Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплексное соц.-эк. развитие муницип. образов-я.

Эф-ть реализации стратегич. целей и приоритетов соц.-эк. развития области в определяющей степени зависит от выбранной системы упр-я, т.е. инструментария, посредством кот. исполнит. органы власти региона будут реализовывать намеченное.

Одна из важнейших фун-й упр-я - планирование. С неё начинается процесс упр-я, от полноты ее реализации зависит рез-т деяте-ти. Именно планир-е позволяет обеспечить целенаправленность упр-я и баланс отраслевых, региональных, фед-х и местных интересов.

Отечествен. и зарубежн. опыт развития позволяет утверждать, что в рын. усл-х хозяйств-я наиболее адекватным механизмом реализ-и стратегич. целей и приоритетов региональн. развития следует рассматр-ть орг-цию индикативного планир-я. Остановимся на осн-х компонентах этой системы (рисунок).

1-ый ур-нь составляет подсистема стратегич. упр-я. Механизм реализации подсистемы - разработка стратегии соц.-эк. развития обл. и соответствующих ее реализации индикативных показат-й.

Рис. Многоуровневая система соц.-эк. развития региона

Утверждение Законодательным Собранием Стратегии соц.-эк. развития Вол. обл. до 2010 г. позволит говорить о реализации стратегич. планир-я как наиболее адекватного инструмента упр-я в усл-х рын. эк-ки.

Стратегич. планир-е соц.-эк. развития региона основа среднесрочн. и краткосрочн. gланир-я. =>

2-ой ур-нь – подсис-ма такти­ческого упр-я, охватывающая среднесрочн. период развития (до 4 лет). В рамках этой подсистемы реализуются стратегич. цели и приоритеты, выработанные на 1-ом уровне.

Важнейшими механизмами реализации стратегич. целей и приоритетов развития => рассматривать разработку комплексных планов (программ) соц.-эк. развития области, целевых программ развития отраслей или решения наиболее острых проблем, орг-цию различных проектов.

3-й ур-нь - подсистема оперативного упр-я. Этот ур-нь направлен на выполнение тактич-х целей и задач развития. Он м/б реализован посредством разработки и выполнения планов (программ) соц.-эк. развития области на 1-н год.

Обратную связь и непрерывность процесса планир-я обеспечивает регулярно проводимый мониторинг.

Разработка комплексных планов (программ) соц.-эк. развития, целевых программ, орг-ция различных проектов, направленных на реализацию стратегич. целей и приоритетов развития, получила достаточно широкое распространение как в РФ, так и за рубежом. ФЗ «О гос. прогнозир-и и программах соц.-эк. развития РФ» также опр-ет важнейшим механизмом реализации долгосрочных направлений развития программу соц.-эк.развития.

Суть непрерывного планир-я заключается в разработке однго документа - комплексного плана (программы) соц.-эк. развития региона на 4 года. При этом 1-ый год рассматр-ся в плане (программе) детально, с месячной (квартальной) разбивкой мероприятий и планируемых показателей, 2-ой год - более укрупненно, с полугодовой разбивкой меропр-й и показателей, 3-й и 4-й годы - в годовых параметрах. При подготовке плана (программы) на очередной год уточняются меропр-я на 3 ранее рассмотр-х года и дополняются меропр-ми на 4-ый год. Тем самым обеспечивается непрерывность и преемственноеть планир-я упр-я реализацией стратегий(таблица).

Год разраб-ки плана Планируемый период, год
1-й г. 2-й год 3-й год 4-й год    
  1-й г. 2-й г. 3-й г. 4-й г.  
    1-й г. 2-й г. 3-й г. 4-й г.

Т.О., предлагаемая система индикативного планир-я базируется на принципах стратегич. упр-я, оперативное упр-е осущ-ся с учетом сформированной стратегии развития и обеспечивается непрерывность и преемственность процесса упр-я и планир-я.

Принципиально важным для реализации Стратегии соц.-эк. развития обл. является орг-ция регулярного мониторинга Стратегии, т.е. специально организованной и постоянно действующей системы наблюдения, сбора инф-ции, контроля и оценки рез-тов.

Осн-я цель мониторинга Стратегии - обеспечение реализации и поддержание постоянной актуальности Стратегии соц.-эк. развития обл. В ходе мониторинга решаются задачи: стимулирование реализации Стратегии в целом и отдельных мер; оценка степени достижения выбранных целей и задач развития, достаточности ресурсов для этого и необходимости корректировки целей; оценка степени реализации мер, их уточнение и коррект-ка.

=>, орг-ция мониторинга необходима для того, чтобы не только оценить успехи, но и ускорить необходимые решения, своевременно внести коррективы, если запланированные действия не дают ожидаемых рез-тов. Т.е. мониторинг => рассматривать в кач-ве информационно-аналитической базы для: обоснования целей и приоритетов соц.-эк. развития региона; разработки прогнозов и планов развития; обоснования мер поддержки отдельных отраслей и предпр-й с учетом значения их успешного функционир-я для региона; разработки прогнозов и программ развития отдельных отраслей эк-ки; оценки результативности решения поставленных задач.

Мониторинг Стратегии включает три составные части:

1. Мониторинг внеш. среды региона - базируется на исследовательской работе по изучению ситуации в отраслях, соседних регионах, стране и мире.

2 Мониторинг общих рез-тов реализации Стратегии. Базируется на анализе статистики и важнейших обобщающих (интегральных) показателей. Это позволяет оценить степень продвижения по выбранным стратегич. направлениям к гл. цели.

3. Мониторинг реализации мероприятий - базируется на отчетности рабочих и тематических групп по 3 составляющим: а) продвижение мер; б) эффект от реализации; в) активность рабочей группы.

Объединение итогов мониторинга по 3-м направлениям в сводном отчете позволяет осущ-ть мониторинг актуальности и адекватности стратегии, делать выводы о необходимости ее корректировки. Этим гарантируется постоянное обновление Стратегии соц.-эк. развития региона и стимулируется ее реализация.

Реализация стратегич.приоритетов потребует значительных ресурсов, важнейшими из кот.х выступают фин. ресурсы области (совокупность денеж. средств, кот. располагают органы гос. власти региона), поэтому в качестве механизма реализации следует рассматривать и бюджетный механизм. Важнейшими направлениями формирования бюджетного механизма должны стать: орг-ция перспективного бюджетного планир-я; учет приоритетов развития региона, т.е. первоочередное финансир-е приоритетных направлений развития области; формир-е (за счет внутр. и внеш. заимствований на инвестиц-е цели) бюджета развития обл.; повышение устойчивости бюджета.

Приоритетные направления соц.-эк. развития области м/б реализованы, если региональные власти, предпринимательские структуры, обществ-е орг-ции, население принимают на себя определенные обязательства по реализации намеченного, т.е. в случае орг-ции эф-го взаимодействия всех структур на территории региона. В связи с этим усилия органов власти д/быть направлены на поиск адекватных эк-х и организационных механизмов, обеспечивающих повышение эф-ти взаимодействия.

Стратегич. планирование - особый вид деятельности, по плановой разработке стратегических решений, предусматривающих достижение таких целей, реализация которых обеспечит эффективное функционирование в долгосрочной перспективе и быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

Стратегический план - комплекс документов, включающий стратегию и блок документов по их реализации, т.е. набор стратегических программ и план мероприятий структурных подразделений местной власти.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...