Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система скидок как инструмент стимулирования продаж

Чрезвычайно полезным и гибким инструментом маркетинговой политики любой фирмы может и должна быть система скидок с цен. Родившись из традиционного для любого базара обычая снижения запрашиваемой цены для покупателя, который берет больше товара, ныне практика установления скидок стала чрезвычайно изощренной, а набор типов скидок — весьма разнообразным.

По своей коммерческой природе скидка может быть одного из двух типов (рис. 12.1):

1) плановая скидка;

2) тактическая скидка.

Как видно на рис. 12.1, плановые скидки формируются за счет общей суммы накладных расходов и обычно настолько замаскированы, что иногда их так и называют — “замаскированные”. Именно к такого рода скидкам можно отнести организацию фирмой-производителем рекламы своей продукции с указанием списка торговых фирм, которые этой продукцией торгуют. Тем самым фирма-производитель реально экономит средства своих дилеров на рекламу ими своих торговых названий, что по экономической природе равнозначно предоставлению им дополнительной скидки.

Рис. 12.1. Источники различных типов скидок в структуре цены

Остальные типы скидок можно отнести к категории тактических. Их объединяет экономический источник — прибыль, а также общая задача — создание дополнительных стимулов для покупателя совершить покупку. Как легко понять, глядя на рис. 12.1, использование тактических скидок ведет к снижению реальной цены приобретения товара и соответственно к увеличению премии покупателя. Как мы уже говорили ранее, эта премия представляет собой разницу между экономической ценностью товара для покупателя и ценой, по которой ему этот товар удалось купить.

К основным типам тактических скидок можно отнести:

1) скидки за большой объем закупок (некумулятивные, кумулятивные и ступенчатые);

2) скидки за внесезонную покупку;

3) скидки за ускорение оплаты;

4) скидки для поощрения продаж нового товара;

5) скидки при комплексной закупке товаров;

6)скидки для “верных” или престижных покупателей. Рассмотрим каждый из типов скидок более детально.

Ценовая дискриминация - установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками; продажи одинаковых товаров разным покупателям одной и той же фирмой осуществляются по разным ценам и при этом различия в цене не обусловлены различиями в издержках или качестве товара. Цель любой ценовой дискриминации состоит в том, чтобы перевести потребительский излишек в прибыль фирмы.

Условия эффективной ценовой дискриминации - условия, при которых ценовая дискриминация способствует росту прибыли фирмы. К ним относятся: наличие в фирмы рыночной власти; способность фирмы отделить одну группу потребителей от другой в соответствии с разной готовностью потребителей платить за товар; Способность фирмы исключить арбитраж - перепродажу товара со стороны потребителей, покупающих его по низкой цене, потребителям, покупающим его по высокой цене.

Разновидности ценовой дискриминации:

· Совершенная ценовая дискриминация (первый тип дискриминации) - ценовая политика, которая позволяет фирме заставить всех покупателей платить за товар в размере максимальной готовности платить.; практика взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, то есть максимальной цене, которую покупатель готов заплатить. При совершенной ценовой дискриминации производитель забирает себе весь потребительский излишек.

· Ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки (второй тип ценовой дискриминации) - ценовая политика, используемая тогда, когда фирма знает, что существует несколько типов потребителей, но она не в состоянии различить каждый тип. Характерными чертами дискриминации второго типа являются: снижение средней цены товара с ростом объема продаж; самостоятельный отбор потребителей; изменение цены, в зависимости от объёмов потребления. При этом продавец устанавливает несколько тарифов, а покупатель сам выбирает подходящий ему тариф. При установлении тарифов целью продавца является забрать максимальную часть потребительского излишка.

· Ценовая дискриминация по группам потребителей (третий тип дискриминации) - ценовая политика , при которой по отношению к каждой группе потребителей назначаются различные цены;Продажа одного и того же товара разным категориям потребителей по разной цене. Например, скидки пенсионерам и студентам. Или, например, продажа товара, мало отличающегося по своим потребительским свойствам, по значительно отличающимся ценам. Например, эконом- и бизнес-класс в авиаперевозках.

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

76. Национальная экономика как хозяйственная система страны. Совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы. Основные понятия и показатели.

Национальная экономика — это структурированная в отраслевом и региональном пространствах экономическая деятельность в масштабах страны, регулируемая институциональной системой, отвечающей складывающимся в этой стране экономическому, политическому (государственному) и идеологическому (общественному) порядкам.

Объект изучения национальной экономики (экономики страны, ее национального хозяйства) может быть определен как совокупность производительных сил, производственных (экономических) отношений, социокультурных традиций ведения хозяйства и влияющих на особенности экономического роста страны.

1.1 Цели национальной экономики Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности. Кроме нее перед национальной экономикой ставятся и др. цели: 1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов. 2. Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не "замораживание" их на длительный период, а плановое регулируемое изменение. 3. Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты — величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо. 4. Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии.

 

Национальная экономика представляет собой взаимосвязь условий производства и его результатов и формируется как единый хозяйственный организм с взаимосвязанными внутренними процессами, как единая экономическая система страны. Национальная экономика как единая система сложилась на определенном уровне развития производительных сил, при достаточной глубине разделения труда и соответственно обмене продуктами труда между отдельными участниками процесса производства, распределения, обмена и потребления. Именно эти процессы превращают экономику страны в единую хозяйственную систему, которая и является предметом национальной экономики.

Формирование национальных экономик начинает набирать силу в эпоху промышленной революции, на основе которой возникло массовое производство со свойственной ему глубокой специализацией и кооперацией производства. Именно эти процессы сделали зависимыми друг от друга работающие самостоятельно предприятия и отдельные регионы и привели к образованию феномена «национальная экономика».

По мере экономической эволюции значение естественных условий жизни страны перестает быть всецело определяющим, так как повышается роль так называемых приобретенных преимуществ. Именно они все больше начинают определять хозяйственный потенциал развития. Поэтому многие теоретические школы связывают особенности экономического развития различных стран с достигнутым уровнем производительных сил. К. Маркс выдвинул гипотезу о соответствии производственных отношений уровню и характеру производительных сил и на ее основе выделил способы производства, формации.

Уровень развития национальной экономики, определяющий ее положение в мировой экономической системе, оценивается степенью использования национального богатства для обеспечения высокого уровня качества жизни населения, национальной безопасности и конкурентоспособности страны на международных рынках товаров, услуг и капиталов.

Толкование термина «национальная»

Существуют два подхода к определению нации:

1) исторически сложившаяся форма общности людей;

2) страна, государство.

Толкование термина «экономика»

В современном мире существуют три трактовки понятия экономики:

• совокупность производственных отношений;

• хозяйство (или его часть — отрасли и виды производства) района, страны, группы стран или всего мира;

• отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

Тогда национальная экономика — это народное хозяйство страны.

Толкование термина «отраслевое пространство»

в составе национальной экономики возникают совокупности предприятий, выпускающих продукцию сходного экономического назначения, использующие сходную технологию и ресурсы. Такие совокупности принято называть отраслями.

Толкование термина «региональное пространство»

Любое отраслевое подразделение представляет собой совокупность предприятий (производств), расположенных на территории страны. При этом территориальное размещение этих производств большей частью неравномерно. В одних регионах преобладают, например, предприятия машиностроения, в других — горнодобывающей промышленности, в третьих — сельскохозяйственного производства и т. п. Это обусловлено различными факторами: наличием ресурсов, историческими тенденциями, стратегическими (геополитическими) целями государства, условиями предпринимательской деятельности и др.

Институциональная система

Экономическая деятельность в любой стране совершается в соответствии с определенными нормами и правилами, принятыми в стране и мировом сообществе. Эти правила и нормы, укоренившиеся в обществе, принято называть институтами. Институты, получившие законодательную основу, называют формальными, а институты, базирующиеся на неписаных законах (каковы обычаи, традиции, морально-этические нормы поведения, религиозные убеждения), называют неформальными. Совокупность действующих в стране формальных и неформальных институтов составляет институциональную среду, в условиях которой ведется любая, в том числе и экономическая, деятельность.

Экономический, политический и идеологический порядки

Экономический порядок отражает принципы взаимоотношений между экономическими агентами, а также взаимоотношений этих агентов с государством (редистрибуция, рыночные отношения, смешанная экономика), возникающих в процессе производства и обмена материальных и нематериальных благ. Если рестрибутивная экономика базируется на жесткой регламентации поведения экономических агентов в рамках директивных государственных планов и стимулирует только безоговорочное их выполнение, то в основе рыночных отношений лежит принцип конкуренции экономических агентов, а на более высоком уровне развития этих отношений — принцип интеграции агентов в различного рода интегрированные бизнес-группы (ИБГ).

 

В мировой практике для характеристики результатов хозяйствования в экономике страны принято выделять следующую систему макроэкономических показателей (параметров);

– валовой общественный продукт – ВОП;

– национальный доход – НД;

– конечный продукт – КП;

– промежуточный продукт – ПП;

– валовой внутренний продукт – ВВП;

– валовой национальный продукт – ВНП;

– добавленная стоимость – ДС;

– чистый национальный продукт – ЧНП.

Наиболее обобщающим, синтетическим показателем, характеризующим процессы производства, распределения, обмена, потребления и накопления в условиях перехода страны к рынку, выступает валовой общественный продукт (ВОП).

ВОП– сумма валовой продукции отраслей материального производства хозяйственной системы страны, произведенной в этих отраслях за определенный период времени (год, пятилетие, десятилетие и т.д.).

НД– часть ВОП, представляющая собой вновь созданную стоимость и определяемая как разность между суммой валовой продукции отраслей материального производства страны и величиной материальных издержек, потребленных в процессе изготовления продукции.

Создавая чистую продукцию в том или ином хозяйственном периоде, одни отрасли сферы материального производства производят продукцию в натурально-вещественной форме, а другие – лишь увеличивают стоимость произведенной продукции, продолжая процесс производства, но, не создавая продукции в натурально-вещественной форме.

К числу первых отраслей, например, относятся: промышленность, строительство, сельское хозяйство, к числу вторых – грузовой транспорт и связь (в части обслуживания процесса производства), торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт и др.

КП – конечный продукт– часть ВОП, непосредственно используемая на общественное и личное потребление, производственное и непроизводственное накопление, возмещение выбытия и капитальный ремонт основных фондов страны с учетом экспортно-импортного сальдо.

Как видно, показатель КП близок по своему значению к величине показателя произведенного НД. Но отличается от последнего на размер потерь, имеющих место в национальном хозяйстве, и величину экспортно-импортного сальдо (используемый НД). Потери связаны с вымерзанием посевов, ущербом от стихийных бедствий, с хранением продукции и товаров, их транспортировкой и т.п.

Практический смысл выделения этих двух показателей воспроизводственного процесса состоит в том, что величины произведенного НД и КП колеблются в пределах плюс-минус 3–5% и зависят от особенностей воспроизводства в каждом конкретном периоде, внешнеполитических условий и т.д.

ПП – промежуточный продукт– часть ВОП, расходуемая на возмещение потребленных в процессе материального производства предметов труда.

Показатели ВНПи ВВПхарактеризуют конечные результаты экономической деятельности в отраслях как производственной, так и непроизводственной сферы экономики страны. Они позволяют расширить и углубить анализ воспроизводственного процесса в национальной экономике на основе международных сравнений. Между этими показателями существуют определенные отличия, хотя имеется и много общего.

ВНП предназначен для:

– отражения общих конечных результатов экономической деятельности в стране;

– характеристики взаимосвязанных процессов воспроизводственного процесса, процесса производства материальных благ, работ, услуг, распределения доходов, конечного использования национальных и привлеченных внешних ресурсов.

ДС – добавленная стоимость – стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и отражающая реальный вклад предприятия в создание стоимости конкретного продукта, работ, услуг. ДС – это заработная плата, прибыль и амортизация предприятия (основных фондов), исчисляемые за соответствующий период времени. Рассчитанный в целом по стране размер ДС также относится к числу важнейших макроэкономических показателей развития национальной хозяйственной системы страны.

ЧНПчистый национальный продукт – наиболее точный измеритель итогов хозяйствования в национальной экономике страны. Это объясняется тем, что ЧНП не включает в себя размер:

– годового объема амортизации основных фондов, участвующих в создании продукции, работ и услуг в национальной экономике;

– косвенных налогов.

Таким образом, ЧНП отражает общий объем производства товаров, работ и услуг, который потребляется во всех секторах национальной хозяйственной системы.

ЧНП показывает также объем дохода поставщиков экономических ресурсов за предоставленные им землю, рабочую силу, капитал, предпринимательские способности, с помощью которых создается ЧНП и осуществляется нормальный воспроизводственный процесс в национальной хозяйственной системе. см. далее в 6 билете.)

 

Валовый внутренний продукт (ВВП) - представляет суммарную рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране за год. Он характеризует экономическую силу страны.

Валовый национальный продукт (ВНП) - включает в себя сумму конечных товаров и услуг, произведенных национальными товаропроизводителями, экономическими агентами, действующими как стране так и за рубежом.

2 вида ВНП:

номинальный ВНП - выражающийся в текущих ценах;

реальный ВНП - стоимость конечного продукта, выраженная в сопоставимых ценах.

Отношение номинального ВНП к реальному называется дефлятором ВНП.

Чистый национальный продукт: ЧНП

ЧНП = ВНП - Амортиз.отчисленная

Национальный доход : НД

НД = ЧНП - косвенные налоги

Произведенный НД— это весь объем вновь созданной стоимости товаров и услуг;

Использованный НД — это произведенный НД за вычетом потерь от бедствий, ущерба при хранении и т.д. и внешнеторгового сальдо.

В российской практике НД разбивается на два фонда: фонд потребления — часть НД, обеспечивающая удовлетворение материальных и культурных потребностей населения и потребностей общества в целом (оборона, управление государством, образование и т.д.) и фонд накопления— часть НД, обеспечивающая развитие.

Личный доход: ЛД

Совокупность всех доходов, которые получат граждане страны. Сюда входят и все социальные выплаты из бюджета.

Располагаемый доход: РД

РД= ЛД - подох.налог

Для оценки развития страны используются два показателя:

- индекс развития человеческого потенциала (продолжение жизни, уровень образования и т.д.)

- национальное богатство ( накопленные ресурса, оценка человеческого капитала)

 

77. Основные макроэкономические пропорции. Их назначение и использование. Значение национального счетоводства в национальной экономической системе.

Национальная экономика — это структурированная в отраслевом и региональном пространствах экономическая деятельность в масштабах страны, регулируемая институциональной системой, отвечающей складывающимся в этой стране экономическому, политическому (государственному) и идеологическому (общественному) порядкам.

В национальной экономике любой страны существуют определенные количественные соотношения между разными отраслями и сферами общественного производства.

Такие соотношения называют макроэкономическими пропорциями (МЕП).

Макроэкономические пропорции — это количественные соот­ношения между различными подразделениями и сферами обще­ственного производства, отраслями, территориально-производствен­ными частями национальной экономики. Каждый тип националь­ной экономики имеет свои особенности формирования пропорций. В планово регулируемых национальных экономиках они устанав­ливаются централизованно, в рыночных—на основе спроса и пред­ложения, в смешанных — рынком с учетом регулирующего воздей­ствия государства.

Пропорции меняются под влиянием НТП, избранного направления экономического роста (экстенсив­ного или интенсивного), изменений потребностей народного хозяй­ства, складывающихся экономических условий развития обществен­ного производства и других факторов.

Макроэкономические пропорции образуют систему. В ней мож­но выделить следующие виды пропорций:

· общеэкономические — между наиболее крупными сферами национальной экономики, например, производством и потреблени­ем, потреблением и накоплением, материальным и нематериальным производством и др.;

· межотраслевые — между отраслями промышленности, сель­ского хозяйства и др.;

· внутриотраслевые—между взаимосвязанными производства­ми внутри одной отрасли, например выпуском чугуна и стали в ме­таллургии, тракторов и комбайнов в сельскохозяйственном маши­ностроении и т. п.;

· территориальные— общеэкономические, меж- и внутриотрас­левые, рассматриваемые в границах определенной территории;

· межгосударственные — между отдельными государствами на основе международного разделения труда.

Макроэкономические пропорции можно также классифициро­вать по форме отображения: натурально-вещественные, стоимост­ные, распределения трудовых ресурсов. Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных видов продукции.

Стоимостные пропорции показывают соотношения между от­дельными элементами стоимости ВНП: денежной выручкой, доходами в сферах материального и нема­териального производства, доходами предприятий, государства и населения. Пропорции распределения трудовых ресурсов характе­ризуют соотношения трудовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферами, городом и деревней, отдельными отраслями и регионами и т. п. Изменения в распределении трудо­вых ресурсов обусловлены демографическими причинами, струк­турной и инвестиционной политикой, кризисными явлениями в эко­номике и другими факторами.

Среди множества синтетических и частных макроэкономических пропорций особый интерес представляют:

– пропорции в развитии совокупного спроса и совокупного предложения;

– пропорции в развитии добывающих и обрабатывающих отраслей национальной экономики;

– территориальные пропорции развития национальной экономики.

Материальное производство определяется определенными экономическими взаимозависимости или пропорциями между различными секторами экономики страны. Пропорциональность является необходимым для производства, которое базируется на общественном разделении труда. Специфической чертой установление и поддержание пропорций в рыночной экономике является равновесие материально-вещественных, стоимостных и денежных факторов. Это означает необходимость поддержания стоимостных пропорций между платежным спросом и предложением товаров, количеством денег в обращении и товарной массой »установление стоимостных пропорций обмена и т.д. Пропорции, всесторонне влияют на воспроизведение, можно разделить на: 1. Общеэкономические: · соотношение между различными показателями системы национальных счетов; · соотношения между I и II подразделениями общественного воспроизводства; · соотношения между сферой материального и нематериального производства; · соотношение между платежеспособным спросом и предложением; · соотношение между доходами и расходами государственного бюджета; кредитно-денежная сбалансированность; · относительное равенство спроса и предложения на рынке рабочей силы2. Межотраслевые: · между промышленностью и сельским хозяйством; · добывающей и перерабатывающей промышленностью; · отраслями, которые производят и используют средства производства. 3. Производственные: · соотношение между отраслями, связанными технологическим процессом; · соотношение между взаимозаменяемыми видами продукции и т.д. · Территориальные. · Межгосударственные. В современной экономической системе существует много видов рынков (предметов потребления, средств производства, платных услуг, рабочей силы, капиталов, валюты, денег, ценных бумаг, научно-технической информации, недвижимости), которые действуют и по общим для всей системы объективными законами , и по законам, присущими лишь определенном рынке. Все сегментную рынки тесно связаны и взаимодействуют между собой и национальным рынком. Совокупность сегментных рынков во взаимодействии формирует в пределах национального рынка определенные народнохозяйственные пропорции. Основными элементами механизма достижения сбалансированности всех видов пропорций являются: широкомасштабное вмешательство государства в процесс воспроизводства; рыночное регулирование посредством механизма конкуренции; корпоративная планомирнисть, максимальное применение ПК, маркетинга. Эти три элемента механизма регулирования экономики тесно связаны, взаимодействуют и взаемопроникають

Национальное счетоводство - это, с одной стороны, система национальных счетов (СНС), с другой - один из важнейших инструментов государственного регулирования макроэкономических процессов.

Система национальных счетов основана на бухгалтерском принципе двойной записи и представляет собой совокупность балансовых таблиц, отражающих в агрегированном виде движение товаров и доходов между основными участниками общественного производства, процесс накопления в масштабах государства и уровень национального богатства.

Роль национального счетоводства в экономической жизни общества огромна. Объясняется это тем, что, являясь на первый взгляд, чисто описательным инструментом, национальное счетоводство позволяет не только познать, но и прогнозировать различные комбинации экономических агентов, функций и операций, определяющих экономические равенства (сбалансированность) в общественном хозяйстве.

Эта роль национального счетоводства обусловлена функциями, которые призвана выполнять данная категория. Л.Столярю, выделяет следующие функции СНС:

1) экономической политики;

2) экономического прогнозирования;

3) оценки уровня жизни различных групп населения и сравнения его с уровнем жизни других стран;

4) связи экономической теории с практикой.

Первые две функции - основные, так как описываемая в национальных счетах экономическая деятельность позволяет облегчить экономические действия государства в настоящем и будущем. Определение налоговых поступлений и государственных расходов содействует разработке мероприятий экономической политики, тогда как межотраслевые и межсекторные сравнения материальных затрат на производство продукции облегчают экономическое прогнозирование. Вторые две функции - более конкретные. Последняя из них позволяет испытать некоторые гипотезы и теоретические концепции на реальном развитии, отраженном в счетах за определенный период времени.

 

78. Рыночные структуры в национальной экономике, специфика их формирования и функционирования.

Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д.

Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта.

Наличие развитой рыночной структуры является обязательным условием нормального функционирования рыночной экономики страны.

Рынок имеет сложную структуру, и рыночные отношения происходят на рынках различного типа.

На рынке потребительских товаров выступают товары повседневного спроса (еда, одежда). Покупателями выступают домохозяйства, продавцами -предприятия.

На рынке земли осуществляется торговля земельными участками, жилыми и нежилыми зданиями. Под землей как ресурсом понимается не только сама земля, но и природные богатства, находящиеся на земле и в ее недрах.

На рынке труда покупатели предлагают рабочие места, а продавцы – рабочую силу. Спрос и предложение на рынке рабочей силы во многом зависят от цены на предлагаемый товар. Здесь действует закон спроса и закон предложения. Доходы от трудовой деятельности составляют 80% национального дохода.

Рынок капитала существует в двух формах: денежной и вещественной (инвестиционный продукт). Под рынком капитала понимают инвестиционные средства в денежной форме, которые впоследствии могут быть использованы для приобретения инвестиционных товаров. Спрос и предложение на капитал проявляются и на кредитно-финансовых рынках.

Рынок потребительских товаров в настоящее время представлен широким ассортиментом, насыщен товарами. Проблема дефицита, очередей, талонов ушла в прошлое. Магазины приобрели оригинальный дизайн, увеличилось рабочее время. Все это свидетельствует о зрелости рынка потребительских товаров.

Недостатки рыночных структур. К недостаткам можно отнести преобладание импортных товаров. Это ведет к экономической зависимости страны. Девальвация рубля в 1998 г. увеличила цены на все импортные продукты.

Рынок инвестиционных товаров находится в сложном положении. Часть сырьевых ресурсов экспортировали за границу. В условиях экономического кризиса очень низок спрос на инвестиционные товары. А в той части, в которой он существует, спрос направлен в первую очередь на импортные товары.

На рынке недвижимости активно продаются (арендуются) помещения. Земельные участки пока практически не могут быть объектом купли-продажи. В этой отрасли распространение получила аренда производственных, жилых, офисных помещений.

На рынке труда серьезный перекос происходит со стороны спроса и со стороны предложения. Перестройка экономики требует изменений в занятости населения. Закрытие шахт, массовый уход в отставку военных требует масштабной переквалификации рабочей силы. Этот процесс претерпевает трудности из-за слабой мобильности рабочей силы. Люди, оставшиеся без работы где-нибудь на Севере, зачастую не имеют возможности вернуться в центральные районы страны. Проблемой является отсутствие информации о предлагаемых вакансиях.

Конкуренция – неотъемлемое условие развития рыночных структур. Ее признаки выражаются в том, что рынок:

1. не монополизирован государством или частной компанией;

2. юридически подкреплен законом, охраняющим права частной собственности;

3. предполагает многообразие форм собственности, где наряду с государственными функционируют частные и акционерные предприятия.

Структура рынка характеризует взаимосвязь и взаимодействие различных видов рынков (его элементов). Понятие структуры рынка характеризует основные отличительные черты рынка, в число которых входит:

· количество и размеры фирм;

· степень концентрации производства;

· степень дифференциации товаров различных фирм;

· наличие или отсутствие барьеров при входе и выходе с конкретного рынка;

· доступность рыночной информации и т.д.

Первоначально выделяется рынок совершенной, или свободной, и несовершенной конкуренции. Совершенная (свободная, чистая) конкуренция - экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Это свободное ценообразование, формирующееся в результате следующих условий функционирования рынка:

1. множество покупателей и продавцов;

2. высокая мобильность факторов производства;

3. отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

4. однородность (стандартность) продаваемой продукции;

5. равный доступ всех участников рыночных отношений к информации.

Перечисленные условия характеризуют идеальный рынок, который в чистом виде не существует. В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов был сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого может лишь благодаря внешнему вмешательству.

. Однако в целях упрощения анализа часто рассматривается именно этот вид рыночной структуры как основа или первый шаг исследования в понимании способа функционирования рынка.

Несовершенная конкуренция - отсутствие хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции. Виды несовершенной конкуренции представлены на рис. 2.1 [6].

Рис. 2.1. Формы несовершенной конкуренции.

Монополия - крайняя форма несовершенной конкуренции, при которой единственный продавец полностью контролирует производство товара на рынке. Она неизбежна в рыночной экономике - каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом. Монопо́лия — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п.

В силу объективных причин могут возникнуть:

· сырьевая монополия - наличие единственного месторождения полезного ископаемого или иного экономического ресурса;

· административная монополия - государственное регулирование в интересах общества экономического спроса некоторых товаров (алкоголь, оружие и т.д )монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа..);

· естественная монополия - производство продукции одной фирмой обходится дешевле обществу, чем двумя и более (коммунальные службы). вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирма<

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...