Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательство об административной ответственности

Законодательство об административной ответственности система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.

Система законодательства об административных правонарушениях.

1) КоАП;

2) законы субъектов РФ об административных правонарушениях. Задачи законодательства об административных правонарушениях:

• защита личности;

• охрана прав и свобод человека и гражданина;

• охрана здоровья граждан;

• охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

• защита общественной нравственности;

• охрана окружающей среды;

• охрана установленного порядка осуществления государственной власти;

• защита общественного порядка и общественной безопасности;

• защита собственности;

• защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;

• защита общества и государства;

• предупреждение административных правонарушений.

Действие законодательства об административной ответственности во времени:

1) лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;

2) закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу,

3) закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Действие законодательства об административной ответственности в пространстве: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.

Действие законодательства об административной ответственности по кругу лицможет быть:

1) общего действия (распространяется на все субъекты);

2) специального действия. Виды специальных субъектов:

• несовершеннолетние;

• должностные лица;

• военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;

• иностранные граждане и лица без гражданства;

• юридические лица Российской Федерации;

• иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее привлеченные к административной ответственности).

Особенности административной ответственности лиц, на которых распространяются дисциплинарные уставы или специальные положения о дисциплине.


Несмотря на то, что в большинстве случаев особые субъекты за совершенные правонарушения привлекаются к дисциплинарной ответственности, есть случаи и привлечения их к административной ответственности на общих основаниях.

Административная ответственность военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, на общих основаниях согласно КоАП РФ наступает за следующие правонарушения :

- административные правонарушения, посягающие на отдельные права граждан (ст. ст. 5.1 - 5.26);

- за нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст. ст. 5.45 - 5.52, 5.56);

- нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);

- правонарушения в области охраны собственности (ст. 7.29-7.32);

- административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);

- нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 - в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);

- административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12);

- административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15);

- административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);

- невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);

- некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст. ст. 18.1 - 18.4);

- некоторые административные правонарушения против порядка управления (ст. 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4);

- нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 - в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).

Особенностью привлечения данных лиц к ответственности является то, что к ним не может быть применено административное наказание в виде административного ареста, а к лицам, проходящим военную службу по призыву еще и наказание в виде штрафа. Так, например, при совершении правонарушения по ст.7.2 «Уничтожение или повреждение специальных знаков», которое по общему правилу наказывается штрафом в установленном размере, будет составляться протокол об административном правонарушении, который направляется начальнику или командиру нарушителя для наказания в административном порядке.

Такая особенность административной ответственности указанных особых субъектов была закреплена еще в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. Общее правило, согласно которому отдельные категории государственных служащих за совершение административных правонарушений несут не административную, а дисциплинарную ответственность, обусловливалось наличием широкого круга дисциплинарных взысканий (в том числе материального характера), которые могли налагаться на указанную категорию лиц.

Причиной привлечения особых субъектов к административной ответственности является специфичность административных наказаний, применяемых за данные правонарушения. Так, за правонарушения в области дорожного движения, одним из возможных наказаний является лишение специального права (права управления транспортным средством), а за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования одним из административных наказаний может быть возмездное изъятие и конфискация предметов, явившихся орудиями совершения правонарушения. Исходя из самого смысла правонарушений, можно сделать вывод, что применение данных видов наказаний в этих случаях необходимо. И в связи с тем, что дисциплинарная ответственность таких наказаний не подразумевает, лица, совершившие данные правонарушения, подвергаются административной ответственности.

В настоящее время, к данной категории субъектов применяются все виды административных наказаний, кроме административного ареста. Невозможность наложения административного штрафа на лиц, проходящих военную службу по призыву, объясняется отсутствием самостоятельного источника дохода у данных лиц.

Некоторые особенности привлечения к административной ответственности особых субъектов содержатся не в КоАП, а в других законодательных актах РФ, что в значительной степени усложняет работу правоприменителей. Так, например, в соответствии с Федеральным законом «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста», суды наделяются полномочиями по рассмотрению материалов о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест. Указанные материалы судья гарнизонного военного суда будет рассматривать единолично. Определено, что материалы о грубом дисциплинарном проступке рассматриваются в гарнизонном военном суде с участием военнослужащего, в отношении которого ведется производство. По ходатайству военнослужащего в судебном рассмотрении может участвовать защитник, который имеет право общаться с военнослужащим наедине и конфиденциально, знакомиться со всеми материалами, собирать и представлять доказательства, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства и отводы, а также пользоваться иными правами. По результатам судебного рассмотрения судья принимает решение о назначении дисциплинарного ареста либо об отказе в его назначении и о возвращении материалов дела командиру воинской части для применения иной меры дисциплинарного воздействия. Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом. Установлено, что порядок направления военнослужащих на гарнизонную либо войсковую или корабельную гауптвахту для отбывания дисциплинарного ареста, их приема, содержания и освобождения определяется общевоинскими уставами.

 
 


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...