Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Политический процесс многогранен. Он охватывает ши­рокий круг явлений и включает в себя как базовые полити­ческие процессы (политическое участие граждан и государ­ственное управление), так и более частные, но не менее важные процессы, связанные с формированием политичес­ких ассоциаций (партий, политических организаций, групп интересов), развитием местного самоуправления и т. д. Всю совокупность политических процессов принято классифици­ровать на основании следующих критериев: сфера действия, продолжительность и значимость для общества, публич­ность.

С точки зрения сферы действия принято выделять внеш­не- и внутриполитические процессы. При этом внешнеполи­тические процессы определяются интересами и целями го­сударств, негосударственных субъектов мировой политики, соотношением сил в мире, в его отдельных регионах, а так-


же другими факторами. Внутриполитические процессы на­прямую связаны с типом государственного устройства, ха­рактером политических режимов, типом лидерства, соста­вом правящей элиты.

В зависимости от временных характеристик политичес­кие процессы принято подразделять на долговременные (формирование государств, переход от одной политической системы к другой, становление институтов демократии и т. д.) и краткосрочные процессы (избирательные кампа­нии, митинги, кампании по пикетированию или блокирова­нию деятельности органов государственной власти и управ­ления и т. п.).

По степени открытости принято выделять публичные и непубличные процессы. Первые характеризуются тем, что интересы участников процесса проявляются совершенно от­крыто. Так, например, в рамках демократического избира­тельного процесса интересы участников четко формулируют­ся в программах партий и движений, выявляются в ходе голосования на выборах. Непубличные процессы связаны со скрытыми действиями участников, направленными на изме­нение соотношения сил и достижение собственных целей не­редко вопреки существующим конституционным и право­вым нормам. В качестве иллюстрации можно привести активное вмешательство в политику силовых структур или специальных служб в авторитарных политических системах или в странах, где гражданский контроль над органами бе­зопасности недостаточно эффективен.

В зависимости от характера общественных перемен принято выделять такие типы общественно-политических процессов, как избирательный процесс, революция, контр­революция, реформа, восстание, мятеж, политическая кам­пания, прямое действие в политике. Каждый из них харак­теризуется собственной динамикой и закономерностями развития.

В предыдущих темах вы узнали, что избирательный про­цесс предполагает периодичность ротации (от лат. rotatio — круговращение) правящей группы на основе зафиксирован­ного в соответствии с определенными правилами волеизъяв­ления избирателей. Результатом избирательного процесса становится не просто адекватное представительство воли на­рода посредством прямых, всеобщих и честных выборов, но и формирование работоспособных и эффективных органов власти.

Революция, как вы знаете, представляет собой коренное преобразование социального порядка, крушение старой и создание новой политической системы. В ее ходе изменяют­ся принципы легитимности и сами закономерности функ­ционирования политической системы. Революции, как пра-


вило, сопровождаются разрушением экономики, колоссаль­ными материальными потерями и даже массовой гибелью людей.

Реформа, напомним, — это постепенное преобразование экономической и политической системы при сохранении ее основ, режимных норм, а иногда и власти правящей элиты. Существенным отличием реформ от революционных процес­сов является управляемость и поэтапность изменений.

Если в ходе революций и реформ осуществляется преоб­разование политических систем в масштабах всей страны, то восстания и мятежи преследуют чаще всего конкретные цели и протекают на ограниченной территории.

Политическая кампания представляет собой систему коллективных действий, направленных на изменение струк­туры власти, формирование органов власти, достижение оп­ределенных политических целей или перераспределение раз­личных типов ресурсов. Успех политической кампании зависит от ее активной поддержки со стороны населения. Проявления поддержки могут быть различными — от демон­страций солидарности под лозунгами кампании и сбора под­писей в их поддержку до роста числа членов организации, проводящей политическую акцию.

Процессы, в рамках которых граждане могут оказать не­посредственное влияние на характер принимаемых полити­ческих решений путем проведения митингов, демонстраций, забастовок, традиционно именуются в политологии тер­мином прямые действия. Забастовки, митинги и демонстра­ции — мощное средство активного включения в политику больших масс населения. Однако их возможности как сред­ства воздействия на политику при нормальном функциони­ровании политической системы и устойчивости режимных норм достаточно ограниченны. Использование яркой, доход­чивой символики, звуковых и визуальных эффектов, упро­щенного языка блокирует способность участников к рацио­нальному осмыслению ситуации и создает предпосылки для манипулирования сознанием и поведением участников по­добных акций.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...