.

Таблица 1 «Показатели физического развития детей»
Возраст (лет) Мальчики (юноши) Девочки (девушки)
Рост (см) Масса тела (кг) Рост (см) Масса тела (кг)
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
109,5 117,5 19,32 22,35 27,08 108,5 115,5 128,5 18,74 21,6 25,85
113,5 20,8 24,2 29,4 112,5 122,15 20,8 23,8 28,4
127,5 142,5 23,2 27,05 33,15 140,5 22,8 26,16 36,16
25,9 31,5 40,07 25,8 30,26 37,7
28,5 137,5 27,2 46,5
142,5 159,5 30,9 38,4 47,9 133,5 144,5 162,5 31,2 39,4 52,8
136,5 165,5 39,8 146,5 37,5 41,8
150,5 175,5 37,2 65,5 173,5 41,1 50,7 65,9
149,5 43,8 72,6 160,5 54,9 68,7
155,5 51,6 80,7 153,5 162,5 56,2 56,3 69,5
54,3 66,7 83,2 50,2 58,7 72,3

 

Таблица 2 «Среднестатистические показатели физического развития учащихся 1-11 классов»
Возраст (лет) Окружность грудной клетки во время паузы (см)
Мальчики (юноши) Девочки (девушки)
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
56,2 61,2 - 65,2 71,1 53,7 59,1 – 63.2 67,5
59,4 63,1 – 67,1 73,3 57,3 61,3 – 64,3 69,1
60,1 64,3 – 68,2 76,1 59,1 63,4 – 66,5 69,1
63,3 65,6 – 70,3 80,1 61,7 65,1 – 69,1 70,1
59,5 63,3 – 69,2 73,1 58,2 61,7 – 67,0 70,4
62,3 66,2 – 72,3 76,2 59,8 63,9 – 70,3 74,4
62,5 67,9 – 72,3 76,2 61,6 66,7 – 74,7 79,8
65,0 70,6 – 79,5 85,1 67,2 71,1 – 77,4 81,3
68,8 74,5 – 83,4 89,1 68,0 73,0 – 80,7 85,7
74,3 79,1 – 86,8 91,6 72,6 76,1 – 81,4 84,8
80,6 83,4 – 88,3 97,6 74,3 79,4 – 84,3 88,5

 

 

Для ориентировочной оценки некоторых антропометрических показателей используется метод индексов.

 

Весоростовой индекс

Индекс служит показателем упитанности (ПУ), указывает, сколько граммов массы приходится на 1 см тела, он рассчитывается по формуле: ПУ = Р (вес тела в граммах) / L (рост в сантиметрах)

Сопоставить фактические показатели со средними величинами (таб. 3).

Таблица 3 «Оценка весоростового индекса»
Результат Оценка
Дети до 12 лет Подростки 13-17 лет Мужчины Женщины
Менее 200 г Менее 300 г Менее 350 г Менее 325 г Дефицит массы тела
200 – 300 г 300 – 400 г 350 – 400 г 325 – 375 г Норма
Более 300 г Более 400 г Более 400 г Более 375 г Избыток массы тела

 

Индекс Пинье (Ип)

Индекс Пинье может применяться лишь для тех, у кого отсутствуют признаки ожирения. Определяет пропорциональность развития и крепость телосложения, он рассчитывается по формуле:

Ип = L - (Р + ОГК), где L – рост в сантиметрах, Р – вес тела в килограммах, ОГК – окружность грудной клетки в покое в сантиметрах.

Значение индекса Пинье менее 10 характеризует крепкое, а менее 20 – хорошее телосложение человека. У детей эти показатели выше. Например, 6 лет: мальчики = 36,1, девочки = 37,0.

Индекс Эрисмана (Иэ)

Окружность грудной клетки можно использовать для определения показателей развития грудной клетки:

Иэ = ОГК в покое - L/2, где ОГК – окружность грудной клетки; L – рост в сантиметрах. Сравнить со средними показателями в таблице 4.

Таблица 4 «Оценка индекса Эрисмана»
От 0 до +5 Хорошо развитая грудная клетка (крепкое физическое развитие)
От 0 до -5 Плохо развитая грудная клетка (слабое физическое развитие)

Для девочек Иэ составляет 3,3 см, для мальчиков – 5,8 см. Иэ, равный или больший указанного, говорит о хорошем пропорциональном развитии грудной клетки (широкогрудность) и наоборот.

 

Экскурсия грудной клетки (Эгк)

Характеризует развитие органов дыхания, рассчитывается по формуле:

Эгк = ОГК на вдохе – ОГК на выдохе, где ОГК – окружность грудной клетки. Разница между замерами ОГК на вдохе и выдохе у тренированных людей составляет 8-10 см.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

 

Функциональная подготовленность характеризует состояние систем жизнеобеспечения организма, их работоспособность. К наиболее информативным величинам, исследование которых представляет наименьшие трудности, относятся ЧСС, АД, ЧД, время задержки дыхания, за динамикой которых можно проследить в процессе занятий.

ЧСС (частота сердечных сокращений) измеряется за 15 с и результат умножается на 4. Для получения более точного результата замер ЧСС рекомендуется делать за 1 мин. ЧСС в покое измеряется после 5-7 мин отдыха лёжа на спине или сидя. Исходное положение для замера ЧСС стоя – опереться спиной о стену, чтобы ноги были на расстоянии ступни от стены, до замера постоять 1-2 мин. ЧСС после 30 приседаний за 30 с измеряется в положении стоя сразу после нагрузки. После этого сесть, полностью расслабиться, стараться восстановить дыхание. Замер ЧСС выполняется после 1 мин восстановления.

АД (артериальное давление) измеряется тонометром по методу Н.С.Короткова на правой руке в положении сидя после 5-10-минутного отдыха. Манжету накладывают на середину обнажённого плеча на 1-2 см выше локтевого сгиба. Рука обследуемого должна быть удобно расположена на столе и повернута ладонью вверх. Момент появления тонов соответствует систолическому давлению, а исчезновение их – диастолическому.

ЧД (частота дыхания) подсчитывается за 1 мин в состоянии покоя сидя. При этом дыхание должно быть естественным, обычным, без задержек и учащения. Для подсчёта ЧД ладонь положить на нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота.

 

Ортостатическая проба

Определяет состояние механизма регуляции ССС (сердечнососудистой системы), рассчитывается по формуле:

ЧСС в покое лёжа – ЧСС в покое стоя.

Испытуемый в течение 3-5 мин спокойно находится в положении лёжа. На 5-й мин экспериментатор подсчитывает пульс и фиксирует его. Далее по команде обследуемый резко встаёт и в этот момент экспериментатор вновь определяет частоту пульса.

Оценка ортостатической пробы подводится на основании таблицы.

Реакция организма на увеличение частоты пульса
Частота пульса, её увеличение Состояние организма, его реакция
Не более чем на 4 удара в минуту Очень благоприятная, организм способен выносить большую физическую нагрузку
В интервале от 4 до 40 ударов в минуту   В целом благоприятная
На 40 и более ударов в минуту Неблагоприятная, организм не может выносить физическую нагрузку.

 

Пределы колебаний артериального давления у детей школьного возраста

Показатель АД характеризует функциональное состояние ССС и имеет большое значение для активной профилактики сосудистых заболеваний, своевременной диагностики врожденных пороков сердца, а также почечной патологии. Если АД выше АДрасч (СД на 15 мм рт. ст., а ДД на 10 мм рт. ст.), это свидетельствует о гипертоническом состоянии (повышенное АД). Если же АДфакт ниже АДрасч (СД на 20 мм рт. ст., а ДД на 15 мм рт. ст.), это свидетельствует о гипотоническом состоянии (пониженное АД).

Возраст (лет) Артериальное давление (максимальное/минимальное), мм рт. ст.
Мальчики (юноши) Девочки (девушки)
Максимальное Минимальное Максимальное Минимальное
90 - 106 47 - 67 85 - 105 47 - 69
92 - 110 48 - 70 90 - 110 50 - 71
93 - 117 49 - 72 92 - 112 40 - 73
93 - 117 50 - 73 92 - 114 49 - 72
91 - 111 48 - 58 95 - 111 51 - 71
96 - 116 50 - 68 93 - 117 52 - 73
95 - 117 53 - 73 96 - 120 52 - 72
99 - 122 54 - 75 99 - 125 56 - 76
101 - 125 57 - 75 101 - 123 58 - 76
104 - 128 61 - 78 104 - 124 63 - 81
103 - 123 64 - 80 103 - 123 63 - 79

 

 

Частота дыхания

В покое Частота дыхания
У нетренированных 14 – 18 вдохов-выдохов в минуту, что примерно в 4 раза реже частоты пульса.
У спортсменов 10 – 16 вдохов-выдохов в минуту.

 

Время задержки дыхания позволяет оценить способность к воспитанию скоростной выносливости, выявить скрытое состояние пониженного насыщения крови кислородом, приводящее к заболеваниям органов дыхания.

 

Проба Штанге

Ориентировочные показатели пробы Штанге (сек)   Задержка дыхания на вдохе. После нескольких субмаксимальных дыхательных движений испытуемый делает глубокий вдох и задерживает дыхание. Нос закрывает пальцами или зажимом.  
Возраст (лет) Мальчики (юноши) Девочки (девушки)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   

Проба Генча

Если проба проводится за пробой Штанге или другой подобной, то необходим отдых 5 – 7 мин.

Оценка пробы Генча Задержка дыхания на выдохе Проба проводится так же, как и проба Штанге, но дыхание задерживается после глубокого выдоха.
Группа тестируемых Оценка Результат (с)
Нетренированные Норма 25 – 30 с
Спортсмены Норма 40 – 60 с и более

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Уровень физической подготовленности занимающихся оценивают с помощью специальных тестов и упражнений, предлагаемых комплексной школьной программой физического воспитания.

Общий уровень физической подготовленности равен отношению суммы всех расчетных значений физических качеств (низкий уровень – 1 балл, средний уровень – 2 балла, высокий уровень – 3 балла): Гибкость – наклон на скамейке, Сила – подтягивание, Скоростная сила – прыжок в длину и т. д. к их количеству (n):

∑ (уровней физических качеств) / n.


 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...