Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип 165: Используйте формат «вопрос – ответ».




 

Когда во время партии вы пытаетесь определиться с сильнейшим ходом, часто бывает полезно войти в диалог с самим собой. Например, рассмотрим следующую позицию.

 

Допустим, вы играете черными. Первое, на что вы обращаете внимание – у обеих сторон крепкий пешечный центр, короли рокировали и фигуры полностью развиты. Далее, белые соединили ладьи последним ходом (1. Фd1-c2), так что черные всё еще на шаг позади, как в начале партии.

Поэтому самое время задать себе следующие вопросы:

1. Есть что-нибудь в позиции, что я упустил из виду?

Ответ: У белых пешка на b4, которая обеспечивает им пространственный перевес на ферзевом фланге, но несколько ослабляет пешечную структуру. Возможно, эта информация окажется для вас полезной.

2. Все ли фигуры защищены?

Ответ: Все фигуры черных защищены. Но две белые – слон b5 и ферзь – не защищены. Белые могли закончить свое развитие путем 1. Фe2 или 1. Фa4. Эта информация также может иметь значение.

3. Является ли какая-нибудь из незащищенных фигур белых уязвимой?

Ответ: Слон на b5 находится на той же диагонали, что и слон черных d7. Между ними вклинился конь c6.

4. Есть ли способ использовать потенциальные слабости белых – пешку b4 и незащищенного и уязвимого слона b5 – посредством форсирующего хода?

Ответ: Черные могут сыграть 1…Кd4 или 1…К:b4. Оба хода – попытки обратить себе на пользу незащищенное положение белых фигур посредством двойного удара.

Итак, черные приступили к анализу вариантов, начав с этих двух ходов. Поскольку второй ход выигрывает пешку, а первый – нет, они избрали второй ход и выиграли партию (Давид Харт – Курцдорфер, по переписке, 1981).

Обратите внимание, что естественные ходы 1…Фe7 и 1 …a6 даже не рассматривались. При наличии проблемы попытайтесь понять, в чем она состоит и как ее можно использовать.

 

* * *

 

Вопросы и ответы могут вскрыть сущность позиции, при условии, что задаются верные вопросы и ищутся честные ответы.

Глава 35

КОНЦЕНТРАЦИЯ

«Мало быть хорошим игроком,

надо еще и хорошо играть».

Зигберт Тарраш, после неудачного

выступления на турнире в Лейпциге (1888)

 

Некоторые игроки легко отвлекаются. Другие как будто не замечают, что происходит вокруг них. Почему так? Главным образом потому, что одни игроки умеют лучше концентрироваться, чем другие. Выгоднее принадлежать к первым.

 

Принцип 166: Если вы не можете сконцентрироваться из-за стороннего отвлечения, возможно, дело в вашем умении концентрироваться, а не в стороннем отвлечении.

 

В шахматы играют в шумных, прокуренных барах и в тихих холлах отелей, где соседний номер занимает рок-группа. Клубные и любительские соревнования характерны наличием доброхотов-советчиков, а на официальных турнирах и матчах может присутствовать шумная публика. Как научиться в таких условиях концентрироваться? Путем практики, играя при различных условиях, разумеется.



Как-то мне довелось играть с сильным немецким мастером в Сан-Диего в турнире местного клуба. Он был гораздо сильнее меня, и неудивительно, что в глубоком миттельшпиле у него была лучшая позиция. Но здание клуба располагалось в парке, и стоял отличный солнечный день. Некий баянист решил, что это отличный повод для того, чтобы донести свои чувства посредством пения всем, кто мог его услышать. Представление было громким и плохим. Но я привык играть при самом разном звуковом сопровождении, и фоновая «музыка» нисколько не нарушила моей концентрации.

Мой уважаемый противник чувствовал себя совсем иначе. Ужасные звуки действовали ему на нервы. Его концентрация нарушилась, и в игре стали обнаруживаться признаки усталости. В итоге он позволил мне создать контригру, и партия закончилась вничью.

 

* * *

 

Отвлечений много. Чем обращать на них внимание, лучше, им вопреки, научиться концентрироваться.

 

Принцип 167: Найдите способ защищаться от отвлечений.

 

Я научился этому принципу, тренируя собаку.

Когда вы хотите научить свою собаку некой «штуке», вы сначала показываете ее сами, затем поощряете меньшого брата и награждаете его за правильное исполнение. Но вы также вносите коррективы, если что-то ваша собака сделала не так.

Но если вы хотите, чтобы она по-настоящему усвоила урок, нужно, чтобы она выполняла его, несмотря на внешние отвлечения. Это значит, что вы бросаете игрушки перед ней, когда она должна бежать прямиком к вам, или подключаете посторонних людей, собак или кошек к процессу обучения. Если она всё делает правильно, несмотря на отвлечения, значит, она по-настоящему усвоила урок.

Бывшего чемпиона мира Михаила Ботвинника раздражал табачный дым во время игры, поэтому он пошел на экстремальные меры, играя тренировочные партии со злостными курильщиками, чтобы привыкнуть к подобным условиям.

Возможно, до таких крайностей доходить не следует, но игра при неблагоприятных условиях поможет вам выработать иммунитет против любых внешних факторов, не относящихся непосредственно к партии. Поэтому пусть подобная практика станет для вас обыденной, и вы научитесь концентрироваться в любых обстоятельствах.

 

* * *

 

Практикуйтесь в плохой обстановке, и ваша способность концентрироваться возрастет.

 

Принцип 168: Дисциплина мышления напрямую связана с улучшением вашей концентрации.

 

Этот принцип связывает принципы 161 и 162 с принципами 166 и 167. Дисциплина мышления – это прямой путь к лучшей концентрации.

Пытайтесь думать методически при неблагоприятных условиях всех сортов. Играйте вслепую в компаниях или в баре. Если вы сумеете сыграть партию при разных отвлечениях, ваша концентрация находится в хорошей форме.

Концентрируясь на методе мышления, на дисциплине мыслительного процесса, вы автоматически отсекаете все виды отвлечений. В конце концов, как можно просчитать варианты, сравнить их и прийти к какому-либо выводу, если обращать внимание на табачный дым или музыку?

Место есть только для одного; пусть это будет ваш мыслительный процесс и концентрация.

 

* * *

 

Методическое мышление и полная концентрация дополняют друг друга. Фокусирование на одном поможет и другому.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28; просмотров: 227

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...