Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление в административно-политической сфере.

 

Государственное управление в сфере административно-политической деятельности распространяется на оборону, государственную безопас­ность, иностранные дела, внутренние дела, чрезвычайные ситуации, юстицию, надзор за законностью (деятельность прокуратуры). Мно­гие из таких полномочий относятся к исключительному ведению Фе­дерации. Поэтому непосредственное управление названными сферами жизни общества осуществляется преимущественно или исключитель­но федеральными органами (министерствами и ведомствами) через свои управления и отделы в субъектах РФ. Большинство администра­тивно-политических министерств и ведомств подчинено непосредст­венно Президенту РФ, а Правительство РФ выполняет в отношении них лишь координирующую роль.

Некоторые полномочия в сфере административно-политической деятельности относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ (защита прав и свобод человека и гражданина, прав националь­ных меньшинств, обеспечение правопорядка, общественной безопас­ности, координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ и др.), они осуществляются и государственными ор­ганами РФ, и органами государственной власти субъектов РФ (в последнем случае — если эти отношения не урегулированы орга­нами РФ или не включены ими в сферу своей деятельности). На уровне муниципальных образований (в городах, районах, но не в мелких селениях) государственное управление в административно-политической сфере осуществляется либо соответствующими отде­лениями федеральных министерств и ведомств, либо (если вопросы отнесены Конституцией РФ к сфере предметов совместного веде­ния) органами субъекта РФ при соблюдении указанного выше ус­ловия.

Государственное управление в области оборонывключает меры по повседневному обеспечению защиты страны, использование воору­женных сил в случае агрессии против нее (или выполнения обяза­тельств по взаимной обороне от агрессии), выполнение задач, выте­кающих из Устава ООН.

Основа военной организации государства — Вооруженные Силы (Ракетные войска стратегического назначения, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот, Сухопутные войска). К выполнению задач обороны привлекаются также Пограничные войска, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, Железнодорожные войска, войска Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычай­ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), а также инженерно-технические и дорожно-строительные во­инские формирования при других федеральных органах исполнитель­ной власти. С их деятельностью тесно связана работа Российского агентства по обычным вооружениям и Российского агентства по боеприпасам.

Управление в области обороны осуществляется только федераль­ными государственными органами, это исключительная компетенция РФ. Наиболее широкими полномочиями в этой области наделен Пре­зидент РФ,являющийся по должности Верховным Главнокомандую­щим. В соответствии с Конституцией РФ он определяет основные на­правления военной политики, утверждает планы строительства Во­оруженных Сил, осуществляет руководство Вооруженными Силами и другими войсками, в случае возникновения вооруженных конфликтов объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит военное поло­жение, издает указы о призыве граждан на военную службу и увольне­нии в запас, назначает и освобождает от должности высшее командо­вание, присваивает высшие воинские звания, решает ряд других во­просов в области обороны.

Важные полномочия принадлежат Правительству РФ.Оно про­водит необходимые меры по организации обороны и государствен­ной безопасности, организует обеспечение войск вооружениями, материальными средствами, услугами, обеспечивает выполнение программ подготовки граждан по военным специальностям, руково­дит гражданской обороной и др. Непосредственное управление Во­оруженными Силами осуществляют Министерство обороны, Гене­ральный штаб, командующие военными округами, другие воена­чальники.

Министерство обороны РФотвечает за состояние и развитие Во­оруженных Сил, их боеготовность, соблюдение воинской дисципли­ны. Министр обороны входит в Правительство РФ, но непосредственно подчинен Президенту РФ. Министерство обороны в соответ­ствии с Федеральным законом «Об обороне» 1996 г. разрабатывает предложения о концепции Вооруженных Сил, программу вооруже­ний, заказывает и финансирует производство военной техники, про­довольствия, другого имущества для армии, обеспечивает мобилиза­ционную готовность Вооруженных Сил. Оно координирует работы, выполняемые в целях обороны. В составе Министерства обороны функционируют различные управления и отделы, в том числе орга­ны управления видами Вооруженных Сил. Их возглавляют главно­командующие видами войск(военно-воздушными, военно-морскими и др.). Главнокомандующим подчинены главные штабы видов войск и другие службы.

Генеральный штаб —основной орган оперативного управления Вооруженными Силами. Он разрабатывает предложения по строи­тельству Вооруженных Сил, мобилизационный план, программу обо­рудования территории РФ в целях обороны, осуществляет перспек­тивное и текущее планирование, разведывательную деятельность в целях обороны и государственной безопасности РФ.

Связующим звеном между Министерством обороны и войсками являются органы управления военных округов и флотов.Военный округ — оперативно-территориальная единица, создаваемая для ко­мандования Вооруженными Силами на определенном стратегичес­ком направлении. Во главе округа стоит командующий, который через штаб округа, другие службы осуществляет управление войска­ми в границах округа, организует его оборону. Аналогичные задачи и организацию имеют флоты (Северный, Тихоокеанский, Черномор­ский). Объединениями (например, армией), соединениями (корпу­сом, дивизией), частями (полками) управляют органы строевого военного командования,подразделениями (батальон, рота, взвод, от­деление) — их командиры. В крупных образованиях есть штабы и другие службы.

На местах существуют военные комиссариаты —территориальные органы военного управления, образуемые Министерством обороны в субъектах РФ, городах, районах. Они, в частности, ведут учет военно­обязанных, организуют прием на военную службу (в том числе путем заключения контрактов на добровольной основе).

Расположение воинских частей в населенном пункте или вне его — воинский гарнизон.Приказом командующего военным округом или флота назначаются начальник гарнизона (старший морской на­чальник) и военный комендант гарнизона. Они отвечают за поддер­жание порядка, дисциплины (в том числе на улицах, общественных местах, что составляет прежде всего обязанность коменданта), за создание условий, необходимых для подготовки войск и повседнев­ной жизни.

В крупных воинских объединениях (армиях, видах войск), в воен­ных округах (флотах) при командующих созданы постоянно дейст­вующие совещательные органы — военные советы.

В России в соответствии с Конституцией существует всеобщая воинская обязанность.В настоящее время призванные граждане служат 24 месяца, а имеющие высшее образование — 12 месяцев. В запасе в зависимости от звания состоят до достижения возраста 50—65 лет. В добровольном порядке по контракту на военную службу сроком на три года, пять и десять лет могут поступать как мужчины, так и женщины в возрасте от 18 до 40 лет (первый кон­тракт). Число контрактников в армии возрастает.

Военная служба может быть заменена так называемой граждан­ской альтернативной службой, если несение военной службы проти­воречит убеждениям гражданина или вероисповеданию, а также в других установленных законом случаях (закон об альтернативной службе принят в 2002 г.).

С вопросами обороны страны тесно связано обеспечение госу­дарственной безопасности (употребляется в этом же значении, осо­бенно в зарубежных странах, термин «национальная безопасность»). Это понятие имеет широкое значение. Под государственной (нацио­нальной) безопасностью подразумевается защищенность жизненных интересов личности, в том числе прав и свобод, общества (его ма­териальных и духовных ценностей), государства (суверенитета, тер­риториальной целостности и др.). Задача государственной безопас­ности — обеспечение безопасности от внутренних и внешних угроз политического, военного, техногенного, экологического, информаци­онного и иного характера (например, продовольственная безопас­ность).

Управление в области безопасности в России — прерогатива Федерации. Общее руководство органами и силами обеспечения го­сударственной безопасности осуществляетПрезидент РФ.Он фор­мирует, реорганизует, упраздняет такие органы и силы. При нем действует назначаемый им совещательный орган — Совет Безопас­ности.В его состав входят председатели палат парламента, предсе­датель Правительства РФ, некоторые руководители ведущих мини­стерств и ведомств, другие лица. Совет Безопасности определяет жизненно важные интересы, выявляет внутренние и внешние угро­зы, разрабатывает основные направления обеспечения безопасности, готовит рекомендации и проекты оперативных решений Президента по предотвращению чрезвычайных ситуаций и принятию необходимых мер, если они возникли. Председателем Совета Безопасности является Президент РФ, важнейшие решения Совета Безопасности оформляются его указами, другие решения — протоколами Совета Безопасности.

Повседневной работой по обеспечению государственной безопас­ности занимаются Федеральная служба безопасности, Служба внеш­ней разведки, Федеральная служба охраны и др.

Федеральная служба безопасностиРФ (ФСБ) и ее органы при­званы осуществлять разведывательную и контрразведывательную деятельность (пресечение деятельности спецслужб иностранных го­сударств), вести борьбу с преступлениями, особенно государственны­ми преступлениями (пресечение шпионажа, террористической дея­тельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия, наркотических средств, пресечение других преступ­лений, по которым эти органы ведут дознание и предварительное следствие). Они обеспечивают охрану государственной тайны, без­опасность атомной промышленности, энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных центров, космических исследова­ний, других научных разработок.

Органы ФСБ России участвуют в решении вопросов гражданст­ва, пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Они наделены специальными правами (тайное сотрудничество с лицами, давшими согласие на разведку, проникно­вение в преступные сообщества), вправе беспрепятственно входить в жилые помещения, учреждения, на предприятия, если полагают, что там совершено преступление, связанное с посягательством на государственную безопасность, использовать в служебных целях транспорт и средства связи любых лиц и т.д.

Директор ФСБ, возглавляющий ее, непосредственно подчинен Президенту РФ, назначается и увольняется им. При директоре име­ется совещательный орган — коллегия. Президент РФ утверждает положение о службе, ее структуру по представлению Председателя Правительства РФ. На местах (в субъектах РФ) создаются терри­ториальные органы (управления, отделы) службы безопасности. В войсках, в органах внутренних дел, в налоговой полиции, тамо­женных органах ФСБ создает свои отделы.

ФСБ обеспечивает интересы и безопасность государства на Госу­дарственной границе РФ и в пограничном пространстве. Существуют пограничные округа, пограничные группы, оперативные группы. На Государственной границе РФ и в пограничной полосе установлен осо­бый режим, предусматривающий порядок содержания границы, пере­мещение лиц и товаров через нее, разрешение пограничных конфликтов, правила въезда в пограничную зону и пребывания в ней, ведение хозяйственной деятельности, проведения массовых общественно-по­литических и культурных мероприятий в пограничной зоне. Все эти действия подвергаются установленным ограничениям.

Военнослужащие, участвующие в охране Государственной грани­цы РФ, наделены особыми полномочиями. Они вправе проверять до­кументы любых лиц и транспортных средств вблизи границы, прово­дить досмотр транспортных средств и грузов, при подозрениях осу­ществлять задержание и досмотр лиц, останавливать невоенные суда и доставлять их в ближайший российский порт. Пограничные наряды могут осуществлять административное задержание лиц, совершивших нарушения установленного порядка, вправе ограничивать и запре­щать передвижение, применять оружие и специальные средства в слу­чаях, определенных законом.

Пограничный контроль в отношении людей в пунктах пропуска через границу осуществляют войсковые подразделения ФСБ; тамо­женный контроль, связанный с перемещением товаров, ценностей, от­дельных предметов, производят таможенные посты (они вправе про­водить личный досмотр физических лиц), свои миграционные посты в пунктах пропуска через Государственную границу РФ создает Ми­нистерство внутренних дел РФ. В контроле за соблюдением погра­ничного режима участвует санитарная служба Министерства здраво­охранения (предупреждение заноса определенных болезней из-за гра­ницы).

Служба внешней разведкидобывает и обрабатывает информацию о возможностях, действиях и намерениях иностранных государств, если это затрагивает жизненно важные интересы РФ. Она исполь­зует специальные, в том числе негласные, методы и средства, круг которых, однако, ограничен Федеральным законом «О внешней раз­ведке» 1996 г. Основные задачи внешней разведки определяет Пре­зидент РФ, он назначает и освобождает от должности руководителя службы (он не входит в состав Правительства), других ее руково­дителей. Кадровый состав внешней разведки зашифрован.

Федеральная служба охраны РФфункционирует под руководст­вом Президента и Правительства РФ. Она обеспечивает безопас­ность лиц, подлежащих государственной охране в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» 1996. К их числу относятся Президент, Председатель Правительства РФ, пред­седатели палат парламента, высших судов, Генеральный прокурор. При необходимости государственная охрана распоряжениями Пре­зидента может быть предоставлена членам парламента, другим лицам. Служба охраны обеспечивает также безопасность высших официальных лиц иностранных государств во время их пребывания на территории РФ.

Большой объем задач в сфере государственного управления вы­полняет Министерство внутренних дел РФ.Оно руководит мили­цией1, Государственной инспекцией по безопасности дорожного дви­жения, Государственной противопожарной службой, имеет в своем подчинении внутренние войска и другие отряды специального на­значения. МВД России подчинено Президенту РФ; Правительство координирует его деятельность с другими министерствами и ведом­ствами. Министерство осуществляет государственное управление в области внутренних дел в форме централизованного руководства, но действует, как правило, через министерства внутренних дел респуб­лик, управления и отделы в других субъектах РФ. Вместе с тем у федерального Министерства внутренних дел есть организации, на­ходящиеся в его исключительном подчинении (региональные управ­ления по борьбе с организованной преступностью, органы внутрен­них дел на транспорте, внутренние войска).

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел РФ от 18 июля 1996 г. оно разрабатывает и осуществляет меры по за­щите прав и свобод личности, имущества (независимо от формы соб­ственности), обеспечивает общественный порядок, принимает меры по предупреждению, пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию и расследованию преступлений, совер­шенствует правовую основу деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечивает законность в их деятельности. Ми­нистерство определяет приоритетные направления работы его орга­нов и войск, участвует в разработке целевых программ в своей сфере, организует оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую работу своих органов, организует розыск лиц, уклоняющихся от суда и наказания, призыва на военную службу, без вести пропавших лиц, принимает меры по обеспечению режима чрезвычайного или военного положения, по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Как отмечалось, оно занимается вопросами безопасности дорожного дви­жения, ведет учет транспортных средств и регистрацию граждан по месту жительства, выдает лицензии на деятельность, относящуюся по закону к его ведению (например, частная охрана), дает разрешение на приобретение допустимых видов оружия, ведает вопросами, свя­занными с гражданством, выдачей паспортов (в том числе заграничных), свободой передвижения, правовым положением иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации. Важная сфера деятель­ности — обеспечение массовых публичных мероприятий (демонстра­ций, митингов), спортивных соревнований с большой концентрацией людей.

Структурные подразделения МВД строятся на основе отраслевой специализации. Существует криминальная милиция, милиция обще­ственной безопасности, другие отраслевые службы, в ряде городов создана милиция нравов. Милицияпризвана, в частности, обеспечи­вать защищенность личности. Она осуществляет административную (например, учет граждан), оперативно-розыскную (розыск преступни­ков), уголовно-процессуальную (дознание и расследование), профи­лактическую деятельность (предупреждение правонарушений). Со­трудники милиции вправе применять непосредственное принуждение (вплоть до оружия). Они также вправе задерживать лиц, подозревае­мых в совершении преступлений, производить обыск, выемку (напри­мер, документов), входить в жилые помещения, осуществлять привод, личный досмотр, досмотр товаров и их изъятие и т.д. Условия и гра­ницы применения специальных мер принуждения определены Зако­ном РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» с последующими измене­ниями. На службу в милицию граждане поступают в добровольном порядке.

Как и во многих других государствах, в России существуют внутренние войска,входящие в систему Министерства внутренних дел РФ. Они непосредственно подчиняются Главнокомандующему внутренними войсками, действуют в соответствии с Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерст­ва внутренних дел Российской Федерации»1 (в ред. от 30 июня 2003 г.) и имеют целью обеспечение безопасности личности, обще­ства и государства от противоправных посягательств. Внутренние войска участвуют в охране общественного порядка, охраняют важ­ные государственные объекты и специальные грузы, конвоируют лиц, находящихся под стражей, обеспечивают режим чрезвычайного положения.

Внутренние войска специализированы. Части оперативного назна­чения участвуют в наведении порядка в районах чрезвычайного поло­жения и вооруженных конфликтов (например, в Чечне), в изъятии неразрешенного оружия у населения, разоружении незаконных воин­ских формирований, а при сопротивлении — в их ликвидации. Специальные моторизованные части несут патрульную службу, участвуют в охране общественного порядка, воинские части специального назначе­ния участвуют в ликвидации незаконных вооруженных формирова­ний, организованных преступных групп, в пресечении массовых беспорядков, сопровождающихся вооруженным насилием. Комплек­тование внутренних войск осуществляется путем добровольного по­ступления граждан на службу или по их желанию после призыва на военную службу.

Права служащих внутренних войск аналогичны правам работни­ков милиции, но при несении боевой службы им предоставлены до­полнительные полномочия (ограничивать движение транспортных средств и пешеходов, обязывать граждан остаться на определенном месте или покинуть его, задерживать граждан и т.д.). Они могут при­менять не только оружие и специальные средства, но и боевую и спе­циальную технику.

В систему правоохранительных органов входит Министерство юстиции РФ.Оно также подчинено Президенту РФ и не занимает­ся организационным и материальным обеспечением судов — теперь эти вопросы находятся в ведении Судебного департамента при Вер­ховном Суде РФ. Министерство обеспечивает реализацию государ­ственной политики в области юстиции, участвует в обеспечении правовой базы для деятельности органов государства, по поручени­ям Президента РФ участвует в экспертизе законов, направленных ему для подписания, координирует работу федеральных органов, участвует в разработке законопроектов, вносимых Правительством, проводит юридическую экспертизу правовых актов, вносимых феде­ральными органами государственной власти, а также актов, приня­тых субъектами РФ (в случае несоответствия их Конституции РФ и федеральным законам дает мотивированное заключение), ведет учет и регистрирует нормативные правовые акты, издаваемые отрас­левыми органами исполнительной власти РФ (министерствами, ве­домствами). Последние должны направлять в Минюст России свои акты в течение 10 дней после их принятия. Министр юстиции впра­ве обращаться с представлением к Президенту и Правительству РФ о привлечении к ответственности должностных лиц за неисполне­ние Конституции, законов, указов Президента, актов Правительства. Без регистрации и последующего опубликования они не вступают в силу. Министерство осуществляет систематизацию законодательст­ва, разрабатывает предложения о приведении законодательства в соответствие с Конституцией РФ, контролирует правильность и своевременность публикации правовых актов. Кроме того, Минюст России осуществляет контроль за применением законодательства, регистрирует некоторые общественные объединения (в отношении других принимает решения о их регистрации другими регистрирую­щими органами, ведущими реестр юридических лиц), контролирует соответствие деятельности общественных объединений их уставным целям, вправе делать им предупреждения и обращаться в суд с тре­бованием о роспуске нарушителей. Его органы регистрируют неко­торых юридических лиц (в массовом порядке с 1 июля 2002 г. это делают органы Министерства РФ по налогам и сборам), акты граж­данского состояния (браки, рождения и др.), разрабатывают про­граммы и реализуют правовую информатизацию государственных органов, ведут правовую пропаганду среди населения.

Минюст России осуществляет руководство нотариатом(в част­ности, нотариусы удостоверяют документы), Службой судебных при­ставов(в их ведение входят охрана судов, соблюдение порядка в су­дебных заседаниях, опись имущества по гражданским делам и др.). Судебные приставы имеют право применять силу и оружие. В веде­нии Минюста России находятся места заключения осужденных (тюрьмы, лагеря и др.).

Специфической частью государственного управления в админи­стративно-политической сфере является управление иностранными деламигосударства. Внешнеполитическая деятельность имеет своей целью защиту государственных интересов, выход на мировые рынки, создание различных форм интеграции с другими государствами и международными организациями в деле защиты миропорядка, защиту прав и законных интересов граждан государства, находящихся за гра­ницей, поддержание соотечественников (российской диаспоры), про­живающих в других странах.

Согласно Конституции РФ основные направления внешней поли­тики государства определяет Президент РФ. Он представляет госу­дарство в международных отношениях, ведет переговоры и подписы­вает международные договоры (их ратифицирует парламент), при нем аккредитируются иностранные дипломатические представители (они ему вручают свои верительные грамоты от глав других государств). Президент назначает министра иностранных дел, дипломатических представителей в другие государства и международные организации (после консультаций с комитетами парламента). Текущими внешне­политическими мероприятиями, связанными с деятельностью Прези­дента, занимается Управление Президента РФ по внешней политике, ведомство Протокола Президента РФ.

Меры по осуществлению внешней политики РФ обеспечивает Правительство РФ.Оно организует представительства РФ в ино­странных государствах и международных организациях, заключает межправительственные соглашения, исполняет международные дого­воры, руководит внешней торговлей и другими видами деятельности государства на международной арене.

Государственное управление в области международных отноше­ний осуществляетМинистерство иностранных дел РФ.Его возглав­ляет министр, непосредственно подчиняющийся Президенту РФ. Он ведет переговоры с официальными представителями иностранных государств, международных организаций от имени Президента и Пра­вительства РФ, подписывает международные документы без специ­альных на то полномочий, в силу своей должности. Министерство разрабатывает общую стратегию внешней политики и представляет ее Президенту, реализует внешнеполитический курс государства, коор­динирует международные связи субъектов РФ (последние могут уч­реждать свои представительства за рубежом, являющиеся частью представительств МИД России, могут заключать международные со­глашения, но не по политическим вопросам). Министерство диплома­тическими средствами обеспечивает защиту суверенитета Российской Федерации, интересов государства, прав и интересов российских граждан и юридических лиц за рубежом, сотрудничество с другими государствами и международными организациями. Деятельность Ми­нистерства иностранных дел РФ охватывает все стороны отношений России с иностранными государствами и международными организа­циями: политические, экономические, культурные. МИД России яв­ляется главным координатором внешней политики государства, все другие органы обязаны согласовывать с ним свои мероприятия на международной арене.

В стране пребывания Российскую Федерацию представляет по­сольство,которое является государственным органом внешних сноше­ний. Посольство возглавляет Чрезвычайный и Полномочный посол, назначаемый Президентом РФ, но работающий под руководством МИД России. Посольство информирует органы власти о внешней и внутренней политике страны пребывания, участвует в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации с этой страной, поддерживает постоянные контакты с органами власти стра­ны пребывания, осуществляет координацию деятельности и контроль за работой находящихся в стране пребывания посольства российских делегаций, государственных учреждений и предприятий, групп специ­алистов. При посольствах действуют представители других минис­терств, органов по руководству экономикой, представители некото­рых субъектов РФ.

При посольствах существуют консульские отделы.Консульские учреждения могут открываться также в крупных городах, морских портах. Основные задачи консульства — защита интересов РФ, ее граждан, учреждений в стране пребывания. Консульские учреждения не занимаются внешнеполитической деятельностью. Они содейству­ют развитию экономических, научных, культурных связей РФ с госу­дарством пребывания, оказывают содействие учреждениям, морским и воздушным судам, ведут учет российских граждан, постоянно или временно находящихся в стране, выполняют нотариальные действия, совершают акты гражданского состояния.

Есть и другие органы, занимающиеся внешними связями, напри­мер межведомственная комиссия РФ по взаимодействию с НАТО.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...