Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Положения адаптивного физического воспитания

Содержание дифференциально-интегрального подхода в организации педагогической системы АФВ составляют следующие положения:

1. В основе педагогической системы коррекции должен быть положен принцип соотношения сроков начала развития двигательной сферы (… их смещения относительно возрастной нормы) с результатом особенностей характера компенсаторного формирования.

2. Объективная оценка функционального состояния организма инвалида и резервных возможностей его функциональных систем (ЦНС, ССС, дыхательной, мышечной и т.д.)

3. Воздействие системы педагогических факторов (средства, методы, формы организации занятий физическими упражнениями, полная структура физической нагрузки – мощность объём, направленность, время однократного воздействия физической нагрузки, интервал отдыха, характер отдыха) в коррекционном процессе должно быть направлено локально на восстанавливаемую двигательную функцию или развиваемую функциональную систему организма. В связи с этим объём применяемых физических нагрузок должен быть объективно оптимальным.

4. Интегральный эффект от коррекции двигательной сферы инвалидов и развитии их адаптационных возможностей дожжен быть только результатом суммы функциональных оптимумов лимитирующих систем, достигнутых дифференциальным воздействием системы педагогических факторов.

Общие дидактические принципы

Принцип сознательности и активности.

Сущность этого принципа заключается в подготовке к сознательному и активному использованию физических упражнений в жизни человека с нарушениями в развитии. Важной стороной АФВ является формирование понимания цели и пользы занятий физическими упражнениями, осознания жизненной потребности в них, стимулирования мотивов этой деятельности.

Для этого в практической работе нужно соблюдать следующие требования:

1) Объяснять назначение каждого нового физического упражнения.

2) Приспосабливать техники изучаемых упражнений к реальным возможностям занимающихся, с опорой на сохранные функции.

3) Оказывать внимание каждому ученику, оценивать, поощрять даже малейшие успехи занимающихся.

4) Формировать умения анализировать свои мышечные ощущения.

5) Основывать обучение на личном примере, быть оптимистичным и показывать профессиональную компетентность.

 

Принцип доступности.

Принцип требует соблюдения следующих правил:

- знать возрастные особенности занимающихся;

- изучать и учитывать индивидуальные особенности занимающихся;

- соблюдать правила («от известного к неизвестному», «от лёгкого к трудному» и др.).

Принцип наглядности.

Этот принцип имеет большое значение при изучении новых физических упражнений. Наглядность в процессе обучения обеспечивается, в первую очередь, демонстрацией отдельных упражнений или техники отдельных элементов возможно в более совершенном исполнении. Специфичным содержанием принципа наглядности при обучении физическим упражнениям является создание у занимающихся точных и полных представлений об изучаемых движениях.

Чтобы обеспечить наглядность в обучении, следует руководствоваться следующими правилами:

- определить, какая педагогическая задача должна быть решена средствами наглядности;

- организовать восприятие движений с помощью разных органов чувств;

- применяя средства наглядности, учитывать предыдущий двигательный опыт и знание занимающимися физических упражнений;

- заранее продумать активное и сознательное восприятие нового учебного материала;

- использовать непосредственную и опосредованную демонстрацию как средство исправления двигательных ошибок у занимающихся.

Принцип систематичности.

Формирование двигательных навыков у инвалидов происходит в соответствии с закономерностями условно-рефлекторной деятельности. Известно, что условные рефлексы носят характер временных связей. Они угасают или даже совсем исчезают в тех случаях, когда не повторяются условия, их породившие. Поэтому всякие непредвиденные перерывы в занятиях, как и недостаточная дозировка (повторность) упражнений в каждом из них, нежелательны, так как занимающиеся теряют способность чётко выполнять отдельные двигательные действия, хуже согласовывают их, утрачивают так называемое мышечное чувство пространства и времени в условиях двигательной деятельности.

Но подготовка занимающихся инвалидов не может быть сведена к хаотическому повторению различных упражнений. Она представляет сложную систему взаимообусловленных средств и методов обучения двигательным качествам.

Принцип прочности.

Прочность отдельных навыков играет важную роль в дальнейшем изучении новых видов двигательной деятельности, когда вследствие ряда обстоятельств недостаточно упроченный навык расстраивается, возникают условия формирования двигательных ошибок. Необходимыми условиями выработки прочного навыка являются: сознательное его усвоение (чем с большей сознательностью навык формируется, тем прочнее он закрепляется); многократное систематическое повторение освоенного материала (благодаря чему создаются предпосылки для более эффективного усвоения новых упражнений, для сохранения силы, гибкости, быстроты и выносливости), так называемое попутное повторение.

Для реализации в АФВ принципа прочности следует руководствоваться следующими правилами:

- не переходить к изучению новых упражнений, пока не будет основательно изучен текущий материал;

- включать в занятия ранее изученные упражнения в новых сочетаниях и вариантах;

- повышать интенсивность и длительность выполнения освоенных упражнений;

- систематически вести учёт успеваемости и оценивать достижения занимающихся, проводить нормативные и разрядные испытания, соревнования и выступления.

Принцип дифференциально-интегральных оптимумов.

От латинского - optimum – наилучшее.

Следовательно, оптимумы в АФК – это совокупность наиболее благоприятных условий для возможно более полной реализации нарушенных функций.

Применение физических нагрузок различного содержания в профилактических и коррекционных целях, должно строиться на основе глубокого знания специалистом функционального состояния нервно-мышечной системы инвалидов. Знание закономерностей функционирования нервно-мышечной системы в условиях двигательной деятельности обеспечит применение оптимальных локальных и интегральных физических нагрузок.

Эффективность применения педагогических факторов оптимального уровня воздействия реализуется в двух основных педагогических аспектах:

1-й аспект – компоненты физической нагрузки;

2-й аспект – качественные изменения в результате оптимальной мощности педагогических факторов

 

С учётом вертикального роста оптимальных морфологических и функциональных сдвигов в организме занимающихся физическими упражнениями можно определить четыре метода:

- метод оптимального сочетания максимальной и околомаксимальной мощности и полного объёма повторений;

- метод оптимального сочетания субмаксимальной мощности и среднего, а также малого объёма повторений;

- метод оптимального сочетания большой и средней мощности и соответственно большого и субмаксимального объёма повторений;

- метод оптимального сочетания малой мощности и максимального объёма повторений;

Механизм работы дифференциально-интегральных оптимумов.

1) Оптимальный уровень воздействия силы физических нагрузок различного содержания и воздействия.

2) Формирование фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, развитие функционального потенциала.

3) Качественные изменения в организме человека.

Через развитие системы основных двигательных качеств формируется интегральный эффект в достижении функционального резерва организма.

Таким образом, применение физических нагрузок различного содержания в профилактических, коррекционных и тренировочных целях двигательной сферы инвалидов должно реализовываться специалистом на основе руководства следующими закономерностями:

- глубокое знание функционального состояния нервно-мышечной системы инвалидов;

- физические нагрузки различного характера, применяемые локально и интегрально в профилактике и коррекции двигательной сферы инвалидов, в каждый момент проведения занятий должны быть оптимальными, с учётом функционального состояния их нервно-мышечной системы и системы внутренних органов;

- вертикальный рост коррекционного эффекта двигательной сферы инвалидов должен строиться только при наличии объективного методического обеспечения в форме горизонтально расположенных дифференциальных оптимумов, реализация которых в перспективе обеспечивает формирование интегрального эффекта в двигательной подготовке инвалидов (А.В. Царик, 2000).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...