Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






В чем заключается анализ себестоимости продукции

Объектом анализа себестоимости по калькуляционным статьям является себестоимость продукции предприятия (или производственных подразделении) и отдельных изделий ( работ, услуг).

Данный вид анализа позволяет установить, по каким статьям:

1) достигнута экономия в сравнении с предыдущим периодом или планом;

2) допущен перерасход.

При анализе косвенных расходов изучаются:

1) их сметы в отчетном году в сравнении с предыдущим годом;

2) данные аналитического учета

Таким образом, анализ затрат предполагает сравнение фактического уровня затрат с достигнутым за предыдущий период или установленным планом, выявление объема и причины изменения затрат по составу и структуре, установление факторов, обусловивших рост или сокращение затрат, поиск резервов возможного их снижения.

Назовите характерные особенности попроцессного и попередельного методов учета затрат

Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяют организации, которые серийно производят однообразную продук­цию или имеют непрерывный производственный процесс. При этом продукция последовательно проходит этапы (процессы) про­изводства.Попроцессный метод чаще всего применяется в добывающих отраслях промышленности и энергетике. Эти отрасли характеризуются массовым типом производства, непродолжительным циклом, ограниченной номенклатурой выпускаемой продукции, единой единицей измерения и калькулирования, полным отсутствием, либо незначительными размерами незавершенного производства.

Сущность попроцессного метода учета затрат заключается в сборе информации о затратах на протяжении всего процесса производства по отношению к определенным видам продукции

Примерная схема попроцессного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции приведена на рис.3.2.

 

 

Рис.3.2 Схема попроцессного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

 

Объектом калькулирования является продукция, а объектом учета затрат – процесс.

Существует 3 разновидности попроцессного метода для исчисления себестоимости единицы продукции:

1) метод простого одноступенчатого калькулирования;

2) метод простого двухступенчатого калькулирования;

3) метод простого многоступенчатого калькулирования.

Метод простого одноступенчатого калькулирования используется на предприятиях, где выпускается один вид продукции, не возникают запасы полуфабрикатов и не образуются запасы готовой продукции.

Себестоимость единицы продукции определяется делением суммарных издержек за отчетный период наколичество произведенной продукции и рассчитывается по формуле

С = З/Х, (3.1)

где С – себестоимость единицы продукции, руб.;

З – совокупные затраты за отчетный период, руб.;

Х – количество произведенной за отчетный период

продукции в натуральном выражении.

Метод простого двухступенчатого калькулированияиспользуется, когда предприятиевыпускает один вид продукции и нет незавершенного производства, но есть остатки готовой продукции на складе.

Расчет себестоимости единицы продукции ведется в три этапа:

1) рассчитывается производственная себестоимость всей произведен­ной продукции, затем делением всех производственных затрат на количе­ство изготовленных изделий определяется производственная себестоимость
единицы продукции;

2)сумма управленческих и коммерческих расходов делится на количе­ство проданной за отчетный период продукции;

3) суммируются показатели, рассчитанные на первых двух этапах.

Себестоимость единицы продукции определяется по формуле:

, (3.2)

где З – совокупные производственные затраты

отчетного периода, р.;

Зук – управленческие и коммерческие затраты

отчетного периода, р.;

Х – количество единиц продукции,

произведенной в отчетном периоде, ед.;

Хр – количество единиц продукции,

реализованной в отчетном периоде, ед

Пример

Предприятие произвело за отчетный период 400 единиц продукции, а реализова­ло 380 единиц. При этом производственная себестоимость составила 500 тыс. руб., издержки по управлению и сбыту — 150 тыс. руб. Определить себестои­мость продукции.

Определим производственную себестоимость: С1 = 500 тыс. руб.: 400 ед. - 1,25 тыс. руб./ ед.

Определим размер управленческих и сбытовых затрат на единицу реализо­ванной продукции:

С2 = 150 тыс. руб.: 380 ед. = 0,39 тыс. руб./ед. Себестоимость единицы продукции составит:

С = С1 + С2 = 1,25 тыс. руб. + 0,39 тыс. руб. = 1,64 тыс. руб.

 

Метод простого двухступенчатого калькулирования позволяет:

•оценить запасы и готовую продукцию по производственной себестои­мости;

•отнести расходы по управлению и сбыту в полном объеме на количе­ство проданной продукции.

Метод простого многоступенчатого калькулированияиспользуется, когда выпускается один вид продукции, есть запасы незавершенного производства и запасы готовой продукции на складе.

Себестоимость единицы продукции определяется по формуле:

 

С = Зпр11 + Зпр22 + Зпр33 + …+ Зпрn/Хn + Зупр/Хупр. (3.3)

 

где С- полная себестоимость единицы продукции, руб.;

Зпр1, Зпр2, , Зпрn - совокупные производственные

издержки каждого передела, руб.;

Х1, Х2, , Хn – количество полуфабрикатов,

изготовленных в отчетном периоде

каждым переделом, шт.;

Хупр – количество реализованных единиц

продукции в отчетном периоде, шт.

 

Попередельный метод учета затрат и калькулирования применяет­ся на предприятиях, технологический процесс в которых преду­сматривает переработку сырья на нескольких стадиях (переделах). В результате последовательного ряда переделов получают конечный продукт.

Примерами таких предприятий могут быть предприятия нефтеперерабатывающей, химической, текстильной, целлюлозно- бумажной, металлургической отраслей.

Метод применим:

§ в отраслях промышленности, где производственный процесс характеризуется наличием нескольких стадий технологического цикла;

§ на предприятиях, изготавливающих различные изделия, про­цессы изготовления таких изделий могут быть разделены на посто­янно повторяющиеся операции;

§ в условиях массового характера производства, когда номенк­латура выпускаемой продукции невелика, но ее объем достаточен;

§ на предприятии, на котором существует специализация ра­бочих мест на выполнение, как правило, одной определенной опе­рации;

§ если доля удельного веса механизированных и автоматизиро­ванных процессов в производственном процессе значительная и т.д.

Объектами учета затрат на производ­ство являются отдельные стадии процесса, а объектом калькулиро­вания - продукт (или продукты) каждого законченного передела.

Аналитические счета по учету затрат на производство открыва­ются по переделам.

Передел – это часть технологического процесса (совокупность технологических операций), заканчивающаяся получением готового полуфабриката, который может быть отправлен в следующий передел или реализован на сторону. В результате последовательного прохождения исходного материала через все переделы получают готовую продукцию, т.е. на выходе из последнего передела имеем не полуфабрикат, а законченный продукт.

Сущность попередельного метода состоит в том, что прямые затраты отражают в текущем учете не по видам продукции, а по переделам (стадиям) производства, даже если в одном переделе можно получить продукцию разных видов.

Достоверность калькулирования зависит от возможности наиболее объективно разделить затраты на прямые и косвенные и выделить максимально возможное количество статей прямых за­трат. Если в переделе выпускается несколько видов продукции, то косвенные затраты каждого передела распределяются по видам про­дукции пропорционально выбранной базе распределения (нату­ральные показатели выхода продукции, физические и химические показатели и т.п.).

В общем виде схема попередельного метода представлена на рис. 3.3.

  Рис. 3.3.Схема попередельного метода

Особенности попередельного метода учета затрат и калькулирования себестоимости состоят в следующем:

§ аккумулирование производственных затрат по подразделениям безотносительно к отдельным заказам;

§ списание затрат за календарный период;

§ предполагается, что затраты на материал осуществляются в начале производственного процесса, а добавленные затраты распределяются равномерно в течение производственного цикла;

§ калькулирование затрат осуществляется методом усреднения или ФИФО.

Метод усреднения предполагает, что запасы единиц продукции на начало периода были начаты и закончены в переделах отчетного периода.

Согласно методу ФИФО, единицы продукции в незавершенном производстве на начало периода будут завершены до того, как новые изделия поступят в обработку.

Техника калькулирования себестоимости единицы продукции при попередельном методе состоит в заполнении трех аналитических таблиц. В первой таблице объем производства рассчитывается в условных единицах; вторая позволяет оценить себестоимость одной условной единицы продукции. В третьей, заключительной таблице определяется себестоимость готовой продукции и незавершенного производства. Используя информацию, содержащуюся в этих таблицах, определяют ту часть затрат, которая относится на готовую продукцию, и ту часть, которая остается в незавершенном производстве на конец отчетного периода.

Необходимой предпосылкой калькулирования является организация сводного учета производственных затрат.

Отечественная школа учета трактует понятие «сводный учет» как систему обобщения издержек производства по статьям расходов в разрезе цехов основного и вспомогательного производства, видам продукции в целом по предприятию с целью подготовки информации для исчисления себестоимости отдельных видов готовой продукции, всей выпущенной продукции и для распределения понесенных предприятием затрат между готовой продукцией и незавершенным производством.

Что такое бюджетирование

Бюджетирование– это технология планирования, учета и контроля доходов и расходов, денежных поступлений и выплат, финансовых ресурсов и источников их формирования, пронизывающая все уровни управления предприятия.

Назначение бюджетирования:

1. прогнозирование финансовых результатов, установление целевых показателей финансовой эффективности и рентабельности, лимитов наиболее важных (критических) расходов, обоснования финансовой состоятельности предприятия.

2. перевод системы планирования с натуральных и физических единиц измерения на финансовые показатели; повышение финансовой обоснованности принимаемых решений на всех уровнях управления.

3. рост эффективности использования имеющихся в распоряжении предприятия и его структурных подразделений ресурсов, активов и ответственности руководителей различного уровня управления за предоставленные в их распоряжение ресурсы и активы.

4.создание возможности для оценки инвестиционной привлекательности отдельных сфер хозяйственной деятельности.

5.укрепление финансовой дисциплины и сочетание стимулирования более эффективной работы структурных подразделений в интересах всей организации.

6. проведение постоянного мониторинга финансовой эффективности хозяйственной деятельности

7. контроль за изменением финансовой ситуации, повышение финансовой устойчивости.

Задачи бюджетирования заключаются в следующем:

ü разработке и контроле стратегических и тактических планов предприятия;

ü координации деятельности подразделений предприятия;

ü коммуникации, т.е. доведения планов до сведения руководителей разных уровней;

ü мотивации руководителей на местах на достижение целей предприятия;

ü контроле за состоянием ликвидности предприятия;

ü сравнительном анализе запланированных и полученных результатов;

ü анализе рентабельности ( по норме прибыли) отдельных видов продуктов;

ü контроле за дебиторской и кредиторской задолженностью;

ü выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизации финансовых потоков;

ü контроле за продолжительностью процессов производственного цикла;

ü контроле за доходностью общих активов;

ü контроле за доходностью инвестиций;

ü контроле за ростом бизнеса.

Бюджетирование базируется на системе бюджетов.

При разработке системы бюджетирования следует учитывать не только виды составляемых бюджетов, но и взаимосвязь между ними, а также последовательность их формирования. Совокупность всех бюджетов и порядок их составления принято называть бюджетной моделью.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...