Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип 54: Наносите удар там, где нет защиты.




 

Если у вашего противника фигура стоит на отшибе или она неразвита, атакуйте на другом участке доски. Это не что иное, как здравый смысл.

 

Ладья белых на a1 в игре не участвует. Поэтому черные атакуют на королевском фланге, где у них больше фигур.

1…Сh3.

В соответствии с принципом 52: ладья h4 в безопасности, так как на 2. g:h4 следует 2…Фd5.

2. Лd1 Лe4 3. Сf1 Лe1 4. Л:e1 Ф:e1 5. Фe2 Лe8 6. Сd2 Ф:e2, и белые сдались.

Их неиграющая ладья как раз готова в игру войти, но уже слишком поздно – у черных уже фигурой больше (Нейл Гольдберг – Курцдорфер, Буффало, 1984).

 

* * *

 

Спортсмены часто пользуются этим принципом. Раннинг бек в американском футболе находит прореху, созданную лайнменом, и прорывается там, где нет защитников. В баскетболе атака «трое на одного» кончается мячом в корзине. В хоккее шайба забрасывается в сетку покинутых вратарем ворот. Теннисист выигрывает очко, посылая мяч в противоход. Все эти действия опираются на изложенный выше принцип.

 

Принцип 55: Безжалостно атакуйте связанные фигуры, слабые пешки, раскрытых королей и другие неподвижные цели.

 

Нападайте на всё, что приковано к месту. Бейте снова и снова. Жестоко, ну и пусть. Мы не играем в шахматы для того, чтобы понравиться сопернику. Мы играем для того, чтобы выигрывать.

 

Конь на c6 недвижим. Он прикован к своему месту. Поэтому белым хочется на него напасть: 1. d4 e:d4 2. c:d4 Сb6 (2…Сb4 3. d5 a6 4. Фa4) 3. d5.

 

* * *

 

Стационарные объекты легче всего атаковать, поэтому пригвождайте их к месту и нападайте. Это нелюбезно, но эффективно и экономит массу сил и энергии.

Глава 12

ФОРСИРУЮЩИЕ ХОДЫ

«Связка страшнее, чем меч».

Фред Рейнфельд

 

Взятия, шахи, превращения и угрозы взятий, шахов и превращений требуют немедленной реакции. Если угрозы будут доведены до исполнения, то маятник игры качнется в пользу того, кто эти взятия, шахи или превращения осуществляет. Поэтому такие форсирующие игру ходы являются сильным оружием.

 

Принцип 56: Угроза, которую вы просмотрели, означает ваше поражение.

 

Тщательно отслеживайте все угрозы. В шахматах нет места невнимательности к деталям – если вы хотите играть по-настоящему.

 

Черные увидели угрозу 2. Ф:c2 и потому сыграли 1…Сa4. После 2. Фe3+ они сдались. По правде сказать, нетрудно было разглядеть, что у белых две угрозы и что 2. Фe3+ лишь одна из них. Это, в конце концов, всего лишь шах. Разумеется, 1…Сf5 (2. Фe3+ Лe4) отражало обе угрозы, но чтобы найти этот ход, черные должны были увидеть обе угрозы (Микаэль Петраш – Курцдорфер, Буффало, 1990).



 

* * *

 

Всегда обращайте внимание на детали. Упустите из виду одну, и результат может быть катастрофичен. Неприятностей нужно ждать отовсюду.

 

Принцип 57: Всегда давайте шах – ведь он может оказаться матом!

 

Совет не из лучших, но в нем есть зернышко истины. Если король противника под шахом, то вам он может нанести только минимальный вред. С другой стороны, шах должен быть осмысленным, иметь какую-то цель, как и всякий другой ход. Шах, даваемый лишь с целью припугнуть противника, в лучшем случае бессмыслен, в худшем – может расстроить всю вашу игру.

 

Белые должны защититься от угрозы мата на a2, возможно, путем 1. a3. Если они поддадутся искушению прежде дать шах, то потеряют фигуру после 1. Кf6+ Крh8, поскольку им всё еще надо защищаться от угрозы мата, в то время как их конь под боем.

 

* * *

 

Не всё то золото, что блестит, и не все шахи следует объявлять.

 

Принцип 58: Не упускайте из виду никакой возможности дать шах!

 

Не все шахи выгодны (принцип 57), но все возможные шахи в течение всей партии вы должны непременно учитывать при принятии решений. Как иначе вы сможете оценить, хорош шах или нет, если вы его не видите? Взгляните еще раз на диаграмму на с. 78, и вам станет понятным результат «слепоты». Король – это и вся шахматная партия.

 

* * *

 

Не путайтесь в мириадах деталей и мелочей настолько, чтобы упустить главное. Всегда держите в уме общую картину.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28; просмотров: 222

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...