Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Правовое государство, как вы знаете, тесно связано с гражданским обществом. В нем граждане, обладая естест­венными и неотчуждаемыми правами, реализуют свои част­ные интересы и цели, например в материальном благополу­чии, семейной жизни и пр.

Удовлетворение частных интересов приводит к возникно­вению связей и взаимодействий между индивидами и соци­альными группами, порождая определенные институты, на­пример семью, творческие союзы, потребительские органи­зации и пр. Так складывается гражданское общество — совокупность негосударственных общественных отношений, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и групповые) интересы и потребности граждан в различных сферах жизни.

Напомним, что здесь, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (соподчиненные), а горизонтальные связи и отношения между людьми. Они взаимодействуют как свободные и ответственные друг перед другом, обществом и государством равноправные партнеры.

Рассматривая гражданское общество как систему, его от­ношения и институты можно представить в виде подсистем: социальной, экономико-хозяйственной, духовно-культурной,


политической. Они характеризуют сферы его жизнедеятель­ности.

Социальная подсистема — это первичный, основополага­ющий пласт гражданского общества. Она охватывает сово­купность объективно сформировавшихся общностей людей и их взаимоотношений, которые представлены двумя крупны­ми блоками.

Первый блок обусловлен удовлетворением потребностей граждан в семейно-родственных связях, воспитании детей, здоровье, общении. В рамках этого блока действуют первич­ные социальные группы: семьи, группы друзей, сподвижни­ков. Между ними складываются более или менее глубокие эмоциональные отношения.

Во втором блоке представлены вторичные социальные группы. Их нередко именуют группами интересов. Люди объединяются в эти группы для совместного проведения свободного времени (скажем, группы занятий спортом, шах­матами), совместного решения определенных проблем (например, группы взаимопомощи), выражения и защиты профессиональных, демографических и других интересов.

Подчеркнем, что группы интересов могут иметь органи­зационную структуру и правовой статус. В этом случае они выступают как общественные объединения граждан, напри­мер общества рыболовов, филателистов, защитников живот­ных, профессиональные союзы, молодежные организации и т. д. Другие заинтересованные группы возникают стихий­но — как реакция на то или иное событие. Они не имеют правового статуса и организационного оформления, а высту­пают как гражданские инициативы (например, «Каждому двору — детская площадка»). Инициативные группы граж­дан используют такие средства, как собрания, демонстра­ции, пикетирования и пр. Следует отметить, что вторичные группы интересов действуют в различных сферах граждан­ского общества, оказывая на них большое влияние.

Экономико-хозяйственная подсистема возникает для удовлетворения главным образом материальных потребнос­тей людей. Здесь действуют частные, муниципальные, акци­онерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйст­ва, частные банки. Основой этой подсистемы выступают собственность, свободный труд, частное предпринимательст­во. (Объясните почему.) В ней создаются также торговые и другие организации. Однако отношения распределения, об­мена и потребления, являясь составной частью экономико-хозяйственной подсистемы, функционируют и в рамках со­циальной подсистемы (например, союзы потребителей).

Духовно-культурная подсистема призвана удовлетворять потребности людей в образовании, духовном самосовершен­ствовании, вере, творчестве. Реализация этих потребностей


в гражданском обществе осуществляется через негосударст­венные институты: образовательные, воспитательные, науч­ные, культурные, конфессиональные учреждения. Консоли­дирующим фактором в духовно-культурной сфере выступают исторический опыт, традиции и обычаи народа, нравствен­ные ценности.

Многие ученые относят к духовно-культурной подсисте­ме и негосударственные средства массовой информации: ра­дио, телевидение, видео, периодические издания (журналы, газеты). Среди политологов все чаще высказывается мнение, что СМИ следует рассматривать как отдельную информаци­онную подсистему гражданского общества, имея в виду ее сквозной характер.

Политическая подсистема включает, прежде всего, му­ниципальные коммуны (от лат. municipium — самоуправля­ющаяся община). Это власть на местах, или местное само­управление. К политической подсистеме относятся также политические партии и общественно-политические движе­ния, которые, будучи группами интересов, перекидывают мостик между гражданским обществом и государством. Вме­сте с тем связь между государственной властью и обществом может осуществляться и через многие другие указанные выше группы интересов. Это происходит в том случае, если заинтересованные группы добиваются решения вопроса на политическом, в том числе государственном, уровне. Напри­мер, если профсоюзы требуют от государства своевременно выплачивать зарплату рабочим и служащим госпредприятий и учреждений, то они вступают в политические отношения с государственной властью. Другой пример: общество люби­телей животных требует от местной власти (самоуправле­ния) построить питомник для бездомных собак, вступая с ней тем самым в политические отношения.

Подчеркнем, что рассмотренные нами подсистемы граж­данского общества являются условными, ибо в реальной жизни они переплетаются в один целостный и динамичный организм.

В России гражданское общество находится в стадии ста­новления. Ускорению этого процесса призвана способство­вать реформа местного самоуправления.

Напомним, что под местным самоуправлением понима­ется негосударственная форма выражения народовластия, осуществляемого определенным территориальным сообще­ством при самостоятельном решении населением вопросов местного значения.

Согласно новому законодательству, органы местного са­моуправления формируются на двух уровнях. Во-первых, на уровне городов (городских округов — городов регионального значения) и районов (муниципальные районы). Во-вторых,


на уровне единиц, входящих в состав районов (городские и сельские поселения). В этой связи все территории субъектов РФ разграничиваются между городскими и сельскими посе­лениями. Из групп поселений формируются муниципальные районы. Для поселений и муниципальных районов устанав­ливаются отдельные перечни вопросов местного значения. Так, полномочия поселенческого уровня — благоустройство территории, уборка мусора, озеленение, сохранность почто­вых ящиков в домах и пр.

Органы местного самоуправления муниципального района решают задачи межпоселенческого характера. Их полномочия разграничиваются с полномочиями органов государственной власти. Например, федеральный центр и субъекты РФ обес­печивают муниципальные районы медицинскими и образова­тельными услугами. Но на самих муниципальных районах ле­жит ответственность за ремонт школы или поликлиники.

Города, являющиеся самостоятельными муниципальны­ми образованиями (т. е. не входящие в состав других муни­ципальных образований), наделяются статусом городского округа. Они исполняют одновременно полномочия как посе­ления, так и муниципального района. Таким образом, раз­ные уровни местного самоуправления с учетом их реальных возможностей наделяются разным объемом компетенций.

Новые муниципальные образования должны иметь свои бюджеты, которые формируются из средств налоговых по­ступлений. Распределение этих средств ориентировано на со­здание условий для успешного решения местным самоуправ­лением своих задач, на поддержание наиболее депрессивных территорий.

Вводится также новая концессиональная модель муници­пального хозяйства. Суть ее в том, что органы местного самоуправления предоставляют инвесторам возможность вкладывать средства, но оставляют муниципальную собствен­ность (например, ЖКХ) у себя. Такая модель называется ин­вестиционным соглашением. Инвестор вкладывает средства, получает прибыль, но с истечением срока договора собствен­ность остается муниципалитету.

Подчеркнем, что эффективная деятельность местного са­моуправления, разнообразных добровольных объединений характеризует гражданское общество как саморазвивающее­ся плюралистическое общество. Оно является следствием интеллектуального и нравственно-правового развития каж­дого гражданина, осознания им своей принадлежности к той или иной группе, общих с ней интересов. Отсюда и возни­кает социальная активность, стремление совместными уси­лиями делать жизнь комфортнее, ярче, богаче, а значит, и счастливее. В развитых гражданских обществах люди редко обращаются к государственным органам. Англичане шутят,


что они имеют дело с государством дважды: когда вынима­ют почту из ящика и когда нарушают правила уличного движения. Государство прямо не вмешивается в дела граж­данского общества, а обеспечивает условия для его нормаль­ной жизнедеятельности, закрепляет в своих нормативных актах естественно сложившиеся отношения между людьми.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...