Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компоненты содержания темы « Многообразие живой природы. Охрана природы», 6 класс

(авт.коллектив под руководством В.В.Пасечника)

Знания   Умения Опыт творческой деятельности Опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности
Основ- ные поня- тия 1) работа с текстовой информацией разных видов; 2) выделять главную и избыточную информацию; 3) поиск и обработка информации из Интернета 1) сравните признаки 2) подготовьте сообщение 2) выявляйте зависимости 3) обсуждайте проблемы, связанные с …. Освоение правил поведения в природе, формирование экологической ответственности, любви к природе

Задание 2.Изучить примерную программу по биологии для 6 класса И.Н. Пономаревой. Разработать фрагмент рабочей программы по биологии для 6 класса – Раздел «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии».

Время выполнения задания: 60 минут. Оформите результаты в файле Word.

Критерии Оцен-ка
Планируемые предметные результаты являются детализацией образовательных результатов обучающихся 6 класса, обозначенных в примерной программе по биологии И.Н. Пономаревой +/-
Планируемые метапредметные результаты соответствуют образовательным результатам обучающихся 6 класса обозначенным в примерной программе по биологии И.Н. Пономаревой +/-
Формулировка результата соответствует требованиям к указанному виду результата +/-
Набор образовательных результатов учитывает актуальный уровень обучающихся по предмету +/-

При наборе 3 баллов из 4-х работа считается выполненной .

Тестовые задания для самопроверки

1. Биология изучается в следующих классах:

а) 5-11, б) 6-12, в) 6-11.

2.Главной целью биологического образования школьников является:

а)формирование всесторонне образованной и инициативной личности средствами учебного предмета «биология»;

б) передача школьникам научных знаний об окружающем мире;

в) формирование биологических умений;

г) ознакомление учащихся с основными методами биологической науки.

3. Дополните:

ФГОС представляет собой совокупность требований: к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации основной образовательной программы; к … … основной образовательной программы.

4. Установите соответствие:

 

Результаты освоенияООП Характеристика
1.Метапредметные А)готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
2. Предметные Б)Освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия
3.Личностные В)освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области

5. Основные компоненты содержания биологического

образования – это:

а) знания;

б) представления;

в) умения;

г) номенклатура;

д) опыт творческой деятельности;

е) опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности;

ж) цифры.

6. К теоретическим знаниям относятся:

а) описания;

б) знания о методах исследования биологической науки;

в) понятия;

г) закономерности;

д) факты;

е) теории.

7. Эмпирические знания – это …

а) выражение внешних особенностей предметов;

б) отражение внутренних связей и отношений;

в) понимание способов действий;

г) отражение причинно-следственных связей.

8. Знания – это …

а) способ деятельности, выполняемый автоматически, но под контролем сознания;

б) действия, освоенные в процессе выполнения упражнений;

в) это отражение внешнего мира, воспроизведение в языковой форме объективной действительности.

9. Какие группы требований устанавливает стандарт к результатам обучающихся?

а) личностные, предметные, метапредметные,

б) предметные, нравственные, идеологические, личностные,

в) личностные, предметные, общеобразовательные,

г) предметные, метапредметные, идеологические.


Глава 3. Формирование представлений, понятий и учебных действий

 

Тема 1. Формирование представлений.

 

Цель: усвоение приемов формирования представлений.

Опорные знания: сущность представлений, пути формирования представлений.

Представление –чувственно-наглядные образы объектов и явлений в сознании, памяти, которые в данный момент не воспринимаются органами чувств.

 

Представления памяти – образуются на основе непосредственного восприятия объекта или соответствующих наглядных пособий.

Представления воображения – это образы, которые создаются без непосредственного восприятия объекта, но в основе которых лежит действительность. Они возникают при чтении или слушании описаний предметов.

Наиболее полные и прочные представления создаются у учащихся тогда, когда средства наглядности используются в определенном сочетании. Например, при формировании представлений о конкретном природном объекте необходимо сочетание натуральных пособий с их схематическим изображением.

Каждому понятию в биологии соответствует определенное представление, поэтому при формировании понятий учителю следует опираться на четкие и яркие образы изученного.

Приемы формирования представлений:

· организация наблюдений в природе;

· использование различных наглядных пособий;

· рассказ учителя;

· чтение отрывков из художественной, научно-популярной и другой литературы.


Этапы формирования представлений:

1. Восприятие объектов и явлений, выделение в них частей и признаков, отбор наиболее существенных из них.

2. Воспроизведение по памяти или с помощью изображения образов объектов и явлений.

 

Задания для самостоятельной работы.

Задание 1. Разработать фрагменты уроков, где рассматривается формирование представлений различными приемами (указать класс, тему).

Задание 2. Разработать план организации наблюдений за культурными растениями.

Задание 3.Подготовить отрывок из научно-популярной литературы (для использования при изучении конкретной темы раздела «Животные»).

 

Тема 2. Формирование и усвоение биологических понятий.

Цель: усвоение главных условий и приемов формирования понятий в процессе обучения биологии.

Опорные знания: сущность понятия, пути формирования понятий, уровни усвоения биологических понятий.

 

Понятие – это форма логического мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения объектов и явлений.

Используют три способа образования понятий: индуктивное (выводное) обобщение, дедуктивный вывод их из известных теорий; традуктивный.

Индукция - тип умозаключений, который строится на последовательном переходе от обсуждения частных сторон предмета к его общему свойству. Например, при последовательном рассмотрении того, что зеленые растения используют энергию солнечного света и минеральные вещества, можно сформулировать вывод: растения обладают фотосинтезом.

Индуктивное образование понятий характерно для начального этапа обучения, основой которого служат обобщения опытных данных. Это понятия о строении и свойствах растений, животных, грибов, об условиях их существования, о чертах приспособленности к среде обитания, строении и свойствах человеческого организма и др. Индуктивно выводятся и более общие понятия: например, обмен веществ, деление клетки, экологические свойства организмов, эволюция систем органов у животных, филогенетические связи и т.п. При этом особое место принадлежит наблюдению объектов (натуральных или изобразительных), сравнению и обобщению наблюдений.

Индуктивный путь формирования понятий:

а) наблюдение объектов и явлений и определение их особенностей;

б) сопоставление особенностей;

в) обобщение главных особенностей и формулирование определения понятия;

г) работа с определением понятия, в котором можно выделить путем анализа существенные признаки, последовательность их изложения;

д) применение нового понятия на практике.

Дедукцию характеризует обратное движение мысли – от общего к частному. Например: растения обладают фотосинтезом, потому что имеют хлорофилл, с помощью которого на свету образуются органические вещества из углекислого газа и воды.

Уже на первом этапе обучения биологии вводится ряд абстрактных теоретических понятий (приспособленность, биоразнообразие, система живых организмов, царства), являющихся исходными для развития целостной системы теоретических знаний (организм, вид, род, семейство, эволюция, происхождение). Здесь же берет начало формирование общих теоретических понятий (видообразование, естественный отбор, борьба за существование, взаимоотношения организмов и среды, уровни организации жизни, биосистемы, экосистемы), которые для учащихся пока ещё абстрактны из-за малого количество известных им признаков, что осложняет их определение в школьных курсах биологии о растениях, животных и человеке. В то же время начало развития этих общебиологических понятий в данных курсах способствует в сравнительно короткое время накоплению знаний для более успешного формирования названных теоретических понятий.

Дедуктивный путь формирования понятий:

а) определение понятия;

б) усвоение признаков и связей понятия;

в) закрепление признаков и связей;

г) установление связей с другими понятиями;

д) проводятся упражнения в различении понятий.

Традукция – вывод идет от знания определенной степени общности к новому знанию, но на той же степени общности. То есть вывод идет от единичного к единичному, или от частного к частному, от общего к общему. Сформировав на каком-то этапе образовательного процесса конкретное понятие (например, половое размножение, бесполое размножение, вегетативное размножение), используют общее понятие, не углубляя его, для выведения новых понятий (например, при объяснении свойств разных растительных и животных организмов).

Большую роль в формировании и развитии биологических понятий играет сравнение. Сравнение – это сопоставление объектов в целях выявления черт сходства и различия между ними. Оно обеспечивает возможность применения анализа, то есть детального и сравнительного исследования свойств изучаемого предмета и явления. Вместе с тем сравнение с использованием анализа позволяет сформулировать обобщающий вывод (т.е. подводит к синтезу). Таким образом, сравнение является важнейшей предпосылкой к обобщению.

Накопление предшествующих (опорных) знаний — это одно из важных условий для определения (выведения) многих биологических, особенно экологических и эволюционных, понятий. Данное обстоятельство послужило основанием для выделения трех этапов в формировании и развитии понятий такого плана:

I. этап - накопление, развитие опорных знаний (фактов, соподчиненных понятий) как основных элементов содержания определяемого понятия;

II. этап - интеграция (синтез) элементов содержания и определение (выведение) на этой основе понятия;

III. этап - использование сформированного понятия как целостного знания по пути закрепления и дальнейшего развития (углубление, расширение, взаимослияние с другими или, наоборот, отдифференцировка).

Указанные этапы являются общими для формирования всех сложных биологических понятий.

 

Задание 1. Привести индуктивный и дедуктивный способы образования понятия «рефлекс».

Задание 2. Привести примеры простых, сложных, специальных, локальных и общебиологических понятий, развиваемых в разделе «Животные» («Зоология») (программа под руководством И.Н.Пономаревой).

Задание 3. По действующим программам и учебникам выявить последовательность формирования понятий «клетка», «организм» с 6 по 9 класс и заполнить табл. 3.

Таблица 3

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...